Научная статья на тему 'Локальные очистные сооружения поверхностного стока на автомобильных дорогах и мостовых переходах'

Локальные очистные сооружения поверхностного стока на автомобильных дорогах и мостовых переходах Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1218
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЕРХНОСТНЫЙ СТОК / ЛОКАЛЬНЫЕ ОЧИСТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ / ГИДРОБОТАНИЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА / ЕМКОСТНЫЕ ОЧИСТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ / ФИЛЬТР ОЧИСТКИ ПОВЕРХНОСТНОГО СТОКА / ФИЛЬТРУЮЩИЙ ПАТРОН / RUNOFF / SEWAGE DISPOSAL / HYDROBATANICAL TREATMENT / CAPACITIVE TREATMENT FACILITY / LOCAL TREATMENT FACILITY / FILTER CARTRIDGE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Винокуров Константин Игоревич, Крестьянинова Алена Юрьевна

Поверхностный сток, формирующийся на автомобильных дорогах и мостовых переходах, ввиду содержания в нем большого числа загрязняющих веществ, представляет большую опасность для окружающей среды. Запрет на сброс загрязненного стока на рельеф или в водные объекты без предварительной очистки до регламентированных параметров требует устройства на объектах транспортной инфраструктуры очистных сооружений. В работе представлены пути формирования загрязнения поверхностного стока и особенности его состава. Рассмотрены наиболее распространенные типы очистных сооружений: гидроботанические площадки, емкостные очистные сооружения и локальные очистные сооружения на основе фильтрующих патронов, их характерные особенности и принципы работы, произведена оценка эксплуатационной технологичности каждого типа очистных сооружений. Основные недостатки гидроботанических площадок и емкостных очистных сооружений обусловлены их конструктивными особенностями и прямой зависимостью эффективности их работы от климатических условий эксплуатации. Эти особенности вызывают вторичное загрязнение сточных вод. Наблюдается прямое несоответствие фактического состояния очистных сооружений заявленному в нормативной литературе. С наилучшей стороны себя показывает сорбционно-фильтрационный способ очистки поверхностного стока, реализованный в фильтрах очистки поверхностного стока на основе фильтрующих патронов. Данные системы имеют проточное исполнение, что не позволяет стоку застаиваться. Но ныне используемые сооружения лишены какой-либо инфраструктуры, необходимой для осуществления их обслуживания, хотя любые очистные сооружения нуждаются в подобных мероприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Винокуров Константин Игоревич, Крестьянинова Алена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The local treatment facilities for surface runoff on highways and bridge crossings

The surface runoff formed on highways and bridges causes a great danger to the environment due to the large amount of pollutants it contains. The ban on the discard of contaminated runoff onto a relief or into water objects without preliminary purification till regulated parameters demands the installation of wastewater treatment system at the transport infrastructure facilities. The paper presents the ways of pollution of surface runoff and the features of its composition. The most common types of treatment facilities are observed: constructed wetland, capacitive treatment facilities and local treatment facilities based on filter cartridges, their key features and operating principles, the operational constructability of each type of treatment facilities is assessed. The main disadvantages of constructed wetland (hydro-botanical sites) and capacitive treatment facilities are their design features and the direct dependence on climatic operating conditions. These features therefore cause secondary pollution of wastewater. There is a direct mismatch between the actual quality of treatment facilities declared in the regulatory document. The sorption-filtration method of surface runoff purification, be presented in filters for surface runoff cleaning based on filter cartridges, shows itself from the best side. These systems are flow-through, which does not allow the drain to stagnate. But any wastewater treatment plant needs maintenance, which the currently used facilities are deprived of.

Текст научной работы на тему «Локальные очистные сооружения поверхностного стока на автомобильных дорогах и мостовых переходах»

УДК 502/504 : 628.212.2/3 DOI 10.35688/2413-8452-2019-04-005

Локальные очистные сооружения поверхностного стока на автомобильных дорогах и мостовых переходах

Поступила 13.09.2019 г. / Принята к публикации 02.12.2019 г.

© Винокуров Константин Игоревич , Крестьянинова Алена Юрьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», г. Санкт-Петербург, Россия

Аннотация. Поверхностный сток, формирующийся на автомобильных дорогах и мостовых переходах, ввиду содержания в нем большого числа загрязняющих веществ, представляет большую опасность для окружающей среды. Запрет на сброс загрязненного стока на рельеф или в водные объекты без предварительной очистки до регламентированных параметров требует устройства на объектах транспортной инфраструктуры очистных сооружений. В работе представлены пути формирования загрязнения поверхностного стока и особенности его состава. Рассмотрены наиболее распространенные типы очистных сооружений: гидроботанические площадки, емкостные очистные сооружения и локальные очистные сооружения на основе фильтрующих патронов, их характерные особенности и принципы работы, произведена оценка эксплуатационной технологичности каждого типа очистных сооружений. Основные недостатки гидроботанических площадок и емкостных очистных сооружений обусловлены их конструктивными особенностями и прямой зависимостью эффективности их работы от климатических условий эксплуатации. Эти особенности вызывают вторичное загрязнение сточных вод. Наблюдается прямое несоответствие фактического состояния очистных сооружений заявленному в нормативной литературе. С наилучшей стороны себя показывает сорбционно-фильтрационный способ очистки поверхностного стока, реализованный в фильтрах очистки поверхностного стока на основе фильтрующих патронов. Данные системы имеют проточное исполнение, что не позволяет стоку застаиваться. Но ныне используемые сооружения лишены какой-либо инфраструктуры, необходимой для осуществления их обслуживания, хотя любые очистные сооружения нуждаются в подобных мероприятиях.

