Научная статья на тему 'Локализация области Бишдаг в Центральном Предкавказье по данным письменных и археологических источников'

Локализация области Бишдаг в Центральном Предкавказье по данным письменных и археологических источников Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
160
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАВКА / ХАН / ИСТОЧНИК / ОБЛАСТЬ / РАВНИНА / HEADQUARTERS / KHAN / SOURCE / AREA / PLAIN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бабенко Виталий Александрович

В сочинении Ибн Баттуты (1304-1369) описывается его поездка в 1334 г. из Азака в Маджар и в местность (область) Бишдаг вслед за ставкой хана Узбека. Здесь его внимание привлек горячий минеральный источник, обладавший целебными свойствами. Ибн Баттута оставил описание праздника Рамадана, из которого следует, что он происходил внутри кочевой ставки Узбека, вне населенных пунктов. Текст Ибн Батутты не позволяет локализовать место кочевания ставки Узбека и место проведения праздника в 1334 г. Попытки соотнести рассказ Ибн Баттуты и конкретный памятник, предпринятые Т.Б. Палимпсестовой, А.П. Руничем и Е.И. Нарожным, не учитывают содержащуюся в рассказе Ибн Баттуты информацию о проведении праздника в кочевых условиях, поблизости от минеральных источников и гор Пятигорья. Праздник мог проводиться на пространстве в долине р. Подкумок, ограниченном горами-лакколитами Машук, Бештау, Железная, Развалка и Змейка, способном вместить большое количество людей, животных, шатров и арб. Границы местности (области) Бишдаг могли примерно совпадать с территорией Минераловодской наклонной террасированной равнины, расположенной между Ставропольской возвышенностью и Пастбищным хребтом в междуречье Кубани, Кумы и Терека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Localization of Bishdag Area in the Central Ciscaucasia According to Written and Archaeological Sources

Ibn Battuta's narrative (1304-1369) the author described a trip which he made in 1334 from Azack to Madzhar and Bishdag area following the Uzbek Khan's headquarters. What attracted his attention there was a hot mineral spring with healing properties. Ibn Battuta gave a description of the feast of Ramadan, which means that it took place in Uzbek Khan's headquarters beyond settlements. Ibn Battuta's text doesn't allow localizing either the Uzbek Khan's headquarters or the venue of the feast of Ramadan in 1334. The attempts made by T.B.Palimpsestova, A.P.Runich and Y.I.Narozhnyi leave out the information from the Ibn Battuta's narrative that the feast was held in nomads' camp in the vicinity of mineral springs and the Pyatigorye mountains. The feast might have been held in the territory of the Podkumok river valley, which is bounded by Mashuk, Beshtau, Zheleznaya, Razvalka and Zmaika mountains-laccoliths. The territory can accommodate plenty of people, animals, marquees and bullock carts. The boundaries of the Bishdag area approximately could have matched the territory of the Mineral water column slope, which is located between the Stavropol Upland and the Pasture ridge in the interfluves of the Kuban, the Kuma and the Terek rivers.

Текст научной работы на тему «Локализация области Бишдаг в Центральном Предкавказье по данным письменных и археологических источников»

УДК 930.2/904

ЛОКАЛИЗАЦИЯ ОБЛАСТИ БИШДАГ В ЦЕНТРАЛЬНОМ ПРЕДКАВКАЗЬЕ ПО ДАННЫМ ПИСЬМЕННЫХ И АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ

© 2018 г. В. А. Бабенко

В сочинении Ибн Баттуты (1304-1369) описывается его поездка в 1334 г. из Азака в Маджар и в местность (область) Бишдаг вслед за ставкой хана Узбека. Здесь его внимание привлек горячий минеральный источник, обладавший целебными свойствами. Ибн Баттута оставил описание праздника Рамадана, из которого следует, что он происходил внутри кочевой ставки Узбека, вне населенных пунктов. Текст Ибн Батутты не позволяет локализовать место кочевания ставки Узбека и место проведения праздника в 1334 г. Попытки соотнести рассказ Ибн Баттуты и конкретный памятник, предпринятые Т.Б. Палимпсестовой, А.П. Руничем и Е.И. Нарожным, не учитывают содержащуюся в рассказе Ибн Баттуты информацию о проведении праздника в кочевых условиях, поблизости от минеральных источников и гор Пятигорья. Праздник мог проводиться на пространстве в долине р. Подкумок, ограниченном горами-лакколитами Машук, Бештау, Железная, Развалка и Змейка, способном вместить большое количество людей, животных, шатров и арб. Границы местности (области) Бишдаг могли примерно совпадать с территорией Минераловодской наклонной террасированной равнины, расположенной между Ставропольской возвышенностью и Пастбищным хребтом в междуречье Кубани, Кумы и Терека.

