ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
С.А. Игнатьева, Ю.А. Блинков
В статье рассматриваются понятия реабилитации, адаптации, логопедической реабилитации, принципы реабилитационной работы. Выделяются основные принципы в проведении медико-психологопедагогических и коррекционных мероприятий с детьми, имеющими отклонения в развитии, этапы лечебно-профилактической помощи этим детям и подросткам. Раскрываются основные задачи комплексной реабилитации и социальной адаптации детей с нарушением слуха.
Сложившаяся в России дифференцированная система реабилитации детей с отклонениями в развитии направлена в первую очередь на преодоление дефекта и связанных с ним особенностей психического развития, что не всегда соответствует полноценной интеграции детей с особыми нуждами в общество. Одной из актуальных проблем медицины и коррекционной педагогики является переход от коррекции дефектов у детей -к комплексной медико-психолого-педагоги-ческой реабилитации и включению детей и подростков с отклонениями в развитии в социальную среду с учетом уровня их психофизических возможностей.
Более 500 миллионов человек в мире официально признаны инвалидами вследствие интеллектуальных, физических или сенсорных расстройств, 17 % из них - дети-инвалиды. Инвалидность у детей определяется как значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к дезадаптации вследствие нарушения развития ребенка, его способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, контролю за своим поведением, трудовой
деятельности в будущем. В настоящее время вместо термина «дети-инвалиды» используются более этичные определения - «дети с отклонениями в развитии», «дети с особыми нуждами», «дети с особыми образовательными потребностями».
В специальной литературе реабилитация рассматривается как система медико-педагогических и социальных мер, направленных на включение лиц с отклонениями в развитии в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду с учетом уровня их психофизических возможностей. Если адаптация рассматривается как приспособ-
ление с использованием резервных, компенсаторных способностей, то реабилитация -как восстановление, активизация. Важным моментом реабилитации является определение реабилитационного потенциала ребенка или подростка с отклонениями в развитии, как совокупности резервных возможностей его организма, позволяющих в максимально полном объеме восстановить утраченные функции и преодолеть отклонения развития.
Реализация прав ребенка, согласно Конвенции ООН, которой следует и Россия, в первую очередь направлена на обеспечение всех детей, в том числе детей с выраженными отклонениями в развитии, полноценной общественной жизнью, на создание условий, необходимых для максимальной реализации ими своих возможностей, посредством обеспечения их реабилитационными службами, обучением, воспитанием.
В последние годы как положительное явление можно отметить смещение акцента с преимущественно медико-этиологических аспектов при оценке состояния детей и подростков с различными отклонениями в развитии на всестороннюю функциональную оценку, учитывающую социально-психологическое воздействие структуры нарушения на жизнь индивида как личности, выдвигающую на первый план проблемы социального статуса личности. Функциональная оценка предполагает всестороннюю характеристику личности и уровней ее деятельности. Такая оценка позволяет специалистам определить конкретные направления и особенности реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии.
Компонентами функциональной оценки являются: состояние соматического здоровья, с учетом поставленного диагноза, проведенного лечения; влияние соматического
состояния на моторику, сенсорные и коммуникативные способности (слух, зрение, речь); состояние познавательной деятельности, психического статуса; особенности аффективной сферы, в том числе уровень тревожности и степень удовлетворенности жизнью; особенности повседневной жизненной активности, включая возможности самообслуживания и социальной активности; наличие непреодолимых препятствий, барьеров (физических и социальных) в окружающей среде - в школе, дома, в сообществе, мешающих достижению личных целей и желаемого образа жизни; оценка экономического положения и возможностей финансовой поддержки; наличие системы социальной поддержки, обеспечивающей как эмоциональную, так и физическую помощь по поддержанию повседневной жизнедеятельности и достижению личностных целей и предпочтительного образа жизни.
Современная концепция реабилитации предусматривает интегративный подход к ребенку с отклонениями в развитии, комплексную оценку структуры дефекта и установление так называемого функционального диагноза, включающего оценку как нарушенных, так и сохранных компонентов психики; взаимосвязь интеллектуально-познавательных нарушений, эмоционально-личностных особенностей; оценку социального статуса личности. К качественным показателям результативности комплексной реабилитации относятся: устранение психологических и других функциональных расстройств; коррекция моторики, речи; восстановление (приобретение) коммуникативных способностей; активизация деятельности; интеграция в общество.