Ключевые слова. Поверхностный сток, локальные очистные сооружения, гидроботаническая площадка, емкостные очистные сооружения, фильтр очистки поверхностного стока, фильтрующий патрон.

The local treatment facilities for surface runoff on highways and bridge crossings

Received on September 13, 2019 / Accepted on December 02, 2019

© Vinokurov Konstantin Igorevich , Krestyaninova Alena YUrevna

Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg, Russia

Abstract. The surface runoff formed on highways and bridges causes a great danger to the environment due to the large amount of pollutants it contains. The ban on the discard of contaminated runoff onto a relief or into water objects without preliminary purification till regulated parameters demands the installation of wastewater treatment system at the transport infrastructure facilities. The paper presents the ways of pollution of surface runoff and the features of its composition. The most common types of treatment facilities are observed: constructed wetland, capacitive treatment facilities and local treatment facilities based on filter cartridges, their key features and operating principles, the operational constructability of each type of treatment facilities is assessed. The main disadvantages of constructed wetland (hydro-botanical sites) and capacitive treatment facilities are their design features and the direct dependence on climatic operating conditions. These features therefore cause secondary pollution of wastewater. There is a direct mismatch between the actual quality of treatment facilities declared in the regulatory document. The sorption-filtration method of surface runoff purification, be presented in filters for surface runoff cleaning based on filter cartridges, shows itself from the best side. These systems are flow-through, which does not allow the drain to stagnate. But any wastewater treatment plant needs maintenance, which the currently used facilities are deprived of.

Keywords. Runoff, sewage disposal, hydrobatanical treatment, capacitive treatment facility, local treatment facility, filter cartridge.

Введение. На сегодняшний день автомобильный транспорт наносит значительный вред окружающей среде, близкий к уровню экологического ущерба от промышленных предприятий [1, 2, 3]. Положение усугубляется постоянным ростом городов и сопутствующим развитием транспортной инфраструктуры, включая строительство дорог и мостовых сооружений.

Основная масса загрязнений от автотранспорта поступает в окружающую среду с поверхностным стоком с объектов транспортной инфраструктуры, что требует обязательного применения локальных очистных сооружений для очистки стока с автомобильных дорог и мостовых переходов.

Целью работы является повышение качества очистки поверхностных сточных вод с автомобильных дорог и мостовых переходов путем переосмысления подхода к обустройству очистных сооружений. При этом решались такие задачи, как анализ конструкций наиболее распространенных типов очистных сооружений и принципов работы; определение условий их корректного функционирования, в частности, наличие необходимой инфраструктуры для обслуживания очистных сооружений.

Материалы и методы исследований. В качестве основы исследования использовались научные библиотечные фонды Российской национальной библиотеки (г. Санкт-Петербург). Также были изучены источники базы данных Российского индекса научного цитирования (РИНЦ). Ретроспективная глубина поиска составила более 70 лет. В результате тематического поиска за период с 1947 по 2019 годы выявлен 31 источник, в той или иной мере касающийся вопроса очистки поверхностных сточных вод с автомобильных дорог и мостовых переходов. Работа представляет собой аналитический обзор очистных сооружений, достоверность обзора подтверждается глубиной проработки вопроса.

Результаты исследований и их обсуждение. Поверхностные сточные воды - это дождевые, талые и поливомоечные воды, образовавшиеся в результате выпадения осадков, таяния снега и уборочных мероприятий, принимаемые в систему водоотведения с дальнейшим сбросом в водные объекты. Поверхностный сток, формирующийся на автомо-

бильных дорогах и мостовых переходах ввиду наличия в нем загрязняющих веществ, представляет угрозу для окружающей среды.

Сброс поверхностного стока в водные объекты без предварительной очистки запрещен [4, 5]. В случае сброса стока на рельеф к нему предъявляются высокие требования.

Причина появления загрязняющих веществ в поверхностном стоке - процессы, связанные с эксплуатацией автомобильного транспорта. Основные виды загрязняющих веществ, поступающих в сток, следующие:

- выхлопные газы, содержащие оксиды азота, углерода и серы, а также мелкодисперсные аэрозоли взвешенных веществ (главным образом сажу и оксиды тяжелых металлов) [6, 7, 8];

- технологические жидкости - моторное масло, топливо, смазочные материалы [6, 9];

- продукты износа и коррозии автомобиля, в результате которых в сток попадают частицы, являющиеся источником железа и марганца, а также кадмия и цинка [8, 9];

- продукты износа автодорожного покрытия, а также автопокрышек, в виде пыли [8, 10];

- противогололедные реагенты, являющиеся источником различных солей и взвешенных веществ [9, 11].

Формирующийся на поверхности объектов транспортной инфраструктуры поверхностный сток представляет серьезную угрозу загрязнения окружающей среды. В особой зоне риска находятся реки, озера и иные водные объекты, вдоль которых нередко проходят трассы автомобильных дорог. Мосты, в свою очередь, напрямую взаимодействуют с пересекаемыми ими водотоками. Загрязнение водных объектов в этом случае обуславливается непосредственным попаданием в них неочищенного поверхностного стока, образованного на поверхности мостов [8, 12].

Основными загрязнителями поверхностного стока с автомобильных дорог и мостовых переходов, регламентированными в нормативной документации, являются взвешенные вещества, свинец и нефтепродукты [13, 14]. Однако, как было показано выше, фактически сток с объектов транспортной инфраструктуры содержит значительно больше загрязнителей, главным образом, тяжелые ме-

таллы и органические соединения различного типа (например, синтетические поверхностно-активные вещества

(СПАВ) и фенолы).

