УДК 005.932:658
Лавренко Е.А.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
ЛОГИСТИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ГАЗПРОМ ДОБЫЧА ОРЕНБУРГ»
В статье описаны процессы логистизации бизнес-процессов на примере предприятия ООО «Газпром добыча Оренбург». Описана структура управления с позиции логистического подхода. Рассмотрены логистические потоки на предприятии, введено новое авторское понятие поток юридических услуг.
Ключевые слова: Логистика, логистические потоки, бизнес-процессы, аутсорсинг, логистические провайдеры, структура управления, материально-техническая подсистема, логистическая энергетическая подсистема, нормативно-правовая подсистема, социально-психологическая, система создания потребительской стоимости, организационно-экономическая подсистема.
В современных рыночных условиях, в период бурной социально-экономической модернизации, логистика играет важную роль, превращаясь в реальный фактор развития бизнеса в разных сферах экономической деятельности. Постоянные изменения организационно-правовых условий бизнеса, повышение конкуренции и рост качества управления организацией в нашей стране убедительно свидетельствует о том, что только эффективные логистика и менеджмент способны обеспечить сохранение и устойчивое развитие организаций, адаптацию их к постоянно меняющейся рыночной среде.
Все предприятия, будь то производственные, торговые или относящееся к сфере услуг, не является самодостаточными. Все они в разной степени зависят от сырья материалов и услуг, которыми их обеспечивают другие организации. Управление потоками ресурсов играет главную роль в организации бизнес-процессов на предприятии. Поэтому в последнее время значительно вырос интерес к логистике и ее применение на предприятиях.
Согласимся с определением логистики А.П. Тяпухина, где, логистика - это «концепция управления предприятиями, где субъект управления осуществляет движение и распределение потоков ресурсов, оптимизирует траектории перемещения с помощью посредников логистической системы управления, которые предоставляют конечным потребителям, расположенным на определенной территории услуги в рамках заявленных ими параметров количества и качества продукции и услуг и согласованных параметрами време-
ни и затратами на их изготовление и реализацию» [10].
В соответствии с определением логистики, как концепции управления предприятиями, объектом ее исследования являются потоки отдельных видов ресурсов и их совокупности.
Под бизнес-процессом понимается, по мнению автора, общий объем взаимосвязанных экономических действий приносящих доход, прибыль организации.
Логистизация экономических действий заключается в оптимальном перемещении потоков ресурсов от заказчика до потребителя и получения прибыли от этой деятельности.
Логистический менеджмент также является бизнес-процессом на предприятии.
Рассмотрим организацию бизнес-процессов и их логистизацию на примере Общества с ограниченной ответственностью «Газпром Добыча Оренбург» (ООО «ГДО»).
ООО «ГДО»» - крупнейший газоперерабатывающий комплекс в России, один из основных поставщиков гелия на рынки Европы, этана и пентан-гексана на российский рынок. Общество является 100%-й дочерней компанией ОАО «Газпром».
Основные виды деятельности общества:
- добыча газа, нефти, газового конденсата, их переработка, транспортировка и хранение (в том числе продуктов переработки);
- геофизические, геологоразведочные и буровые работы, обустройство и разработка новых газовых, газоконденсатных и нефтяных месторождений;
- капитальный ремонт, реконструкция и техническое перевооружение действующих
объектов, в том числе подземный ремонт скважин, подземных коммуникаций, средств измерений модернизация;
- производство, распределение электро-, теплоэнергии, передача, добыча воды, очистка стоков;
- оказание услуг связи, выполнение работ по пожарной безопасности, в области мониторинга загрязнения окружающей среды;
- эксплуатация грузоподъемных механизмов, ремонт подвижного состава перевозка грузов, пассажиров автомобильным транспортом;
- строительство, реконструкция, ремонт и содержание инженерных систем, объектов газового хозяйства, автомобильных дорог, дорожных сооружений;
- топографо-геодезическая и картографическая деятельность;
- повышение квалификации рабочих кадров, руководителей и специалистов, обеспечение непрерывного профессионального обучения персонала общества в собственных и иных образовательных учреждениях, в том числе в учебных центрах, на основе отраслевых и государственных образовательных стандартов.
ООО «ГДО» выпускает высоколиквидную конкурентоспособную продукцию, в процессе реализации которой образуется прибыль, дающая возможность проведения капитальных ремонтов, модернизации и техперевооружения производства, нацеленных на выпуск новых видов продукции [3].
Структура управления ООО «ГДО» состоит из отделов администрации, структурных подразделений при администрации и обособленных структурных подразделений.
Организационную структуру управления можно представить в виде подсистем, в основе, которой будет находиться логистическая -рисунке 1.
Единый логистический оператор (ЕЛО) -организация, обеспечивающая комплексное управление процессом доставки материально технических ресурсов (МТР) от поставщиков, заводов-производителей до конечных получателей, включая места проведения работ и монтажа оборудования, а также сопутствующими процессами по приему, разгрузке, организации входного/выходного
контроля, временному хранению, учету, комплектации и выдаче в монтаж МТР.
