Научная статья на тему 'Локальная контрольно-корректирующая станция как инновационное решение безопасности эксплуатации воздушных судов'

Локальная контрольно-корректирующая станция как инновационное решение безопасности эксплуатации воздушных судов Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
3209
537
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛККС-А-2000 / GLS / ВОЗДУШНОЕ СУДНО / БЕЗОПАСНОСТЬ / СПУТНИКОВАЯ СИСТЕМА / АВИАКАТАСТРОФА / LCCS-A-2000 / AIRCRAFT / SAFETY / SATELLITE SYSTEM / FLIGHT ACCIDENT

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Дмитриева М. А., Тюменцева А. И.

Рассматривается ситуация, связанная с безопасностью эксплуатации воздушных судов. Исследуются основные причины авиакатастроф, в следствие чего приводится инновационное решение данной проблемы в виде системы спутниковой навигации ЛККС-А-2000. Авторы приводят ряд преимуществ, недостатков на основании результатов испытаний спутникового оборудования ЛККС-А-2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Дмитриева М. А., Тюменцева А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCAL CONTROLLING AND CORRECTING STATION AS AN INNOVATIVE SOLUTION TO AIRCRAFTS SAFETY EXPLOITATION

Occasions of aircrafts safety exploitation are considered. Main reasons of flight accidents are discussed. As a result, there is an innovative solution to this problem such as satellite navigation system LCCS-A-2000. Article contains advantages and disadvantages of the system based on practical results of using LCCS-A-2000.

Текст научной работы на тему «Локальная контрольно-корректирующая станция как инновационное решение безопасности эксплуатации воздушных судов»

УДК 338.2

ЛОКАЛЬНАЯ КОНТРОЛЬНО-КОРРЕКТИРУЮЩАЯ СТАНЦИЯ КАК ИННОВАЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ

ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

М. А. Дмитриева1, А. И. Тюменцева Научный руководитель - Е. А. Антамошкина

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: 1 [email protected]

Рассматривается ситуация, связанная с безопасностью эксплуатации воздушных судов. Исследуются основные причины авиакатастроф, в следствие чего приводится инновационное решение данной проблемы в виде системы спутниковой навигации ЛККС-А-2000. Авторы приводят ряд преимуществ, недостатков на основании результатов испытаний спутникового оборудования ЛККС-А-2000.

Ключевые слова: ЛККС-А-2000, GLS, воздушное судно, безопасность, спутниковая система, авиакатастрофа.

LOCAL CONTROLLING AND CORRECTING STATION AS AN INNOVATIVE SOLUTION

TO AIRCRAFTS SAFETY EXPLOITATION

M. A. Dmitrieva1, A. I. Tyumenceva Scientific Supervisor - E. A. Antamoshkina

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: 1 [email protected]

Occasions of aircrafts safety exploitation are considered. Main reasons of flight accidents are discussed. As a result, there is an innovative solution to this problem such as satellite navigation system LCCS-A-2000. Article contains advantages and disadvantages of the system based on practical results of using LCCS-A-2000.

Keywords: LCCS-A-2000, GLS, aircraft, safety, satellite system, flight accident.

На сегодняшний день сфера авиаперевозок развивается стремительными темпами, что приводит к большей ответственности авиакомпаний за безопасность полётов. Заход на посадку - аварийно-опасный этап, где происходит до 50 % всех происшествий. В связи с этим, актуальность данной проблемы обуславливается необходимостью дальнейшего развития навигационных спутниковых систем. На сегодняшний день существует ряд систем (ILS, СП-68, STAN-37/38/39 и др.), общим недостатком которых является высокая стоимость их применения. Один комплект наземного оборудования может обслуживать только одно направление одной взлётно-посадочной полосы, а также требуется постоянное проведение дополнительных работ для улучшения характеристик системы.

В результате анализа самых распространённых причин крушений воздушных судов было выявлено, что в период с 2000 по 2016 гг. произошло более 50 авиакатастроф, число жертв в которых превышает 5700 человек. Данные представлены в таблимце [4].

По итогам исследования следует отметить, что уровень авиапроисшествий при посадке составляет 42,3 % от общего числа катастроф.

Единственной реальной альтернативой для эффективного и оперативного решения проблемы повышения безопасности посадки и полётов в целом является обеспечение их инструментальными системами спутниковой посадки, получившими в международной практике обозначение GLS (Global

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2

Landing System). Использование других инструментальных систем имеют существенные ограничения либо по эксплуатационно-техническим параметрам, либо по стоимости [2].

Статистика авиакатастроф с 2000 по 2016 гг.

Причина катастрофы Количество Число жертв % авиакрушений % числа погибших

крушений в общем числе в общем числе

В результате столкновения с 17 2132 29,8 37,1

водой, землей, горной местно-

стью

По техническим причинам 9 1081 15,7 18,8

(ошибка экипажа, отказ обору-

дования)

Во время взлёта 7 524 12,2 9,2

При посадке в том числе

Плохие погодные условия 8 838 14,1 14,6

Другие причины 16 1168 28,2 20,3

GLS - система спутниковой навигации, которая состоит из двух частей: бортовой и наземной. Бортовая часть представлена в виде глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС) и GPS (Global Position System), а наземная ЛККС-А-2000. ЛККС-А-2000 - это станция, не требующая постоянного технического обслуживания и не нуждающаяся в использовании человеческого труда в отличие от системы метрового диапазона радиоволн ILS (Instrument Landing System).