Негативное влияние загрязнителей на окружающую среду и на человека известно и подробно описано в работах [15, 16, 17]. Например, пленочные нефтепродукты препятствуют доступу кислорода в водоем, что влияет на процессы разложения органики и естественного биоценоза.

Снижение негативного влияния загрязненного поверхностного стока возможно только путем организации его очистки локально, по месту его образования, непосредственно перед сбросом. В условиях многокомпонентного состава стока очистка должна быть комплексной и глубокой ввиду высоких требований к чистоте на сброс вод в водоемы.

Основными типами очистных сооружений поверхностного стока являются гидроботанические площадки (далее по тексту - ГБП) и емкостные очистные сооружения (далее по тексту - ЕОС).

ГБП представляет собой гидросооружение, основным действующим элементом которого является пруд, дно которого засеяно высшей водной растительностью. Принятая на практике плотность посадки составляет 100 стеблей на один квадратный метр [18]. Предполагается, что такая конструкция создает благоприятные условия для протекания биохимических процессов, в результате которых происходит задержание загрязняющих веществ. Предварительно сток проходит через пруд-отстойник и решетки для крупного мусора. Как правило, на входе в очистное сооружение располагаются нефтесборные боны, а на выходе - фильтрующие модули, заполненные сорбирующим материалом. Нередко стенки и дно гидроботанических водоемов укрепляются матрацно-тюфячными габионными конструкциями (например, матрацами Рено).

Использование ГБП имеет историческую традицию [19, 20], причем искусственные болота, биоплато и другие подобные системы широко использовались уже в середине XX века. В основном, такие сооружения применялись для очистки бытовых, промышленных, ливневых сточных вод, стоков сельского хозяйства, горных разработок, дренажных грунтовых вод в районах свалок, полигонов отходов, площадок депониро-

вания осадков, в полосе водоотвода вдоль автодорог. В наши дни ГБП используется в основном для очистки стока с автодорог и мостовых переходов ввиду простоты конструкции и предполагаемого небольшого уровня загрязнения этого стока.

Очистка поверхностного стока, согласно действующим нормам [21], должна быть комплексной - такая концепция заложена в основе емкостных очистных сооружений. Принцип работы ЕОС основан в основном на механических и физико-химических методах очистки поверхностного стока [22]. Чаще всего в состав ЕОС включены пескоотделитель, бензомаслоотделитель и сорбционный фильтр, размещенные в отдельных цилиндрических корпусах (емкостях), соединенных трубопроводами между собой. Существуют ЕОС, выполненные в едином корпусе, но такие сооружения, как правило, менее эффективны. Механические методы используют для удаления из стока взвешенных веществ и нефтепродуктов, физико-химические методы -для очистки от ионов и растворенных органических загрязнителей. Отделение эмульгированных нефтепродуктов производится посредством коалесценции в сепараторах, представляющих из себя набор пластин, на которых прилипают и удерживаются нефтепродукты. Для удаления растворенных загрязнителей применяются сорбционные фильтры. В качестве сорбционной загрузки применяют активированный уголь, шунгит и природный цеолит.

Однако на практике условия работы рассмотренных выше очистных сооружений разительно отличаются от заявленных. Прежде всего, стоит отметить, что в условиях нашей страны срок реальной работы ГБП составляет не более 4 месяцев (для района Санкт-Петербурга) в теплое время года, на которые приходится период вегетации водных растений, за счет которых и должна производиться очистка. В остальное время года сток должен отводиться на дополнительные очистные сооружения физической и химической очистки, чего в реальности не происходит. Кроме того, водная растительность в этих сооружениях чаще всего находится в угнетенном состоянии даже в период вегетации, что является следствием воздействия растворенных загрязнителей - органических соедине-

ний и ионов тяжелых металлов. Дополнительным угнетающим фактором является отсутствие необходимого обслуживания ГБП (рисунок 1) по причине их малой доступности [23].

Рис. 1. Вид гидроботанической площадки: а - согласно ОДМ 218.8.005-2014 [18]; б - реальной (июнь 2018 г.)

Дополнительные очистные устройства, которыми комплектуются ГБП, также не справляются со своими функциями. Нефтесборные боны, которые предназначены для задержания пленки нефтепродуктов, располагаются на входе в ГБП в створе подводящих лотков. Эффективность бонов в таких условиях низка в силу турбулентного течения стока в этом месте. Кроме того, часто подводящие лотки засорены мусором, который выступает не только существенным препятствием, влияющим на перемещение жидкости, но и источником вторичного загрязнения.

В действующих отраслевых дорожных документах [18] предполагается обустраивать фильтрующие модули на выходе из ГБП. В качестве фильтрующих и сорбционных материалов предусматривается использование тех же

материалов той же фракции, что и в га-бионных конструкциях. Размер частиц в габионных конструкциях, как правило, в сотни раз превышает размер частиц реально применяемых фильтрующе-сорбционных материалов.

Кроме самих очистных сооружений явные недостатки присущи и сооружениям водоотвода с полотна дорог. Как правило, водоотвод устраивается открытым, с помощью лотков и канав. Для формирования и укрепления дна и стенок таких сооружений широко используются габионные конструкции и в частности матрацы Рено, представляющие собой стальную сетчатую конструкцию, заполненную камнем, булыжником, галькой [24]. Подобная конструкция, к сожалению, негативно влияет на процесс отвода и очистки поверхностных сточных вод. Применяемая сетка создает помехи потоку воды и задерживает различные твердые загрязнители, которые, постепенно накапливаясь, образуют илистые осадки. Большое пористое пространство между частицами крупного засыпочного материала (50...100 мм) забивается образующимся илом, в котором депонируются различные загрязнители, в частности оксиды железа и марганца, являющиеся источником дополнительного загрязнения стока, а также причиной образования загрязненного инфильтрата [25].