Ключевые слова: ставка, хан, источник, область, равнина

В сочинении Ибн Баттуты (1304-1369) описывается его поездка в 1334 г. из Азака в Маджар и в местность (область) Бишдаг вслед за ставкой хана Узбека. Путь из Маджара в эту область занимал 4 дня. Здесь его внимание привлек горячий минеральный источник, обладавший целебными свойствами: «На том Пятигорье находится ключ горячей воды, в котором Тюрки купаются. Они полагают, что кто выкупается в нем, того не постигнет кручина болезни» (Тизенгаузен, 1884, с. 289).

Из текста Ибн Баттуты следует, что ставка не стояла на месте и постоянно кочевала неподалеку от минеральных источников и гор Пятигорья. Когда Ибн Баттута со своими спутниками прибыли на предполагаемое место расположения ставки, там ее не оказалось. Пока они ее искали, она вернулась на прежнее место, где и произошла их встреча (Тизенгаузен, 1884, с. 289). За исключением «ключа горячей воды» в тексте Ибн Баттуты отсутствуют подробности в описании природных достопримечательностей и ориентиров, например, вида на Эльбрус и горы Пятигорья, которые невозможно было не заметить.

Его внимание привлекли только Узбек, его семья и ставка, которую он сравнил с большим городом, движущимся вместе со своими жителями, мечетями и базарами. «Когда достигают места привала, то палатки снима-

ют с арб и ставят на землю, так как они легко переносятся. Таким же образом они устраивают мечети и лавки» (Тизенгаузен, 1884, с. 289). Отлучившись в Болгар, он вернулся накануне праздника Рамадана и застал ставку Узбека в «местности, известной под именем Бишдаг» (Тизенгаузен, 1884, с. 298). Вероятно, их встреча произошла на прежнем месте.

Ибн Баттута подробно описал ход праздника. С наступлением утра пятницы 3 июня 1334 г. Узбек, члены его семьи и все его войско выдвинулись верхом к месту проведения праздника. После проведения соревнования лучников и церемонии награждения эмиров спешившиеся гости направились в шатер, в котором состоялся пир. Затем участники праздника отправились в мечеть на соборную молитву (Тизенгаузен, 1884, с. 298-301). Описание мечети в тексте не приводится, но подразумевается ее походный характер: напротив мечети во время праздника ставился шатер «для кадия, хатыба, для шерифа да прочих правоведов и шейхов», в котором было отведено место и знаменитому путешественнику (Тизенгаузен, 1884, с. 300). После появления Узбека участники праздника «... помолились соборно и народ вернулся в свои жилища» (Тизенгаузен, 1884, с. 301). Таким образом, из контекста сюжета следует, что

праздник происходил внутри кочевой ставки, вне населенных пунктов.

Текст Ибн Батутты не позволяет локализовать место кочевания ставки Узбека и место проведения праздника. На наш взгляд, их необходимо разделить. Вероятно, под местностью Бишдаг у Ибн Баттуты подразумевалась не столько г. Бештау и ее окрестности, сколько местность в Пятигорье с пятью наиболее примечательными горами (Машук, Бештау, Железная, Развалка и Змейка), занимающими центральное положение в Пятигорье (рис. 1). Вероятно, ставка кочевала в этом районе. Еще в Новое время здесь были известны горячие источники на юго-восточном склоне г. Машук (Гильденштедт, 2002, с. 282; Клапрот, 2008, с. 145) и на восточных склонах г. Бештау (Гильденштедт, 2002, с. 288).

Участники праздника преодолели некоторое расстояние между своими ставками и местом проведения праздника. По свидетельству Ибн Баттуты, в празднике участвовали оба сына Узбека вместе со своими войсками и различные представители кочевой элиты: эмиры старшие и младшие, царевичи, визири, придворные и вельможи, 17 темников (Тизен-гаузен, 1884, с. 298-299). Место проведения праздника должно было сочетать близость к минеральным источникам и обширную территорию, способную вместить большое количество людей, животных, шатров и арб. Это могло быть пространство в междуречье р. Подкумок и р. Джемуха (правый приток Кумы, истоки расположены на склонах г. Бештау), ограниченное подножиями расположенных по дуге отмеченных выше пяти гор. И.-А. Гильденштедт сравнил пространство между юго-восточной подошвой г. Машук и северо-восточной подошвой г. Шепсипкаи (Змейка? - В.Б.) с амфитеатром (Гильден-штедт, 2002, с. 282).