Реабилитационная деятельность, как медико-социальная, так и психолого-педагоги-ческая, должна быть систематической, регулярной и последовательной, опираться на основополагающие принципы реабилитационной работы:
- принцип ступенчатости позволяет вести реабилитационную работу с постепенным нарастанием ее интенсивности, переключаться с одного вида реабилитации на другой;
- принцип диалектического единства создает возможности не только для последо-
вательного, но и одновременного сочетания медицинской, социальной и психологопедагогической реабилитации, умелого сочетания силы и сложности реабилитационных процессов;
- принцип разносторонности учитывает многоаспектность процесса реабилитации, сочетания семейно-бытовой, профессиональной, культурно-просветительной и иных сфер реабилитационной работы;
- принцип партнерства предполагает вовлечение самого ребенка с отклонениями в развитии в активный коррекционнореабилитационный процесс, превращение его из объекта в субъект реабилитации с целью восстановления его социально-психологического статуса и интеграции в общество.
Возможности социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии находятся в прямой зависимости от характера и тяжести первичных нарушений, наличия дополнительных отклонений, их индивидуальных особенностей, организации процесса обучения и воспитания детей, воздействия ближайшего социального окружения.
При проведении медико-психолого-педа-гогических и коррекционных мероприятий с детьми, имеющими отклонения в развитии, специалистам важно соблюдать следующие основные принципы:
1. Исходя из соблюдения прав ребенка, закрепленных в Конвенции о правах ребенка, стремиться к реализации права на образование, направленное прежде всего на развитие личности, умственных и физических способностей, а также права ребенка с отклонениями в развитии на сохранение своей индивидуальности.
2. Включать в коррекционно-развивающие занятия всех детей, в том числе и детей с множественными отклонениями в развитии, разрабатывая для каждого из них индивидуальную программу развития и коррекции.
3. При оценке динамики продвижения ребенка не сравнивать его с другими детьми, а сравнивать с самим собой на предыдущем этапе развития.
4. Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, формировать чувство психологической безопасности, относиться к ребенку с пониманием специфики его трудностей и проблем развития, стремиться в ка-
ждом ребенке найти потенциальные возможности, положительные стороны его психического и личностного развития, на которые можно опереться в педагогической работе.
5. Корректно и гуманно оценивая динамику продвижения ребенка, реально представлять дальнейшие возможности его развития и социальной адаптации.
6. Относиться спокойно, ровно, доброжелательно ко всем детям, в том числе к физически ослабленным, неуравновешенным, легко возбудимым.
7. Разрабатывать для каждого ребенка программу по рациональной организации, гигиене умственной и физической деятельности, направленной на предупреждение утомления, приучать ребенка к определенному режиму дня.
8. Соблюдать профессиональную этику. Диагноз и прогноз каждого ребенка должны быть предметом профессиональной тайны специалистов.
9. Стимулировать умственное и эмоциональное развитие детей с опорой на психическое состояние радости, спокойствия, раскованности, развивать индивидуальные способности и интересы ребенка.
10. Постепенно, но систематически включать ребенка в самооценивание своей работы.
Условно организацию лечебно-педагогической помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии можно разделить на три этапа.
Первый этап - это специализированная помощь детям раннего возраста с поражением центральной нервной системы и детям группы риска. Эта помощь начинает оказываться в родильном доме и продолжается в специализированных психоневрологических стационарах и отделениях больниц для новорожденных и грудных детей, затем в амбулаторных условиях под наблюдением детского невропатолога или психиатра, а также в специализированных детских яслях и домах ребенка. На этом этапе особое значение придается медицинской помощи и комплексным лечебно-коррекционным мероприятиям, направленным на исправление имеющихся нарушений и предупреждение дальнейших возможных отклонений в психомоторном развитии.
На втором этапе специализированная помощь детям с отклонениями в развитии дошкольного возраста проводится в специализированных стационарах, санаториях, детских садах, детских домах, районных поликлиниках и психоневрологических диспансерах. Направление в детские сады и детские дома осуществляется районными, городскими и областными медико-психолого-педаго-гическими консультациями, куда родители приводят своих детей по рекомендации невропатологов или психоневрологов, других специалистов.