Российская Федеральная целевая программа «Поддержание, развитие, использование системы GLS в 2012-2020 годах» предусматривает массовое внедрение навигационных технологий отечественного производства и гарантированное предоставление навигационных услуг потребителям [3].

Крупнейшие производители воздушных судов такие, как Boeing, Airbus, Embraer, Sikorsky и другие оснащают свои самолёты оборудованием, обеспечивающим инструментальный заход на посадку с использованием GLS.

Построение наземной части GLS ЛККС-А-2000 зависит от многих факторов, как от места её размещения так и до прогнозируемым режимом её использования. В период с мая 2007 года по октябрь в международной кооперации в Германии были проведены испытания на совместимость российского ЛККС-А-2000 и зарубежного наземного и бортового оборудования (VDB Telerad) с участием производителя ЛККС «НППФ Спектр», Евроконтроля и Росаэронавигации. Испытания проводились в четыре этапа, основными целями которых являлись стыковка передатчиков, проверка совместимости оборудования, монтаж, настройка, разработка схем захода на посадку и лётные испытания. По итогам исследования на предмет совместимости получены результаты, показывающие полную идентичность российского ЛККС-А-2000 и зарубежного VDB Telerad оборудования [1].

Использование ЛККС-А-2000 имеет ряд преимуществ:

1. Одна локальная контрольно-корректирующая станция может обслуживать сразу несколько взлётно-посадочных полос (ВПП) и направлений в отличие от ILS, требующей по два радиомаяка возле каждого из торцов каждой ВПП;

2. ЛККС-А-2000 хватает одной частоты для поддержания до 48 различных схем захода на посадку в то время как ILS использует разные частоты;

3. ЛККС не требовательна к месту размещения. Её технические характеристики дают возможность обеспечить точным заходом те ВПП, где невозможно установить ILS;

4. Система снижает количество ограничений по рулению самолётов;

5. Станция требует менее частых проверок и обслуживания, а также меньше зависит от влияния помех.

6. Экономическое преимущество: расходы на обслуживание и испытание при вводе в эксплуатацию в несколько раз ниже, чем для ILS.

Несмотря на существенные различия в эксплуатации GLS и ILS, бортовые приёмники могут одновременно использовать сигналы обеих спутниковых навигационных систем, что обеспечивает более высокую точность и надёжность безопасной посадки. Различий в методиках захода на посадку в системах не отмечается, следовательно, стереотип действия пилотов сохраняется.

На сегодняшний день более 50 российских аэродромов оснащены наземными составляющими системы захода на посадку по GLS. В число аэропортов входят: Кемерово, Тюмень, Красноярск, Самара, Саратов, Сургут и другие. В будущем планируется сертифицировать по 10-15 аэродромов в год.

На ряду с очевидными плюсами ЛККС-А-2000 следует отметить и недостатки, которые в основном связаны с экономическим аспектом. Система требует повсеместного внедрения в авиапроизводстве и на аэродромах, иначе одиночная установка оборудования не окупит свои затраты. Однако, правительство Приморского края обеспечило установку наземной (ЛККС-А-2000) и бортовой подсистем GLS на самолёте DHC-6 Twinütter 400, приобретённого для внутрикраевых пассажирских перевозок.

Уже сегодня самолёты, оборудованные Global Landing System могут заходить на посадку при метеоусловиях I ИКАО (высота принятия решения не менее 60 метров), а в ближайшее время планируется, что заходы на посадку по GLS будут обеспечивать более точные заходы.

В настоящее время применение ЛККС-А-2000 как инновационное решение безопасности эксплуатации воздушных судов является практически единственным способом повышения безопасности полётов. В России активно поддерживают использование систем GLS в частности оснащения аэродромов ЛККС-А-2000. Учитывая высокие оценки, полученные от европейской организации по безопасности воздушной навигации (Евроконтроль), ведущие западные авиастроительные компании признают лидерство России в этом сегменте высоких инновационных технологий.

Библиографические ссылки

1. Завалишин О. И., Лукоянов В. А. Результаты испытаний спутникового оборудования ЛККС-А-2000 и GLS в Европе // Новости навигации. 2014. № 4. С. 13-16.

2. Бабуров С. В., Саута О. И., Купчинский Е. Б. Спутниковые технологии посадки - основа безопасности полётов вертолётов // Крылья Родины. 2015. № 7-8. С. 21-24.

3. URL: www.aviationunion.ru (дата обращения: 11.04.2016).

4. URL: http://forinsurer.com/public/14/07/07/3824/ (дата обращения: 15.04.2016).

© Дмитриева М. А., Тюменцева А. И., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.