Научная статья на тему 'Логистика в торговой сети региональной потребительской кооперации'

Логистика в торговой сети региональной потребительской кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
579
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ЛОГИСТИКА / ПРОДВИЖЕНИЕ ПРОДАЖ / СЕТЕВАЯ ТОРГОВЛЯ / INTEGRATION / LOGISTICS / SALES PROMOTION / RETAILER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорова Людмила Петровна, Тимофеев Станислав Васильевич

Рассмотрены вопросы создания единой торговой сети потребительской кооперации, организации распределительного центра на различных уровнях, приведены схемы создания складской и транспортной логистики в потребительской кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LOGISTIC AT THE TRADE NETWORK OF THE CONSUMER COOPERATION

The organization of the distributing network is the main part of the creation of the union trade network of consumer cooperation. One must consider a promotion of goods as a macrologistic system. At this article some plans of the creation of the warehouse and transport logistic at the consumer cooperation are adduced.

Текст научной работы на тему «Логистика в торговой сети региональной потребительской кооперации»

УДК 334. 735: 658.7

Л.П. ФЕДОРОВА, С.В. ТИМОФЕЕВ

ЛОГИСТИКА В ТОРГОВОЙ СЕТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Ключевые слова: интеграция, логистика, продвижение продаж, сетевая торговля.

Рассмотрены вопросы создания единой торговой сети потребительской кооперации, организации распределительного центра на различных уровнях, приведены схемы создания складской и транспортной логистики в потребительской кооперации.

L.P. FEDOROVA, S.V. TIMOFEEV THE LOGISTIC AT THE TRADE NETWORK OF THE CONSUMER COOPERATION Key words: integration, logistics, sales promotion, retailer.

The organization of the distributing network is the main part of the creation of the union trade network of consumer cooperation. One must consider a promotion of goods as a macrologistic system. At this article some plans of the creation of the warehouse and transport logistic at the consumer cooperation are adduced.

Торговая сеть потребительской кооперации должна отличаться четко отлаженной системой продвижения товаров в розничные предприятия. Продвижение товаров необходимо рассматривать как макрологистическую систему, под которой подразумевается совокупность предприятий, связанных между собой договорными отношениями.

В настоящее время многие потребительские общества получают товары от относительно мелких посреднических фирм. При заключении договоров потребительские общества предусматривают возможность доставки товаров поставщиками до каждого магазина. Может показаться, что потребительские общества тем самым добиваются экономии транспортных затрат. Однако расходы поставщиков калькулируются в стоимость товара, что ведет к увеличению общих затрат, соответственно и розничных цен.

Чтобы оставаться конкурентоспособными, необходимо добиваться высокого уровня удовлетворенности клиента при снижении нерациональных затрат. Поэтому в настоящее время наиболее актуальным направлением развития бизнеса является создание спрос-ориентированных сетей поставок (Demand Driven Supply Networks) - DDSN, для которых характерна интеграция данных о спросе и процессов внутри цепи поставок с целью достижения баланса между уровнем затрат на них и уровнем доходов. DDSN можно рассматривать как «систему технологий и процессов, которая чувствует и реагирует на спрос в режиме реального времени благодаря сети потребителей, поставщиков и сотрудников» [4].

Продвижение товаров в розничную торговую сеть - это ключевой фактор в получении прибыли, поскольку именно на этом этапе формируется компромисс между логистическими затратами и уровнем обслуживания потребителей. Отсюда вытекает необходимость координирования и синхронизации товарных потоков в целях оптимизации системы поставки товаров в розничную сеть.

Эффективность каналов товаропроводящей сети определяет оптимальное соотношение достижимого уровня облуживания клиентов и величины логистических затрат. Под уровнем обслуживания клиентов следует понимать скорость реагирования, широту товарного ассортимента, наличие товара в продаже, опытность клиента (простоту размещения заказа), отслеживаемость прохождения заказа, возможность и простоту оформления возврата товара [4].

Нам представляется, что общей проблемой товароснабжения в потребительской кооперации является значительное снижение уровня прямых поставок. Как следствие, сохраняются следующие недостатки:

- относительно низкая скорость оборачиваемости товарных запасов;

- малая эффективность проводимых маркетинговых исследований потребительскими обществами;

- сужение торгового ассортимента в магазинах - в результате сельское население вынуждено выезжать в города за товарами;

- отсутствие поддержки инноваций - во многих потребительских обществах слабо используются современные информационные технологии;

- слабое (отсутствие) воздействие потребительской кооперации на производственную программу производственных предприятий;

- слабые интеграционные и внутрихозяйственные связи, не разработана единая коммерческая политика.

