УДК 311
А.С. Садчикова
ЛОКАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА В ДИНАМИКЕ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Рассматриваются результаты социологических исследований, проведенных в г. Балаково, по изучению специфики современного информационного пространства локального уровня, его влияния на формирование гражданственности, социальной активности у населения. Исследование анализирует проблемы взаимодействия населения и масс-медиа в сфере гражданского общества.
Гражданское общество, средства массовой информации, социальная активность, гражданские инициативы
A.S. Sadchikova
LOCAL STRUCTURES OF INFORMATION SPACE IN DYNAMICS OF FORMATION OF CIVIL SOCIETY
Results of the sociological researches conducted in Balakovo, of studying of specifics of modern information space of local level, its influence on formation of civic con-
sciousness, social activity at the population are considered. Research analyzes problems of interaction of the population and mass media in the sphere of civil society.
Civil society, mass media, social activity, civil initiatives
Формирование гражданского общества невозможно без его главного субъекта - личности. Ее характеризует наличие гражданского правосознания, автономия от власти и государства, а также способность и стремление к преобразованию социальной действительности. Согласно теории Н. Лумана, именно средства массовой информации генерируют социальную память и задают социальный смысл происходящим событиям. Тем самым они конструируют социальную реальность, программируют не только настоящее, но и будущее поведение граждан.1 Ранее Ю. Хабермас говорит об универсальном коммуникативном обществе, в котором человеческое сознание подчинено коммуникативному разуму2. И здесь необходимо сделать акцент на локальных средствах массовой информации как генератора определенного информационного пространства, в котором можно воспитать либо Гражданина, либо пассивного потребителя медийного продукта. Фактически локальное информационное пространство является уникальной платформой для реализации публичной политики, открытости и доступности информации, внедрения гражданских ценностей в сознание людей в долгосрочной перспективе. Некоторые компоненты локального информационного пространства меняются и расширяются во времени, но статичность оставшихся способна дать кумулятивный эффект. Тем более что время функционирования некоторых СМИ в Балаково превышает 20 лет. Еще одной спецификой локальных масс-медиа является гибкость в отношении информационной политики и оригинальность в области подачи информационных материалов.
Согласно результатам исследования АНО «Независимый Институт Социальных Исследований» (2011 г., N=695; 2012 г., N=695) информационное пространство г. Балаково «перекрывается» общегосударственной и региональной информацией. Основным источником информации для населения города о социальнополитической, экономической ситуации в мире, стране, регионе, городе является телевидение. При этом, опираясь на материалы предыдущих исследований, можно утверждать, что из-за интенсивного внедрения в городе кабельного телевидения степень представленности местных (как региональных, так и городских) телеканалов сократилась на порядки. В 2000-2003 годах объем вещания местных телеканалов с местными новостями и телепрограммами, в региональном общем медиапотоке составлял более 15%. В 2011 году объем вещания местных телеканалов в общем медиапотоке не превышает 2%. Активная интервенция федеральных телеканалов на медийный рынок региона привела к тому, что степень информированности жителей о событиях в стране существенно выше информированности о событиях в городе и регионе. В связи с этим несмотря на достаточно широкий выбор средств массовой информации в г. Балаково респонденты считают, что они недостаточно информированы о событиях, происходящих в Балаковском муниципальном образовании, об этом заявили 63% опрошенных, всего 5% считают, что они хорошо информированы о событиях на локальном уровне.
На втором месте по значимости масс-медиа находится печатная пресса, предпочтение которой отдают 53% опрошенных. На третьем - Интернет, являющийся важным инструментом получения актуальной информации для 32% населения. Вместе с тем для 66% респондентов источником информации является межличностное общение (рис. 1).
1 В газеты и журналы
радио 1 20%
Интернет 1 32%
общение в семье 118%
общение со знакомыми ~1 22%
общение с коллегами на работе 110%
общение с друзьями/подругами 116%
другое 01%
1 Луман Н. Что такое коммуникация? / пер. с нем. Д.В. Озирченко // Социологический журнал. 1995. № 3. С. 115
2 Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / пер. с нем. под ред. Д.В. Скляднева. СПб.: Наука, 2000. С. 254.
226
Рис. 1. Основные источники информации о событиях для жителей г. Балаково
Для 33% населения города информация, которую предоставляют местные СМИ, является значимой и актуальной. При этом информация местных СМИ является значимой для когорты респондентов старше 45 лет. Молодежь, как правило, не просматривает местные СМИ, уделяя больше внимание телевидению (федеральным каналам) и интернету.
