Н. Ю. Григоренко
Москва, Россия
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАННЕЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ (НА БАЗЕ СЛУЖБЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ)
Аннотация. В статье представлены основные аспекты логопедической работы с детьми первых лет жизни с отклонениями в развитии, а также описан контингент детей, задействованный в работе службы ранней помощи, раскрыты направления коррекционнологопедического воздействия.
Ключевые слова: дети первых лет жизни с отклонениями в развитии, задержка речевого развития, логопедическое обследование, коррекционно-
логопедическая работа, психологопедагогическое консультирование родителей.
Сведения об авторе: Григоренко Наталья Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии.
Место работы: Московский городской педагогический университет.
Контактная информация: 117261 тел.: 8(499)1320562; 8(499)1327469
Первые годы жизни ребенка являются наиболее важными в становлении основных линий развития ребенка (социального, познавательного, речевого и двигательного развития). Возникающие в это время различные отклонения в развитии, проявляющиеся даже в минимальной
© Григоренко Н. Ю., 2011
N. Yu. Grigorenko
Moscow, Russia
SPEECH THERAPY IN A SYSTEM OF EARLY COMPLEX HELP TO CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL DISORDERS (BASED ON THE SERVICE OF EARLY HELP)
Abstract. This article presents the basic aspects of speech therapy for infants with developmental disorders; it also describes contingent of children involved in the work of the Service of early help; directions of correctional and logopaedic work are specified.
Key words: infants with developmental disorders, delayed speech development, logopaedic diagnostic, correctional and logopaedic work, psychological and pedagogical consultation of parents.
About the author: Grigorenko Natalia Yurievna, Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor of the Chair of Logopaedics.
Place of work: Moscow City Pedagogical University.
, г. Москва, ул. Панферова, д. 8, стр. 2.
степени, в дальнейшем могут привести к выраженным расстройствам двигательной, психической и речевой функций в последующем возрасте. С другой стороны, этот период характеризуется пластичностью и значительными компенсаторными возможностями в целом всего орга-
низма маленького человека и его нервной системы в частности, что создает возможность снизить проявление последствий негативного воздействия различных вредоносных факторов в перинатальный период.
В работах Н. Н. Малофеева, И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, Ю. А. Разенковой, Е. А. Стребеле-вой, Н. Д. Шматко и других специалистов по ранней помощи отмечается значительный рост числа детей, родившихся с признаками перин а-тального поражения центральной нервной системы, которые составляют «группу риска» по возможному проявлению дизонтогенеза.
Большой вклад в создание отечественной системы ранней помощи детям внесли Е. Р. Баенская, Ю. Ф. Гаркуша, О. Е. Громова, Н. Н. Ма-лофеев, Е. М. Мастюкова, Т. В. Николаева, О. Г. Приходько, Ю. А. Ра-зенкова, Е. А. Стребелева, Г. В. Чир-кина, Н. Д. Шматко и др. С целью внедрения постоянно расширяющейся научно-методической базы оказания ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям в практику дошкольных образовательных учреждений г. Москвы были введены новые формы работы с детьми первых лет жизни. Наряду с центрами игровой поддержки (ЦИПР), консультативными пунктами (КП), лекотека-ми, группами кратковременного пребывания «Для детей с отклонениями в развитии», «Особый ребенок», интегрированными и инклюзивными группами к новым формам работы
ДОУ относятся службы ранней помощи (СРП).
Целью службы ранней помощи на базе дошкольного образовательного учреждения является организация и осуществление психологопедагогической и медико-социальной поддержки семей, имеющих детей в возрасте от 2-х месяцев до 4-х лет с выявленными нарушениями развития (или с риском возникновения отклонений в развитии)1, не посещающих образовательное учреждение.
Анализируя основные дизонто-генетические проявления у детей раннего и дошкольного возраста, следует отметить, что речевой ди-зонтогенез рассматривается как наиболее распространенный вариант отклонений в развитии ребенка.
Таким образом, заявленная нами тема является актуальной на современном этапе для специальной педагогики в связи с тем, что работа логопеда с детьми первых лет жизни с отклонениями в развитии и их семьями в службе ранней помощи (на базе ДОУ) имеет свои особенности (которые отличают ее от логопедической работы с детьми дошкольного возраста):
1) диагностические и коррекционно-развивающие логопедические мероприятия являются составной ча-
1 Под риском возникновения отклонений в развитии понимается наличие различных негативных факторов (биологических и/или социальных), воздействовавших в перена-тальный период развития ребенка, обуславливающих или предрасполагающих к проявлению отклонений развития.
