Научная статья на тему 'Логопедическая работа с детьми раннего возраста'

Логопедическая работа с детьми раннего возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
576
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фаттахова Р. Г., Ахмерова Ф. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Логопедическая работа с детьми раннего возраста»

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ПОДХОДЫ К ИММУНОЛОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКОЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ВАРИАНТАМИ ХРОНИЧЕСКИХ ПИЕЛОНЕФРИТОВ

Файзрахманова Е.Э., Макарова Т.П., Агафонова Е.В., Зиятдинова Н.В.

Казанский государственный медицинский университет

В задачи исследования входила разработка эффективных схем иммуно- и медикоэкологической реабилитации при всех вариантах хронического пиелонефрита на основании изучения иммунного статуса и гомеостаза важнейшего эссенциального микроэлемента селена. Исследование иммунного статуса включало иммунофенотипирование лимфоцитов (CD3, CD4, CD8, CD19, CD16), исследование показателей системного (IgA, IgG, IgM) и местного гуморального иммунитета (slg А), оценку фагоцитарной активности и внутриклеточной биоцидности нейтрофилов.

Под наблюдением находилось 120 детей, из них 43 с ХДПН (хронический дизметаболический), 31 с ХОПН (хронический обструктивный), 46 с ХОДПН (хронический обструктивный дизметаболический). В основном наблюдалось хроническое рецидивирующее течение заболевания. Мальчики — 29 человек (24,2%), девочки — 91 (75,8%). При исследовании ИС (иммунного статуса) выявлены различные варианты вторичной иммунологической недостаточности — лимфоцитопенический синдром (78%) преимущественно Т-клеточного типа, синдром поликлональной активации В-лимфоцитов (45,5%) преимущественно по классам IgG и IgM, селективный дефицит IgA и гипогаммаглобулинемии по классу IgA (9,2%), различные варианты дисиммуоглобулинемий, как системного (56%), так и местного характера (65%), синдром дисфункции фагоцитоза (47,7%), снижение уровня slgA. Наиболее выраженные нарушения основных звеньев (клеточное, гуморальное, фагоцитоз) иммунного гомеостаза отмечены при ХОПН и ХОДПН, при этом нарушения затрагивали все иммунного гомеостаза. Кроме того, более выраженные нарушения имели место при длительном (> 5 лет) течении заболевания, при полиорганности инфекционного синдрома (вторичный ПН, хронический тонзиллит, гастродуоденит, холецистохолангит).

Нами предложены и апробированы дифференцированные схемы иммунореабилитации с включением элементов экологической реабилитации при различных вариантах пиелонефритов у детей с учетом гомеостаза селена и нарушений иммунного статуса.

При ХДПН использовалась схема иммуно- и медикоэкологической реабилитации (ИЭР) № 1 — селен актив + литовит У + имудон + элементы медико-экологической реабилитации (повышенный жидкостной режим, включая минеральную воду до 300—400 мл в сутки, в 1,5—2 раза превышающего суточную потребность) + уросептики + последующая фитотерапия.

При ХОПН и ХОДПН с более выраженной депрессией показателей клеточного иммунитета и глубокими фагоцитарными дисфункциями использовалась схема №2: современный иммуномодулятор и детоксикант полиоксидоний + селен актив + литовит У+ элементы медико-экологической реабилитации (см. ИЭР №1). ИЭР № 1 была апробирована на большом количестве больных детей (> 150 чел.).

На фоне применения ИЭР № 1 и № 2 отмечено повышение содержания селена в сыворотке крови. Изучена иммунологическая эффективность схем иммунореабилитации, показана нормализация показателей клеточного и фагоцитарного звеньев иммунитета (ИЭР №2), коррекция фагоцитарных дисфункций (ИЭР №1) при различных вариантах ПН у детей.

ЗНАЧЕНИЕ ПЕРВОГО ЧАСА ЖИЗНИ МЛАДЕНЦА ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ЛАКТАЦИИ

Фатеева Е.М., Гмошинская М.В.

ГУ НИИ питания РАМН, Москва

Первый час жизни является предопределяющим для жизни младенца и взаимоотношений его с матерью. В связи с этим в 1997 г. М3 РФ издало, появился приказ № 345 «О совершенствовании мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций в акушерских стационарах» (1997 г.). Этот приказ обязал прикладывать родившегося новорожденного к телу матери тотчас после рождения для обмена между ними микрофлорой. Вместе с этим, ранее прикладывание младенцев к груди позволило осуществлять контакт «кожа к коже», «глаза в глаза», запечатление друг-друга и, кроме того, возможность первого глотка молозива из груди матери. Минуты первого контакта «кожа к коже» помимо психо-эмоционального значения и для матери, и для ребенка стимулируют выброс у матери гормонов окситоцина и пролактина, которые стимулируют лактацию. Они дают предпосылки для устойчивой лактации впоследствии. Подтверждением указанных положений служат результаты наших исследований. Под нашим наблюдением находились 166 кормящих матерей и их детей. Они были разделены на 2 группы: первая — 103 матери, дети которых были приложены к груди не позднее 30 минут после рождения, вторая группа — 93 матери, дети которых были приложены к груди на вторые сутки. Группы были однородны по возрасту матерей и акушерскому анамнезу. Дети родились с массой тела не менее 2500 г и оценкой по шкале Апгар не менее 7 баллов. Раннее прикладывание ребенка к груди приводит к значительному достоверному увеличению продолжительности лактации. Среди 103 матерей, приложивших ребенка к груди сразу после рождения, 65% кормили детей свыше 6 месяцев, тогда как в случае позднего прикладывания свыше 6 месяцев кормили своих детей только 35% матерей (Р < 0,001). Таким образом, раннее прикладывание к груди оказывает значительное влияние на продолжительность лактации.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Фаттахова Р. Г., Ахмерова Ф.Г.