В концепции водоотвода с матрацами Рено предполагается, что сток должен проходить по выложенным руслам. Однако, скапливающийся ил нарушает условия течения стока, который либо находит кратчайший путь (на близлежащий грунт, тем самым загрязняя почву), либо образует застойные зоны (в которых скапливается загрязненный сток). Застойная вода начинает гнить, образуя депо загрязнителей. Отведение стока с полотна дороги матрацами Рено приводит к их загрязнению мусором, уборка которого с откоса дороги является весьма сложной задачей. Накопленные в матрацах Рено осадки загрязнителей полностью забивают их пористое пространство. Так появляется реальная экологическая бомба, способная устроить залповый сброс большого количества загрязнителей.

Помимо отведения стока кюветами с матрацами Рено, применяются водоотводные бетонные лотки (рисунок 2), которые в основном устраиваются на

подъездах к мостам. Однако, часто состояние таких лотков является неудовлетворительным: скапливающийся в них мусор не убирается. Ситуация усугубляется тем, что после бетонного лотка отведение стока на ГБП осуществляется кюветами с матрацами Рено, которые ввиду отсутствия эксплуатационных мероприятий превращаются в свалку загрязнителей.

Рис. 2. Схема накопления осадка в водоотводной канаве из матрацев Рено и образование загрязненного инфильтрата

Дополнительным источником загрязнения поверхностного стока как поступающего на ГБП по матрацам Рено, так и уже находящегося в них, является железная оцинкованная сетка, которая подвергается интенсивной коррозии в зонах контакта с водой и кислородом воздуха, повышая содержания железа, марганца и цинка в воде [23].

Как уже было отмечено, в условиях нашей страны ГБП мало эффективны, что связано с относительно коротким периодом вегетации растений. В зимнее время весьма вероятно промерзание ГБП на всю глубину, что с большой вероятностью приводит к гибели водной растительности. В случае промерзания ГБП, во-первых, прекращается процесс протекания тало-дождевого стока, образующегося в периоды зимних оттепелей. Во-вторых, проходящий тало-дождевой сток приводит к накоплению загрязнителей снежным и ледяным покровом. Наконец, тающий лед приводит к увеличению объема воды и существенному нарушению гидравлических условий правильной работы ГБП. В этом случае может произойти сброс большого объема сильно загрязненного стока без предварительной очистки.

Применение ЕОС взамен ГБП тоже не позволяет добиться требуемых параметров очистки, что является следстви-

ем их конструктивных особенностей. Принцип работы ЕОС подразумевает под собой накопление, отстаивание фильтрацию поверхностного стока. В силу своего строения часть попавших на очистку поверхностных сточных вод не проходит до конца цикл очистки и не удаляется самостоятельно из очистных сооружений. В период между дождями в накопленной воде образуется микрофлора, что сопровождается соответствующими биологическими процессами, в результате чего повышается уровень биохимического потребления кислорода (БПК) и химического потребления кислорода (ХПК). Во время выпадения очередных осадков порция «свежего» стока поступает в ЕОС и разбавляет «старый».

Отличительной негативной особенностью ЕОС является их значительный размер. При условии расположения конструкции под землей ниже глубины промерзания грунтов это ведет к ряду последствий, затрудняющих обустройство и эксплуатацию сооружения. В первую очередь, монтаж ЕОС включает в себя большие объемы земляных работ: объем грунта прямо пропорционален размерам сооружения (усредненные габариты модуля ЕОС - от 5 м в длину и от 2 м в диаметре). В большинстве случаев в комплект ЕОС входят не только фильтрующие модули, но и аккумулирующий резервуар, значительно увеличивающий суммарные габариты очистного сооружения. Помимо увеличения объема земляных работ, увеличивается и объем бетонных работ при устройстве бетонной подготовки под конструкцию. Очевидно, что такие сооружения занимают достаточно большую площадь и, следовательно, требуют внушительный участок полосы отвода автомобильной дороги, который даже после обратной засыпки нельзя использовать, например, под площадку для обслуживания. Неоспоримым является факт, что при больших размерах сооружения затруднен его монтаж, необходима специальная техника для доставки и установки, обученный персонал и подготовленная для манипуляций площадка.

Эффективность работы ЕОС обуславливается особенностями их конструкции. Как было сказано ранее, в ЕОС присутствуют модули, очищающие сток от взвешенных веществ, пленочных и эмульгированных нефтепродуктов на

поверхности воды, в то время как растворенные вещества сохраняются. Низкая эффективность удаления растворенных компонентов связана с недостаточной высотой сорбционных модулей, которую невозможно увеличить: высота сорбционного слоя в ЕОС не превышает 1 м, в то время как для эффективного поглощения сорбентами загрязняющих веществ его высота должна составлять не менее 1,5 м [26, 27, 28]. Кроме того, как правило в таких фильтрах линейные скорости течения стока через слой сорбента, как правило, значительно превышают принятые в технике сорбционной очистки.