стью общего психолого-педагогиче-ского воздействия в работе с детьми первых лет жизни с отклонениями в развитии и их семьями;
2) служба ранней помощи, как форма работы в ДОУ, представляет собой нововведение, в связи с чем возникает проблема программного и методического обеспечения, в частности такого направления, как логопедическая работа с детьми первых лет жизни с отклонениями в развитии;
3) логопедическая работа с детьми первых лет жизни в службе ранней помощи предполагает не только абалитационное (стимулирующее) и реабилитационное (коррекционное) воздействие на ребенка на занятиях на базе ДОУ, но и активное взаимодействие с родителями, включенными в психолого-педагогический процесс (систематическое консультирование родителей логопедом по вопросам речевого развития ребенка и создания необходимых условий для становления речевой функции в условиях семейного воспитания; подбор необходимых приемов коррекционно-развивающего логопедического воздействия и обучение этим приемам родителей; привлечение родителей к активному взаимодействию со своим ребенком на логопедических занятиях).
Логопедическая работа с детьми первых лет жизни имеет свою специфику, которая обусловлена возрастными особенностями. В период младенчества и раннего возраста основы речевой функции только закладываются, следовательно, о про-
явлении каких-либо нарушений речи говорить в этом возрасте неуместно. Первый год жизни ребенка рассматривается как доречевой период, и в это время одним из возможных проявлений дизонтогенеза является задержка доречевого развития; в раннем возрасте (на втором-третьем году жизни) начинается активное усвоение ребенком речевых средств коммуникации, и речевые проблемы в этом возрасте определяются как задержка речевого развития. Г. В. Чир-кина и О. Е. Громова (2008) указывают, что термин «задержка речевого развития» применяется для описания раннего речевого развития большой группы детей, у которых отклонения от нормального речевого онтогенеза достаточно выражены, однако тип речевого нарушения еще не определен. По мнению авторов, задержка речевого развития в раннем возрасте может иметь как темповый, так и стойкий характер.
О. Г. Приходько (2010) отмечает, что задержка доречевого развития проявляется в позднем появлении голосовых реакций, их малой активности, звуковом однообразии, фрагментарности и слабой интонационной выразительности (гуления и особенно лепета); и определяет задержку речевого развития как более позднее начало речи; иногда - замедление темпов формирования речи, при этом характерно медленное расширение активного словаря, более позднее появление фразовой речи, трудности усвоения грамматических категорий.
На наш взгляд, задержка доре-чевого и речевого развития может быть оценена с точки зрения отставания в формировании речевой функции на один или несколько эпи-кризных сроков. Кроме того необходимо учитывать, насколько гармонично протекает доречевое и речевое развитие малыша: происходит ли оно плавно или скачкообразно (по накопительному типу), насколько устойчивы сформированные навыки, наблюдается ли стабильная динамика их усвоения или возможен возврат на предыдущие ступени развития, обусловленный воздействием каких-либо негативных влияний и факторов. Особое внимание следует уделять форме проявления задержки речевого развития: является ли она единственным показателем дизонто-генеза при нормальном становлении остальных линий развития или наблюдается при равномерном характере нарушений в других сферах (двигательной, сенсорной, эмоциональной и т. п.), представляет собой выраженную задержку речевого развития при парциальных нарушениях других психических функций, а может быть, является проявлением в структуре сложного дефекта.
В течение двух лет - с октября 2009 г. по март 2011 г. - на базе службы ранней помощи, являющегося структурным подразделением ГОУ детского сада компенсирующего вида № 1388 ЮЗОУО ДО г. Москвы, нами было обследовано 52 ребенка младенческого и раннего возраста, имевших различные откло-
нения в развитии. Для оказания комплексной психолого-педагогической и медико-социальной поддержки детей первых лет жизни и их семей на базе службы ранней помощи специалистами нашего структурного подразделения была составлена программа, ориентированная на основные современные тенденции отечественной педагогики, касающиеся основных линий воспитания, обучения и развития детей раннего и младшего дошкольного возраста, отраженные в программах Г. Г. Григорьевой, С. Н. Теплюк, М. А. Васильевой, Т. Н. Дроновой и др. При формировании содержания основных блоков и разделов были учтены разработки последних лет Е. А. Ек-жановой, Л. М. Кобриной, Г. А. Мишиной, О. Г. Приходько, Е. А. Стре-белевой, В. В. Ткачевой и др.