Детская городская поликлиника №4, Набережные Челны

На приеме в поликлинике родители обращаются с жалобами по поводу отсутствия активной речи у детей 2,5-3 лет. Так задержка речевого развития (ЗРР) была диагностирована в 2003 г. — в 38 (20,5%) случаях из 178, в 2004 г. — в 33 (20,1%) из 164, и в 2005 г. — в 31 (16%) из 195 обратившихся детей раннего возраста. При более подробном обследовании было выявлено наличие некоторого неблагополучия биологического или социального анамнеза. Из 102 обследованных детей: перинатальное поражение ЦНС (ППЦНС) в форме гипертензионно-гидроцефального синдрома в стадии компенсации — у 64%; ППЦНС в форме гипертензионно-гидроцефального синдрома в стадии компенсации, синдром гипервозбудимости — у 23%; двуязычие — у 17%; позднее начало речи у одного из родителей — у 13%.

Коммуникативное поведение детей отличается некоторыми особенностями. Дети не расположены к общению, в целом негативно реагируют на обращение взрослого. Сами к общению не стремятся. У всех отмечается снижение познавательной активности. Наблюдаются отклонения в двигательном поведении: дети малоподвижны, или, наоборот, гиперактивны. Сформированность двигательных навыков в общей и тонкой моторике не соответствует возрастным требованиям. Отмечаются трудности развития произвольной артикуляционной моторики. Дети с ЗРР испытывают трудности в понимании обращенной речи. Оно остается на ситуативном или номинативном (названия отдельных предметов) уровне. В активной речи — отдельные малоинтонированные лепетные сочетания, звукоподражания. Речевая активность низкая. В одних случаях у таких детей в более поздние сроки речь начинает развиваться спонтанно. В некоторых слу-

чаях ЗРР переходит в общее недоразвитие речи (ОНР). Так, из 15 детей, обратившихся за логопедической помощью в 5 лет с диагнозом «ОНР», все имели в анамнезе задержку речевого развития. Логопедическая работа в детской поликлинике с детьми раннего возраста ведется в двух направлениях. Первое — профилактика недоразвития речи. С этой целью проводятся беседы и консультации для родителей, оформлена папка с информацией об особенностях речевого развития и ответами на наиболее часто встречающиеся вопросы. Второе направление — коррекция нарушений речевого развития. Здесь проводятся консультативные или регулярные занятия с детьми. Коррекционная работа начинается с обследования уровня речевого развития, оценки психомоторного развития в целом. Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты. Из бесед с родителями выяснилось, что многие мамы слабо осведомлены в вопросах речевого развития и воспитания детей. Поэтому необходимо обязательное консультирование матери логопедом. Проводится оно в форме бесед и консультативных занятий, в ходе которых мать учится присоединяться к ребенку в процессе общения или игры, не лишая ребенка инициативы и права выбора, учится вести речевой диалог в процессе игры. На любую ответную реакцию ребенка (оживление, взгляд в глаза взрослого, интонирование или лепет) взрослый реагирует как на понятную ему реплику. Он проговаривает, как бы повторяя за ребенком, в членораздельной и грамматически развернутой форме. Этим он демонстрирует понимание и вызывает у ребенка желание продолжать общение. Родителям рекомендуется как можно осторожнее исправлять ошибки в речи ребенка, т.к.это действует негативно и ведет к прерыванию диалога. С учетом индивидуальных проблем в речевом развитии ребенка матери даются соответствующие рекомендации. Например: «Чаще комментировать наблюдаемые действия, регулярно использовать определенные глаголы», «Упрощать свои высказывания до трехсловных конструкций», «Использовать одну и ту же фразу только в определенной ситуации», «Сохранять определенную последовательность слов неизменной», «Использовать фразы, которые ребенок способен повторить» и др. В ходе консультативных игр-занятий логопед демонстрирует родителям коррекционные приемы для использования дома в игровой ситуации. Содержание логопедических занятий в детской поликлинике определяется в зависимости от необходимости: 1) стимулировать появление активной речи у неговорящих детей; 2) развивать, активизировать речь ребенка.