Низкий показатель работоспособности дополнительно снижается ввиду низкой пригодности конструкции для эксплуатационных мероприятий. В конструкции ЕОС не предусмотрен частичный разбор сооружения и механизированное извлечение отходов, поэтому очистка осуществляется вручную, что снижает ее способность к автономной работе. Однако самый большой вопрос вызывает необходимость электроснабжения установки: при выпуске очищенного стока из верхней части сооружения или при работе с большими объемами воды требуется применение канализационной насосной станции, что требует контроля ее работы, помимо контроля работы самих ЕОС.

Однако вопрос обслуживания -общий как для гидроботанических площадок, так и для емкостных очистных сооружений. Основная причина некорректной работы конструкций заключается в отсутствии инфраструктуры для обслуживания. В нормативных документах обозначена необходимость проведения эксплуатационных мероприятий, указан их порядок и частота проведения, но информация по созданию инфраструктуры для обслуживания отсутствует - например, в соответствующих нормативах не только не указана величина площадки для обслуживания, но и не упоминается необходимость ее наличия. Напротив, действующие санитарные правила устанавливают конкретные требования к обустройству площадок, где производится работа и обращение с отходами производства и потребления, что, однако, не учитывается в дорожных нормативных документах [29]. Таким образом, еще на этапе проектирования очистного сооружения

создаются все условия для его неправильной эксплуатации в дальнейшем. Например, к очистным сооружениям на Кольцевой автомобильной дороге (КАД) г. Санкт-Петербурга отсутствуют подъездные дороги, что полностью исключает возможность проезда необходимой техники. В отдельных случаях проезд присутствует, но перекрыт бетонным блоком - в таком случае, для обеспечения доступа к сооружению необходимо проведение предварительных мероприятий, затрудняющих движение автомобильного потока. Кроме отсутствия съездов, отсутствуют обустроенные площадки для проведения эксплуатационных мероприятий. В таких случаях техника не может не только подъехать к очистному сооружению, но также не может развернуться, произвести обслуживание и выгрузить мусор.

Самым современным типом очистных сооружений поверхностного стока, позволяющим избежать недостатки, присущие ранее описанным системам, являются локальные очистные сооружения (далее по тексту - ЛОС) на основе фильтров ФОПС® [23]. В основе работы фильтров ФОПС® лежит сорбционно-фильтрационная технология очистки воды, являющаяся в настоящее время наиболее простой и эффективной. Фильтр ФОПС® представляет собой фильтрующий патрон, состоящий из корпуса цилиндрической формы, заполненного сорбционно-фильтрующим материалом того или иного состава, определяемого исходными задачами [30].

Очистное сооружение с применением фильтров ФОПС® (рисунок 3) представляет собой площадку с асфальтобетонным покрытием, рядом с которой на газоне располагаются железобетонные колодцы с установленными в них фильтрующими патронами. Расположение колодцев обеспечивает подъезд обслуживающей техники, а конфигурация площадки - место для маневрирования машин и пространство для работы с отходами. Поверхностный сток с территории автодорог и мостовых переходов собирается посредством открытых и закрытых лотков, и по трубопроводу попадает на систему фильтров, где происходит его последовательная очистка. Как правило, сбор стока происходит не только с дороги, но также с площадки самого ЛОС [31].

Рис. 3. Вид фильтра ФОПС® внутри канализационного колодца

Локальные очистные сооружения на основе фильтрующих патронов удовлетворяют одному из основных требований к системам очистки поверхностного стока - обеспечение комплексной очистки. Сооружение состоит из последовательности фильтров, производящих очистку стока от различных загрязнителей в зависимости от назначения.

К их основным достоинствам можно отнести:

- минимальность затрат при монтаже и эксплуатации;

- минимальность занимаемой площади, что снижает объемы строительно-монтажных работ и финансовые затраты при отводе земли;

- работа проточным образом, что позволяет избежать застоя стока и, соответственно, его вторичного загрязнения;

- относительная простота в обслуживании;

- значительный ресурс работы, составляющий не менее 1 года в непрерывном режиме работы.

Кроме того, фильтры ФОПС® удобны в утилизации. Корпус фильрующего патрона является неразборным. Извлечение отработанных сорбционно-фильтрационных материалов из корпуса не требуется. По истечение срока эксплуатации фильтры ФОПС® целиком удаляются и утилизируются на полигоне бытовых отходов, а их место занима-

ют новые фильтрующие патроны. Данная процедура крайне проста и не требует привлечение сторонних служб. При необходимости составляющие фильтров ФОПС® могут быть утилизированы по отдельности: полиэтилен (во вторичную переработку), отработанные сорбцион-ные материалы (утилизируются при рекультивации полигонов твердых бытовых отходов или используются в сельском хозяйстве при выращивании кормов для скота).

Выводы

Утверждения, что очистные сооружения поверхностного стока могут работать полностью автономно, не соответствуют действительности. Качественная очистка возможна только при участии человека, а именно специально обученного обслуживающего персонала, контролирующего их работу и проводящего установленные эксплуатационные мероприятия. Кроме того, для обслуживания очистных сооружений непременно необходима и инфраструктура, позволяющая осуществить это требование.

В настоящее время большинство очистных сооружений ввиду затрудненной транспортной доступности имеет низкую эксплуатационную технологичность, что приводит к невозможности их обслуживания и нарушению гидравлического режима, а также отсутствию очистки по растворенным веществам, которое сопровождается депонированием опасных загрязнителей в конструкциях сооружений.

Библиографический список

1. Стадник М.Е. Негативное воздействие компонентов транспортной системы на состояние окружающей среды / М. Е. Стадник // Научный диалог. - 2013. -№ 12 (24): Общественные науки. - С. 38-47.

2. Ахтямов Р.Г. Оценка и пути уменьшения экологической опасности объектов автотранспортной инфраструктуры урбанизированной территории // Р.Г. Ахтямов. - Казань: КНИТУ, 2009.

