Научная статья на тему 'ЛОГИСТИКА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ЛОГИСТИКА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
логистика / внешнеэкономическая деятельность / логистические схемы перевозок / маршрутная сеть доставки / цепь поставок / logistics / foreign economic activity / logistics schemes of transportation / route delivery network / supply chain

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В.М. Кузнецов, В.Е. Мазурова, Р.В. Аксёнов, В.Н. Товстоношенко

В статье раскрывается современное состояние логистики внешнеэкономической деятельности. Рассматриваются её задачи и причины, повлиявшие на изменение логистики ВЭД в настоящее время, а также предлагаются меры для решения этих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGISTICS OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY AT THE PRESENT STAGE

The article reveals the current state of logistics of foreign economic activity. Its tasks and the reasons that influenced the change in the logistics of foreign economic activity at the present time are considered, as well as measures to solve these problems are proposed.

Текст научной работы на тему «ЛОГИСТИКА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

УДК339.5

ЛОГИСТИКА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА

СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В. М. Кузнецов, В. Е. Мазурова, Р. В. Аксёнов Научный руководитель - В. Н. Товстоношенко

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнёва Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: td19-01@mail.ru

В статье раскрывается современное состояние логистики внешнеэкономической деятельности. Рассматриваются её задачи и причины, повлиявшие на изменение логистики ВЭД в настоящее время, а также предлагаются меры для решения этих проблем.

Ключевые слова: логистика, внешнеэкономическая деятельность, логистические схемы перевозок, маршрутная сеть доставки, цепь поставок.

LOGISTICS OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY AT THE PRESENT STAGE

V. M. Kuznetsov,V.E. Mazurova, R.V. Axenov Scientific supervisor - V.N. Tovstonoshenko

ReshetnevSiberianStateUniversity of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

Email: td19-01@mail.ru

The article reveals the current state of logistics of foreign economic activity. Its tasks and the reasons that influenced the change in the logistics of foreign economic activity at the present time are considered, as well as measures to solve these problems are proposed.

Keywords: logistics, foreign economic activity, logistics schemes of transportation, route delivery network, supply chain.

В рамках эскалации санкционной политики многих государств в отношении Российской Федерации и увеличения количества недружественных стран России, возникают проблемы с логистикой внешнеэкономической деятельности, заключающиеся в повышении затрат на доставку товаров и грузов на территорию Российской Федерации, в том числе и в отношении особо чувствительных товаров для страны, куда входят товары ракетно-космического комплекса.

Логистика представляет собой совокупность организационно-управленческих и производственно-технологических процессов по эффективному обеспечению организации движения материальных и иных ресурсов [1]. С другой стороны, логистика - это управление и контроль товарными и грузовыми потоками. В частности, логистика внешнеэкономической деятельности связана с доставкой грузов и товаров на территорию страны.

Российская Федерация вовлечена в мировое разделение труда, а, значит, является частью глобальной мировой торговли и обмена товарами. Торговля осуществляется между РФ и странами Европейского Союза, а также странами ближнего и дальнего зарубежья. В рамках этого строятся логистические коридоры по доставке товаров на территорию государства, формируются логистические схемы [2].

Секция «Актуальные проблемы в логистике и управлении цепями поставок»

Основными задачами внешнеэкономической логистики, как и логистики в целом, являются:

- выбор транспорта, на котором товар будет доставлен на территорию Российской Федерации или вывезен с нее;

- определение и формирование маршрутной сети доставки грузов;

- выбор оптимального размещения на складских площадях;

- формирование сборных заказов.

Таким образом, логистика внешнеэкономической деятельности повышает качество доставки путем снижения затрат на транспортировку через создание эффективных логистических схем.

Первые изменения в современной логистике внешнеэкономической деятельности произошли еще в 2020 году, когда началась пандемия короновирусной инфекции, что привело к остановке многих производств, контейнерному кризису.

В 2022 году прекращение авиасообщения между Российской Федерацией и некоторыми странами говорит о том, что движение товаров через таможенные границы усложняется (по обоим направлениям), и, как следствие, необходимо формировать грамотную логистику внешнеэкономической деятельности, с помощью которой возможно будет создать эффективные логистические схемы и выбрать оптимальный вид транспорта.

