Научная статья на тему 'Локальные святые в испанском ретабло'

Локальные святые в испанском ретабло Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
140
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕТАБЛО / ЛОКАЛЬНЫЕ СВЯТЫЕ / ИКОНОГРАФИЯ СВЯТЫХ / ИСПАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ / ИСПАНСКАЯ СКУЛЬПТУРА / РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО / СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО / RETABLE / LOCAL SAINTS / SAINTS' ICONOGRAPHY / SPANISH PAINTING / SPANISH SCULPTURE / RELIGIOUS ART / MEDIAEVAL ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Прохорцова Мария Максимовна

Исследована проблема изображения локальных святых в испанском ретабло XIV-XVI вв. Отмечена большая популярность определенных групп святых во всех испанских землях, а также наличие святых, особо почитаемых в том или ином городе или регионе. Рассмотрены особенности иконографии святых и мотивы их включения в программы ансамблей. Изображения локальных святых занимали разные места в композиции ретабло: центральную панель в случае посвящения святому капеллы, церкви или, реже, собора. Повествовательные житийные сцены, многочисленные в эпоху готики, исчезают к концу XVI в. В ретабло с другим посвящением святые могут присутствовать в венчающей и боковых частях, в пределле, на разделительных пилястрах и раме, отражая локальный компонент иконографической программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Local saints in Spanish retable

The problem of representation of local saints in Spanish retable of 14th-16th centuries is studied. A high popularity of certain groups of saints throughout Spanish territories is observed, as well as regional or city devotion to some saints. The peculiarities of saints’ iconography and motifs for including them into retables’ programs are shown. The images of local saints were placed in dif erent parts of the retable composition: in a central panel if a chapel, a church or, less often, a cathedral was dedicated to the saint. Narrative vitae scenes, numerous in gothic époque, disappear by the end of 16th century. In case of dif erent devotion of retables, the saints can be included in side parts, predella, attic, pilasters and frame, representing local dimension of iconographic program

Текст научной работы на тему «Локальные святые в испанском ретабло»

УДК 7.046.3(=134.2)"13/15":27-36

М. М.Прохорцова Локальные святые в испанском ретабло

Исследована проблема изображения локальных святых в испанском ретабло XIV-XVI вв. Отмечена большая популярность определенных групп святых во всех испанских землях, а также наличие святых, особо почитаемых в том или ином городе или регионе. Рассмотрены особенности иконографии святых и мотивы их включения в программы ансамблей. Изображения локальных святых занимали разные места в композиции ретабло: центральную панель в случае посвящения святому капеллы, церкви или, реже, собора. Повествовательные житийные сцены, многочисленные в эпоху готики, исчезают к концу XVI в. В ретабло с другим посвящением святые могут присутствовать в венчающей и боковых частях, в пределле, на разделительных пилястрах и раме, отражая локальный компонент иконографической программы.

Ключевые слова: ретабло, локальные святые, иконография святых, испанская живопись, испанская скульптура, религиозное искусство, средневековое искусство

Mariya M. Prokhortsova Local saints in Spanish retable

The problem of representation of local saints in Spanish retable of 14th-16th centuries is studied. A high popularity of certain groups of saints throughout Spanish territories is observed, as well as regional or city devotion to some saints. The peculiarities of saints' iconography and motifs for including them into retables' programs are shown. The images of local saints were placed in different parts of the retable composition: in a central panel if a chapel, a church or, less often, a cathedral was dedicated to the saint. Narrative vitae scenes, numerous in gothic époque, disappear by the end of 16th century. In case of different devotion of retables, the saints can be included in side parts, predella, attic, pilasters and frame, representing local dimension of iconographic program.