Комплексная оценка состояния речи проводится с периодичностью 3—6 месяцев. Учет в динамике позволяет своевременно вносить изменения в организацию занятий и прогнозировать темпы речевого развития. Эффективность определяется не абсолютным соответствием возрастным нормативам, а изменениями, происходящими в познавательной деятельности, возрастающей самостоятельности ребенка. Занятия начинаются с воспитания понимания обращенной к ним речи, с развития неречевых психических функций: внимания, памяти, мышления и др. В каждое занятие включены задания на развитие слухового внимания и памяти, зрительного внимания и памяти, формирование подражательности общей моторике, ручной и артикуляторной, длительного управляемого ротового выдоха. Наряду с развитием импрессивной речи осуществляется обучение активной речи на доступном ребенку лексическом материале. Занятия проводятся с многократным повторением одного и того же материала. Для успешности занятия важно установить тесный эмоциональный контакт. Вся работа строится на игровых приемах, побуждая, но, не принуждая ребенка к речевому общению.

Данная методика позволяет достичь следующих результатов: 1. Речь формируется в естественных психологически комфортных условиях, у ребенка исчезает негативизм, появляется уверенность в своих силах и желание говорить; 2.Создается основа для построения фразы, овладения грамматическими средствами и расширения словаря. Формируется основа для правильного звукопроизношения. Таким образом, создание оптимальной речевой среды, регулярные коррекционные занятия позволяют преодолеть речевой негативизм, стимулировать познавательную активность ребенка и преодолеть задержку речевого развития.

ПОСТДИПЛОМНАЯ ПОДГОТОВКА ВРАЧЕЙ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

Федоров А.В., Колесникова О.И., Федорова Л.Г.

Алтайский государственный медицинский университет, Барнаул

Существующая у нас в стране система подготовки врачей педиатров включает обязательную первичную последипломную специализацию выпускников в одногодичной интернатуре. Лишь после окончания интернатуры врачу присваивается квалификация, дающая право самостоятельной деятельности в системе здравоохранения. Обучение в субординатуре, а затем в интернатуре позволяло выпускникам добиться освоения значительной части практических навыков и качественной подготовки к самостоятельной работе. Отмена субординатуры, значительное уменьшение количества часов обучения на педиатрических кафедрах привели к снижению их теоретической и практической подготовки, что диктует настоятельную необходимость интенсификации обучения врачей в интернатуре.

С этой целью необходимо оптимизировать практическую деятельность интернов путем дальнейшего совершенствования планирования и контроля за их повседневной работой и активизировать познавательную деятельность интернов, вовлекая их в подготовку и проведение клинических конференций по актуальным проблемам педиатрии. Необходимым условием научной организации непрерывного учебного процесса является планирование и управление самостоятельной работой интернов. Так, для каждого интерна составляется индивидуальный план практической работы на учебный год. Каждый раздел работа курирует преподаватель кафедры (консультации больных, проверка учетно-отчетной медицинской документации, практических умений и навыков и др.). Интерны принимают активное участие в клинических обходах профессоров, обсуждении больных на врачебных консилиумах. В конце каждого специализированного цикла интерн сдает зачет (10 зачетов в течение года), проводится полугодовая аттестация, а в конце обучения — экзамен по практическим навыкам, теоретической подготовке и ЭВМ-контроль. Практическую работу интерны сочетают с посещением лекций и семинарских занятий для курсантов кафедры педиатрии ФУВа, причем они активно привлекаются к демонстрации больных и историй болезни. Предлагаемая организация последипломной подготовки позволяет добиться оптимизации практической деятельности интернов, стимулирует их познавательную активность, побуждает к научным исследованиям и дает возможность отбора кандидатур для обучения в клинической ординатуре.

ФРАКТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РИТМА СЕРДЦА

Федоров В.А., Мизирин А.В., Храмцов П.И., Агафонова Н.А.

Московский энергетический институт (Технический университет),

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, Москва

Представлен новый метод фрактального анализа ритма сердца, разработанный на основе теории математического моделирования нелинейных динамических процессов. Фракталом называется структура, состоящая из частей, подобных целому. Структура ритма сердца также является фрактально-кластерной. Разработанный новый диагностический метод основан на фрактальном анализе вариабельности сердечного ритма. При этом участок спектра мощности ритмограммы сердца аппроксимируется функцией 5 = 1/(})Р, где (3 — параметр, ( — частота флуктуаций ритма сердца. Фрактальный параметр (3 отражает степень организованности и динамической устойчивости регуляторных процессов в организме. Снижение характеризует потерю устойчивости системы и свидетельствует о дезинтеграции системных связей в регуляции ритма сердца.

В данной работе обсуждаются результаты анализа фрактальных структур ритмограмм сердца 62 дошкольников 5—7 лет в динамике учебного года, проведенного с целью практической апробации метода и оценки его диагностической значимости.