Границы области Бишдаг не ограничивались территорией кочевания ставок золотоор-дынских ханов или местом проведения праздника в 1334 г. Они могли примерно совпадать с территорией Минераловодской наклонной террасированной равнины, расположенной между Ставропольской возвышенностью и Пастбищным хребтом в междуречье Кубани, Кумы и Терека. Равнина расчленена широкими, хорошо разработанными долинами р. Кумы и ее притоков (Подкумок, Золка, Суркуль). В ее центральной части расположены 17 обособленных друг от друга гор-лакколитов во главе с Бештау (1400 м) (Современные..., 2002, с. 113-114). На юго-западе к ней примыкает

территория Кисловодской котловины (600700 м), расположенная в отрогах Пастбищного хребта и разработанная р. Подкумок и ее притоками Аликоновкой и Березовой (Современные..., 2002, с. 118-120). К юго-востоку от гор-лакколитов Лысая и Золотой курган расположено плато с высотными отметками 350-500 м, прорезанное долинами рек Подкумок, Этока, Золка, Кура и Подкурок.

В условиях климатического оптимума золотоордынской эпохи климат на Минера-ловодской равнине мог отличаться мягкостью и увлажнением. Долины Кумы и ее притоков (Подкумок, Джемуха, Джуца, Золка, Кучук, Суркуль и Этока), подножия большинства гор-лакколитов наверняка могли быть покрыты лесами и зарослями камыша, в которых водилась дичь. В период пребывания ханских ставок здесь могли проводиться большие облавные охоты.

Природные условия области способствовала ведению кочевого хозяйства. И.-А. Гильденштедт отметил пространство между р. Джуцой и р. Этокой, как «в высшей степени плодоносное пастбище» (Гильден-штедт, 2002, с. 288). По его данным, в конце XVIII в. кабардинцы перегоняли летом табуны лошадей к подошве Эльбруса. В сентябре и в октябре их возвращали к подножию низких гор. С ноября по апрель их держали в теплых равнинах верхнего течения р. Кумы, на Куре, в нижних течениях Малки и Баксана, которые отличались мягкими зимами (Гильденштедт, 2002, с. 287-288). Вероятно, подобная система кочевания сложилась задолго до Нового времени. Пребывание ханских ставок в Пятигорье вписывалось в эту систему.

Эта область являлась одним из центров коневодства, о чем свидетельствуют приводимые В. А. Кузнецовым примеры размещения здесь в начале XX в. многочисленных конезаводов (Кузнецов, 2005, с. 97-98). В эпоху Золотой Орды здесь также могли разводить лошадей. У Ибн Баттуты содержится информация об обилии лошадей у местных кочевников и их продаже в Индию (Тизенгаузен, 1884, с. 286). Этот рассказ предваряет сюжет о поездке из Азака в Маджар и может быть отнесен как к Нижнему Дону, так и к предгорьям Северного Кавказа.

Недостаточная изученность золотоор-дынских древностей Пятигорья не позволяет точно локализовать место пребывания ханских ставок. Т.Б. Палимпсестова и А.П. Рунич связали место, где Ибн-Баттута совершил молитву, с разрушенным современ-

ной застройкой поселением на правом берегу р. Подкумок на месте современных Ессентуков (Палимпсестова, Рунич, 1974, с. 237-238). Долгое время это предположение не вызывало возражений.

В связи с открытием Новопавловского поселения и могильника в Кировском районе Ставропольского края (Нарожный, Охонь-ко, 2007) Е.И. Нарожный предположил, что ставка Узбека располагалась на месте совр. г. Новопавловска (Нарожный, 2011, с. 134). Не умаляя значение этого памятника (в верховьях р. Куры располагался второй по важности после Маджара пункт на пути ханских перекочевок на Терек), его необходимо исключить из перечня возможных мест проведения

праздника в 1334 г. как удаленный от минеральных источников на значительное расстояние.

Таким образом, недостаточная изученность золотоордынских древностей Пятигорья не позволяет локализовать места размещения ханских ставок или место проведения праздника в 1334 г. Попытки увязать рассказ Ибн Баттуты и конкретный памятник не учитывают содержащуюся в его рассказе информацию о проведении праздника в кочевых условиях. Ханские ставки могли посещать населенные пункты и отдельные местности в области Бишдаг но цель их пребывания в Пятигорье больше сводилась к посещению минеральных источников.