Keywords: retable, local saints, saints' iconography, Spanish painting, Spanish sculpture, religious art, mediaeval art

DOI 10.30725/2619-0303-2019-2-82-85

Церкви, посвященные общехристианским, а затем и локальным святым, часто основывались на местах их захоронения или мученичества. Внимание к человеку, характерное для эпохи готики и, в частности, религиозного искусства данного периода, имело множество последствий. В первую очередь, жития святых становились не только примерами праведной жизни, но и поводом к созданию живописных или скульптурных сюжетных циклов. Когда в Италии начали появляться фресковые циклы со сценами житий святых (в том числе именно итальянских, например, св. Франциска Ассизского), в Испании развился ретабло, заалтарный образ - главный, начиная с XIII в., семантический центр храмового пространства.

Проблема включения в иконографические программы испанских ретабло XIV-XVI вв. изображений локальных святых в научной литературе рассматривается или в рамках общих трудов о ретабло, или в статьях о конкретных памятниках. Ранее данный вопрос не поднимался в специальном исследовании, не ограниченном конкретным регионом. История испанского ретабло в отечественной литературе

представлена небольшим количеством работ. Тем не менее тема представляется актуальной в связи с исследовательским интересом к вопросам западноевропейского, в том числе испанского, религиозного искусства в контексте сравнительного изучения проблематики ретабло и русского иконостаса.

Целью настоящей статьи является попытка восполнения указанного пробела на материале, охватывающем несколько регионов Испании, в первую очередь, Арагон, Валенсию, Кастилию и Каталонию. Для достижения цели будет решен ряд задач. Во-первых, выделим святых, почитаемых в избранных регионах и особенности их иконографии. Во-вторых, рассмотрим варианты местоположения локальных святых в композиции ретабло и, в зависимости от него, определим подвиды ансамблей.

Количество почитаемых в Испании святых очень велико - лишь некоторые важны для всего полуострова, а не только конкретного региона или города. Одним из крупнейших культов, бесспорно, является культ Девы Марии: множество городских соборов, церквей и капелл на протяжении столетий посвящались ей,

и, соответственно, программы многих ретабло отражают богородичные сюжеты. В настоящей статье этот вопрос сознательно опущен, так как данная тема хорошо изучена и потребовала бы отдельной работы. Кроме того, активно развивался культ общехристианских святых воинов, особенно архангела Михаила и св. Георгия - Испания в ходе противостояния маврам «продолжала производить святых» [1, р. 310].

Среди святых, изображения которых были особенно популярны в искусстве испанского ретабло, можно выделить две группы. В первой представлены раннехристианские мученики, происходившие из испанских земель, свв. Лаврентий и Винсент, а также почитаемые регионально свв. Антолин, Евлалия, Юста, Руфина и др. К этой же группе можно отнести и апостола Испании - св. Иакова Старшего, мощи которого в соборе Сантьяго-де-Компостела стали паломническим центром для всей христианской Европы. Во вторую группу включены святые монахи и епископы, также уроженцы испанских городов - свв. Винсент Феррер, Доминик де Гусман, Ильдефонс Толедский. К обеим группам святых мы применим термин «локальные святые».

В процессе отвоевания земель и строительства крупных городов возрастало число их жителей, сообразно росли приходы, появлялась необходимость в строительстве храмов и их украшении. К группе первых ретабло иногда относят доску (1300-1330-е, Национальный музей искусства Каталонии, Барселона) с изображением св. Доминика де Гусмана, основателя ордена проповедников, уроженца Калеруэги в провинции Бургос. Фигура святого в черно-белых одеждах, с книгой и лилией в руках, занимает всю высоту центральной секции, а по бокам расположены двенадцать сцен из его жизни, складывающиеся в развернутое повествование. Количество сюжетных сцен свидетельствует об интересе к житиям святых в целом. Кроме того, биографии основателя и многих членов ордена проповедников (доминиканцев) хорошо документированы и, возможно, были свежи в памяти людей спустя столетие. Одно из первых живописных произведений, бесспорно считающееся заалтарным изображением, - ретабло св. Петра Мученика (1300-1330-е, Национальный музей искусства Каталонии, Барселона). Изобразительное поле разделено на три вертикальные зоны, центральную из которых практически целиком занимает фигура святого, венчаемого ангелами короной мученичества. Святой изображен в черно-белых одеждах доминиканского ордена, держит в руках книгу и пальмовую ветвь, на его голове рана, спина пронзена мечом: согласно легенде, проповедник был убит катарами. Бо-

