4. Кириллова О.Г. Основы теории управления персоналом: система категорий управления: Учеб. пособие. Краснодар: КубГУ, 2006.
5. Коротков Э.М. Концепция менеджмента. М.: Инжиниринго-Консалтинговая Компания "ДеКА",
1977.
6. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом: Учебник. М.: Финстатинформ, 1997.
7. Страхова О., Слепнева Л. Анализ динамики трудового потенциала жизненно необходим // Человек и труд. 2003. № 2.
8. Федорова Н.В., Минченкова О.Ю. Управление персоналом организации: Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2005.
9. Шаталова Н.И. Трудовой потенциал работника: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
10. http://Library.omsu.rU/FT/VESTN.EC0/2003/4/068-075.pdf
ЖУКОВ Б.М.
ЛОГИСТИЗАЦИЯ ПОТОКОВЫХ ПРОЦЕССОВ В УСЛОВИЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГИБКОСТИ РАЗВИТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
В разрезе данной научной статьи логистизация потоковых процессов, представляемая нами как совокупность резервов управления материальными, финансовыми и информационными потоками, рассматривается как процесс управления резервами повышения эффективности деятельности пред-
СО
приятий.
Категории "поток" и "запас" являются фундаментальными, системообразующими как в представ- О лении системы объекта, так и в системе знаний об объекте. Взаимосвязь и взаимообразование этих элементов любой логистической системы стали общим местом в публикациях, посвященных логистической тематике.
Логистика как сегодня, так и в будущем будет одним из основных факторов повышения конку- ® рентного статуса предприятия. Успех в конкурентной борьбе между предприятиями и сетями единой цепочки создания стоимости, между странами и экономическими регионами определяется в первую очередь уровнем компетенции в логистике. Так, исследования, проведенные на предприятиях различных регионов и отраслей, доказывают положительную взаимосвязь между эффективной логистикой и успехом в предпринимательской деятельности. Исключительное значение, которое имеет логистика сегодня и которым будет обладать в будущем, объясняется в первую очередь наглядными достижениями принявших на вооружение концепцию логистики предприятий, и, во-вторых, динамичным ха- ^ рактером развития современной экономики и обострением конкурентной борьбы. о.
Современное представление о логистике можно сформулировать следующим образом: логисти- <
о о
>
о о
о
ка представляет собой научную концепцию управления "любыми потоковыми процессами в любой сфере человеческой деятельности, имеющими пространственно-временную последовательность" [3]. Логистическими объектами являются потоки грузов, информации, финансов, персонала. Отсюда следует, что логистика является общей важной составляющей для всех отраслей народного хозяйства, и затрагивая не только материальное производство, но и общественное управление. Это находит свое £ отражение и в названиях: промышленная логистика, торговая логистика, логистика предоставления ° услуг, банковская логистика и т.д. ^ Одного взгляда на предпринимательскую практику достаточно, чтобы встретить там все три фазы ¡Е развития с соответствующими им подходами к логистике. Одновременно можно заметить и значитель- ® ное смещение в направлении понимания логистики как концепции управления (рис. 1).
Современное понимание логистики как концепции управления отвечает новым и изменившимся *
условиям предпринимательской деятельности. Процесс нового понимания логистики был "спровоци- ®
рован", прежде всего, изменениями в экономической практике. Поэтому логистику можно рассматри- 2
о
вать как продукт, возникший в результате практической предпринимательской деятельности. ^
Особенно сильный толчок этому процессу развития давала и дает до сих пор глобализация экономики и вызванная ею интенсификация конкурентной борьбы. Одновременно выросли и требования клиентов к срокам, надежности и гибкости поставок при сохранении низких затрат на логистику. Все эти факторы выдвинули на передний план в деятельности предприятий менеджмент объектных потоков. И сейчас мы наблюдаем такую ситуацию, при которой уже недостаточно просто производить продукт высокого качества. На уровне одинаково высокого качества продукта решающим в конкурентной борьбе будет сочетание с таким же высоким качеством логистики. Сформулируем короче: спор в конкурентной борьбе сегодня и завтра будет решать логистика.
