Научная статья на тему 'Локально - неравновесный теплообмен в стержне в условиях вынужденной конвекции'

Локально - неравновесный теплообмен в стержне в условиях вынужденной конвекции Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
232
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ТЕПЛООБМЕНА / ГРАНИЧНЫЕ УСЛОВИЯ ТРЕТЬЕГО РОДА / ПРОСТРАНСТВЕННО ВРЕМЕННАЯ НЕЛОКАЛЬНОСТЬ / ТЕОРИЯ ДВУХФАЗНОГО ЗАПАЗДЫВАНИЯ / МЕТОД КОНЕЧНЫХ РАЗНОСТЕЙ / HEAT TRANSFER INTENSIFICATION / THIRD KIND BOUNDARY CONDITIONS / TEMPORAL NONLOCALITY / DUAL-PHASE-LAG THEORY / FINITE-DIFFERENCE METHOD

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Еремин А.В.

На основе теории двухфазного запаздывания разработана математическая модель теплопроводности для стержня произвольного сечения в условиях конвективного теплообмена с окружающей средой. При выводе дифференциального уравнения, описывающего процесс переноса теплоты в локально неравновесных условиях, использовалась формула закона Фурье, учитывающая однократную релаксацию как теплового потока, так и градиента температуры. Анализ результатов численных расчетов распределения температуры по длине стержня позволил определить зависимость оптимальной длины стержня от интенсивности теплообмена с его боковой поверхности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Еремин А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Locally - non-equilibrium heat transfer in а rod with forced convection

Based on Dual-Phase-Lag theory a mathematical model of heat transfer in a rod was developed. During the derivation of the differential equation, the modified Fourier law was used. Analysis of the calculation results made it possible to determine the dependence of the optimal rod length on the intensity of heat transfer from its side surface.

Текст научной работы на тему «Локально - неравновесный теплообмен в стержне в условиях вынужденной конвекции»

Локально - неравновесный теплообмен в стержне в условиях

вынужденной конвекции

А.В. Еремин

Самарский государственный технический университет, Самара

Аннотация: На основе теории двухфазного запаздывания разработана математическая модель теплопроводности в стержне произвольного сечения в условиях конвективного теплообмена с окружающей средой. При выводе дифференциального уравнения, описывающего процесс переноса теплоты в локально - неравновесных условиях, использовалась формула закона Фурье, учитывающая однократную релаксацию как теплового потока, так и градиента температуры. Анализ результатов численных расчетов распределения температуры по длине стержня позволил определить зависимость оптимальной длины стержня от интенсивности теплообмена с его боковой поверхности. Ключевые слова: интенсификация теплообмена, граничные условия третьего рода, пространственно - временная нелокальность, теория двухфазного запаздывания, метод конечных разностей.

В промышленности широко используются различного рода теплообменные аппараты, предназначенные для передачи теплоты от одной среды (газ, жидкость, расплавленный металл и проч.) к другой. Их эффективность характеризуется количеством теплоты, передаваемой через единицу площади в единицу времени, которое зависит от многих факторов: геометрической формы поверхностей (ребра, стержни, шипы, лунки и проч.); физических свойств материала теплообменника и омывающих сред; коэффициентов теплоотдачи, зависящих от скоростей течения сред [1, 2]. С целью интенсификации теплообмена во многих случаях применяются стержни, расположенные перпендикулярно теплопередающей поверхности, преимущество которых состоит в максимальной простоте конструкции. Однако их тепловой расчёт в нестационарных режимах работы связан со значительными трудностями ввиду необходимости решения краевой задачи для дифференциального уравнения, включающего слагаемое, учитывающее конвективный теплообмен стержня с окружающей средой [3].

Особый интерес представляют теплообменные процессы, протекающие в локально - неравновесных условиях. К таким процессам относятся быстропротекающие процессы, продолжительность которых сопоставима с временем релаксации т, а также любые другие процессы, рассматриваемые на весьма малых начальных временных участках [4 - 9].

Рассмотрим вывод дифференциального уравнения теплопроводности для конечного стержня произвольного сечения в условиях конвективного теплообмена с окружающей средой с учетом локальной неравновесности (рис. 1). Для этого модифицируем закон Фурье вида q = -XдТ/дх так, чтобы в нем было учтено изменение во времени градиента температуры и теплового потока [6 - 9]

q

X

дТ

д 2ТЛ

+ т-дх дхдн

дн

(1)

Запишем соотношение теплового баланса для элементарного участка стержня, с учетом теплообмена на боковой его поверхности [3]

срБ—АхМ = - Б—АхАн + а1 р(Тср - Т )АхАн, дн дх

(2)

р - периметр; а1 - коэффициент теплоотдачи с боковой поверхности; Б -площадь сечения; Тср - температура среды.