Показано, что характер изменения фрактального параметра (3 в зависимости от типа кластера в течение учебного года является функцией индивидуального состояния каждого ребенка. Значения данного параметра изменяются во всех кластерах в интервале от -1,5 до 2,0 усл.ед.. Установлено, что дисперсия мощности фрактального процесса в кластерах к концу учебного года увеличивается для большей части обследованных детей, что свидетельствует об уменьшении устойчивости регуляторных характеристик и напряжении сердечно-сосудистой системы детей.

Анализ данных также показал, что однородные фракталы в начале и в конце учебного года имеют одинаковую величину корреляционной размерности (V =2,5), что соответствует устойчивости регуляторных механизмов. В то же время, корреляционная размерность в сложном фрактале в конце года ниже (V = 5,0-6,0), чем в начале (V = 8,0—10,0), что свидетельствует о возрастании напряжения регуляторных механизмов ритма сердца у дошкольников в конце учебного года.

Таким образом, фрактальный анализ ритма сердца является чувствительным методом оценки функционального состояния организма дошкольников.

ПРОФИЛАКТИКА АЛЛЕРГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АТПК

Федосеева Л.С., Гурвич С.В., Пыркова С.Д., Лосева Т.А.

Городская клиническая поликлиника № 15, Самара

Совместно педиатрами, ВОП, гинекологами проведен анализ состояния здоровья членов 198 семей с аллергическими заболеваниями взрослых, а также эффективность профилактических мероприятий по предупреждению реализации риска аллергии у детей.

В наблюдаемых семьях общее количество детей составляло 212 человек, среди них выявлено больных — 87 человек: с бронхиальной астмой — 10 (11,5%), аллергическим ринитом — 12 (13,8%), атопическим дерматитом — 50 (57%), нейродермитом — 15 детей (17,4%). Прошли аллергический марш 6 детей: в раннем возрасте — атопический дерматит, к семи годам — бронхиальная астма и поллиноз. По нашим наблюдениям у детей до 3 лет преобладает атопический дерматит, старше 7 лет — бронхиальная астма, аллергический ринит, нейродермит.

Отмечено, что аллергические заболевания возникали чаще в полных семьях (92,5%). Аллергические заболевания развивались у детей, находившихся на искусственном вскармливании в 65,5% случаев, а на грудном вскармливании аллергические заболевания развивались в 13% случаях.

Детей, имеющих аллергию к пищевым антигенам с возрастом постепенно, но значительно уменьшается, и после 10 лет в спектре аллергенов ведущими становятся ингаляционные аллергены: клещи домашней пыли, пыльцевые, грибковые, эпидермальные.

В периоде новорожденное™ 35% детей были переведены на высокогидролизированные смеси, прикорм был отсрочен до 4х месячного возраста. Из питания кормящей матери исключены молоко, яйца, рыба, морепродукты, орехи. В результате у всех детей дебют аллергического заболевания произошел лишь после семилетнего возраста.

Часть беременных женщин (30%) получала препарат лактобактерин в конце беременности и в первые две недели после родов, что снизило частоту появления атопического дерматита у детей в два раза.

Таким образом, профилактические мероприятия, проводимые с антенатального периода, элиминаци-онные мероприятия в семьях позволили снизить риск реализации аллергической патологии у 125 детей (59%).

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, РОДИВШИХСЯ ОТ КУРЯЩИХ МАТЕРЕЙ

Федосеева Л.С., Гурвич С.В., Дороднова О.Г., Баранова В.А.

Городская клиническая поликлиника № 15, Самара

Во всем мире проведено множество исследований, развивших и углубивших представление о вредном влиянии курения на беременность и дальнейшее развитие ребенка. В педиатрическом отделении проанализирован анамнез 16 детей, рожденных от курящих женщин. Сравнение проводилось с контрольной группой из 16 детей от некурящих матерей.

Курение будущих матерей способствовало рождению 37% детей с низкой массой тела, в контрольной группе в 16% случаях. У 25% детей от курящих матерей отмечалось нарушение билирубинового обмена, что является следствием воздействия никотина на билирубиносвязывающую способность плазмы, в контрольной группе у 10% детей. Все дети от курящих матерей имели фоновые состояния: у 9 детей (56%) отмечался дисбиоз кишечника, у 7 детей (43%) — железодефицитная анемия, у 58% детей — ранний перевод на искусственное вскармливание, у 25% детей наблюдались аномалии конституции, у 80% детей диагностирована перинатальная патология ЦНС. В контрольной группе фоновые состояния наблюдались у 25% детей, перинатальная патология ЦНС у 60% детей, пороков развития не было. В течение первого года жизни 100% детей от курящих женщин переболели острыми респираторными вирусными инфекциями несколько раз, в контрольной группе 26%. У 1 ребенка от курящей женщины выявлена врожденная косолапость.

На диспансерном учете старше 1-го жизни остались дети от курящих женщин: с дискинезией желчевыводящих путей — 6 детей — 37%, с гипертрофией небных миндалин — 2 детей (12%), с последствием перинатальной патологии ЦНС — 2 ребенка (12%).