N
01
г
03 □
□ си
о
I—
ф
I— ^
о а ф
ей ^
X
>
О О
Отншительпт киличесищ упичинаинг , У*
0 1« 20
Логистика оаиоыюст едлный ттОЛ^Оа К Движению пО-тОкОе II 4«
процессов
Организация н управление предприятием
■Логистика представляет собоСс функцию пересечения и имеет
задачу обеспечения доступ ноет 11 трупов путем координации соответствующих областей
Основная задача логистики — о р га шпация физической ■ 5.
реализации прочгтран^твеино-временны?: процессов трансформации
Рисунок 1. Эволюция термина "логистика" в предпринимательской практике [1].
Рассмотрение будущих логистических проблем базируется на модели описания и разъяснения объектов и предмета логистики, логистических систем и систем потоков, а также интеграции логистики в целом. Такая модель отражает взаимосвязи между рамочными условиями, логистическими структурами и процессами, эффективностью и экономической целесообразностью.
Проиллюстрировать объекты и предметы логистики как подхода к управлению потоковыми процессами предприятий позволяет следующий рисунок (рис. 2).
о а
о
<
>
о о
о о
о
ей
о
I—
о о сь
о ф
о ф
о
X
о
о
Рисунок 2. Объекты управления и предмет исследования в логистике [6, с. 5].
Относительный консенсус при определении предмета научной дисциплины "логистика" создал основу для того, чтобы активизировать усилия по разработке логистической теории. От логистичес-
кой теории практика ожидает, что она разъяснит взаимосвязи между рамочными условиями работы предприятий и логистическими структурами и процессами в системе создания стоимости, что позволит сделать прогноз дальнейшего развития логистики.
Однако на сегодняшний день, по мнению автора, необходима смена векторов. Надо переходить от исследования логистики, ориентированной на прошлое, к исследованиям, ориентированным на будущее. Активная работа по созданию будущей структуры обеспечит предприятиям временную фору в конкуренции, так как они своевременно смогут начать развитие своих структур и совершенствование процессов по созданию стоимости. К тому же они смогут определить свой потенциал влияния на логистические рамочные условия (например, на транспортную инфраструктуру).
В подобном ракурсе рассматривает функции логистики коллектив авторов Воронежского государственного технического университета Родионова В.Н., Туровец О.Г., Федоркова Н.В., однако количество функций логистики уменьшено с четырех до трех:
"Выделяют три функции логистики:
- интегрирующая - формирование процесса товародвижения как единой целостной системы;
- организующая - обеспечение взаимодействия и согласование стадий и действий участников товародвижения;
- управляющая - поддержание параметров материалопроводящей системы в заданных пределах" [8, с. 10].
Роль интегрирующей функции при этом не меняется, однако авторы выделяют в роли лидера в данном вопросе сбыт готовой продукции.
Организующая функция реализуется в процессе товародвижения между поставщиками, производителями и сбытовиками. В рамках единого потокового процесса происходит перемещение материалов и информации по всей цепи от производителя к потребителю, обеспечение взаимодействия отдельных стадий и согласования действий всех участников товародвижения.
N
01
г
и - Ш
Для рационального взаимодействия и согласования всех элементов логистического процесса □
служит управляющая функция. Логистическое управление направлено на экономию всех видов ре- О
сурсов, снижения затрат живого и овеществленного труда.
Следует отметить, что некоторые отечественные авторы стремятся сократить постоянно суще- ^
ствующий разрыв между наукой и практикой и приблизить теоретические наработки к реальному а
производству. Это очень важно для всех руководителей предприятий, принявших на вооружение ло- ®
гистический подход, а также для автора данной научной работы, поскольку исследуемая проблема о
а
касается конкретного промышленного предприятия. ®
СО
В условиях все более нарастающей многоаспектности конкуренции на рынке побеждает то пред- | приятие, структура которого (реальная, а не декларативно-формальная) более рациональна и функ- ^ ционально целесообразна. Промышленная логистика, решая задачу сопряжения технологических и о экономических потоков внутрифирменного характера, в первую очередь находит свое воплощение в ^ функциональной сопряженности логистики и производства в рамках промышленного предприятия ™
[и]. |
Рассмотрение всех вышеперечисленных аспектов формирования методологических особеннос- ^ тей логистического организационно-экономического механизма позволили подойти к фундаменталь- о ному понятию логистической системы. о
С позиции системного подхода логистическая система - это сложная организационно завершен- о ная (структурированная) экономическая система, которая состоит из элементов-звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками, причем задачи функционирования этих звеньев объединены внутренними целями организации бизнеса и (или) внешними целями [4, с. 10].
