УДК 338.2
ЛОКАЛЬНАЯ КОНТРОЛЬНО-КОРРЕКТИРУЮЩАЯ СТАНЦИЯ КАК ИННОВАЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ
ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
М. А. Дмитриева1, А. И. Тюменцева Научный руководитель - Е. А. Антамошкина
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: 1 [email protected]
Рассматривается ситуация, связанная с безопасностью эксплуатации воздушных судов. Исследуются основные причины авиакатастроф, в следствие чего приводится инновационное решение данной проблемы в виде системы спутниковой навигации ЛККС-А-2000. Авторы приводят ряд преимуществ, недостатков на основании результатов испытаний спутникового оборудования ЛККС-А-2000.
Ключевые слова: ЛККС-А-2000, GLS, воздушное судно, безопасность, спутниковая система, авиакатастрофа.
LOCAL CONTROLLING AND CORRECTING STATION AS AN INNOVATIVE SOLUTION
TO AIRCRAFTS SAFETY EXPLOITATION
M. A. Dmitrieva1, A. I. Tyumenceva Scientific Supervisor - E. A. Antamoshkina
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: 1 [email protected]
Occasions of aircrafts safety exploitation are considered. Main reasons of flight accidents are discussed. As a result, there is an innovative solution to this problem such as satellite navigation system LCCS-A-2000. Article contains advantages and disadvantages of the system based on practical results of using LCCS-A-2000.
Keywords: LCCS-A-2000, GLS, aircraft, safety, satellite system, flight accident.
На сегодняшний день сфера авиаперевозок развивается стремительными темпами, что приводит к большей ответственности авиакомпаний за безопасность полётов. Заход на посадку - аварийно-опасный этап, где происходит до 50 % всех происшествий. В связи с этим, актуальность данной проблемы обуславливается необходимостью дальнейшего развития навигационных спутниковых систем. На сегодняшний день существует ряд систем (ILS, СП-68, STAN-37/38/39 и др.), общим недостатком которых является высокая стоимость их применения. Один комплект наземного оборудования может обслуживать только одно направление одной взлётно-посадочной полосы, а также требуется постоянное проведение дополнительных работ для улучшения характеристик системы.
В результате анализа самых распространённых причин крушений воздушных судов было выявлено, что в период с 2000 по 2016 гг. произошло более 50 авиакатастроф, число жертв в которых превышает 5700 человек. Данные представлены в таблимце [4].
По итогам исследования следует отметить, что уровень авиапроисшествий при посадке составляет 42,3 % от общего числа катастроф.
Единственной реальной альтернативой для эффективного и оперативного решения проблемы повышения безопасности посадки и полётов в целом является обеспечение их инструментальными системами спутниковой посадки, получившими в международной практике обозначение GLS (Global
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2
Landing System). Использование других инструментальных систем имеют существенные ограничения либо по эксплуатационно-техническим параметрам, либо по стоимости [2].
Статистика авиакатастроф с 2000 по 2016 гг.
Причина катастрофы Количество Число жертв % авиакрушений % числа погибших
крушений в общем числе в общем числе
В результате столкновения с 17 2132 29,8 37,1
водой, землей, горной местно-
стью
По техническим причинам 9 1081 15,7 18,8
(ошибка экипажа, отказ обору-
дования)
Во время взлёта 7 524 12,2 9,2
При посадке в том числе
Плохие погодные условия 8 838 14,1 14,6
Другие причины 16 1168 28,2 20,3
GLS - система спутниковой навигации, которая состоит из двух частей: бортовой и наземной. Бортовая часть представлена в виде глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС) и GPS (Global Position System), а наземная ЛККС-А-2000. ЛККС-А-2000 - это станция, не требующая постоянного технического обслуживания и не нуждающаяся в использовании человеческого труда в отличие от системы метрового диапазона радиоволн ILS (Instrument Landing System).
Российская Федеральная целевая программа «Поддержание, развитие, использование системы GLS в 2012-2020 годах» предусматривает массовое внедрение навигационных технологий отечественного производства и гарантированное предоставление навигационных услуг потребителям [3].
Крупнейшие производители воздушных судов такие, как Boeing, Airbus, Embraer, Sikorsky и другие оснащают свои самолёты оборудованием, обеспечивающим инструментальный заход на посадку с использованием GLS.
