ЛОКАЛИЗАЦИЯ ВЗРЫВНЫХ ПРЕВРАЩЕНИЙ КОНДЕНСИРОВАННЫХ ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАРБИДОВ МЕТАЛЛОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХСЯ В КОНСТРУКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
И.А. Кизунов,
Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, г. Санкт-Петербург
Воздушный терроризм - крайняя форма терроризма. Он страшен тем, что наносит тяжелейший урон. Его характерной чертой является закрытое пространство воздушного судна, которое не позволяет проводить немедленные операции по освобождению заложников, что часто приводит к их неминуемой гибели. В результате воздушного террористического акта могут пострадать тысячи случайных людей. Психологическое воздействие на общество, приносимое актами терроризма, в том числе и воздушного, настолько велико, что вызывают панику, страх незащищенности и может спровоцировать народные волнения, оказывая огромное влияние на международные отношения.
При авариях авиационной техники, в силу имеющихся обусловленных конструкцией замкнутых объемов, нахождения на борту большого количества авиационного топлива, цепей электрической проводки и электроаппаратуры, нельзя исключать возможность взрыва ТВС. Однако, в данном случае, специалист-взрывотехник высокого профессионального уровня выявит специфические признаки «объемных» взрывов по характерной следовой обстановке.
Таким образом, выявление вновь образованных карбидов металлов на поверхностях обломков и фрагментов технической составляющей авиасудна, изымаемых членами следственно-оперативной группы в качестве вещественных доказательств, дает нам право с уверенностью говорить о произошедшем на борту срабатывании заряда КВВ в режиме детонации.
Посредством качественного и количественного анализа образовавшихся карбидов возможно осуществление пространственной локализации центра взрыва относительно габаритов лайнера. Наличие карбидных компонентов на внутренних поверхностях фюзеляжа свидетельствует о детонации ВУ на борту судна; на внешних поверхностях - о воздействии средств поражения воздушных целей. Данный аспект весьма важен, поскольку позволяет обосновать одну из двух основных версий произошедшего (подрыв на борту или атака снаружи) с достаточно высокой достоверностью.
По мнению авторов представленный способ более эффективен и перспективен по отношению к существующим. На сегодняшний день доказательная база подобного рода происшествий наполняется посредством поиска и идентификации непродетонировавших частиц ВВ. Количество таких частиц после взрыва промышленно изготовленных зарядов КВВ крайне мало, в связи с чем обнаружить их достаточно сложно. В свою очередь, имеющие широкое применение в качестве основных и дополнительных зарядов ВУ соединения класса органических пероксидов, характеризуются высокой
168
летучестью, это приводит к тому, что обнаружение следов их использования при осмотрах мест происшествий уже через несколько часов после взрыва не представляется возможным.
При заданных параметрах прогнозируется образование карбида алюминия (А14С3) - устойчивого химического соединения, обладающего температурой плавления 2100 °С. В промышленности данное вещество образуется путем прямой реакции алюминия с углеродом в дуговой печи при высоких температурах. Данные образцы после необходимой пробоподготовки были подвергнуты качественного рентгенофазовому анализу
Совместно с сотрудниками экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области был произведен подрыв заряда пластичного ВМ в объёме испытуемого образца. Образец представляет собой цилиндрический алюминиевый профиль толщиной 2 мм и внутренним диаметром 25 мм. Масса заряда составила 3 гр. в тротиловом эквиваленте.
Целью данных действий является установление
возможности/невозможности образования карбидов металлов в реальных условиях посредством термического воздействия взрывных превращений различных ВМ. На изображениях видно, что в результате детонации произошло локальное разрушение исследуемого образца.
Образцы были деформированы в ровные алюминиевые пластины в целях возможности воздействия на них абразивным материалом. Полученные алюминиевые пластины были обработаны с помощью прямоугольного напильника с фрезерованным характером насечки. В результате обработки был получен мелкодисперсный металлический порошок, который был подвергнут качественному анализу.
Были получены 3 рентгенограммы, выполненные в различных диапазонах углов. Измерения проводились с медной трубкой, шагом 0,05 и экспозицией 2 секунды. Одна рентгенограмма выполнена в диапазоне от 20 до 70 градусов и 2 рентгенограммы в диапазоне от 20 до 90 градусов.
Полученные рентгенограммы были подвергнуты обработке с помощью специального программного обеспечения Ма1:сЫ3, предназначенного специально для расшифровки рентгенограмм.
Результаты анализа представляются в виде подробного описания качественного состава вещества и описания всех фазовых компонентов исследуемой среды.
В составе исследуемых образцов было обнаружено большое количество различных карбидов и оксикарбидов алюминия. Учитывая условия их образования, можно судить о присутствии источника взрыва на месте происшествия.
Присутствие карбидных и оксикарбидных компонентов подтвердили все три исследуемых образца.
Количественное содержание карбидных компонентов разных проб позволит экспертам судить о пространственной локализации взрыва и точно указывает на применение конденсированных ВВ, поскольку иные виды ВВ не создают условий
169
для образования карбидов металлов. Необходимо отметить и инновационную новизну методики, не имеющей аналогов ни в России, ни за рубежом. Также представлены материалы, отражающие возможность промышленной маркировки ВВ на стадии производства с целью установления номера партии и завода-изготовителя ВВ. Данная информация сильно поспособствует проведению следственных мероприятий и выявлению каналов поступления ВВ в незаконный оборот.
Список использованной литературы
1. Кизунов И.А. Анализ состояния проблемы идентификации взрывчатых материалов на объектах транспорта и вероятные пути ее решения Научно-аналитический журнал «Природные и техногенные риски».2016.№1 (17).