Изучая логистическую систему любого уровня, необходимо учитывать, что она действует во внешней среде, являющейся для нее системой более высокого уровня и, следовательно, оказывающей регулирующие воздействия. Так, например, выбрав в качестве объекта исследования предприятия промышленного сектора экономики страны, мы можем выделить следующие группы факторов внешней среды, к которым оно должно приспосабливаться:
- политические, определяющие решения по развитию бизнеса в стране, инвестиционный, финансовый климат и т.д.;
о
о
- правовые, в соответствии с которыми формируются нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность той или иной отрасли;
- экономические, влияющие на уровень инфляции, валютный курс, темпы развития той или иной отрасли и сопряженных отраслей, рынков труда, капитала, спроса и предложения на продукцию и т.д.;
- технические и технологические, определяющие уровень развития транспортных, информационно-компьютерных систем, производственных технологий и т.д.;
- социальные и экологические факторы - демографическая ситуация, социальные потребности людей, миграции населения, культурные запросы, экологические требования к технологиям и т.д. [5]
Также необходимо рассмотреть наиболее важные для логистики свойства логистических систем.
Логистические системы являются одновременно и целеустремленными (они способны сознательно ставить цели своего развития и стремиться к их достижению), и целенаправленными (они не способны полностью контролировать внешние факторы и в некоторых случаях вынуждены подчиняться им, т.е. подчиняться целям других систем, например, государства, местных органов власти и т.д.). Однако, обладая собственными ресурсами и выстраивая эффективные взаимоотношения с партнерами, логистическая система может менять алгоритм достижения целей или корректировать их в соответствии с изменившейся внешней средой. Следовательно, логистические системы имеют свойство адаптивности - приспособления к меняющимся условиям.
Логистические системы имеют свойства целостности и делимости, т.е. элементы системы должны объединяться во взаимосвязанное целое, работающее на общую системную цель. При этом они остаются относительно самостоятельными, что позволяет разграничивать их функции в общем логистическом потоке.
Ги Интегративные (или синергические) свойства логистической системы - свойства, возникающие
□I
именно в системе и не присущие в отдельности ни одному из элементов.
В общем виде, цель любой логистической системы состоит в удовлетворении требований потре-д бителей и описывается семью параметрами: покупатель, товар, качество товара, количество товара, □ время доставки, место доставки, затраты [7, с. 113].
^ Если исходить из того, что основным субъектом экономической и логистической деятельности
-<> является предприятие той или иной отрасли, то можно выстроить следующую иерархию логистических систем (Таблица 1).
® Что касается классификации логистических систем, то имеются различные подходы к данной
и проблеме. Большинство приверженцев логистической теории считают, что деление логистических ф систем на макрологистические и микрологистические оправдано исходя из принципа деления не только
СО
| логистики на вышеуказанные уровни, но и экономики в целом. Классификация В.И. Сергеева [11, с. 55] является в данном вопросе наиболее распространенной. Согласие с ней высказывают В.Н. Мен-
о
о жерес, К.В. Инютина и др. Три уровня логистических систем (макро-, мезо- и микро-) в своих иссле-
х дованиях выделяют А.И.Семененко [9], А.А.Смехов [12]. Данную проблему замечает и раскрывает
ф
ЕЕ А.В.Зырянов[2, с.14-27], а С.Б.Карнаухов выделяет дополнительно металогистические системы [3, с.
£ 39].