ЛИТЕРАТУРА

Гильденштедт И.-А. Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг. / Пер. Т.К. Шафрановской, под ред. Ю.Ю. Карпова. СПб.: Петербургское Востоковедение. 2002. 512 с.

Канторович А.Р., Маслов В.Е., Петренко В.Г. Погребения майкопской культуры кургана №1 могильника «Марьинская-5» // Проблемы хронологии и периодизации археологических памятников и культур Северного Кавказа. XXVI «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа (Магас, 26-30 апреля 2010 г.). Тезисы докладов Международной научной конференции. Магас: Археологический центр им. Е.И. Крупнова, 2010. С. 164-167.

Клапрот Ю. Описание поездки по Кавказу и Грузии в 1807 и 1808 годах. Пер. с англ. К.А. Мальба-хов. Нальчик: Издательский центр «Эль-Фа», 2008. 318 с.

Кузнецов В.А. Кавказские Минеральные Воды в древности и средневековье (историко-археологиче-ские очерки). Пятигорск: Издательство ин-ститута экономики и управления. 2005. 155 с.

Нарожный Е.И. «Золотоордынское наследие» А.П. Рунича и некоторые аспекты изучения золото-ордынского периода истории Центрального Кавказа // Археология и краеведение Кавми-нвод в контексте межрегиональных связей и контактов. Сборник материа-лов межрегиональной научной конференции 17-18 ноября 2011 г. К 100-летию со дня рождения и 25-летию памяти А.П. Рунича / Под ред. С.Н. Савенко. Пятигорск, 2011. С. 134-137.

Нарожный Е.И., Охонько Н.А. Новопавловский могильник XIV века в системе евразийских древностей / МИАСК. Вып. 7. Армавир; Ставрополь, 2007. 173 с.

Палимпсестова Т.Б., Рунич А.П. О ессентукийских мавзолеях и ставке Узбек-хана // СА. 1974. №2. С. 229-239.

Современные ландшафты Ставропольского края. Ставрополь: СГУ, 2002. 228 с.

Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. I. Извлечения из сочинений арабских. СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1884. 563 с.

Информация об авторе:

Бабенко Виталий Александрович, ведущий научный сотрудник, ООО «Наследие», (г. Ставрополь, Россия); vit-babenko@yandex.ru

LOCALIZATION OF BISHDAG AREA IN THE CENTRAL CISCAUCASIA ACCORDING TO WRITTEN AND

ARCHAEOLOGICAL SOURCES

V. A. Babenko

Ibn Battuta's narrative (1304-1369) the author described a trip which he made in 1334 from Azack to Madzhar and Bishdag area following the Uzbek Khan's headquarters. What attracted his attention there was a hot mineral spring with healing properties. Ibn Battuta gave a description of the feast of Ramadan, which means that it took place in Uzbek Khan's headquarters beyond settlements. Ibn Battuta's text doesn't allow localizing either the Uzbek Khan's headquarters or the venue of the feast of Ramadan in 1334. The attempts made by T.B.Palimpsestova, A.P.Runich and Y.I.Narozhnyi leave out the information from the Ibn Battuta's narrative that the feast was held in nomads' camp in the vicinity of mineral springs and the Pyatigorye mountains. The feast might have been held in the territory of the Podkumok river valley, which is bounded by Mashuk, Beshtau, Zheleznaya, Razvalka and Zmaika mountains-laccoliths. The territory can accommodate plenty of people, animals, marquees and bullock carts. The boundaries of the Bishdag area approximately could have matched the territory of the Mineral water column slope, which is located between the Stavropol Upland and the Pasture ridge in the interfluves of the Kuban, the Kuma and the Terek rivers.

Keywords: headquarters, khan, source, area, plain.

About the Author:

Babenko Vitaly A. Leading Research Scientist, LLC Heritage Ordzhonikidze St., 75, Stavropol, 355008, Russian Federation; vit-babenko@yandex.ru

Рис. 1. Памятники эпохи Золотой Орды на территории Прикумья и Пятигорья. а - бытовые памятники: 1 — Городище Маджары, 2 — Ессентуки, 3 — Новопавловск, в — мавзолеи: 1 — Маслов Кут, 2 — ст. Скачки, 3 — Белый уголь/Ессентуки, 4 —Новопавловск, с — горы—лакколиты: 1 — Машук, 2 —

Бештау, 3 — Железная, 4 — Развалка, 5 — Змейка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.