ЕЛО отвечает за организацию доставки МТР для нужд капитального строительства и реконструкции, технического обслуживания и ремонта объектов ОАО «Газпром» и его дочерних обществ.
ЕЛО самостоятельно определяет транспортную схему доставки МТР к местам выполнения работ, рассчитывает на ее основе стоимость логистических услуг, вносит соответствующие данные в сводно-заказную спецификацию и направляет заказчику заполненный проект для передачи Централизованным поставщикам в срок не позднее 20 дней со дня получения. После утверждения ОАО «Газпром» графиков поставки и финансирования МТР направляются Централизованными поставщиками ЕИЛО для организации услуг в срок не позднее 10 дней со дня утверждения.
На весь срок действия договоров ЕЛО заключает от своего имени договоры страхования:
- грузов;
- ответственности перевозчика при причинении вреда грузу;
- ответственности страхователя за нарушение договора;
- других необходимых видов страхования [4].
Материально-техническая подсистема включает транспортные и информационные коммуникации, складирование и хранение продукции, средства упаковки и подготовки продукции к потреблению, системы ремонта и обслуживания.
Основным потоком в данной системе будет являться материальный, а сопутствующий - информационный, трудовой, сервисный.
Логистическая система в лице Единого логистического оператора
Материально-техническая подсистема
Логистическая энергетическая подсистема
Система создания потребительской стоимости
Рисунок 1. Схема логистической системы предприятия
Организационно-экономическая подсистема строится на взаимодействии планирования, нормирования, организации, контроля, оценки, анализа деятельности предприятия.
Основным потоком в данной системе будет являться финансовый, а сопутствующий - трудовой, сервисный.
Социально-психологическая подсистема объединяет такие взаимосвязанные элементы, как кадры, стимулы, побудительные мотивы работников предприятия.
Основным потоком в данной системе будет являться трудовой, а сопутствующий - информационный.
Нормативно-правовая подсистема образует нормативную базу логистической системы и строится на основе законов, подзаконных актов, а также внутренних нормативов предприятия.
Основным потоком в данной системе будет являться поток юридических услуг, а сопутствующий - информационный, трудовой.
Система создания потребительской стоимости состоит из логистических цепей предприятия, его поставщиков и посредников.
Основным потоком в данной системе будет являться материальный, а сопутствующий - информационный, сервисный, трудовой, финансовый, поток юридических услуг.
Логистическая энергетическая подсистема включает потоки электричества, газа, воды, тепла, нефти и др., транспортируемых неподвижным транспортом.
Основным потоком в данной системе будет являться энергетический поток, сопутствующий - информационный, сервисный, трудовой, финансовый, поток юридических услуг.
Единый логистический оператор - это организация, обеспечивающая комплексное управление доставки МТР от поставщиков, заводов-производителей до конечных получателей.
Логистическая система в лице Единого логистического оператора включает логистический поток.
Логистический поток - это множество объектов, схожих по количественным и качественным параметрам, перемещаемых во времени и в пространстве. [5].
Материальный поток - вид логистического потока, где в качестве объектов выступают
готовая продукция, сырье и материалы, ГСМ, полуфабрикаты, предметы НЗП.
Информационный поток - вид логистического потока, объектом исследования где являются - сообщения работников предприятия в речевой, документной и (или) электронной и других формах, предназначенные для эффективной работы системы управления [9].
Финансовый поток - вид логистического потока, объектом исследования, где являются -денежные средства в наличной или безналичной форме, позволяющие обеспечить финансовую мобильность логистической системы управления, в условиях товарно-финансовых отношений [7].
Сервисный поток - вид логистического потока, объектом исследования, где являются нематериальные блага, получаемые потребителями от производителей данных услуг. [8].
Финансовая эффективность позволяет оценить виды бизнеса и совершенствование отношений между участниками рынка. Потребность в определенных услугах возникает в различных стадиях развития экономики и по мере создания правового пространства, когда деятельность партнеров регламентирована действующим законодательством.
Цивилизованные методы ведения бизнеса предполагают необходимость высоко - квалифицированного юридического сопровождения всех этапов деловой деятельности. Вот почему юридические и физические лица, защищая свои интересы и права, всё чаще обращаются за поддержкой к организациям, предоставляющим профессиональные юридические услуги.
По версии автора, к логистическим потокам необходимо добавить поток юридических услуг.
Под услугой понимается - результат, по меньшей мере, одного действия, обязательно осуществленного при взаимодействии поставщика и потребителя [6].
Поток юридических услуг - это совокупность юридических действий, удовлетворяющие юридические потребности потребителя, производителя и других звеньев логистической системы.
Как и все потоки, поток юридических услуг имеет потребителя, поставщика, временные интервалы, удовлетворение ценностей.
Без потока юридических услуг не может быть проведена ни одна коммерческая сделка.
С помощью потока юридических услуг происходит: регистрация предприятий, фирм, различных некоммерческих, а так же общественных организаций; оказание комплексного обслуживания предприятий и организаций; содействие в получении различных разрешительных документов; юридическое сопровождение всевозможных сделок.
Поток юридических услуг не может быть отнесен к сервисному потоку.
