Комплексные логопедические занятия становятся неотъемлемой частью коррекционно-развивающего процесса и являются одним из важных результатов инновационной деятельности в практике работы учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Список литературы
1. Кутепова Е.Н. Оптимизация процесса школьного обучения с помощью программно-методических средств // Логопедия: методические традиции и новаторство. -М., 2003. - 435 с.
2. Лынская М.И. Использование компьютерных технологий в работе логопеда // Логопедия. - 2006. - № 2. - С. 54-56.
3. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М., 2001. - 275 с.
Ю.Ф. Гаркуша
кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры логопедии, Московский педагогический государственный университет
Логопедическое консультирование родителей, имеющих детей с задержкой речевого развития
Процесс становления речи у ребенка раннего возраста все более привлекает внимание специалистов в области логопедии и других наук. Исследуется состояние речи при возникновении задержки речевого развития, разрабатываются пути ее преодоления [1-4 и др.].
Отставание ребенка в развитии самостоятельной речи на любом из этапов ее развития беспокоит его родителей, которые обращаются за помощью к логопеду. Независимо от возможных вариантов организации специальной помощи по преодолению задержки речевого развития (ЗРР) у ребенка раннего возраста огромное значение имеет консультирование логопедом его родителей. Формы взаимодействия с родителями, применяемые логопедом, могут быть различными (проведение семинаров, тренингов, групповых, индивидуальных консультаций и др.).
В настоящей статье представлены некоторые результаты нашей многолетней исследовательской и практической работы по отдельным направлениям консультирования родителей, имеющих детей с задержкой речевого развития.
На начальном этапе сотрудничества логопеда с ближайшим окружением детей с ЗРР, прежде всего, определяется уровень психологопедагогической компетентности родителей, выясняется степень их осведомленности относительно возможностей и характера психомоторного и познавательного развития ребенка раннего возраста. Изучается, как родители взаимодействуют с ребенком, знают ли они, каковы психологопедагогические предпосылки развития речи. Определяется уровень их знаний о формах и содержании общения ребенка с взрослым и сверстниками. Формируются представления о том, как происходит последовательное развитие ситуативно-личностной и ситуативно-деловой форм общения (по М.И. Лисиной) ребенка с взрослым, что является значимой предпосылкой развития его самостоятельной речи. Перспективы разви-
30
тия речи малыша в дошкольном возрасте также должны быть понятны взрослым, его окружающим. В дальнейшем на семинарах или тренингах логопед расширяет и обогащает представления родителей о возможностях общения ребенка в раннем возрасте и формирует у них необходимые умения и навыки коммуникации с неговорящим или отстающим в развитии речи ребенком. Постепенно родители понимают, что задержка речевого развития может наступить в разные периоды развития речи, а сензитивный период развития речи ребенка от полутора до трех лет наиболее важен для полноценного и своевременного становления его речи. Вместе с тем развитие речи ребенка - индивидуальный процесс. То, что помогает одному ребенку, не всегда может помочь другому. Поэтому, консультируясь со специалистом, родители обучаются проведению наблюдений за развитием их ребенка и овладевают приемами, содействующими становлению речи их ребенка.
Часто оказывается необходимым предложить родителям конкретные рекомендации относительно организации оптимального режима дня их ребенка. Советы связаны с соблюдением доступного для его возраста и здоровья режима сна и бодрствования, удовлетворением его потребностей в движении, чередованием подвижных игр со спокойными занятиями, дозированием доступных для ребенка впечатлений, выполнением привычной последовательности действий, входящих в алгоритм его ежедневной активности (утреннее пробуждение, подготовка к прогулке, к дневному и ночному сну и т. д.).
Особое внимание уделяется анализу и оценке особенностей реальной коммуникации родителей с их ребенком, что может быть частью специальных наблюдений и исследований специалиста. В процессе консультаций логопеда родители осознают значимость контроля собственной речи и обучаются адекватно использовать вербальные реакции в ходе коммуникативных ситуаций, в которых участвует ребенок. Родители узнают о критериях, которым должна удовлетворять их речь, адресованная ребенку раннего возраста на каждом из этапов ее становления: она должна быть доброжелательной, спокойной и выразительной по интонации, краткой, четкой, не быстрой по темпу. На начальном этапе формирования речи ребенка важно, чтобы речь взрослого, являющаяся примером для ребенка, содержала существительные и глаголы, а родители использовали речевые модели, осваиваемые их ребенком. Взрослым рекомендуется избегать бесед на «взрослые» темы в присутствии ребенка.