На этом этапе комплексных лечебнооздоровительных и коррекционных мероприятий все больше внимания уделяется коррекционно-педагогической и воспитательной работе, осуществляемой педагогами, дефектологами, логопедами. Специальные детские образовательные учреждения дифференцируются в зависимости от характера отклонений в развитии и степени тяжести дефекта.
На третьем этапе специализированная помощь детям и подросткам с отклонениями в развитии осуществляется районными поликлиниками и психоневрологическими диспансерами, специализированными стационарами, санаторными школами, специальными школами и школами-интернатами, детскими домами и домами инвалидов.
Важными и актуальными проблемами являются: расширение контактов между
детьми с отклонениями в развитии с их здоровыми сверстниками; создание специальных ассоциаций педагогов, врачей, психологов, работающих с этими детьми, родителей детей с различными видами отклонений в развитии.
Реабилитация детей и подростков с отклонениями в развитии должна осуществляться комплексно. Различают медицинскую, психологическую, педагогическую, социальную реабилитацию.
При осуществлении медицинской реабилитации детей с отклонениями в развитии проводится энергичная терапия проявлений ранней церебральной недостаточности, медикаментозное лечение, физио-, фито-, психотерапия, лечебная физкультура, общеоздоровительное лечение. В процессе психологической реабилитации определяется психоло-
гический статус ребенка с отклонениями в развитии; выявляются первичные нарушения, вызванные болезнью, и вторичные отклонения, обусловленные аномальным развитием в условиях болезни; ликвидируются признаки девиации личности, отклонения в психическом развитии детей и подростков.
Коррекционно-педагогическая реабилитация осуществляется в процессе коррекционного обучения и воспитания, педагогической поддержки детей с отклонениями в развитии. Комплекс реабилитационных мероприятий, устранение педагогической и социальной запущенности, правильная профессиональная ориентация, проводимая с учетом интеллектуальных, сенсорных, речевых и личностных возможностей детей и подростков с отклонениями в развитии, создает предпосылки для их адаптации в обычных жизненных условиях (социальная реабилитация).
В первые годы жизни любое отклонение в развитии ребенка сопровождается недоразвитием речи. Речь является основой формирования социальных связей ребенка с окружающим миром, поэтому при отставании в развитии речи или других нарушениях речевой функции у ребенка возникают проблемы, связанные с вербальной коммуникацией, оказываются расстроенными объективно существующие взаимоотношения между индивидом и обществом, проявляющиеся в речевом общении. Своеобразие и трудности в овладении родной речью, речевые нарушения, особенности коммуникативной деятельности отмечаются практически при всех видах отклонений в развитии детей: при интеллектуальном недоразвитии, при задержке психического развития, при детском церебральном параличе, при нарушениях слуха, зрения, эмоциональных расстройствах и требуют особой системы коррекционного воздействия.
Важной составной частью системы комплексной реабилитации и одним из основных разделов коррекционно-педагогической реабилитации детей и подростков с различными видами отклонений в развитии является логопедическая реабилитация (абилитация), которая рассматривается нами в контексте создания новых речевых возможностей, нормализации коммуникативной деятельности,
наращивания социального потенциала, т. е. повышения возможностей личности реализоваться в данном сообществе. Логопедическая реабилитация играет особую роль в процессе активного приспособления к условиям социальной среды, интеграции в социум детей и подростков с отклонениями в развитии.
Логопедическая реабилитация представляет собой сложный комплексный процесс, направленный, прежде всего, на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности. В процессе ее осуществления предусматривается развитие сенсорных функций; моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.
В частности, одной их основных задач комплексной реабилитации и социальной адаптации детей с нарушениями слуха является развитие речи и логического мышления. Речь у неслышащих детей не может развиваться спонтанно, они не в состоянии овладеть ею самостоятельно, пытаются заменить ее отсутствие такими своеобразными формами общения, как мимика, дактилология, чтение с губ. Формирование у ребенка с нарушенным слухом потребности в речевом общении со взрослыми и сверстниками является основным условием его полноценного развития. Раннее начало формирования речи ребенка с выраженным нарушением слуха дает возможность предупредить аномальное развитие его мышления, нарушение познавательной деятельности. Стимуляция речевого развития неслышащего ребенка проводится поэтапно по трем основным направлениям: формирование и развитие языковой способности; развитие речевой деятельности; подготовка к усвоению основных закономерностей языка.