При проведении логопедического обследования детей первых лет жизни (являвшегося составной частью комплексной психолого-педа-гогической диагностики) нами использовались диагностические материалы, предложенные в работах Ю. А. Разенковой (1998), О. Г. Приходько (2009), О. Е. Громовой (2004) и др. Логопедическое заключение являлось компонентом общего пси-холого-педагогического заключения
о развитии ребенка первых лет жизни, а коррекционно-развивающее логопедическое воздействие рассматривалось как составляющее звено ранней комплексной дифференцированной помощи ребенку с отклонениями в развитии и его семье.
Логопедическая работа в структуре программы комплексной психолого-педагогической и медико-социальной поддержки детей первых лет жизни и их семей на базе СРП
В результате первичного психо-лого-педагогического обследования 52 ребенка первых лет жизни (13 детей первого года, 21 ребенок второго года, 18 детей третьего года жизни) были выявлены различные варианты отклонений в развитии (все обследованные дети имели отягощенный анамнез).
Обследование детей первого года жизни показало следующее: у 3 детей первого года жизни (5,5 % детей всей исследованной группы) отмечалась легкая задержка доречево-го и моторного развития; у 5 детей (9,5 %) отмечалась легкая задержка познавательного развития и умеренно выраженная задержка доречевого и моторного развития; для 4 детей (8 %) была характерна умеренно выраженная задержка познавательного, доречевого и моторного развития; у
1 ребенка (2 %) отмечалась выраженная задержка познавательного, доре-чевого и моторного развития (при неврологическом диагнозе - детский церебральный паралич). У всех детей первого года жизни наблюдался спа-стико-паретический синдром в артикуляционной мускулатуре.
Кратко охарактеризуем проявления отклонений в доречевом развитии у детей первого года жизни. Отмечалось отсутствие или слабость крика, его непродолжительность, однообразие (тихий, мало модулированный, в виде отдельных всхлипываний или, наоборот, пронзительный, резкий). Голосовые реакции отсутствовали или были бедны, однообразны (в первые месяцы жизни); была характерна низкая голосовая актив-
ность, реакция на обращенную речь проявлялась бедными звуковыми комплексами, лишенными эмоциональной окраски, не появлялись интонационно-выразительные лепетные звуки и слова (к концу первого года). Гуление отсутствовало или проявлялось на более поздних сроках; наблюдались бедность его интонационной выразительности и однообразие звуковых комплексов; звуки были тихие, нечеткие, с носовым оттенком. Лепет отсутствовал или его редкое появление выражалось в однообразных, монотонных звуках, без четкой интонационной выразительности; к концу первого года у некоторых детей не было ответной реакции в виде интонационно-выразительных лепет-ных звукосочетаний на обращенную к нему речь; дети не произносили спонтанно сами и не пытались повторять лепетные слоги и слова. В большинстве случаев подражательная голосовая активность была крайне низкая; отсутствовало или было незначительно выражено стремление к звукоподражанию. В отдельных случаях отсутствовало или было крайне недостаточно понимание обращенной речи (к концу первого года): некоторые дети не реагировали на обращенную речь (не показывали, и даже не искали взглядом предметы и людей -где мама, папа и т. п.), не узнавали голоса близких людей, не откликались на свое имя и не выполняли простейшие просьбы (дай лялю; на, возьми мяч и т. п.) Следует отметить, что недостаточное понимание обращенной речи отмечалось у детей с уме-
ренно выраженной и выраженной задержкой познавательного и дорече-вого развития.
При обследовании детей второго и третьего года жизни было выявлено следующее: для 4 детей (8 % детей всей исследованной группы) была характерна задержка речевого развития на фоне спастико-паретиче-ского синдрома в артикуляционной мускулатуре; познавательное развитие соответствовало возрасту; у 18 детей (35 %) отмечалась легкая задержка познавательного развития и умеренно выраженная задержка речевого развития на фоне спастико-паретического синдрома в артикуляционной мускулатуре; у 11 детей (21 %) определялась выраженная задержка познавательного и речевого развития; у 6 детей (12 %) определялась выраженная задержка познавательного и речевого развития при сложной структуре дефекта (у 2 детей с кондуктивной тугоухостью, у 3 детей с детским церебральным параличом, у 1 ребенка с синдромом Дауна).
