Научная статья на тему 'ЛОГИСТИКА В ТУРИЗМЕ'

ЛОГИСТИКА В ТУРИЗМЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1923
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
логистика / туризм / туроператор / транспорт / маршрут / дорога / реклама / logistics / tourism / tour operator / transport / route / road / advertising

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лола Ибрагимовна Бабаева, Эркин Мамадалиевич Гуломхасанов

В данной статье рассматривается роль логистической отрасли в туризме и ее значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGISTICS IN TOURISM

This article discusses the role of the logistics industry in tourism and its importance.

Текст научной работы на тему «ЛОГИСТИКА В ТУРИЗМЕ»

ЛОГИСТИКА В ТУРИЗМЕ

Лола Ибрагимовна Бабаева Эркин Мамадалиевич Гуломхасанов

КарГУ

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается роль логистической отрасли в туризме и ее значение.

Ключевые слова: логистика, туризм, туроператор, транспорт, маршрут, дорога, реклама

LOGISTICS IN TOURISM ABSTRACT

This article discusses the role of the logistics industry in tourism and its importance.

Keywords: logistics, tourism, tour operator, transport, route, road, advertising

В туризме под логистикой понимается: организация движения туристских потоков на основе грамотного управления материальными и информационными потоками; рациональная организация разработки нового продукта и его распределения.

Задачей логистики является минимизация затрат по доведению продукта до потребителя. При этом большое внимание должно уделяться рекламной логистике. Необходимо четко выделять направления рекламной деятельности, приоритетные методы рекламы, маркетинговые исследования, основанные на статистических данных. Должны действовать все системы по снижению затрат и обеспечению качества турпродукта. Для лучшего функционирования логистики в фирме в каждой ситуации используется система конкретной постановки вопросов, т. е. ставятся определенные задачи. Кроме перечисленного, логистика связывает задачи качества и безопасности с юридической ответственностью. При выполнении любой задачи, поставленной фирмой, постоянно происходит процесс связывания этой задачи с правовой основой.

Предположим, что в туристской фирме разрабатывается экзотический маршрут, например, охота в одной из африканских стран. Задача логистики -заблаговременное решение всех проблем, которые могут возникнуть в поездке. Исходя из этого ставятся вопросы: может ли, фирма взять на себя гарантии по безопасности туристов и правомерно ли брать на себя ответственность за их безопасность и здоровье? Далее следует рассмотреть, не нарушаются ли данным

мероприятием законодательство принимающей страны и местные обычаи, а затем увязать все это с планированием маршрута и изменениями, которые могут возникнуть при его проведении [1-10].

Транспорт - это одна из главных отраслей в экономике каждой страны. В истории человеческой цивилизации революционную роль сыграл изобретение колеса.

На сегодня транспортные системы разных стран мира имеют свои особенности, учитывая такие факторы, как географическое положение, природно -ресурсный потенциал, рельеф, климат, ландшафт и тому подобное. Поэтому разные страны имеют разную структуру транспортного комплекса. Например, равнинные страны, прежде всего, развивают железнодорожный и автомобильный виды транспорта. Если в стране есть много рек и озер, активно функционирует речной транспорт [11-17]. Страны, которые имеют выход к морям и океанам, обязательно используют морской транспорт. Горные страны и страны с большой площадью территории активно развивают воздушный транспорт. Эти характеристики влияют на туризм, особенно международный, который как ранее, так и сейчас без транспорта практически невозможен. В свою очередь, развитие туризма требует развития транспорта.

В транспортной логистике в туризме определяют такие важные понятия:

1. Gateway (ворота, входные ворота) - многоотраслевой (мультимодальный транспортный центр, через который осуществляется основной въезд туристов в страну. Например, для Украины - это Киев с международным аэропортом Борисполь), для Великобритании - Лондон (международные аэропорты Хитроу, Гэтвик), для Франции - Париж (международные аэропорты Орли и Шарль де Голль), для России - Москва (Шереметьево-2) и Санкт-Петербург (международный аэропорт Пулково) и тому подобное;

2. Open jaw (открытая челюсть) - тур, который начинается из одного города страны, а заканчивается другим городом, откуда туристы улетают (уезжают) на родину, например, "Киев - Днепропетровск - Одесса" или "Нью-Йорк - Сан-Франциско - Лос-Анджелес" и тому подобное.

Комплексная структура логистики туризма охватывает ее компонентную, региональную и функциональную структуры. К компонентной структуры относятся:

1) логистика рекреационно-туристических ресурсов (ресурсной базы туризма);

2) логистика материально-технической базы туризма, в том числе логистика сфер размещения туристов (гостиничного хозяйства) и питания (ресторанного хозяйства);

3) логистика информационной инфраструктуры (информационная логистика в туризме);

4) логистика транспортной инфраструктуры туризма (логистика туристических перевозок);

5) логистика экскурсионного обслуживания;

6) логистика сопутствующих услуг в туризме;

7) логистика производства и сбыта туристических товаров.

Региональная структура логистики туризма отражает ее региональные (геопространственные) системы шести уровней:

1) локальный (логистика тура);

2)микроуровня (логистика турфирмы);

3) мезоуровня (логистика туристической и курортной зон, туристического района);

4) макроуровня (логистика туристической отрасли страны);

5) мегауровне (логистика туристических макрорегионов мира);

6) метаривня (логистика мирового туризма).

Функциональная структура логистики туризма охватывает такие традиционные составляющие, как логистика снабжения, логистика производства и сбыта.

