2. Андреева А.С.Формирование системы профессионального воспитания обучающихся в условиях непрерывного образования // Устойчивое развитие науки и образования. 2016. № 3. С. 3438.
3. Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В. Развитие системы профессиональной мобильности в условиях непрерывного образования // Ресурсы развития социально-профессиональной траектории учащейся молодежи: вызовы XXI века. Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2015. С. 131-134.
4. Баулина О.А., Клюшин В.В. Повышение конкурентоспособности экономического образования на базе компетентностно-ориентированной подготовки молодых специалистов // Феномен человека. Подольск, 2015. С. 42-45.
5. Иголкин С.Л., Шаталов М.А. Непрерывное образование в системе подготовки квалифицированных кадров для рынка труда // Наука, новые технологии и инновации. 2016. № 8-1. С. 189-192.
6. ЛебедевА.В., ВасильевВ.В. Communicative system and activity approach in teaching foreign languages // Территориянауки. 2016. № 4. С. 38-42.
7. Мегирьянц Т.А.Деловой разговор как разновидность устной речи // Территория науки. 2016. № 1. С. 7-11.
8. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Интерактивные методы обучения в системе инновационного развития образования // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина». 2016. С. 65-67.
9. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Инновации в системе повышения качества в условиях модернизации высшего образования // Профессионализм и гражданственность - важнейшие приоритеты российского образования XXI века педагогические чтения, посвященные Году литературы в Российской Федерации : сборник статей. Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области; Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж. 2015. С. 304-307.
10. Никитенко Л.И.Самостоятельная работа в системе индивидуального образовательного маршрута студента // Устойчивое развитие науки и образования. 2016. № 3. С. 39-43.
11. Рогачева Ю.В. Чтение иноязычной литературы как универсальный инструментформирования ключевых компетенций студентов неязыковыхвузов// Синергия. 2015. № 2. С. 34-39.
12. Трапезникова Т.Н. Общий метод в системе обучения иностранным языкам // Территория науки. 2016. № 5. С. 27-32.
13. Шаталов М.А., Мычка С.Ю. Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения // В сборнике: Вузовское образование и наука. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 79-83.
14. Шкарина Т.Л., Звягина С.А. Современные методы и технологии обучения студентов иностранному языку // Территория науки. 2016. № 6. С. 38-42.
15. Яковлев А.Н., Яковлева С.А. Современные аспекты инфокоммуникационных технологий в системе профессионального образования // Синергия. 2016. № 5. С. 13-18.
УДК 159.95
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИЗАРТРИИ
Феофилатова К. Д., 2016 Московский педагогический государственный университет, магистр психологических наук, Москва
Аннотация: в статье рассматривается логопедический массаж как один из методов коррекции дизартрии.Анализируются особенности проведения логопедического массажа. Рассматриваются факторы, оказывающие положительное влияние логопедического массажа на ребенка при его проведении.
Ключевые слова: дизартрия, дошкольник, логопедический массаж, логопедическая работа, коррекционная работа, речевое нарушение.
Речевые нарушения являются одним из вариантов когнитивного дефекта. Одним из самых распространенных из них является дизартрия, под которой понимается нарушение звукопроизношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарат, возникающее в результате поражения нервной системы [6]. Известно, что выделяют несколько форм дизартрии: бульбарная, всевдобульбарная, подкорковая, мозжечковая, корковая в зависимости от места поражения нервной системы [6]. Каждая форма данного нарушения имеет свои особенности проявления. Это может быть гипер- или гипотонус мышц, дистония, гиперсаливация и др. Проявления дизартирии достаточно заметны: у ребенка смазанная, невнятная речь, наблюдаются вегетативные расстройства, нарушения звукопроизношения стойкого характера, при этом нарушенные звуки могут быть из разных групп. Помимо этого, при дизартрии отмечаются нарушения общей, мелкой и артикуляционной моторики, дыхания, голоса, просодики, расстройства фонетической и фонематической сторон речи и общего речевого развития, наличие синкинезей, гиперкинезов и тремора.