ковые компартименты разделены на прямоугольные клейма (по четыре с каждой стороны) со сценами из жития святого, которые можно «прочитать» слева направо и сверху вниз. Интересно, что святой Петр Мученик, родившийся, проповедовавший и погибший в Италии, очень почитался в Испании. Его почитание, вероятно, является своеобразным отголоском культа св. Доминика, поскольку веронский святой был одним из сподвижников основателя ордена и первым мучеником из числа проповедников (также к числу доминиканских святых, встречающихся в ретабло, отнесем св. Фому Аквинского). С другой стороны, доминиканцы, основавшие и распространившие церковный суд (инквизицию), имели большое влияние в Испании, в том числе в среде знати, и сами нередко выступали заказчиками произведений искусства [2, р. 64]. Следует помнить, что Иаков Ворагинский, создатель «Золотой легенды» (ок. 1260), известнейшего сборника житий святых, также принадлежал к этому ордену.

Раннехристианский мученик св. Винсент Сарагосский изображается на триптихе 13501370-х гг. (Национальный музей искусства Каталонии, Барселона) возможно, принадлежащем кисти итальянского художника. Форма складного алтаря не получила большого распространения в Испании, однако данное произведение вписывается в картину развития композиции ретабло, расширявшегося и принимавшего общие для всего полуострова формы в течение нескольких столетий. В центре помещена большая фигура святого в одеянии дьякона, с книгой и пальмовой ветвью в руках, выше - сцена Распятия, а в боковых компартиментах изображены сюжеты из жития. Исключительно агиографическая программа дополнена евангельскими сценами в венчающей части, а также изображением заказчиков рядом с главной фигурой святого.

Рассмотренные выше ретабло, скорее всего, не были главными изображениями храма, в силу своего некрупного формата. Приблизительно к тому же периоду, что и триптих св. Винсента (1360-1380) относится главный ретабло базилики св. Лаврентия в Ллеиде [3], выполненный в камне: в центре расположена статуя святого в одеждах дьякона и с орудием мученичества (решеткой), в боковых частях - житийный цикл. Св. Лаврентий Римский являлся уроженцем арагонского города Уэска, поэтому его культ, при общехристианском характере, в Испании был особенно развит. Обладая традиционными элементами, композиция дополнена фигурами святых и ангелов на узких разделительных пилястрах, в пределле и в венчающей части -эти изображения меньше, чем главный образ.

М. М. Прохорцова

Расширение структуры ансамбля и включение фигур апостолов и иных святых в программу отличает главный храмовый образ, соответствуя развитию программ ретабло в сторону универсальности.

Кристаллизация композиции живописного ретабло произошла приблизительно на рубеже XIV-XV в., появились элементы программы, если не обязательные, то глубоко укоренившиеся - сцена Распятия над центральной панелью и горизонтальная пределла в нижней части, включавшая Страстные сюжеты или полуфигуры святых. По такой схеме создавались и комплексы, посвященные локальным испанским святым, к примеру, ретабло св. Винсента работы Берна-та Мартореля (1438-1440, Национальный музей искусства Каталонии, Барселона) и ретабло свв. Лаврентия и Петра Мученика кисти Хуана Рей-саха (ок. 1460, церковь Вознесения Богоматери, Кати). В первом из них количество сюжетных сцен сокращено до четырех, хотя размеры (288 х 238 см) соответствуют его назначению - ретабло главного алтаря. Во втором ретабло также четыре житийные сцены, но они разделены между двумя святыми (деяния при жизни и мученичества) - примечательно, что оба почитались в Испании, а в пределле, среди фигур святых, присутствует св. Доминик де Гусман.