< Фактором, который позволяет интегрировать все элементы логистической системы в четко фун-
^ кционирующей механизм, является материальный поток. Под материальным потоком, когда говорят о
о принципах логистики, понимают динамичные соединения и связи всех процессов и операций при
о добыче, обработке и переработке, складировании, транспортировке и распределении грузов в сфере
^ материального производства, на промышленных предприятиях, в цехах, производственных участках
2 и т.д. [10, с. 139]
£ Материальный поток является центральным элементом в логистической системе, который содержит интегрирующий образ системы в целом. В этом случае поток первичен по отношению к запасу,
^ выполняющему дополнительную и обеспечивающую роль в логистике. Образование запасов обуслов-
® лено технико-технологической и организационной структурами внутрисистемного материального потока.
5 Сервисные потоки - потоки услуг (нематериальной деятельности, особого вида продукции или
® товара), генерируемые логистической системой в целом или ее подсистемой (звеном, элементом) с
Л целью удовлетворения внешних или внутренних потребителей организации бизнеса. Характеристи-
§ ками сервисных потоков выступают: неосязаемость, возможность участия покупателя, отсутствие отлаем
дирования и транспортировки, структурирование и т.д. Указанные характеристики и особенности сервисных потоков играют очень важную роль в общем логистическом процессе в целом. Таблица 1
Иерархия логистических систем
Вщ .1(11 ||г'|]!ЧССК|!\ систем Масштаб деятельности Нефтегазовая |||НИ| Ч 1111111 II А||11Н||)ОНЫШ- _ 1С ИИ МП ССКЧ»]] Ус.игн ■ «С1 фИрнйНС ■ на
Глобальная Мировое хозяйства Мнровпс ифпшопж хозяйство Агропромышленное хазяИсш МнрОПОП £СКЛ30р лурилна н гтч.тсириюк.'гви
Национальна* Страна РОССИЯ Россия РОССИЯ
ОгряшЕваж (Отрасль НсфТГГИЯЭВИЯ Атропромыш-повкп Тургач н пълхирниметеа
Логялнчесмя сисгсия. Предприятие Нефтеглммя иррл о рация АПМЦХ^Л.ЦИЧ»!« ГОеЛМЛНе туристски* компании, 1 наш 1И1 |м
Пцдснитеми 1 ^лр.плс.юш:!.' прелпрмл'ия Ранвсдюц :(о0ыча. ¡креря&отта, сбыт, с^грп-1 Шзсе-илужбы ИыраО(|1ВаНИе, переработки, ризввдгннс, сбыл. йбелуянвйнне Организации туров. КифйаСндаик туриспй, лязнешгнне туршпсн
Эямепт логистической сл стены Райпчсе место Рабочм мссто Рййочм мсстп Райпчсс ыссго
Финансовый поток в логистике подразумевает под собой направленное движение финансовых щ
01
ресурсов, связанное с материальными, информационными и иными потоками, как в рамках логистической системы, так и вне её. Чем крупнее логистическая система, тем более многочисленные и раз- □ ветвленные в ней логистические цепочки и тем сложнее схемы движения финансовых потоков. В современных условиях усложнения производственных, транспортных и распределительных систем процесс управления финансами дополнительно усложняется, более актуальными становятся структу рирование резервов, определение их свойств, выявление факторов влияния и воздействия. Для повы шения прозрачности финансовых потоков в микро-, мезо- и в макрологистических системах необхо- £ димо иметь четкое представление о характеристиках потоков. К ним относятся: объем, стоимость, время Ц и направление. Дополнительные характеристики могут быть определены исходя из специфики и по- ^ требностей предприятия и его места в логистической системе.
Информационным потоком выступает поток сообщений в устной, документной (бумажной и
электронной) и других формах, сопутствующий материальному или сервисному потоку в рассматри- о
ваемой логистической системе и предназначенный в основном для реализации управляющих функ- §
ций. ®
со
Под потоковыми процессами в логистике управления резервами понимается целенаправленное о
движение материальных и/или нематериальных ценностей (информационных, трудовых, финансовых, о
сервисных потоков) от поставщика к потребителю. В качестве и поставщика и потребителя ценнос- ^
тей могут выступать как самостоятельные субъекты рынка, так и их структурные подразделения. В ЕЕ
первом случае организация потоковых процессов происходит в рамках хозяйственных связей, уста- ЕЕ
навливаемых между продавцом и покупателем товаров и услуг. Во втором случае потоковые процес- *
сы происходят в пределах конкретного предприятия (организации) между его структурными подраз- §
делениями. В теории логистики эти потоковые процессы получили название внутрипроизводствен- о ных потоков.