3. Haarstad K., Bavor H.J., МжЫиш T. Organic and metallic pollutants in water treatmentand natural wetlands: a review // Water Science and Technology. - 2011. - 65(1). - P. 76-99.

4. Водный кодекс Российской Федерации: [федер. Закон №74-ФЗ: принят

Гос. Думой 12 апр. 2006 г.]. - М.: Экс-мо-Пресс, 2019. 64 с.

5. Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О водоснабжении и водоотведении» [Электронный ресурс]. - URL: http ://www.consultant.ru/document/cons _doc_LAW_122867/ (Дата обращения 13.09.2019 г.).

6. Ватин Н.И., Чечевичкин В.Н. Особенности состава и очистки поверхностного стока крупных городов // Инженерно-строительный журнал. -2014. - № 6. - С. 67-74.

7. Jianlong Wang, Yuanling Zhao, Liqiong Yang, Nannan Tu, Guangpeng Xi, Xing Fang. Removal of heavy metals from urban stormwater runoff using bioretention media mix // Water. - 2017.

- №9 (11). - P. 854.

8. Ватин Н.И., Греков М.А., Леонов Л.В., Пробирский М.Д., Рублевская О.Н., Чечевичкин А.В., Якунин Л.А. Результаты тестовой эксплуатации фильтра ФОПС для очистки ливневого стока с селитебных территорий Санкт-Петербурга // Водоснабжение и санитарная техника. - 2017. - №1. - С. 58-65.

9. Красногорская Н.Н., Мусина С.А., Бреднева Т.О. Ливневый сток с автотранспортной инфраструктуры как источник загрязнения водных объектов // Актуальные проблемы социально-экономической и экологической безопасности: материалы VIII междунар. науч.-практ. конф. - Казань: КФ МИИТ, 2016. - С. 59-62.

10. Сабанаев Р.Н., Никитин О.В. Нагрузка ливневого стока на поверхностные воды внутригородского водотока // Вестник технологического университета.

- 2016. - Т.19. - №19.

11. Thomson N.R., Mcbean E.A., Snodgrass W., Monstrenko I.B. Highway stormwater runoff quality: development of surrogate parameter relationships // Water, Air and Soil Pollution. - 1997. -№94. - P. 307-347.

12. Perkins R. A. Bridge deck runoff: Water quality and BMP effectiveness / R. A. Perkins, Y. D. Hazirbaba - University of Alaska Fairbanks, Alaska University Transportation Center, 2010. - 116 p.

13. Рекомендации по расчету систем сбора, отведения и очистки поверхностного стока с селитебных территорий, площадок предприятий и определению условий выпуска его в водные объекты. -М.: ФГУП «НИИ ВОДГЕО», 2015. 146 с.

14. Рекомендации по учету требований по охране окру-жающей среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов. - М.: Федеральный дорожный департамент Министерства транспорта РФ, 1995. 127 с.

15. Набивач В.М., Сухой М.П. Основы экологического нормирования и промышленной токсикологии: Учебное пособие. - 2-е изд., переработ. и доп. -Днепропетровск: УГХТУ, 2010. - 235 с.

16. Грушко Я.М. Вредные неорганические соединения в промышленных сточных водах: справочник / Я.М. Гру-шко. - Л.: Химия, 1979. - 160 с.

17. Грушко Я.М. Вредные органические соединения в промышленных сточных водах: справочник / Я.М.Грушко. -Л.: Химия, 1982. - 216 с.

18. Методические рекомендации по содержанию очистных сооружений на автомобильных дорогах: ОДМ 218.8.0052014. - М.: Информавтодор, 2017. 78 с.

19. Shutes R.B.E., Revitt D.M., Lagerberg I.M., Barraud V.C.E. The design of vegetative constructed wetlands for the treatment of highway runoff // The Science of the Total Environment. -1999. - vol.235. - P. 189-197.

20. Ellis J.B. Constructed wetlands and links with sustainable drainage systems / J.B. Ellis, R.B.E. Shutes, D.M. Revitt -Environment Agency, 2003. 178 p.

21. Канализация. Наружные сети и сооружения: СП 32.13330.2012. Актуализированная редакция СНиП 2.04.0385. - М.: ФАУ «ФЦС», 2015. 87 с.

22. Ивкин П.И., Меншутин Ю.А., Соколова Е.В., Фомичева Е.В., Кедров Ю.В. Эффективность очистных сооружений ливневого стока проточного типа //Водоснабжение и санитарная техника.

- 2012. - №1. - С.52-58.

23. Глухов В. В., Лазарев Ю. Г., Че-чевичкин А. В., Якунин Л. А. Поверхностный сток: проблемы и решения // Дорожная держава/ - 2019. - № 89. -С. 86-89.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Калужская Э.И., Босов М.А. Способ возведения гибкого биопозитивного берегоукрепления // Вестник Забайкальского государственного университета.

- 2018. - Т. 24. - №1. - С. 4-9.

25. Malin Andersson, Ola Anfin Eggen. Urban contamination sources reflected in inorganic pollution in urban lake deposits, Bergen, Norway // Environmental Science: Processes & Impacts. - 2015. -№17. - P. 854-867.

26. Кельцев Н.В. Основы адсорбционной техники: монография / 2-е изд., пе-рераб. и доп. - М.: Химия, 1984. - 592 с.

27. Брайнес Я.М. Процессы и аппараты химических производств М.-Л.: Гос-химиздат, 1947. - 292 с.