Таким образом, у детей от курящих матерей, имеем следующие ситуации:

— недостаточность массы тела при рождении;

— снижение адаптационных возможностей и риск заболеваний новорожденных;

— увеличение числа врожденных дефектов развития;

— ухудшение физического и психического развития ребенка.

Поэтому профилактику вредных привычек надо проводить у будущих родителей, среди школьников, в школе репродуктивного здоровья, в школе беременных, в школе молодой матери.

НАБЛЮДЕНИЕ ДЕТЕЙ ИЗ ГРУПП РИСКА ПО САХАРНОМУ ДИАБЕТУ

Федосеева Л.С., Гурвич С.В., Кирьякова Н.Н.

Городская клиническая поликлиника № 15, Самара

Распространенность сахарного диабета в промышленно развитых странах составляет 5—7% и имеет тенденцию к увеличению. Массовые исследования показывают, что больных с нарушением толерантности к глюкозе (НТГ) в два раза больше, чем больных с явным сахарным диабетом.

Нами были проведены скрининговые исследования в 112 семьях, где имеются взрослые больные сахарным диабетом (СД) 1 и 2 типов. С инсулинзависимым СД — 9 семей (детей 4, больны СД — 2), с инсулин-независимый СД — 103 семьи (детей 39).

Проведен анализ здоровья детей в семьях с СД 2 типа, определен уровень глюкозы, глюкозотолерантный тест (ГТТ), УЗИ ж.к.т., антропометрия.

У 14 детей (37%) выявлены функциональные изменения со стороны гепатобилиарной системы, связанные с дискинетическими расстройствами. Превышение массы тела от 15 до 25% отмечался у 5 детей (12,8%).

Уровень сахара крови натощак у 13 детей был выше 5 ммоль/л. Им проведен ГТТ. Нормальные значения глюкозы о I мсчались у 10 детей (25%), с нарушением толерантности к глюкозе — 3 детей (7,3%). Группу с НТГ сое I авил 11 лети, у которых в диагностическом ГТТ было зафиксировано два и более аномальных результата, все лс I и старше 14 лет, среднего роста, с превышением массы тела (ИМТ 25,8± 1,5). Следует отметить, что у всех детей с НТГ присутствовали факторы риска СД: наличие ожирения у матери, чрезмерное увеличение массы тела матери во время беременности, крупная масса тела более 4 кг. при рождении, переедание, ожирение ребенка.

Проводились профилактические мероприятия по ограничению приема углеводов в 45% семей.

Активный образ жизни ведут 63% семей, 27% занимаются физическими упражнениями нерегулярно.

Таким образом, необходимо проводить мероприятия по профилактике СД у детей с раннего возраста из группы риска: борьбу с перееданием, чрезмерным употреблением легкоусвояемых углеводов, исключение из рациона грудных детей смесей, содержащих белки коровьего молока, продуктов с нитросодержащими консервантами и красителями, систематические занятия физкультурой и спортом, бережное отношение к психике ребенка.

РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ СМЕСИ «МАЛЮТКА»

Федотова О.П., Ратынская Н.В., Рудакова Е.В., Хрипина Л.П., Бытева Т.А.

Детская клиническая больница №1, Ярославль

Апробация детской смеси «Малютка» проходила на базе отделения патологии детей грудного и раннего возраста. Данную смесь получали 23 ребенка в возрасте от 2-х недель до одного года. Все дети находились в отделении без матерей. Изменения клинической картины, антропометрические данные фиксировались в истории болезни. 13 детей в возрасте до 5 месяцев получали в питании только смесь «Малютка»,

10 детей старше 5-ти месяцев получали, и прикормы соответственно возрасту. 17 детей имели нормальное физическое развитие, у 6-и отмечалась дистрофия по типу гипотрофии. У пятерых преимущественно экзогенная постнатальная первой степени, у одного ребенка эндогенная 2-й степени. Остальные дети имели следующую сопутствующую патологию: анемия дефицитная легкая — 5 детей; рахит в периоде разгара —

11 детей; последствия перинатального поражения ЦНС — 6 детей; ОРВ — 5 детей; ВПС без недостаточности кровообращения — 2 ребенка.

За время приема смеси 5 детей с гипотрофией прибыли в массе на 710—1005 грамм и у них не отмечалось признаков дистрофии. У одного ребенка с эндогенной формой гипотрофии, обусловленной болезнью Дауна, сохранились признаки дистрофии. У остальных детей также отмечена достаточная прибавка массы тела. За период наблюдения за детьми, получавшими смесь «Малютка» только у одного ребенка отмечались выраженные признаки дерматита, приведшие к необходимости смены питания. У всех детей в первые 1-2 дня адаптации к новой смеси (до этого получали смесь «Нестожен») отмечено учащение стула до 5—6 раз в сутки, без изменения его качества. К концу 2-х, началу 3-х суток частота стула устанавливалась как ранее 1—3 раза в сутки. Срыгивания сохранялись у 3-х детей, были не обильнее, чем на другой молочной смеси и купированы домперидоном. Дети с анемией получали препараты железа и на фоне вскармливания смесью «Малютка» через месяц уровень гемоглобина у всех детей достиг нормальных значений.