Факторами возникновения объективных условий для зарождения и реализации логистической |
концепции в производственно-коммерческой деятельности и на уровне реализации целевых государ- о
ственных программ регулирования экономического и социального развития общества являются: т
1. Организационное единство потокового процесса. 5
2. Технологическое единство потокового процесса. ф
3. Экономическое единство потоковых процессов товарообмена и воспроизводства. 5
4. Информационное единство потоковых процессов [10, с. 138-139]. о
При этом основной предпосылкой, обеспечивающей организационное единство товарного и вос-
О
производственного потокового процесса, является юридическое право одного субъекта организационно (административного) управлять (распоряжаться, принимать решения) всем циклом потокового процесса товарообмена и воспроизводства.
Предпосылками, обеспечивающими технологическое единство потокового процесса, являются технологическая структура самостоятельного производственно-коммерческого объекта (предпринимательской системы), форма его специализации, степень охвата технологического цикла воспроизводства и распределения продукта.
Предпосылками экономического единства потокового процесса является степень диверсификации производственно-коммерческой деятельности, единство целевого результата (общий интерес в результатах всех субъектов предпринимательства) производственно-коммерческой деятельности во всех звеньях потокового процесса.
Предпосылками информационного единства потоковых процессов являются взаимосвязанные "информационные тенденции" общественного развития: информационный продукт, способность к взаимодействию, ликвидация промежуточных звеньев, глобализация, конвергенция.
В отечественной и зарубежной науке известны различные теоретические и методологические подходы к управлению потоковыми процессами предприятий. Проведенный обзор современного этапа развития методологии, аппарата исследования и моделей управления потоками позволяет констатировать следующее:
Во-первых, решение задачи управления потоками идет в следующих основных направлениях: управление локальными потоками без четкой идентификации взаимосвязей между ними; при этом объектом управления являются потоки в контуре операционного цикла, не учитывается потоковый Ги характер воздействия внешней среды на предприятие; оценка эффективности предприятия как сис-
□I
темы потоковых процессов производится с помощью классических показателей, недостаточно полно отражающих взаимоотражение потоков. д Во-вторых, настоящий период разработки теории и методологии управления потоками характе-
□ ризуется все большим использованием современного математического аппарата. В этой связи необ-^ ходимы дальнейшие шаги по разработке принципов и критериев управления потоками предприятий, -<> поэтому целесообразно выделять следующие принципы управления потоковыми процессами:
1. Системность. Значительные резервы повышения эффективности предприятия заключены в использовании системного подхода к оптимизации. Наличие единства потоков диктует необходимость не локальной, а системной оптимизации.
2. Синергизм, основывающийся на управлении триедиными материальными, финансовыми и информационными потоками, образующими иерархию из базовой и надстроечной активности. Активность - это определенный режим функционирования соответствующего потока в направлении интег-
о
о рации (структурной, функциональной, организационной, экономической, информационной) с другим Ее потоком, порождающий эффект синергии в виде повышения эффективности функционирования пред-£ приятия.
а 3. Гибкость управления внешней и внутренней средой. Необходима организация такого взаимо-< действия потоковых процессов, которая вела бы к поддержанию уровня вариабельности внешней и ^ внутренней среды предприятия на уровне, необходимом для образования резервов, обеспечивающих з устойчивость и развитие предприятия при оптимальных издержках. о 4. Комплексная оценка издержек.
^ Кроме этого, применительно к управлению резервами в крупных корпорациях на сегодняшний
день существует ряд основных особенностей организации и управления потоковыми процессами, к числу которых относятся:
- наличие тесных экономических взаимосвязей логистической системы управления потоковыми ^ процессами конкретной корпорации с внешней средой;
® - необходимость интегрирования производственных потоковых процессов внутри корпорации;
>| - частое наличие специфики многоступенчатого производства;
5 - пребывание продукта в производственном цикле в течение длительного времени, что обуслов-
ит лено спецификой использования сложных технологий в производстве той или иной продукции корпорации;
- повсеместная необходимость организации сервисного обслуживания потребителей, включаю-
о о сь
о
х О
О
щего гарантийное и постгарантийное обслуживание.