Для детей второго и третьего года жизни с отклонениями в развитии были характерны следующие проявления речевого дизонтогенеза. Со стороны импрессивной речи отмечалось недостаточно понимание обращенной речи, оно формировалось в замедленном темпе; значение использующихся в речи лепетных и простых слов было аморфно, расплывчато. Обследование экспрессивной речи показало либо полное отсутствие самостоятельной речи, либо речь была лепетная с малым
количеством слогов; было затруднено соотнесение лепетных слов (мама, папа, баба и т.п.) с объектом. Объем словаря был крайне ограничен, практически отсутствовали слова, обозначающие действия; в речи в основном использовались отдельные редуцированные слова. У детей второго года жизни в большинстве случаев не было даже простой двусложной фразы; у детей третьего года при наличии простой фразы отмечался выраженный аг-рамматизм. Дети не владели простейшими грамматическими навыками словоизменения. Дети не могли самостоятельно правильно употреблять по смыслу и грамматически комбинировать слова в простейшие лексико-грамматические конструкции. Наблюдалась общая смазан-ность звукового оформления речи, нечеткость, искаженное произношение даже самых простых звуков (появляющихся в речи в норме на 1 -
2 году жизни); преобладало боковое и межзубное произношение большинства звуков речи; при произнесении простых по звукослоговому составу слов наблюдались пропуск звуков и слогов, их перестановка, замена.
По результатам психолого-пе-дагогического обследования были даны рекомендации родителям для дальнейшей коррекционно-педагогической работы с детьми. 37 детей (11 детей первого года, 14 детей второго года, 12 детей третьего года жизни) в настоящее время включены в работу Службы ранней помо-
щи, для них разработаны индивидуально-ориентированные программы, в которых одним из основных компонентов является логопедическая работа по стимуляции и коррекции речевого развития детей, включающая формирование невербальных форм общения, развитие понимания обращенной речи, стимуляция голосовых реакций, звуковой и собственной речевой активности ребенка. Особое внимание уделяется психоло-го-педагогическому консультированию родителей по вопросам нормативов речевого развития и проявлений речевого дизонтогенеза у детей раннего возраста, обучению родителей доступным приемам логопедического воздействия (элементам логопедического массажа, игровым приемам стимуляции речевой активности детей и т. п.).
Подводя итог, следует отметить, что на эффективность логопедической работы в значительной мере влияют следующие факторы:
• сложность структуры дефекта и степень выраженности нарушений;
• принятие и понимание родителями проблем ребенка и осознание себя в данной проблемной ситуации, мотивированность на помощь своему ребенку;
• систематичность посещения ребенком занятий, а родителями - пси-холого-педагогических консультаций;
• ответственное отношение родителей к коррекционно-развивающему процессу и активная работа с ре-
бенком как на специальных занятиях
(в СРП), так и в домашних условиях.
Литература
1. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / под ред. Е. А. Стребелевой. - М., 1998.
2. Екжанова, Е. А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста : науч.-метод. пособие / Е. А. Екжанова, Е. А. Стре-белева - СПб.: КАРО, 2008.
3. Приходько, О. Г. Система ранней комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с церебральным параличом : дис. ... д-ра пед. наук / О. Г. Приходько. - М.: 2009.
4. Приходько, О. Г. Как научить малыша говорить / О. Г. Приходько, О. В. Югова ; худож. М. В. Беляшова [и др.]. - М.: Каисса, 2010.
5. Ткачева В. В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: диагностика и консультирование /
B. В. Ткачева ; под науч. ред. И. Ю. Левченко. - М.: Книголюб, 2008.
6. Чиркина, Г. В., К проблеме речевой диагностики нарушений развития / Г. В. Чиркина, О. Е. Громова // Коррекционно-развивающая работа с детьми в условиях полифункциональной интерактивной среды: междунар. науч.-практ. конф. / - ГОУ ВПО МГПУ. - М., 2008. - Т. 2. -
C. 63-65.