Таким образом, молочная смесь «Малютка» может быть рекомендована для питания здоровых детей и детей с нетяжелыми фоновыми состояниями.

ОБ АДАПТИВНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВАХ ЛЕПТОСОМНОГО ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ У СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ

Федотова Т.К.

НИИ и Музей антропологии МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва

Адаптивные преимущества лептосомного варианта телосложения рассматриваются в контексте магистральной эволюционной стратегии вида Homo sapiens в связи с увеличением интенсивности антропогенных стрессов и ослаблением возможностей биологической адаптации. Избыточность генома человека, обеспечивающая биологическую пластичность вида, велика и сравнима с избыточностью нейронной сети нашего мозга, обеспечивающего поведенческую (социальную) пластичность вида. Однако скорость реактивности генома измеряется поколениями, в то время как реактивность нейронной сети мгновенна и непрерывна на протяжении индивидуального онтогенеза. Последнее обстоятельство гораздо эффективнее обеспечивает приспособление индивидуума к непрерывно растущей интенсивности антропогенных стрессов. Лептосомный вариант телосложения в периоде развития благодаря своему гормональному профилю может связываться с расширением диапазона социальной адаптации: пониженной агрессивностью, увеличением числа межнейронных связей, улучшением памяти и повышением вербальности. Продолженная физиологическая незрелость детства и отложенный пубертат, составляющие специфику индивидуальной ритмики ростовых процессов ребенка-лептосома, как по данным современной психологии, так и по результатам мониторингов санитарного состояния детского населения начиная с конца XIX века, связаны с повышенным интеллектуальным потенциалом и успешностью в школьных занятиях. Адаптивные преимущества лептосомизации новорожденных, т.е. «улучшение» с акушерской точки зрения формы новорожденных, заключаются в значительном уменьшении длительности процесса родов в последние десятилетия --в среднем 17 часов в 50-е годы, 10 часов в 70-е и около 5-и в настоящее время, что очевидным образом улучшает долгосрочную перспективу индивидуального развития ребенка. Лептосомизация новорожденных, по-видимому, является единственной возможностью «примирить» две разнонаправленные эпохальные тенденции: некоторое сужение размеров женского таза в связи с доминированием продольного вектора роста скелета в результате акцелерации и укрупнение размеров самих новорожденных.

КЛИНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ АНТИТЕЛ К ПРОТЕИНАЗЕ НЕЙТРОФИЛОВ ПРИ ВОСПАЛИТЕЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ТОЛСТОЙ КИШКИ У ДЕТЕЙ

Федулова Э.Н., Копейкик В.Н., Маянская И.В., Толкачева Н.И.

Нижегородский НИИ детской гастроэнтерологии

В зарубежной литературе применяется термин: «А1^СА-ассоциированные заболевания», к которым относятся системные васкулиты, гранулематоз Вегенера, а в последнее время и воспалительные заболевания кишечника. К А1МСА (антинейтрофильным антителам) относят группу антител, в том числе и антитела к протеиназе-3 нейтрофилов.

Цель исследования: определить уровень антител к протеиназе-3 нейтрофилов у детей с воспалительными заболеваниями толстой кишки.

Материалы и методы. Обследовано 41 ребенок, из них 15 детей с болезнью Крона, 17 — с неспецифическим язвенным колитом, 9 — с недифференцированным колитом. Исследование крови проводилось методом иммуноферментного анализа (с использованием тест-системы фирмы ОщеШес, Германия) и был определен уровень антител к протеиназе-3 при поступлении ребенка в стационар (во время обострения процесса), при выписке, а также в катамнезе.

Результаты. Выявлено, что у 2 детей из 15 с болезнью Крона (13,3%) и у 6 из 17 детей с неспецифическим язвенным колитом (35,3% р < 0,05) было отмечено повышение уровня антител к протеиназе-3 нейт-рофилов. Отмечено, что более высокие цифры данного показателя были при обострении заболевания, снижались при улучшении состояния и в периоде ремиссии. Однако у двух больных (1 — с болезнью Крона и 1 — с неспецифическим язвенным колитом) нормализации уровня антинейтрофильных антител не происходило даже при ликвидации клинико-лабораторных проявлений основного заболевания, тогда как при морфологическом исследовании биоптатов толстой кишки определялась высокая активность воспалительного процесса.

Выводы. При воспалительных заболеваниях толстой кишки обнаруживаются антитела к протеиназе-3. Уровень антипротеиназы-3 достоверно выше у больных с неспецифическим язвенным колитом, чем при болезни Крона. Высокие показатели антител к протеиназе-3 отражают активность воспалительного процесса в слизистой оболочке толстой кишки.

ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИИ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ У ДЕТЕЙ С НЕДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ДИСПЛАЗИЕЙ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ

Федько Н.А., Лагодина Н.А.