Во-первых, поток юридических услуг неразрывно связан не только с процессом распределения, но и со всеми видами хозяйственной деятельности предприятия: закупка, производство, торговля и т.д.
Во-вторых, критерии сервиса удовлетворения потребительского спроса отличаются от критериев потока юридических услуг.
В-третьих, поток юридических услуг обеспечивает связь «поставщик - предприятие -потребитель».
Для предприятия ООО «ГДО» необходимо пересмотреть управление потоками ресурсов и траектории их движения. Первым шагом будет внедрение на предприятие логистического аутсорсинга.
Концепция логистического аутсорсинга заключается в передачи логистических функций сторонним организациям. При этом происходит оптимизация своих собственных ресурсов.
Таким образом, ООО «ГДО» может передать свои полномочия логистическим провайдерам.
Логистические провайдеры, они же провайдеры (операторы) логистических услуг - это коммерческие, финансовые, торговые организации, оказывающие услуги в сфере логистики и выполняющие комплексные логистические функции или отдельные операции, а также осуществляющие интегрированное управление логистическими потоками ресурсов предприятия - заказчика [1].
Все услуги, оказываемые для предприятия ООО «ГДО» носят правовой характер.
Избавление от убыточных или непрофильных бизнес-процессов (ремонт оборудования, хранение, наем персонала и т.п.) позволяет вы-
свободить собственный капитал для развития основных видов деятельности, сократить сроки разработки продукции и повысить скорость адаптации к изменениям во внешней среде.
Основными приоритетными направлениями развития предприятия в будущем будут являться:
I. Воспроизводство и рациональное использование сырьевой базы в условиях падающей добычи включает в себя:
1) эффективную доразработку основной газоконденсатной залежи;
2) освоение новых технологий, позволяющих разрабатывать новые виды углеводородных и неуглеводородных ресурсов;
3) проведение геологоразведочных работ для поиска и вовлечения в разработку новых месторождений.
II. Диверсификация производства.
Диверсификация производства - это расширение ассортимента, изменение вида производимой продукции, освоение новых видов производств. Основная цель - повышение эффективности предприятия, удержания и завоевания новых сегментов рынка, от которых зависит долгосрочная инвестиционная политика предприятия. Диверсификации производства содействует более глубокая и эффективная подготовка сырья [2].
Проекты диверсификации производства с получением новой продукции:
- производство диметилдисульфида;
- переработка природных меркаптанов в ингибиторы коррозии и флотоагенты;
- производство сероасфальта и серного бетона;
- внедрение глубокого фракционирования ШФЛУ;
- создание производства полиолефинов;
- создание производства сжиженного гелия;
- производство диметилового эфира;
- строительство электростанции для собственных нужд.
Один из наиболее привлекательных вариантов использования этановой фракции -производство полиэтилена на базе Оренбургского ГХК.
III. Развитие сферы услуг и сотрудничества.
Подводя итоги, можно сделать выводы о
необходимости логистизации бизнес-процессов
всей деятельности предприятия. Переход на аутсорсинг, внедрение реинжиниринга, оптимизация логистических процессов позволит
повысить уровень конкурентоспособности и мобильности предприятия ООО «ГДО».
18.12.2014
Список литературы:
1. Бродецкий Г. Л. Специальные модификации критерия выбора для оптимизации цепей поставок в условиях неопределенности // Логистика сегодня. 2009. - № 3. - С. 156 - 167.
2. Зырянов А. В. Логистизация распределительных систем: определения, оценка эффективности // РИСК 2009. - № 1 — С. 21 -24.
3. Лавренко Е.А. Анализ организационно-экономических показателей деятельности ООО «Газпром добыча Оренбург» и перспективы его развития // Современные тенденции в экономике и управлении. Оренбург 2013. 212с.
4. Лавренко Е.А. Организация материально-технического снабжения в ООО «Газпром добыча Оренбург // Экономика и менеджмент: теория и практика: Оренбург: ООО Агенство «Пресса»», 2013.-230с.
5. Лавренко Е.А. Процесс проектирования организации материально-технического снабжения на предприятии // Актуальные проблемы менеджмента и экономики предприятия - Оренбург,2014. - 220 с.
6. Лавренко Е.А. Механизм функционирования организации материально-технического снабжения на предприятии // Экономика и менеджмент: теория и практика.- Оренбург: ООО «Агентство «ПРЕССА»», 2014.
7. Тяпухин, А.П. Логистика и/или управление цепями поставок // РИСК. 2008.- №2. - С. 114-122.
8. Тяпухин А.П. Формирование и оптимизация логистических циклов в цепях поставок // Экономика. Управление. Право. 2013. №4 (40), С. 5 - 10.
9. Тяпухин А.П. Управление цепью поставки ^СМ) и цепью стоимости ^СМ): российская корректировка иностранных понятий // Управление каналами дистрибуции, №1, 2009 г.
Сведения об авторе:
Лавренко Елена Александровна, доцент кафедры государственного и муниципального управления и менеджмента, факультета экономики и управления Оренбургского государственного университета,
кандидат экономических наук 460018, г Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6102, e-mail: [email protected]