Возможности и особенности общения взрослых с ребенком, а также приемы стимуляции потребности в речевом общении у ребенка обсуждаются логопедом вместе с родителями. Внимание родителей обращается на то, что при общении с ребенком важно «ловить» его взгляд. Если ребенок смотрит на взрослого, то лучше фиксирует, как говорит его партнер, быстрее и лучше усваивает правильную речь. Родителям рекомендуется хвалить ребенка уже за первые попытки самостоятельного высказывания, поскольку правильно сформулированная похвала всегда информативна и свидетельствует о том, чего достиг ребенок и к чему
31
ему надо стремиться. При воспитании правильной речи ребенка важно терпение, систематичность и последовательность. Логопед обучает родителей, как насыщать обучающими моментами процесс их взаимодействия с ребенком. При этом их внимание обращается на то, что нецелесообразно стремиться к чрезмерно быстрому накоплению активного лексикона ребенка, поскольку качество его речи зависит не только от этого. Следует поощрять ребенка к овладению словами, обозначающими действия, что стимулирует появление первых фраз в его речи. Не стоит постоянно поправлять ребенка, когда он только пытается произносить слова. В этот период необходимо поддержать его в стремлении общаться с помощью речи. В результате консультативной деятельности логопеда усиливается уверенность родителей в их собственных возможностях воспитания, которые они реализуют, внимательно наблюдая за процессом целостного развития ребенка, становления его речи и творчески применяя рекомендации специалиста.
Консультируя родителей детей 2-2,5 лет с ЗРР, мы уделяем особое внимание развитию речевой активности ребенка в повседневной жизни. В ходе ежедневных режимных моментов (утренней гимнастики, умывания, одевания, прогулки и др.) родителям рекомендуется называть действия, выполняемые взрослыми и ребенком. В этом случае доступное для ребенка действие сопровождается словом взрослого. Через некоторое время ребенок сможет называть производимые действия или побуждать взрослого к их выполнению. Родители обучаются задавать ребенку конкретные вопросы по поводу выполняемых им действий и, сделав паузу, самостоятельно отвечать на эти вопросы, если ребенок еще не в состоянии это сделать. При этом самостоятельность ребенка в выполнении действий и в стремлении вербально обозначить их обязательно поощряется. Логопедом отмечается роль положительных эмоций в появлении первых слов и высказываний ребенка. Однако важно соблюдать возрастные нормативы относительно объема информации, предлагаемой ребенку.
Внимание родителей обращается на возможности использования различных видов детской деятельности (предметной, зарождающейся игровой, различных видов продуктивной) для стимуляции самостоятельной речи ребенка и развития его коммуникативного взаимодействия с взрослым и сверстниками. Родители обучаются задавать разнообразные вопросы по поводу совершаемой ребенком деятельности, обсуждать вместе с ним разные ее этапы. Ребенок приучается наблюдать, как действуют взрослый и дети и вербально обозначать эти действия.
Рекомендуется всемерно использовать различные бытовые ситуации для побуждения ребенка к выражению его желаний посредством речи, к выполнению предлагаемых поручений взрослого с применением речи. Родителям предлагается создавать проблемные ситуации, стимулирующие использование речи ребенком, а также обучать ребенка формулированию простейших вопросов.
Многим родителям необходимо специально рассказывать, как отбирать детские книги для демонстрации и чтения и наиболее целесообраз-
32
но применять их в домашних условиях на каждом из этапов развития вербальной активности их ребенка.
Целенаправленно развивая речевую активность ребенка на групповых и индивидуальных логопедических занятиях, важно подбирать соответствующий материал для домашних занятий родителей с детьми, включающий разнообразные задания, упражнения, доступные детям игры, а также разрабатывать конкретный речевой материал, связанный с тематикой логопедических занятий.
Опыт показывает, что эффективность преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста значительно возрастает в условиях целенаправленного консультирования логопедом их родителей.
Список литературы
1. Гаркуша Ю.Ф. Особенности дизонтогенеза речи при задержке речевого развития у детей раннего возраста // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой. - М., 1997. - С. 143-155.
2. Гаркуша Ю.Ф. Как говорить с малышом? Конспекты для родителей: пособие для родителей. - М.: ПАРАДИГМА, 2013.
3. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
4. Шереметьева Е.В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста. - М.: Национальный книжный центр, 2012.
И.Ю. Гинжул
старший преподаватель кафедры специальной психологии
и коррекционной педагогики, Удмуртский государственный университет
Проблемы формирования универсальных учебных действий у учащихся начальных классов с речевой патологией
Ориентирами школьного образования в недавнем прошлом оставались конкретные знания и умения по отдельным учебным предметам.
Традиционная коррекционно-логопедическая работа с учащимися, имеющими речевые нарушения, проводится в нескольких направлениях, а именно: коррекция произношения, формирование полноценных фонематических представлений, развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слова, уточнение и обогащение лексического запаса, овладение синтаксическими конструкциями различной сложности, развитие связной речи. Но, как показывает практика, школьники, посещающие логопедические занятия, в лучшем случае, компенсируют свой устноречевой дефицит в виде исправленного звукопроизношения, коррекции фонематического восприятия, анализа, синтеза, пополнении лексического запаса, умения составлять различные синтаксические конструкции. Отработка навыков чтения и письма на традиционных логопедических занятиях - это в основном тренировочные упражнения, направленные на автоматизацию технических навыков, которые не позволяют эффективно развивать и корригировать специфические для чтения и письма речевые навыки и умения.
33