Ставропольская государственная медицинская академия

Актуальность: синдром недифференцированной дисплазии соединительной ткани (НДСТ) рассматривается как генерализованный процесс, затрагивающий практически все системы организма, в том числе и дыхательную.

Цель: выявление особенностей функции внешнего дыхания (ФВД) у детей с бронхиальной астмой (БА) легкой степени тяжести с фенотипическими признаками НДСТ.

Материалы и методы: обследовано 126 детей в возрасте 4—16 лет, у которых основной причиной обструкции явилась БА легкой степени тяжести. Из них у 82 детей выявлено 8 и более признаков НДСТ (I группа — основная), а 44 пациента имели не более 3 маркеров НДСТ (II группа- контрольная). В соответствии с возрастом выделены подгруппы: 4—7 лет (соответственно 1а и Па), 8—12 лет (lb и lib) и 13—16 лет (1с и Не).

Исследование показателей ФВД проводили с помощью спирографа SpiroPro (Jaeger). Регистрировали жизненную емкость легких (ЖЕЛ), форсированную жизненную емкость легких (ФЖЕЛ), объем форсированного выдоха за 1 секунду (ОФВ1), индекс Тиффно (ОФВ1/ЖЕЛ), пиковую объемную скорость выдоха после выдоха 25, 50, 75% ФЖЕЛ (МОС 25, 50, 75), среднюю объемную скорость в интервале выдоха от 25 до 75% ФЖЕЛ (СОС 25-75).

Результаты: относительные величины ЖЕЛ и ФЖЕЛ у детей в 1а группе составили соответственно 81,2 ± 4,31 и 69,8±2,56%. Выявлено достоверное снижение и других показателей кривой «поток-объем», что классифицировалось как умеренное нарушение проводимости дыхательных путей в области бронхов как крупного, так и мелкого калибра. У детей lb группы относительные величины только ОФВ1 а 1с — ЖЕЛ и ОФВ1 достоверно ниже по сравнению с аналогичными показателями у детей 1а группы. Остальные показатели не имели достоверных возрастных различий. Сравнительный анализ относительных величин показателей спирографии у детей 1а и Па групп выявил достоверное снижение значений ФВД у детей I группы уже в возрасте 4-7 лет.

Вывод: отмечено существенное нарушение ФВД у детей I группы по сравнению с пациентами II группы. Наиболее ярко это проявлялось в возрасте 4-7 лет. Нарушение проходимости дыхательных путей сопровождалось и достоверным уменьшением относительных величин всех показателей ФВД, что обосновывает необходимость корригирующей терапии НДСТ.

ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВОГО РАЗВИТИЯ ДЕВОЧЕК СЕЛЬСКИХ РАЙОНОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Феодосиади О.С., Калмыкова А.С., Попова М.А.

Гэсударственная медицинская академия, Ставрополь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель: изучить сроки и последовательность появления вторичных половых признаков у девочек сельских районов Ставрополья.

Обследовано 525 девочек в возрасте 9—17 лет. При оценке полового развития определялось время и степень выраженности вторичных половых признаков.

Первые признаки полового созревания у девочек были зарегистрированы в 9 лет±5 мес., у 13,5% из них наблюдалось увеличение молочных желез I стадии (Ма^, у 2,7% — единичные волосы на лобке (Р^ и в подмышечных впадинах (Ах^. Впервые все три признака были зафиксированы одновременно в возрасте 8 лет 7 мес.

Рост молочных желез происходил достаточно быстро: к 10 годам II стадия развития данного признака регистрировалась у 6,9% школьниц, в 11 лет 5 мес. у 1,6% впервые выявлена III стадия развития молочных желез. К возрасту 16-17 лет 100,0% девушек имели развитие данного признака, соответствовавшее уровню взрослой женщины.

Оволосение подмышечных впадин II стадии впервые отмечено в 9 лет 8 мес. у 1,4% девочек, III стадии — в 10 лет 4 мес. также у 1,4% школьниц. К возрасту 17 лет развитие данного признака практически завершалось.

Оволосение лобковой области у девочек несколько запаздывало по сравнению с темпами роста волос в подмышечных впадинах. Вторая стадия роста лобковых волос впервые была зарегистрирована у 2,8% девочек в возрасте 10 лет±4 мес. В 11 лет 5 мес. впервые зафиксирована третья стадия оволосения лобковой области у 1,6% девочек. Среди 16—17-летних у 98,0-98,4% девушек оволосение лобковой области соответствовало уровню взрослой женщины.

Впервые появление регул у девочек было отмечено в 10 лет 7 мес. (Ме,). Нерегулярные менструации (Ме2) впервые зафиксированы в 11 лет 8 мес., регулярные (Ме3) — в 11 лет 11 мес. В возрасте 17 лет 2,0% школьниц имели нерегулярные и 98,0% — регулярные месячные.

Таким образом, несмотря на отмеченное нарушение общепризнанной последовательности появления вторичных половых признаков у девочек, (развитие молочных желез, одновременное появление волос на лобке и в подмышечных впадинах, начало менструаций), половое созревание школьниц к 17 годам завершалось.