Вышеперечисленные особенности организации и управления потоковыми процессами должны обязательно учитываться при установлении хозяйственных связей предприятий и их логистизации, предусматривающей создание логистических систем, логистических цепей и других логистических образований в отечественной промышленности и сфере услуг.
Таким образом, оптимизация потоковых процессов в условиях управления резервами предприятий с целью обеспечения их гибкости требует дальнейшей проработки в области постановки задач в условиях неопределенности и рисков российской экономики, в области нахождения оптимального уровня соответствия потоков, повышения эффективности всей логистической системы за счет оптимизации ее структуры, организационно-экономического механизма, а также оптимизации затрат, ориентированных на максимальное удовлетворение рыночных потребностей
Литература.
1. Гопферт И. Логистика сегодня и в будущем // Jahrbuch Logistik, 2001.
2. Зырянов A.B. Некоторые проблемы логистики и развитие понятийного аппарата исследования региональных логистичаских систем // Современные проблемы экономической теории и практики: Межвуз. науч. сб. Уфа: УГНТУ, 2004.
3. Карнаухов С.Б. Логистические системы в экономике России. М., Благовест-B., 2002.
4. Киршина. Коммерческая логистика. М., 2003.
5. Коидзуми Е. Логистика в промышленной сфере / Материалы семинара Японского центра. М., 2003. № 1290.
6. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / Под ред. В.И. Сергеева. М.: ИНФРА-М., 2004.
7. Костоглодов Д. Д. Логистика фирмы. М.: ПРИОР, 2004.
8. Родионова В. Н., Туровец 0. Г., Федоркова Н. В. Логистика: Конспект лекций. М.: ИНФРА-М, □
2002. О
9. Семененко А. И. Предпринимательская логистика. Ч. 1. СПб.: СПбУЭФ, 1994.
10. Семененко А.И., Сергеев В.И.. Логистика. Основы теории: Учебник для вузов. СПб.: Союз, 2001. ^
11. Сергеев В. И. Логистика в бизнесе: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2001. а
12. Смехов А. А. Введение в логистику. М.: Транспорт, 1993. ®
13. Стаханов В. Н., Тамбовцев С. Н. Промышленная логистика: Учеб. пособие. М.: ПРИОР, 2000.
о а ф
МИНАКОВ В.Ф., АЗАРОВ И.В. °
о
МОДЕЛИРОВАНИЕ КОНЪЮНКТУРЫ ИНФОТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО РЫНКА
ф
ей
I—
- О
а
о
<
о
В настоящее время рынок инфотелекоммуникаионных услуг является наиболее стремительно 2
развивающимся. В среднем ежегодные темпы развития данной отрасли составляют 30-35%, что суще- 2
ственно выше, чем в других отраслях экономики. Важно отметить, что в структуре телекоммуникаци- 2
онного рынка проявляется тенденция снижения темпов роста сегмента мобильной связи и увеличе- ^
ние доли услуг передачи данных. Одновременно снижаются темпы развития инфраструктуры мобиль- о ной связи, так как основная доля населения уже пользуется такими услугами при этом растет спрос
на услуги передачи данных. Увеличение такого спроса заставляет телекоммуникационных операто- |
ров развивать соответствующую инфраструктуру. Целью данной статьи является анализ и моделиро- о
вание конъюнктуры инфотелекоммуникационного рынка. т
С целью построения наиболее адекватной математической модели было произведено исследова- 5
ние данного рынка в г. Ставрополе в период ноябрь-декабрь 2005 г. В процессе анализа рынка было ^
опрошено 300 респондентов во всех районах города в возрасте от 18 до 50 лет. Исследование прово- 5
дилось по результатам анкетирования, при этом учитывались ответы на вопросы анкеты только теми о
респондентами, которые уже пользуются услугами глобальной сети. А тем респондентам, которые в 9
О