Построение наземной части GLS ЛККС-А-2000 зависит от многих факторов, как от места её размещения так и до прогнозируемым режимом её использования. В период с мая 2007 года по октябрь в международной кооперации в Германии были проведены испытания на совместимость российского ЛККС-А-2000 и зарубежного наземного и бортового оборудования (VDB Telerad) с участием производителя ЛККС «НППФ Спектр», Евроконтроля и Росаэронавигации. Испытания проводились в четыре этапа, основными целями которых являлись стыковка передатчиков, проверка совместимости оборудования, монтаж, настройка, разработка схем захода на посадку и лётные испытания. По итогам исследования на предмет совместимости получены результаты, показывающие полную идентичность российского ЛККС-А-2000 и зарубежного VDB Telerad оборудования [1].
Использование ЛККС-А-2000 имеет ряд преимуществ:
1. Одна локальная контрольно-корректирующая станция может обслуживать сразу несколько взлётно-посадочных полос (ВПП) и направлений в отличие от ILS, требующей по два радиомаяка возле каждого из торцов каждой ВПП;
2. ЛККС-А-2000 хватает одной частоты для поддержания до 48 различных схем захода на посадку в то время как ILS использует разные частоты;
3. ЛККС не требовательна к месту размещения. Её технические характеристики дают возможность обеспечить точным заходом те ВПП, где невозможно установить ILS;
4. Система снижает количество ограничений по рулению самолётов;
5. Станция требует менее частых проверок и обслуживания, а также меньше зависит от влияния помех.
6. Экономическое преимущество: расходы на обслуживание и испытание при вводе в эксплуатацию в несколько раз ниже, чем для ILS.
Несмотря на существенные различия в эксплуатации GLS и ILS, бортовые приёмники могут одновременно использовать сигналы обеих спутниковых навигационных систем, что обеспечивает более высокую точность и надёжность безопасной посадки. Различий в методиках захода на посадку в системах не отмечается, следовательно, стереотип действия пилотов сохраняется.
На сегодняшний день более 50 российских аэродромов оснащены наземными составляющими системы захода на посадку по GLS. В число аэропортов входят: Кемерово, Тюмень, Красноярск, Самара, Саратов, Сургут и другие. В будущем планируется сертифицировать по 10-15 аэродромов в год.
На ряду с очевидными плюсами ЛККС-А-2000 следует отметить и недостатки, которые в основном связаны с экономическим аспектом. Система требует повсеместного внедрения в авиапроизводстве и на аэродромах, иначе одиночная установка оборудования не окупит свои затраты. Однако, правительство Приморского края обеспечило установку наземной (ЛККС-А-2000) и бортовой подсистем GLS на самолёте DHC-6 Twinütter 400, приобретённого для внутрикраевых пассажирских перевозок.
Уже сегодня самолёты, оборудованные Global Landing System могут заходить на посадку при метеоусловиях I ИКАО (высота принятия решения не менее 60 метров), а в ближайшее время планируется, что заходы на посадку по GLS будут обеспечивать более точные заходы.
В настоящее время применение ЛККС-А-2000 как инновационное решение безопасности эксплуатации воздушных судов является практически единственным способом повышения безопасности полётов. В России активно поддерживают использование систем GLS в частности оснащения аэродромов ЛККС-А-2000. Учитывая высокие оценки, полученные от европейской организации по безопасности воздушной навигации (Евроконтроль), ведущие западные авиастроительные компании признают лидерство России в этом сегменте высоких инновационных технологий.
Библиографические ссылки
1. Завалишин О. И., Лукоянов В. А. Результаты испытаний спутникового оборудования ЛККС-А-2000 и GLS в Европе // Новости навигации. 2014. № 4. С. 13-16.
2. Бабуров С. В., Саута О. И., Купчинский Е. Б. Спутниковые технологии посадки - основа безопасности полётов вертолётов // Крылья Родины. 2015. № 7-8. С. 21-24.
3. URL: www.aviationunion.ru (дата обращения: 11.04.2016).
4. URL: http://forinsurer.com/public/14/07/07/3824/ (дата обращения: 15.04.2016).
© Дмитриева М. А., Тюменцева А. И., 2016