Рис. 1. - Схема теплообмена в стержне Разделим обе части уравнения (2) на срБАхАн

дТ 1 ^ + а1р Т) ^ + —(Тср - Т).

ср дх срБ

(3)

Подставляя (1) в (3), находим

дТ

дг ср дг

Т д(дд \ д2Т + д3Т + ,(Т Т) 1 + а—- + + Ь(Т - Т).

дх

у

дх2

2 дх 2дг

где Ь = (а1 р)/(ср£) - константа; температуропроводности. Выразим из (3) дq / дх

дЧ дТ _+ЬсрТ - Т).

Подставим (5) в (4)

а = X /(ср) -

(4)

коэффициент

(5)

дТ_ ~дг

д 2Т Ь дТ + д 2Т + д 3Т + Ь(Т Т — -тЬ- — + а—т + + Ь(ТСр -Т).

1 дг2

дг дх1

дх 2дг

(6)

Уравнение (6) можно записать в виде

дТ

д 2Т

(1 + т1Ь)— + т1 —^ = а

дг

дг2

(&Т дг2

+ т

д3Т л 2 дх 2дг

+ Ь(Тср - Т).

(7)

Краевые условия для случая, когда на одном из торцов стержня поддерживается постоянная температура (граничные условия первого рода), а на втором торце стержня теплообмен происходит при граничных условиях третьего рода (причем коэффициенты теплоотдачи с боковой поверхности и с торца не равны) имеют вид

Т (х,0) = Т,; = 0; Т (0,1) = Тс

X ЯШ = а(Т - Т), (8)

дг ' дх

где Т0 - начальная температура; Тст - температура стержня при х = 0; а -коэффициент теплоотдачи на торце стержня.

Обозначим:

Ы =

0

а1

т;

Т - Т

ср

Т - Т

10 ср

„ аг х

Бо = —т; ^ = -; Бо, 8 8 1

ат

1 .

Т - Т

В = -ср;

Т -Т

0 ср

В = Ы2/ а; В

82 Т -Т

Бо2

ат2

ср

Т -Т

0 ср

Бо3 = 1 + Ьт1

Задача (7), (8) с учетом обозначений будет

д20 д© д20 д30

Бо1^г + Бо3 — = ^ + --В0; (9)

1 дБо2 3 дБо д£2 д£2дБо

0(£,0) = 1; д©(^,0) = 0; 0(0,Бо) = В; д0(^Ро) + Б10(1,Бо) = 0. (10)

Если положить т1 = т2 = 0, то уравнение (9) приводится к

классическому уравнению для стержня с учетом теплообмена на боковой поверхности

д© д20 о0

-= —- + -В0.

дБо д£2

При решении задачи (9), (10) численным методом введем пространственно - временную сетку с шагами А£, АБо по переменным £, Бо так, что

£г = ¿А£, I = 0,1; Бок = к АБо, к = 0, К , (11)

где I, К - число шагов по координатам £, Бо.

На сетке (11) введем сеточные функции 0, = 0(£ ,Бок) [10].

Используя явную схему аппроксимации, задача (9), (10) может быть записана в виде

0к-1 - 20к + 0к+* 0к+1 - 0к 0к, - 20к + 0к+,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бо, —-1--— + Бо3 —-- = ^-2-— +

1 АБо2 3 АБо А£2

0к+1 _ 20к+1 + 0к+1 - 0к + 20к - 0к + Бо2 0-1 20 + 0+1 0-1 +20 0+1 - В0к ; (12)

2 А£ 2АБо г

0к - 0к

00 = 0; 00 = 01; 00 = В; 01 ^1 -1 + Б107к = 0. (13)

Результаты решения задачи (12), (13) представлены на рис. 2 - 4.

0,8 ©

0,6 0,4 0,2

0 0,25 0,5 0,75 £ 1,0

Рис. 2. - Распределение температуры в стержне: Бо1 = Бо2 = 0; В = 0,667; В = 160 Анализ результатов численных расчетов распределения температуры по длине стержня позволяет заключить, что при высокой интенсивности теплообмена (Bi > 0,5) часть стержня принимает температуру окружающей среды (см. рис. 2). Так, например, при В1 = 1 безразмерная температура в диапазоне значений 0,6 < £ < 1 равна нулю. При этом тепловой поток в направлении оси стержня на этом участке отсутствует. Таким образом, дальнейшее увеличение длины стержня не приводит к увеличению теплового потока в направлении оси стержня, т.е. существует оптимальная длина стержня, при которой тепловая мощность стержня (шипа, ребра) перестает увеличиваться. На рис. 3 представлена зависимость оптимальной длины £ стержня от В1.