Лечебно-педагогическая, в том числе и логопедическая, работа с этой категорией детей должна быть предельно ранней, комплексной, дифференцированной в зависимости от тяжести и характера нарушения слуха, состояния речи и интеллекта детей. Результативность методики формирования и развития речевого слуха и речевого общения должна оцениваться не специалистами, а
обществом. Критерием успешности применения методики является практика речевого общения детей и подростков с нарушенным слухом и слышащих.
Речевые дефекты у детей с нарушениями зрения многообразны, сложны по структуре, степени выраженности, что объясняется более сложными условиями формирования речи у этих детей. У детей с нарушениями зрения логопедическая абилитация проводится поэтапно, с учетом уровня сформированно-сти речи, при использовании рельефных картинок, специальных наборов игрушек для их тактильного опознания и др.
Логопедическая коррекция фонетического, лексического и грамматического компонентов речи проводится дифференцированно, с учетом состояния зрения детей, их речи, неречевых функций, индивидуальных и возрастных особенностей. Развитие речевых навыков увязывается с совершенствованием моторной координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса с целью углубления представлений и реальных знаний об окружающем мире. В условиях специфической логопедической реабилитации детей с нарушениями зрения возрастает компенсаторная роль речи и обеспечивается более прочная база для подготовки детей к школьному обучению и социальной реабилитации.
Специфика нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальными нарушениями определяется особенностями их высшей нервной деятельности и психического развития. Расстройства речи у таких детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального развития психики в целом. Нарушения речевой деятельности характеризуются системным характером с преобладанием семантического дефекта, требуют дифференцированного подхода при их анализе и устраняются с большим трудом.
Важными направлениями работы по развитию речи являются: создание условий для речевого общения по поводу какой-либо другой деятельности (предметной, игровой и др.); специальные фронтальные занятия по развитию речи; максимальный учет особенностей речевого нарушения каждого ребенка и его индивидуальных особенностей. Важное
значение в коррекционной работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, придается формированию тесной связи между их практическим опытом и нагляднообразными представлениями с включением речи в мыслительную деятельность.
При детском церебральном параличе (ДЦП) необходима ранняя лечебно-педагогическая работа, направленная, прежде всего, на развитие моторики, речи, коммуникативного поведения. Прослеживается связь двигательных и речевых расстройств при ДЦП. Органическое поражение речедвигательного анализатора приводит к нарушениям звукопроизношения, расстройствам голоса, дыхания, просодики, т. е. к различного вида дизартриям, соответствующим определенным проявлениям ДЦП. В этих случаях применяются ранняя стимуляция психического и речевого развития, кондуктивное воспитание и обучение детей с церебральным параличом.
Логопедическая коррекция при ДЦП дифференцируется в зависимости от формы дизартрии, уровня речевого развития, возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Основными задачами логопедической работы являются: развитие ощущений артикуляционных поз и движений; преодоление и предупреждение оральной диспраксии; развитие общей моторики, мелкой моторики кистей и пальцев рук, артикуляционной моторики. Спецификой логопедической коррекции является ее сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.
Общей особенностью категории детей с тяжелыми нарушениями речи (алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, выраженное заикание) является стойкое системное нарушение речи, которое нередко сочетается с неврологической и психопатологической симптоматикой, с различными отклонениями психической деятельности. Логопедическая реабилитация проводится дифференцированно, поэтапно, в зависимости от структуры речевого дефекта, степени его выраженности, возраста, индивидуальных особенностей детей.
Логопедическая реабилитация играет важную роль в процессе активного приспособления к условиям социальной среды, интеграции в социум детей и подростков с отклонениями в развитии.
Таким образом, в процессе дифференцированной логопедической реабилитации, которая является важной составной частью комплексной системы реабилитации детей и подростков с отклонениями в развитии, спе-
циальными методами и приемами устраняются расстройства речевой функции, восстанавливается коммуникативная функция речи, что способствует процессу социальной адаптации детей и подростков с различными видами отклонений в развитии, их интеграции в социум.
Поступила в редакцию 2.10.2006.