28. Яковлев С.В., Журба М.Г. Обеспечение населения безвредной питьевой водой // Водоснабжение и санитарная техника. 1991. - №12. - С. 2-3.

29. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления: СанПиН 2.1.7.1322-03 [Электронный ресурс]. -URL:

http ://docs .cntd.ru/document/901862232 (Дата обращения 13.09.2019 г.).

30. Чечевичкин А. В. Проектирование и применение локальных очистных сооружений поверхностного стока на основе фильтров ФОПС - СПб.: Издательство «Любавич», 2017. 176 с.

31. Ватин Н.И., Чечевичкин В.Н. Экономичная очистка поверхностного стока в крупных городах. Фильтрацион-но-сорбционные технологии // ЕвроСт-ройПрофи. - 2015. - № 78. - С. 48-52.

References in roman script

1. Stadnik M.E. Negativnoe vozdejstvie komponentov transportnoj sistemy na sostoyanie okruzhayushchej sredy / M. E. Stadnik // Nauchnyj dialog. - 2013. - № 12 (24): Obshchestvennye nauki. - S. 3847.

2. Ahtyamov R.G. Ocenka i puti umen'sheniya ekologicheskoj opasnosti ob"ektov avtotransportnoj infrastruktury urbanizirovannoj territorii // R.G. Ahtyamov. - Kazan': KNITU, 2009.

3. Haarstad K., Bavor H.J., M^hlum T. Organic and metallic pollutants in water treatmentand natural wetlands: a review // Water Science and Technology. -2011. - 65(1). - P. 76-99.

4. Vodnyj kodeks Rossijskoj Federacii: [feder. Zakon №74-FZ: prinyat Gos. Dumoj 12 apr. 2006 g.]. - M.: Eksmo-Press, 2019. 64 s.

5. Federal'nyj zakon ot 07.12.2011 N 416-FZ (red. ot 25.12.2018) «O vodosnabzhenii i vodootvedenii» [Elektronnyj resurs]. - URL: http ://www.consultant.ru/document/cons _doc_LAW_122867/ (Data obrashcheniya 13.09.2019 g.).

6. Vatin N.I., CHechevichkin V.N. Osobennosti sostava i ochistki

poverhnostnogo stoka krupnyh gorodov // Inzhenerno-stroitel'nyj zhurnal. - 2014. -№ 6. - S. 67-74.

7. Jianlong Wang, Yuanling Zhao, Liqiong Yang, Nannan Tu, Guangpeng Xi, Xing Fang. Removal of heavy metals from urban stormwater runoff using bioretention media mix // Water. - 2017. - №9 (11). - P. 854.

8. Vatin N.I., Grekov M.A., Leonov L.V., Probirskij M.D., Rublevskaya O.N., CHechevichkin A.V., YAkunin L.A. Rezul'taty testovoj ekspluatacii fil'tra FOPS dlya ochistki livnevogo stoka s selitebnyh territorij Sankt-Peterburga // Vodosnabzhenie i sanitarnaya tekhnika. -2017. - №1. - S. 58-65.

9. Krasnogorskaya N.N., Musina S.A., Bredneva T.O. Livnevyj stok s avtotransportnoj infrastruktury kak istochnik zagryazneniya vodnyh ob"ektov // Aktual'nye problemy social'no-ekonomicheskoj i ekologicheskoj bezopasnosti: materialy VIII mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Kazan': KF MIIT, 2016. - S. 59-62.

10. Sabanaev R.N., Nikitin O.V. Nagruzka livnevogo stoka na poverhnostnye vody vnutrigorodskogo vodotoka // Vestnik tekhnologicheskogo universiteta. - 2016. - T.19. - №19.

11. Thomson N.R., Mcbean E.A., Snodgrass W., Monstrenko I.B. Highway stormwater runoff quality: development of surrogate parameter relationships // Water, Air and Soil Pollution. - 1997. -№94. - P. 307-347.

12. Perkins R. A. Bridge deck runoff: Water quality and BMP effectiveness / R. A. Perkins, Y. D. Hazirbaba - University of Alaska Fairbanks, Alaska University Transportation Center, 2010. - 116 p.

13. Rekomendacii po raschetu sistem sbora, otvedeniya i ochistki poverhnostnogo stoka s selitebnyh territorij, ploshchadok predpriyatij i opredeleniyu uslovij vypuska ego v vodnye ob"ekty. - M.: FGUP «NII VODGEO», 2015. 146 s.

14. Rekomendacii po uchetu trebovanij po ohrane okru-zhayushchej sredy pri proektirovanii avtomobil'nyh dorog i mostovyh perekhodov. - M.: Federal'nyj dorozhnyj departament Ministerstva transporta RF, 1995. 127 s.

15. Nabivach V.M., Suhoj M.P. Osnovy ekologicheskogo normirovaniya i promyshlennoj toksikologii: Uchebnoe posobie. - 2-e izd., pererabot. i dop.

- Dnepropetrovsk: UGHTU, 2010. -235 s.

16. Grushko YA.M. Vrednye neorganicheskie soedineniya v promyshlennyh stochnyh vodah: spravochnik / YA.M. Grushko. - L.: Himiya, 1979. - 160 s.

17. Grushko YA.M. Vrednye organicheskie soedineniya v promyshlennyh stochnyh vodah: spravochnik / YA.M.Grushko. - L.: Himiya, 1982. - 216 s.

18. Metodicheskie rekomendacii po soderzhaniyu ochistnyh sooruzhenij na avtomobil'nyh dorogah: ODM 218.8.0052014. - M.: Informavtodor, 2017. 78 s.