В процессе формирования гражданского общества важна обоюдная готовность аудитории и масс-медиа к преобразованию социальной действительности. Причиной такого изменения может стать отличное от настоящего конструирование информационного пространства, а следствием - постепенное изменение личностных и поведенческих установок у аудитории СМИ, привитие ей соответствующих ценностей, жизненных ориентиров.
На сегодняшний момент 65% жителей г. Балаково согласны с тем, что формирование гражданского общества важно для каждой личности и страны в целом. При этом 83% балаковцев осведомлены о значении понятия «гражданское общество», понимая его как правовое общество социально ответственных граждан, способных к созидательному взаимодействию между собой и конструктивному диалогу с властью, которая, в свою очередь, дает им равное право полноценно участвовать в жизни государства. Кроме того, опираясь на исследования ФОМ, можно констатировать, что в городах с населением до 250 тысяч жителей уровень гражданской ответственности за развитие родного населенного пункта в течение 2010-2011 годов заметно вырос. Если в прошлом году лишь 43% жителей таких городов, как Балаково, чувствовали ответственность за свой край, то в 2011 году эта цифра поднялась до 52%\
Таким образом, большинство балаковцев внутренне готовы к работе над формированием гражданского общества. Однако для начала каких-либо действий в этом направлении им не хватает полноценного взаимодействия с местными СМИ. В первую очередь, в связи с недоверием к масс-медиа. Уровень доверия тесно связан с правовым сознанием. Как отмечает Ф.Ё. Фукуяма, доверие представляет собой возникающее у членов сообщества ожидание того, что другие его члены будут вести себя более или менее предсказуемо, честно и с вниманием к нуждам окружающих, в согласии с некоторыми общими нормами.2 Отсутствие доверия является фактором, разъединяющим людей, генерирующим подозрительность и интолерантность, разрушающим нравственные устои общества и общественное согласие, препятствующим формированию высокоразвитого правового сознания.
По итогам исследования местным средствам массовой информации доверяют 30% респондентов, не вполне доверяют - 42% и не доверяют - 23%. Здесь нужно подчеркнуть, что эффективность информации не в последнюю очередь зависит от веры человека в определенные идеи и его ориентация на ту или иную систему ценностей. Тем не менее 32% опрошенных уверены в том, что именно местные СМИ должны и способны повлиять на население и власть с целью формирования гражданского общества, несмотря на то, что информация о нем появляется в локальном информационном пространстве редко (30% опрошенных), время от времени (31%), ни разу (7%).
Во-вторых, респонденты, признавая необходимость развития гражданского общества, недостаточно позитивно оценивают информацию, которую они получают из местных СМИ. Актуальность и объективность подаваемых материалов респонденты оценили на три балла по пятибалльной шкале. Что касается социальной информации, то, по мнению опрошенных, данная информация занимает лишь четвертую позицию в общем объеме информации, генерируемой локальными СМИ, после рекламы (88%), новостей (78%), материалов на политическую тему (77%) и развлекательных заметок (63%) (табл. 1). Наиболее важная для формирования гражданского сознания информация, такая как патриотическая, правовая и консультационная, занимает в три раза меньший объем информационного пространства города.
Таблица 1
Частота появления в местных СМИ информации различной тематической направленности, %
Тематическая направленность информации в локальных СМИ часто редко никогда затрудняюсь ответить
социально значимая 38 39 9 13
правового практического характера 27 47 13 14
патриотическая (история, биографии, факты) 25 46 20 9
политическая 77 12 4 7
консультационного характера 32 42 16 10
новостная 78 9 4 8
развлекательная 63 22 6 10
1 Опрос «ФОМнибус» 22 - 23 января 2011 года «Гражданский климат» // http://bd.fom.ru/report/map/d110413
2 Фукуяма Ф. Доверие. Социальные добродетели и созидание благосостояния // http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=639
рекламного характера 88 3 2 8
Такая же динамика прослеживается в ответах респондентов на вопрос «Что лично Вас не удовлетворяет в работе местных СМИ?». 28% опрошенных указали на чрезмерный объем рекламной информации, 22% - на «замкнутость на проблемах города, нехватку освещения областных, федеральных проблем, отсутствие сравнения ситуации с другими регионами», 16% - на низкое качество публикаций и 14% - на «низкий процент освещения социально значимых для города тем»
И, наконец, в-третьих, материалы местных СМИ, по мнению 53% респондентов, оказывают влияние на их социальную активность и желание стать полноправным участником жизни общества. Для 19% опрошенных журналистский материал стал стимулом к социальной активности один раз, для 22% - несколько раз, для 1% - регулярно. Несмотря на небольшой процент охвата населения, спектр вызванных информационным полем инициатив достаточно широк: от единичных случаев социальной активности (поддерживающие инициативы) до спонтанного создания неформальных гражданских объединений по защите своих прав (конфликтные инициативы) (табл. 2).