В рассмотренных выше ретабло, независимо от того, происходят они из главной капеллы или боковых, центральным изображением является локальный святой. Расположение более или менее полного повествовательного цикла вокруг него напоминает композицию образов святых «в житии» итальянской и восточно-христианских школ. В ансамблях, не посвященных испанским святым, они встречаются в боковых или разделительных частях. Например, в пределле работы Пере Серра (ок. 1385), ранее входившей в ретабло, посвященный Богоматери (части пределлы, изображение Девы Марии с ангелами, Национальный музей искусства Каталонии, Барселона), присутствует фигура св. Иакова Старшего (Сантьяго). В Каталонии он чаще всего изображается в одеждах паломника и широкополой шляпе, украшенной ракушками [4]. В ретабло Всех святых кисти Жауме Серра (1375, собор монастыря Сант Кугат дель Вальес) и Архангела Михаила и всех святых (ок. 1400, музей Метрополитен, Нью-Йорк), в боковых компартиментах, на пилястрах и в пределле помещены несколько десятков фигур ангелов и святых, в том числе апостол Сантьяго и св. Доминик де Гусман. В центральной части ретабло свв. Доминика, Косьмы и Дамиана из вален-сийского монастыря Спасителя (1405, Прадо), изображена большая фигура св. Доминика де

Гусмана, а на пилястре - маленькая, св. Лаврентия. В случае с частями ретабло Богоматери Милосердия кисти Бонаната Саортиги (1430-1440, Национальный музей искусства Каталонии), свв. Лаврентий и Винсент изображены в боковых компартиментах, коленопреклоненными, в одеждах дьяконов, и только орудия мученичества (решетка и мельничный жернов, соответственно) отличают их фигуры. В ретабло свв. Ио-акима и Анны (1500-1525, церковь Сан Эстебан (Музей ретабло), Бургос) центральную секцию, вместо традиционного Распятия, завершает горельеф со св. Иаковом Старшим (в иконографии Сантьяго Победитель мавров). Подчеркивается роль св. Иакова не как общехристианского, а именно испанского святого: иконография связана с явлением апостола в битве при Клавихо в 844 г., принесшим победу испанским войскам. Винсент Феррер, знаменитый валенсийский богослов-доминиканец XIV в., вместе со св. Петром Мучеником помещен на внешнюю раму (guardapolvos) ретабло Распятия работы Висенте Масипа и Хуана де Хуанеса (1545-1550, церковь Сан Николас, Валенсия). В ретабло св. Лаврентия (1575-1600, церковь Сан Эстебан (Музей ретабло), Бургос) из Пескера-де-Эбро оригинально включены в программу изображения локальных святых, помимо св. Лаврентия: на торцевой части вырезаны рельефы со св. Иаковом Старшим (в иконографии Победитель мавров) и архангелом Михаилом. Интересно, что, несмотря на посвящение ретабло св. Лаврентию, ни одна сцена его жития не включена в композицию.

Деревянный ретабло картезианского монастыря Мирафлорес обладает исключительной агиографической программой. Ретабло создан Хилем де Силое по заказу королевы Изабеллы Кастильской в 1496-1499 гг., наряду с алебастровым надгробием для родителей королевы, Хуана II и Изабеллы Португальской. В центре ансамбля помещено гигантское Распятие, окруженное кругом ангельских сил, фигурами Бога-Отца и Святого Духа, евангельскими сценами и разномасштабными фигурами святых. В разных частях ретабло изображены почитаемые в Испании святые: в пределле находится большая фигура св. Иакова Старшего (одетого как паломник), на раме помещены свв. Лаврентий и Винсент Феррер, а в пинаклях в венчающей части - свв. Доминик де Гусман и Фома Аквинский. Святые из ордена проповедников включены в программу не только как локальные (объединение Испании вследствие брака католических королей подразумевало подчеркивание национального характера программ ретабло), но и как напоминание о том, что священники-доми-