Одним из этапов коррекционной работы является активизация органов артикуляционного аппарата. В логопедической работе используют несколько методов, это: активные - выполнение ребенком артикуляционных упражнений и пассивные - массаж, который делает взрослый [4]. Существует достаточно большое количество видов массажа - это и зондовый массаж Новиковой Е. В. [3], и логопедический массаж по Дьяковой Е. А. [1], Краузе Е. Н. [2], Приходько О. Г. [5]. В логопедической практике используется и такой вид массажа как самомассаж, когда ребенок сам выполняет массажные движения. Применяя определенный вид и технику можно активизировать, повышать тонус мышц, при необходимости - расслаблять мышцы, используя другие приемы. У детей также часто наблюдается смешанный характер нарушения мышечного тонуса, который проявляется в том, что в одних группах мышц тонус понижен, в других - повышен. В связи с этим проводят дифференциальный логопедический массаж мышц.
Некоторые специалисты достаточно скептически относятся к логопедическому массажу. Одни утверждают, что в определенных случаях он может навредить ребенку как в эмоциональном, психическом плане, так и в физиологическом, или не принести пользы, например, при проведении массажа при задержке речевого развития, моторной алалии, аутизме. Поскольку, известно, что в симптоматику данных расстройств, нарушения иннервации мышц артикуляционного аппарата не входят. Другие же, например, Архипова Е. Ф., Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В., Приходько О. Г. считают, что логопедический массаж при дизартрии целесообразен. Несмотря на разногласия в данном вопросе, логопедический массаж - важная составляющая коррекционной работы и является необходимым особенно на первых ее этапах. Конечно, с одной стороны логопедический массаж можно заменить артикуляционными упражнениями, которые также активизируют органы речевого аппарата, но в тех случаях, когда дизартрия имеет тяжелую степень выраженности, когда у ребенка, например, сильная спастичность мышц, он не может сам управлять своим артикуляционным аппаратом, логопедический массаж является обязательным. Он оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм, улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфо- и кровообращение, следовательно, повышает эластичность мышечных волокон, силу и объем их сократительной функции, что является необходимым в коррекционной работе с дизартрией.
Однако, несмотря на всю полезность воздействия логопедического массажа на организм ребенка, следует подчеркнуть, что польза от него будет лишь при правильном его проведении. Необходимо учитывать противопоказания, связанные со здоровьем ребенка и его состоянием, ряд требований как к санитарно-гигиеническим, так и техническим условиям проведения процедуры, хорошо знать строение артикуляционного аппарата и анатомо-физиологических механизмов речи, а
также артикуляционный уклад звуков. Лишь при учете всех этих факторов, а также при системном подходе, логопедический массаж даст положительный эффект.
Таким образом, проанализировав специальную литературу, можно сделать вывод, что логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая положительные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.
Список литературы:
1. Дьякова, Е. А. Логопедический массаж: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., — М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 96 с.
2. Краузе, Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. - СПб.: КОРОНА принт, 2004. - 80 с.
3. Новикова, Е.В. Зондовый массаж. Коррекция звукопроизношения. Гном, 2010. 496 с.
4. Основы теории и практики логопедии. Под редакцией Р.Е.Левиной / Репринтное воспроизведение издания 1967 г. - М.: Альянс, 2013. - 368 с.
5. Приходько, О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2008.
6. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.
УДК 371.215
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ СРЕДСТВАМИ ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Баринова Татьяна Павловна ГБОУ школа № 355 Московского района, директор, Санкт-Петербург Казакова Валентина Николаевна ГБОУ школа № 355 Московского района, заместитель директора по УВР,
Санкт-Петербург Карюкина Светлана Викторовна, ГБОУ школа № 355 Московского района, заместитель директора по УВР,
Санкт-Петербург Звягин Максим Георгиевич ГБОУ школа № 355 Московского района, учитель математики и информатики,
Санкт-Петербург Метельская Екатерина Евгеньевна
ГБОУ школа № 355Московского района, учитель химии и биологии, Санкт-Петербург
Аннотация:индивидуализация образовательной траектории является одним из ключевых требований при реализации Федерального государственного образовательного стандарта. Это связано с тем, что образование каждого обучающегося должно строиться в соответствии с его образовательными возможностями и потребностями; современное общество предъявляет существенные требования к мобильности квалификации, что влияет на состав компетенций, формируемых в ходе обучения. Развивать способности каждого учащегося можно только создав соответствующий инструментарий.
Ключевые слова:индивидуальная образовательная траектория, индивидуальный учебный план, план индивидуального сопровождения; индивидуальный учебный план; учебный график; образовательные возможности и потребности; матрица образовательных ресурсов.
Введение
Методика проектирования ИОТ является универсальной и может быть применена в любой общеобразовательной школе для различных категорий обучающихся.