В статье также выполнена оценка влияния коэффициентов релаксации на процесс теплообмена в стержне. На рис. 4 приведены результаты расчетов температуры в неустановившемся процессе теплообмена. Их анализ позволяет заключить, что учет релаксационных свойств оказывает наибольшее влияние на процесс теплообмена в диапазоне временной переменной 0 < Бо < 0,2. С течением времени расхождение результатов расчетов при Бо1 = Бо2 = 0 и Бо1 = Бо2 = 0,1 уменьшается и не превышает 5%.

\\ \\ В1 = 0,1 0.2

2х-- 1 ---

Процесс установления граничных условий первого рода составляет АБо * 0,2.

\ Алгг

°0,4 0,55 0,7 0,85 / 1,0

Рис. 3. - Зависимость оптимальной длины стержня от Ы: Бо1 = Бо2 = 0; В = 0,667; В = 160

У у' Г У

/ / X* ' / А // / / / / / / 0,05 ----------

- —-

/ V / / // / /// / 0.4

Рис. 4. - Распределение температуры в стержне: В = 0,667; В = 0,312; 1 - Бо1 = Бо2 = 0; 2 - Бо1 = Бо2 = 0,1

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 18-38-00029 мол а и Совета по грантам Президента РФ в рамках научного проекта МК-2614.2019.8.

Литература

1. Кудинов И.В., Еремин А.В., Сичинава Г.В., Бранфилева А.Н., Ткачев В.К., Курганова О.Ю. Экспериментальное исследование мощности газоводяных теплообменников // Вестник СамГТУ. Серия «Технические науки». Самара, 2017. №2(54). С.146 - 153.

2. Лыков А.В. Теория теплопроводности. М.: Высшая школа, 1967. 600 с.

3. Араманович И.Г, Левин В.И. Уравнения математической физики. М.: Наука, 1969. 288 с.

4. Лыков А.В. Применение методов термодинамики необратимых процессов к исследованию тепло- и массообмена // Инженерно - физический журнал. 1965. Т. 9. № 3. С. 287.

5. Liu K.C., Chang P.C. Analysis of Dual-Phase-Lag Heat Conduction in Cylindrical System with a Hybrid Method // Appl. Mathem. Modeling. 2007. V. 31. P. 369.

6. Кудинов В.А., Еремин А.В., Кудинов И.В., Жуков В.В. Критические условия теплового взрыва с учетом пространственно-временной нелокальности // Известия высших учебных заведений. Авиационная техника. 2018. № 2. С. 100 - 104.

7. Кирсанов Ю.А., Кирсанов А.Ю., Юдахин А.Е. Метод измерения тепловой релаксации в твердом теле // Теплофизика высоких температур. 2018. Т. 56. № 3. С. 446 - 454.

8. Кирсанов Ю.А., Кирсанов А.Ю., Юдахин А.Е. Измерение времени тепловой релаксации и демпфирования температуры в твердом теле // Теплофизика высоких температур. 2017. Т. 55. № 1. С. 122 - 128.

9. Kudinov V.A., Eremin A.V., Kudinov I.V., Zhukov V.V. Strongly Nonequilibrium Model of Thermal Ignition with Account for Space - Time Nonlocality // Combustion, Explosion and Shock Waves. 2018. V. 54(6). Pp. 649 -653.

10. Калиткин Н.Н. Численные методы. М.: Наука, 1978. 512 с.

References

1. Kudinov I.V., Eremin A.V., Sichinava G.V., Branfileva A.N., Tkachev V.K., Kurganova O. Ju. Vestnik SamGTU. Serija «Tehnicheskie nauki». Samara, 2017. №2(54). Pp.146 - 153.

2. Lykov A.V. Teorija teploprovodnosti [Heat conduction theory]. M.: Vysshaja shkola, 1967. 600 p.

3. Aramanovich I.G, Levin V.I. Uravnenija matematicheskoj fiziki [Equations of mathematical physics]. M.: Nauka, 1969. 288 p.

4. Lykov A.V. Inzhenerno - fizicheskij zhurnal. 1965. V. 9. № 3. p. 287.

5. Liu K.C., Chang P.C. Appl. Mathem. Modeling. 2007. V. 31. P. 369.

6. Kudinov V.A., Eremin A.V., Kudinov I.V., Zhukov V.V. Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Aviacionnaja tehnika. 2018. № 2. Pp. 100 - 104.

7. Kirsanov Ju.A., Kirsanov A.Ju., Judahin A.E. Teplofizika vysokih temperatur. 2018. V. 56. № 3. Pp. 446 - 454.

8. Kirsanov Ju.A., Kirsanov A.Ju., Judahin A.E. Teplofizika vysokih temperatur. 2017. V. 55. № 1. Pp. 122 - 128.

9. Kudinov V.A., Eremin A.V., Kudinov I.V., Zhukov V.V. Combustion, Explosion and Shock Waves. 2018. V. 54(6). Pp. 649 - 653.

10.Kalitkin N.N. Chislennye metody [Numerical methods]. M.: Nauka, 1978. 512 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.