Научная статья на тему 'ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ'

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
232
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мелешко Александра Викторовна, Дубовская Вера Александровна

Статья посвящена развитию связной диалогической речи детей в структуре специального образования, а также определенной логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Мелешко Александра Викторовна, Дубовская Вера Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ»

Педагогика

УДК 376.37

DOI 10.21661/r-555739

Мелешко А.В., Дубовская В.А.

Логопедическая работа по развитию

связной диалогической речи у детей дошкольного возраста

с общим недоразвитием речи II уровня посредством игры

Аннотация

Статья посвящена развитию связной диалогической речи детей в структуре специального образования, а также определенной логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи.

I Ключевые слова: связная речь, диалогическая речь, развитие речи, общее недоразвитие речи.

Актуальными остаются вопросы развития и формирования связной речи у детей дошкольного возраста. Поскольку детей с речевой патологией много, а методик развития речи недостаточно, ввиду неполного раскрытия данного вопроса.

Диалогическая речь - это речь, происходящая при обмене репликами между двумя или более собеседниками.

Вопросом изучения развития и формирования связной речи дошкольников занимались такие ведущие исследователи как Вадим Петрович Глухов, М.М. Конина, А.М. Леушина, О.И. Соловьева, Е.И. Тихеева. Большое внимание вопросу развития связной речи дошкольника с ОНР уделяли Н.С. Жукова, Елена Михайловна Мастюкова, Татьяна Борисовна Филичева.

Для того чтобы дать полный ответ на данный вопрос, нам необходимо охарактеризовать данную категорию детей.

Ребенка с нарушенным развитием речи отличает своеобразие формирования всех ее сторон. К особенностям диалога у детей с ОНР второго уровня можно отнести недостаточность словарного запаса; дети нарушают последовательность событий, также пропускают важные звенья рассказа; высказывания детей отличаются отсутствием связности, цельности, красочности, акцентом на внешние, поверхностные впечатления. Сложнее всего детям составить рассказ по памяти и творческий рассказ. У детей отмечаются затруднения в усвоении единиц родного языка, что затормаживает, в свою очередь, процесс развития речи. Откуда появляются сложности в построении монолога и самого диалога [4].

Первые слова появляются поздно, в возрасте 3-ех -4-ех лет, а то и позже. Ввиду недостаточности лексикона, дети говорят короткими, простыми предложениями максимум из 4-х слов. Речевые навыки позволяют малышу выразить свое желание, обозначить бытовые предметы обихода и их действия. В общении по-преж-

нему пользуется невербальными инструментами - мимикой, жестами, аморфными словами. В своей речи дети не используют союзы, предлоги и падежи. У детей с данной речевой патологией страдает фонематический слух: ребенку становится недоступно умение выделять конкретный звук, определять его позицию, подбирать слова с этим звуком.

У детей с общим недоразвитием речи второго уровня присутствует моторная неловкость - у них нарушается координация движений, присущ неврологический статус. У дошкольников с ОНР II нарушены все высшие психические процессы, что в свою очередь мешает им сосредоточиться [3].

Переходя к вопросу о коррекции, важно отметить, что без специально организованного обучения у детей с ОНР не возникает речевой активности, не может сложиться общение без слов с окружающими, не развивается предметная деятельность. Для того чтобы развитие диалога проходило эффективнее необходимо уточнить роль отсутствия или более позднего появления лепета в ответ на обращение взрослого. Наблюдается замедление в появлении первых слов.

Поскольку у детей нарушаются все стороны речи, коррекционную работу мы должны строить с учетом всех анализаторов: зрительного, кинестетического, слухового. Поэтому очень важно применять большое количество наглядности, вся деятельность должна иметь зрительную опору для лучшего эффекта и усва-иваемости.

В процессе логопедической работы важно применять разнообразные методы и приемы. В пример можно привести беседу, когда происходит обсуждение конкретной темы и на фоне возникает диалог. Беседа в сочетании с диалогом формирует речь - развиваются диалогические единицы коммуникации, и вместе с тем, мышление, как основа формирования связной речи [1]. Непринужденное и живое протекание беседы, удерживание внимания ребенка, активизизация его мысли в том случае, если программный материал, для

Педагогика

усвоения которого проводится беседа, ясен и близок опыту детей.

Мы выделили классификацию бесед по Е. А. Фле-риной [2]:

1. Вводная беседа, которая подготавливает детей к определенной деятельности;

2. Беседа, которая направляет на деятельность детей;

3. Заключительная беседа, которая расширяет и уточняет опыт детей. Рассматривание игрушек, картинок поддерживается беседой. Детям можно прочитывать диалоги из сказок, чтобы у них был эталон и понимание диалогического взаимодействия.

Игра - форма деятельности в условных ситуациях, которая предполагает воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры [1].

Мы выяснили, что игра выполняет функции, такие как: обучающая функция (развивает коммуникативные и учебные навыки); функция развлечения (игра создает такую атмосферу в процессе обучения, которая способствует более легкому изучению нового материала); коммуникативная функция (в процессе игры дети научаются вступать в общение друг с другом и взрослым); релаксационная функция (снятие эмоционального перенапряжения, пресыщаемости, нагрузок).

Мы выделили игры в зависимости от их особенностей и правил:

1. Театрализованная игра - игра, в которой ребенок примеряет на себя образы, тем самым развивая речь. Данный вид игр формирует не только навыки коммуникации, но и навыки невербальные, такие как жесты, мимика.

2. Сюжетно-ролевые игры - игры, в которых перед детьми ставится задача разыгрывания ситуаций, при которых происходит не сколько копирование действий, а выдумывание своих игровых действий.

3. Дидактическая игра - это вид игры, основанный на получении новых знаний и их синтезировании.

4. Подвижная игра - это активная деятельность ребенка, в которой ребенок задействует как умственную, так и физическую активность, тем самым развивая речь.

5. Ролевая игра относится к обучающим играм, где происходит подбор лингвистических средств, на основе различных речевых ситуаций [2].

6. Собственно-созданные речевые ситуации - самый эффективный, на наш взгляд, метод развития диалога. Мы создаем такие ситуации, в которых дети чувствуют себя легко и комфортно, плавно вступая в коммуникацию, находя речевые средства как для поддержания диалога, так и для вступления в него. Ситуации могут быть разнообразными от обычных. Например, рассыпав карандаши, дети вызовутся помочь взрослому их собрать, тем самым поддерживая контакт с друг другом и вступая в контакт с взрослым. Данная ситуация, помимо развития речи, поможет развить составляющие речевого этикета.

Таким образом, можем подытожить, что логопедическая работа по формированию диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи второго уровня должна быть комплексной, потому что она должна связывать всю систему деятельности. Любая организованная логопедом деятельность, например, занятие по развитию речи, будут эффективны в таком случае, в плане коррекции. Такая организованная деятельность по формированию коммуникативных умений предполагает направленное влияние на различного рода, аспекты формирования ребенка. За счет этого необходимо проводить различные коррекцион-ные мероприятия, концентрация которых должна быть направлена на удаление или сглаживание дефектов, развитие интеллектуальной активности, физических и моторно-двигательных навыков, эмоциональной сферы, поведения и личностной сферы ребенка в целом.

Литература

1. Богуславская З.М. Роль игры в нравственном развитии ребёнка / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 1991. - 260 с.

2. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Гринго, 2005. - 236 с.

3. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967

4. Рубинштейн С.Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей / С.Л. Рубинштейн // Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2002. - 720 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.