никанцы были исповедниками нескольких поколений королевской семьи, в том числе королевы Изабеллы Кастильской. В пределле изображены Хуан II и Изабелла Португальская со святыми покровителями, и если за спиной королевы Изабеллы появляется фигура тезоименной св. Елизаветы, то рядом с королем изображен св. Иаков Старший [2, p. 59]. В ретабло капеллы Волхвов церкви Сан Хиль Абад (1490-е) и церкви Сан Николас (1505) в Бургасе таким же образом сочетаются изображения локальных святых и фигур донаторов, гробницы которых расположены рядом. Следовательно, для капелл-усыпальниц характерно усиление агиографического [1, p. 311] и регионального компонента программы.

Городские соборы нечасто посвящались испанским святым, но собор Паленсии посвящен св. Антолину, вестготскому мученику VI в., мощи которого находятся в крипте, и в центре ретабло главной капеллы располагается его фигура в одеянии дьякона, с пальмовой ветвью в руке. Ретабло создавался и видоизменялся с 1504 г., и статуя святого заняла свое место только после Тридентского собора, в 1559 г. Вероятно, именно этим объясняется тот факт, что фигура святого не сопровождается сценами его жития - сюжеты картин Хуана де Фландеса исключительно евангельские. Скульптуры в нишах изображают святых, в числе которых свв. Лаврентий и Иаков Старший. Композиция ретабло главной капеллы собора Сан Лоренцо дель Эскориал (1576-1582, in situ) решена сходным образом: только центральная картина изображает мученичество св. Лаврентия, иные сюжеты относятся к христологическому и богородичному циклам, скульптуры изображают апостолов. Сокращение количества изображений в ансамблях в целом и агиографических сцен в частности отражает отход от средневековой повествовательности.

В результате анализа живописных и скульптурных ретабло XIV-XVI вв. с изображениями локальных святых из различных регионов Испании, можно сделать несколько выводов. Во-первых, почитаемых на всем полуострове святых можно разделить на несколько групп: раннехристианские мученики из испанских земель (особенно св. Лаврентий), средневековые святые (в первую очередь, относящиеся к ордену доминиканцев), а также святые воины, культ которых был связан с Реконкистой (в том числе Сантьяго Победитель мавров). Во-вторых, локальные святые в композиции ретабло помещались в пределле и венчающей части, на пилястрах, раме и, безусловно, центральной панели при посвящении святому ретабло боковой или главной капеллы церкви, а в ряде случаев (Па-ленсия, Эскориал) и крупного собора.

Список литературы

1. Kroesen J. E. A. Staging the Liturgy: the Medieval altarpiece in the Iberian peninsula. Lueven; Paris; Walpole: Peeters, 2009. 467 p.

2. La Cartuja de Miraflores. Madrid: Fundación Iberdrola, 2007. Vol. 2. 77 p.

3. Company X., Puig I., Niña M. L'iglesia de Sant Lloren^ de Lleida. Lleida: Edicions de la Univ. de Lleida, 2015. 55 p.

4. Malé M. G. Iconografía Jacobea en Cataluña // Ad Limina. Santiago de Compostela, 2013. № 4. P. 153-176.

References

1. Kroesen J. E. A. Staging the Liturgy: the Medieval altarpiece in the Iberian peninsula. Lueven; Paris; Walpole: Peeters, 2009. 467.

2. La Cartuja de Miraflores. Madrid: Fundación Iberdrola, 2007. 2. 77.

3. Company X., Puig I., Niña M. L'iglesia de Sant Lloren^ de Lleida. Lleida: Edicions de la Univ. de Lleida, 2015. 55.

4. Malé M. G. Iconografía Jacobea en Cataluña. Ad Limina. Santiago de Compostela, 2013. 4. 153-176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.