ХАРАКТЕРИСТИКА СОМАТОТИПОВ И ГАРМОНИЧНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Феодосиади О.С., Калмыкова А.С., Попова М.А.

Государственная медицинская академия, Ставрополь

Цель: на основании исследования основных антропометрических параметров оценить гармоничность физического развития школьников и определить соматотип. Обследовано 1406 детей от 7 до 17 лет (728 девочек и 678 мальчиков). Обследование включало измерение роста, массы тела и окружности грудной клетки с последующей оценкой данных параметров по региональным центильным таблицам, что позволило определить гармоничность физического развития. Соматотип исследовался только у гармонично развитых детей согласно схеме PH. Дорохова и И.И. Бахраха в модификации А.В. Мазурина и И.М. Воронцова (1999).

Гармоничное развитие имели 892 (63,4%), дисгармоничное — 514 (36,6%) обследованных детей. Гармонично развитых среди мальчиков было 72,0%, среди девочек 55,5%. Наивысшее число дисгармонично развитых мальчиков регистрировалось в 7 лет (45,2%), девочек — в 8, 16 и 17 лет (50,9%, 54,4% и 62,3% соответственно).

Наибольшее число детей — 580 человек (65,0%) развивалось в средне-нормальном темпе. Детей с нормально-замедленным темпом развития было почти вдвое больше, чем с нормально-ускоренным (41,1% и 23,9%). Количество школьников с ускоренным и замедленным развитием составило 35,0% от общего числа, причем детей с микросоматотипом было больше, чем с макросоматотипом (21,9% и 13,1% соответственно).

Из всех 488 гармонично развитых мальчиков с микросоматотипом было 110 человек (22,5%), мезоми-кросоматотипом — 197 (40,4%), мезомакросоматотипом — 116 (23,8%) и с макросоматотипом — 65 человек (13,3%). Половых различий при соматотипировании детей не получено: из 404 гармонично развитых девочек с микросоматотипом было 85 (21,0%), мезомикросоматотипом — 170 (42,1%), мезомакросоматотипом — 97 (24,0%) и с макросоматотипом — 52 человека (12,9%).

Таким образом, выявлены процессы замедления физического развития обследованных детей: 63,0% школьников развивались в замедленном и нормально-замедленном темпе, остальные 37,0% — в нормаль-но-ускоренном и ускоренном. Это подтверждает наметившуюся в Российской Федерации тенденцию к уменьшению показателей физического развития в детской популяции.

ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВОГО РАЗВИТИЯ МАЛЬЧИКОВ СЕЛЬСКИХ РАЙОНОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Феодосиади О.С., Калмыкова А.С., Попова М.А.

Гэсударственная медицинская академия, Ставрополь

Цель: изучить сроки и последовательность появления вторичных половых признаков у мальчиков сельских районов Ставрополья,

Обследовано 263 мальчика в возрасте 11-17 лет. При оценке полового развития определялось время и степень выраженности вторичных половых признаков.

Первым признаком полового развития у мальчиков было оволосение лобковой области (Р[), впервые зарегистрированное в возрасте 10 лет 9 мес. у 2,7% школьников. Вторая стадия развития данного признака впервые была отмечена к 12 годам у 2,0% мальчиков, третья — в 12 лет 9 мес. у 2,4% подростков. К 17 годам число юношей с Рь Р2 и Р4 составило 3,3%, 26,7% и 10,0% соответственно, с Р3 — 60,0%.

Следующим вторичным половым признаком явилось изменение тембра голоса (V), впервые проявившееся у 2,0% мальчиков в 12 лет 5 мес., то есть через 1 год 8 мес. после начала оволосения лобка. К 17 годам число юношей с половой мутацией голоса составляло 93,3%, что говорит о завершении развития данного признака.

Первые признаки оволосения на лице (Р[), в подмышечной впадине (АХ]) и выпячивание щитовидного хряща (Ь|) выявлены одновременно у 9,8% мальчиков в возрасте 13 лет 1 мес.±4 мес., через 2 года 4 мес. после начала оволосения лобковой области и через 8 месяцев после появления ломки голоса. Среди 17-летних число подростков с развитием признака Р4 было всего 10,0%, также у 10,0% школьников оволосение на лице отсутствовало. Распределение признаков Р,, ¥2 и Г3 было примерно равным (23,3%, 30,0% и 26,7% соответственно). Оволосение подмышечных впадин достигало уровня взрослого мужчины лишь у 6,7% 17-летних юношей. Развитие щитовидного хряща к 17-ти годам практически завершалось у 53,3% мальчиков, у 3,3% признаки роста хряща отсутствовали.

Таким образом, в процессе исследования были выявлены нарушения общепризнанной последовательности появления вторичных половых признаков у сельских мальчиков, а также задержка полового развития у значительной части 17-летних подростков, проявившееся в недоразвитии оволосения лобковой области, лица и подмышечных впадин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.