Производители услуг являются первым этапом в сфере туризма. После чего туроператоры создают продукт для туристов и перепродают его туристическим фирмам и агентствам, которые в свою очередь являются розничными предприятиями по его продаже конечным потребителям. Следовательно, туроператоры в основном работают с юридическими лицами. Так же туроператоры формируют комплексный туристический продукт, включающий в себя: основные санаторные, гостиничные услуги; дополнительные услуги (лечебно- профилактические, спортивные, оздоровительные и культурно-развлекательные); сопутствующие услуги (торговля, связь, банковские услуги, транспорт). Информационная составляющая в туризме занимает значительную долю. Информация в логистике и логистических потоках является первичным звеном, начиная с рекламы в СМИ, интернета и информационных технологий, что определяет и запускает основные потоки в логистике (информационные, финансовые, материальные и сервисные).

Следует отметить, что к туризму нужно подходить как к отдельному крупному и самостоятельному хозяйственному комплексу народной экономики, так как данная сфера объединяет разные отрасли, охватывая некое широкое пространство, которое включает предприятия и фирмы различных отраслей. Туристы в свою очередь приходятся в роли покупателей, где каждый стремится в силу своих возможностей удовлетворить все свои потребности во время отдыха. Оплачивая услуги, товары и различные туристические работы, формируется спрос

на путешествия туристом и, следовательно, данным образом финансируется сама индустрия.

Что касается туризма внутри страны, одной из актуальной проблемы является обеспечение транспортной составляющей. Данная проблема относится к авиасообщению, железнодорожному и водному, а также автосообщению, строительству автомобильных дорог. Из-за не высокого уровня организации воздушных потоков внутри страны, что в сравнении с международными перевозками является одним из главных факторов, который ограничивает развитие туризма в регионах страны. Так же остаются не решенные следующие проблемы: дефицит железнодорожных перевозок в сезон; завышение цены. Решение данных проблем придаст большое значение развития туризма внутри страны.

REFERENCES

1. Гуломхасанов Э. М., Каримов К., Лазизова М. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ НА ТЕРРИТОРИИ БУХАРСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСЛЕ КРИЗИСА COVID-19 //Scientific progress. - 2021. - Т. 2. - №. 5. - С. 474-478.

2. Djuraevna R. M. et al. Development Prospects for Digital Economy Development in Uzbekistan //Academic Journal of Digital Economics and Stability. - 2021. - С. 58-64

3. Raimova M. D., ogli Makhatov S. I. DIGITAL ECONOMY DEVELOPMENT PRIORITIES IN UZBEKISTAN //Journal of Central Asian Social Studies. - 2021. - Т. 2. - №. 02. - С. 160-168.

4. Yakubova Shamshinur Shukhratovna. "Innovative Approaches for Modeling the Impact of Monetary Policy on Economic Development." Academic Journal of Digital Economics and Stability (2021): 311-318.

5. Yakubova, Shamshinur Shuxratovna. "ANALYSIS OF COUNTRY DEBT POLICIES AND ITS EFFECTIVE GOVERNANCE." Theoretical & Applied Science 3 (2021): 410-413.

6. Odilovich, O. A., Sharifa, G., Lola, B., Komila, A., & Zarifa, M. (2021). Higher education as a factor in increasing economic growth in Uzbekistan. Psychology and Education Journal, 58(2), 5006-5013.

7. Bozarov E., Babayeva L. TURIZM SOHASIDA KLASTERLARNING SAMARASI VA AHAMIYATI //Scientific progress. - 2021. - Т. 2. - №. 6. - С. 208-212.

8. Gulomkhasanov E. M., Bakhadir O., Madina L. DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ECONOMY IN THE TOURISM SPHERE IN UZBEKISTAN //ПРОБЛЕМИ ТА ПЕРСПЕКТИВИ РЕАЛ1ЗАЦ11 ТА ВПРОВАДЖЕННЯ М1ЖДИСЦИПЛ1НАРНИХ НАУКОВИХ ДОСЯГНЕНЬ. - 2021. - С. 24.

9. Gulomkasanov E., Shukurova M., Elmurodov B. THE ROLE OF GUIDES IN THE DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL TOURISM IN UZBEKISTAN //Збiрник наукових праць SCIENTIA. - 2021.

10. Ergashev, Rakhmatulla Khidirovich, and Zuhra Jabborova. "THE IMPORTANCE OF INNOVATIVE ACTIVITY IN TOURISM." (2021).

11. Bozarov E. B. ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF TOURISM IN UZBEKISTAN //Scientific progress. - 2021. - Т. 2. - №. 6. - С. 213-216

12. Gulomkhasanov E., Uktamova U., Akramov S. DEVELOPMENT OF ECOTURISM IN UZBEKISTAN //Scientific progress. - 2021. - Т. 2. - №. 8. - С. 614-617.

13. G'Ulomxasanov E., Ruziyev B., Akramov S. TURIZMDA DESTINATSIYA //Scientific progress. - 2022. - Т. 3. - №. 1. - С. 143-150.

14. Kadirov, A. M. (2018). The role of labor resources in ensuring the economic sustainability of oil and gas industry companies in Uzbekistan. Экономика и предпринимательство, (11), 398-402.

15. Kadirov, A. (2018). INTERNAL FACTORS AFFECTING THE ECONOMIC SUSTAINABILITY OF INDUSTRIAL ENTERPRISES. SCIENTIFIC RESEARCHES FOR DEVELOPMENT FUTURE, 47.

16. Кадиров, А. М. (2021). МОДЕЛЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА.

17. Кадиров, А. (2021). САНОАТ КОРХОНАЛАРИНИНГ ЩТИСОДИЙ БАРКАРОРЛИГИНИ ТАЪМИНЛАШДА КОНТРОЛЛИНГ ТИЗИМИ САМАРАДОРЛИГИНИ БАДОЛАШ. Иктисодиёт ва таълим, (3), 152-158.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.