Политический кризис в 2022 году не затронул взаимодействие России с такими странами как Китай, Индия. Но в Китае отмечается новая вспышка коронавируса, что также может привести к периоду застоя, который и так только начал расформировываться в 2022 году, так как на сегодняшний день снова начинают закрываться многие пути сообщения: в Шанхае крупный аэропорт не работает на отгрузку товаров.

Все указанное привело к замедлению доставки товаров, прервались какие-то цепочки поставок, подорожали контейнерные перевозки морем и многие товары стали доставляться больше железнодорожным транспортом. Хотя логистика может быть основой мировой экономики, в итоге она также оказалась менее устойчивой, чем многие ожидали.

Можно сказать, что в логистике в 2022 году произошла мини-революция, которая привела к необходимости поиска новых логистических схем и путей [3], к пересмотру логистики внешнеэкономической деятельности, которая сформировалась не только в России, но и во всем мире за долгое время. Реакция должна быть быстрой и незамедлительной, так как это может привести к дефициту определенных товаров.

В настоящее время сокращается авиасообщение, увеличиваются сроки доставки товаров, меняется транспорт доставки, что говорит о прямом удорожании товаров как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами [4]. Большинство морских доставок сейчас также заблокировано в европейских портах.

Под влиянием всех вышеперечисленных факторов стоимость логистики выросла на 80120%, а срок ожидания груза достигает четырех недель.

Помимо указанного, на логистику влияет и тот фактор, что в Европейских странах происходит удорожание топлива, и, как следствие, снижается перевозка товаров автомобильным транспортом. Данная ситуация приводит к повышению цен на продукты. Несмотря на отсутствие официального запрета, многие европейские компании практически полностью остановили отгрузки в Россию, объясняя это ограниченным авто- и авиасообщением [5].

Следовательно, в Российской Федерации возникла необходимость формирования новых логистических схем по доставке товаров, как на азиатский рынок, так и с него, поскольку торговые объемы со странами Европы и Запада сокращаются, значит, будет неизбежна переориентация на другие рынки, где главным источником дохода станет рынок Азии.

Что касается внутреннего российского логистического рынка, то рост цен ожидается только осенью после того, как будет исчерпан запас прочности. К этому времени уже

произойдет коррекция рынка по ценам, срокам поставок и производителям запасных частей взамен ушедших компаний, а удорожание комплектующих либо их отсутствие могут привести к тому, что небольшие сервисные и транспортные компании не выдержат высокой конкуренции.

Таким образом, для решения сложившейся проблемы, которая вытекает из геополитической и эпидемиологической ситуации необходимо:

- переходить (где это возможно) на использование железнодорожного вида транспорта;

- искать новые подходы к формированию логистических цепочек поставок через системный подход, в рамках которого будут заключаться долгосрочные соглашения о сотрудничестве с авиакомпаниями, готовыми доставлять товар в Российскую Федерацию;

- прорабатывать маршруты по Северному морскому пути;

- разрабатывать альтернативные маршруты через морские торговые пути Дубая, Турции, Казахстана, Узбекистана.

Все вышеуказанное позволит наладить бесперебойные доставки товаров, частично стабилизировать рынок логистики, значительно снизить стоимость и сроки доставки товаров, что на сегодняшний день особенно актуально в рамках эскалации мирового политического, торгового и логистического кризиса, который сложился для всех стран.

Библиографические ссылки

1. Карапетянц И. В. Логистика и управление цепями поставок на транспорте. М. :Юрайт, 2019. 362 с.

2. Неруш Ю. М. Логистика : учебник для вузов. М. :Юрайт, 2022. 454 с.

3. Какие факторы будут влиять на развитие транспортно-логистической отрасли в 2022 г.? [Электронный ресурс]. URL: https://trans.info/ru/logisticheskie-trendyi-2022-goda-kogda-modnyie-trendyi-stanovyatsya-krayney-neobhodimostyu-264577 (дата обращения: 27.03.2022).

4. Эволюция логистики - что будет по-другому завтра? [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/future/366336-evolyuciya-logistiki-chto-budet-po-drugomu-zavtra (дата обращения: 27.03.2022).

5. «Идеальный шторм» как проверка на прочность. РБК +, март 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://indparks.ru/press/publications/idealnyy-shtorm-kak-proverka-na-prochnost-rbk-mart/ (дата обращения: 27.03.2022).

© Кузнецов В.М., Мазурова В.Е., Аксёнов Р.В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.