19. Shutes R.B.E., Revitt D.M., Lagerberg I.M., Barraud V.C.E. The design of vegetative constructed wetlands for the treatment of highway runoff // The Science of the Total Environment. -1999. - vol.235. - P. 189-197.

20. Ellis J.B. Constructed wetlands and links with sustainable drainage systems / J.B. Ellis, R.B.E. Shutes, D.M. Revitt -Environment Agency, 2003. 178 p.

21. Kanalizaciya. Naruzhnye seti i sooruzheniya: SP 32.13330.2012. Aktualizirovannaya redakciya SNiP 2.04.03-85. - M.: FAU «FCS», 2015. 87 s.

22. Ivkin P.I., Menshutin YU.A., Sokolova E.V., Fomicheva E.V., Kedrov YU.V. Effektivnost' ochistnyh sooruzhenij livnevogo stoka protochnogo tipa //Vodosnabzhenie i sanitarnaya tekhnika. - 2012. - №1. - S.52-58.

23. Gluhov V. V., Lazarev YU. G., CHechevichkin A. V., YAkunin L. A. Poverhnostnyj stok: problemy i resheniya // Dorozhnaya derzhava/ - 2019. - № 89.

- S. 86-89.

24. Kaluzhskaya E.I., Bosov M.A. Sposob vozvedeniya gibkogo biopozitivnogo beregoukrepleniya // Vestnik Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. - 2018. - T. 24. - №1. - S. 4-9.

25. Malin Andersson, Ola Anfin Eggen. Urban contamination sources reflected in inorganic pollution in urban lake deposits, Bergen, Norway // Environmental Science: Processes & Impacts. - 2015. -№17. - P. 854-867.

26. Kel'cev N.V. Osnovy adsorbcionnoj tekhniki: monografiya / 2-e izd., pererab. i dop. - M.: Himiya, 1984. - 592 s.

27. Brajnes YA.M. Processy i apparaty himicheskih proizvodstv M.-L.: Goskhimizdat, 1947. - 292 s.

28. YAkovlev S.V., ZHurba M.G. Obespechenie naseleniya bezvrednoj pit'evoj vodoj // Vodosnabzhenie i sanitarnaya tekhnika. 1991. - №12. - S. 2-3.

29. Gigienicheskie trebovaniya k razmeshcheniyu i obezvrezhivaniyu othodov proizvodstva i potrebleniya: SanPiN 2.1.7.1322-03 [Elektronnyj resurs]. - URL: http ://docs .cntd.ru/document/901862232 (Data obrashcheniya 13.09.2019 g.).

30. CHechevichkin A. V. Proektirovanie i primenenie lokal'nyh ochistnyh sooruzhenij poverhnostnogo stoka na osnove fil'trov FOPS - SPb.: Izdatel'stvo «Lyubavich», 2017. 176 s.

31. Vatin N.I., CHechevichkin V.N. Ekonomichnaya ochistka poverhnostnogo stoka v krupnyh gorodah. Fil'tracionno-sorbcionnye tekhnologii // EvroStrojProfi. - 2015. - № 78. - S. 4852.

Дополнительная информация

Сведения об авторах:

Винокуров Константин Игоревич, магистрант; Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»; Российская Федерация, 195251, Санкт-Петербург, Политехническая, 29; e-mail: ko.vinokurov@gmail.com.

Крестьянинова Алена Юрьевна, магистрант; Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»; Российская Федерация, 195251, Санкт-Петербург, Политехническая, 29; e-mail: alen4k@gmail.com.

/^ч 0 В этой статье под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License, которая разрешает копирование, распространение, воспроизведение, исполнение и переработку материалов статей на любом носителе или формате при условии указания автора(ов) произведения, защищенного лицензией Creative Commons, и указанием, если в оригинальный материал были внесены изменения. Изображения или другие

материалы третьих лиц в этой статье включены в лицензию Creative Commons, если иные условия не распространяются на указанный материал. Если материал не включен в лицензию Creative Commons, и Ваше предполагаемое использование не разрешено законодательством Вашей страны или превышает разрешенное использование, Вам необходимо получить разрешение непосредственно от владельца(ев) авторских прав.

Для цитирования: Винокуров К.И., Крестьянинова А.Ю. Локальные очистные сооружения поверхностного стока на автомобильных дорогах и мостовых переходах // Экология и строительство. 2019. № 4. C. 42-52. doi: 10.35688/2413-8452-2019-04-005.

Additional Information

Information about the authors:

Vinokurov Konstantin Igorevich, master student; Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University; 29 Polytechnicheskaya, St.Petersburg, Russian Federation, 195251; e-mail: ko.vinokurov@gmail.com.

Krestyaninova Alena YUrevna, master student; Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University; 29 Polytechnicheskaya, St.Petersburg, Russian Federation, 195251; e-mail: alen4k@gmail.com.

TrS 0 This article is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License, which permits use, sharing, adaptation, distribution and reproduction in any medium or format, as long as you give appropriate credit to the original author(s) and the source, provide a link to the Creative Commons license, and indicate if changes were made. The images or other third party material in this article are included in the article's Creative Commons license, unless indicated otherwise in a credit line to the material. If material is not included in the article's Creative Commons license and your intended use is not permitted by statutory regulation or exceeds the permitted use, you will need to obtain permission directly from the copyright holder.

For citations: Vinokurov K.I., Krestyaninova A.YU. The local treatment facilities for surface runoff on highways and bridge crossings // Ekologiya i stroitelstvo. 2019. № 4. P. 42-52. doi: 10.35688/2413-8452-2019-04-005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.