Таблица 2
Проявления социальной активности респондентов под воздействием локальных СМИ
Тип социальной активности Процент опрошенных респондентов, несколько вариантов ответов
Участие в сборе подписей для защиты прав горожан 18
Участие в благотворительной акции нуждающимся людям 58
Помощь определенному человеку 39
Участие в митинге 38
Отстаивание своих конституционных прав 10
Отстаивание прав собственников дома 34
Другое 3
Приведенную статистику можно объяснить тем, что, становясь субъектом поддерживающей инициативы, индивид получает определенный опыт и мотивацию для принятия участия в конфликтных инициативах, способных повлиять на политическую программу конкретной локальной территории. Так, средства массовой информации могут выступать в качестве «воспитателя» социально активных граждан, способных становиться лидерами тех или иных инициативных групп, имеющих возможность влиять на социально-политическую сферу населенного пункта, тем более что информационное пространство города имеет предпосылки к такого рода влиянию на свою аудиторию: четверть населения отмечает, что после прочтения/просмотра местных СМИ у них появилась уверенность/желание изменить что-то в своей жизни к лучшему. Из них у 5% появляется уверенность, что вместе с другими людьми они могут внести положительные изменения в социальную действительность. Локальные структуры информационного пространства оказывают также и негативное влияние на население города. По результатам исследования, у 27% респондентов г. Балаково после прочтения/просмотра местных СМИ остается ощущение, что за них все решают «наверху» и они бессильны. У 19% - остаются переживания по поводу своей незащищенности от власти и государства. У 15% -волнение за свое будущее и будущее близких им людей.
Однак, несмотря на видимые барьеры между местными СМИ и жителями Балаково, прослеживается и положительное влияние локального информационного пространства на аудиторию. Так, 21% респондентов признались, что информация балаковских СМИ придает им желание изменить свою жизнь к лучшему и уверенность в том, что сплоченное сообщество людей способно на то же самое уже в масштабах города. 20% опрошенных указали, что журналистские материалы несколько раз становились для них стимулом к действию, например, участию в сборе подписей для защиты прав граждан, участию в благотворительных акциях помощи людям, участию в митинге, отстаиванию своих прав и прав собственников дома.
В связи с вышеобозначенными проблемами во взаимодействии население - СМИ, для дальнейшего формирования гражданского общества в г. Балаково необходимы следующие действия: корректировка информационной повестки дня в сторону граждански-ориентированной; увеличение объемов правовой, консультационной, разъяснительной информации, иллюстрируемой частными примерами с положительными практиками; активное освещение гражданских инициатив и социальной активности населения; более тесная работа с аудиторией, инициирование постоянной «обратной связи».
ЛИТЕРАТУРА
1. Опрос «ФОМнибус» 22-23 января 2011 года «Гражданский климат» //
http://bd.fom.ru/report/map/d110413 (дата обращения 01.07.2013)
2. Луман Н. Что такое коммуникация? / Н Луман; пер. с нем. Д.В. Озирченко // Социологический журнал. 1995. № 3. С. 115
3. Фукуяма Ф. Доверие. Социальные добродетели и созидание благосостояния / Ф. Фукуяма // http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=639 (дата обращения 01.07.2013)
4. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас; пер. с нем. под ред. Д.В. Скляднева. СПб.: Наука, 2000. С. 254
Садчикова Анастасия Сергеевна - Anastasiya S. Sadchikova -
аспирант кафедры «Социология, социальная Postgraduate
антропология и социальная работа» Department of Sociology, Social Anthropology
Саратовского государственного технического and Social Work
университета имени Гагарина Ю.А. Yuri Gagarin State Technical University of Saratov
Статья поступила в редакцию 15 08.13, принята к опубликованию 15.09.13