Важным направлением устранения указанных недостатков является переход на новый метод хозяйствования. Представляется, что неотложной задачей при этом является углубление внутрисистемной интеграции на региональном уровне, что позволит более эффективно организовать логистику товароснаб-жения на основе централизованной организации коммерческой работы по оптовым закупкам товаров.

Централизация принятия решений освобождает коммерческий отдел потребительских обществ от необходимости участвовать в выборе поставщиков. Для ведения закупочной деятельности должен быть создан распределительный (закупочный) центр. Это и есть важное условие создания сетевой системы. На данный центр должна быть возложена функция централизации управления финансами и товарными потоками, что обеспечивает наилучшие условия во взаимоотношениях с поставщиками и логистическими компаниями.

В логистическом центре должна осуществляться обработка заказов, поступивших от торговых точек и затем товары должны быть отправлены в магазины. Это позволит ускорить товарооборачиваемость, сокращать время доставки товаров в торговые точки и минимизировать товарные запасы. Таким образом, издержки внутри цепи поставок будут сокращаться, соответственно повысится эффективность ее функционирования.

Стратегии логистики в явном или неявном виде подтверждают значение концепции учета полных затрат в продвижении товаров (ТСС). ТйС позволяет потребительским обществам контролировать как издержки внутри системы логистики, так и поставки товаров конечному потребителю.

Полные затраты на продвижение могут определяться по формуле (ТСС) = ТС + РС + СС + 1С + НС + РС + МС, где ТС - затраты на транспортировку; РС - затраты на содержание склада и необходимого оборудования; СС - затраты на коммуникации (переговоры); 1С -затраты на содержание запасов; НС - затраты на складирование (хранение); РС - затраты на упаковку; МС - административные расходы.

Централизация доставки товаров в розничную торговую сеть способствует повышению эффективности всей системы перевозок.

Региональные распределительные логистические центры благодаря развитию информационных технологий могут сокращать товарные запасы как на уровне регионального распределительного центра, так и на уровне отдельных магазинов райпо.

Как представляется, при создании коммерческого центра и распределительной сети необходимо решение задач по выстраиванию эффективных цепей поставок, которые имеют три уровня: стратегический, тактический, операционный.

Решение задач на стратегическом уровне должно предусматривать разработку корпоративной модели цепи поставок, позиционирование логистики в структуре управления единой сетью, проектирование распределительных центров, информационное обеспечение управления товарными потоками.

На тактическом уровне следует разрабатывать типовые модели региональной подсети продвижения товаров, процедуры и схемы документооборота, разработки системы планирования поставок, стратегии управления запасами, модернизации складской сети, логистического проектирования распределительных центров.

На операционном уровне необходимо осуществить модернизацию действующих складов, внедрить современную технологию складских процессов, рациональную схему документооборота, систему управления товарными запасами, ассортиментом, складом, перевозками и т.п.

Создание регионального распределительного (закупочного) центра следует осуществлять в несколько этапов.

На первоначальном этапе следует проводить анализ размещения существующей сети оптовых предприятий. На следующем этапе необходимо разрабатывать варианты возможных моделей распределительной сети. На третьем этапе следует выбирать оптимальную модель и разработать план ее внедрения. Правильно спроектированная и внедренная модель распределительной (закупочной) сети дает существенное сокращение логистических затрат и повышение уровня сервиса. По некоторым данным при переходе на оптимальную модель дистрибуции: инвестиции в недвижимость и оборудование сокращаются на 10-25% от первоначальных планов; затраты на транспортировку снижаются на 10-20%; запасы сокращаются на 5-40%; возврат на инвестиции увеличивается на 20% [1].

Следует заметить, что до 50% всех затрат компании на логистику может быть связано с транспортными издержками. Поэтому процесс создания распределительных складов должен опираться на транспортную логистику. Транспортная логистика - это система по перемещению товаров по оптимальному маршруту. Главная задача транспортной логистики - перемещение грузов в нужную точку по оптимальным маршрутам точно в срок и с наименьшими издержками. Важная задача транспортной логистики - сократить продолжительность товаропотоков. При этом непременным условием является точность поставки товаров, и в некоторых случаях - создание складского хозяйства. Однако прежде чем организовывать складское хозяйство, необходимо поставить вопрос: нужен ли вообще склад? Например, в системе управления «Just in time» («точно в срок») склады вовсе отсутствуют. В японской системе управления «Canban» склады существуют, но с целью поддержания только минимального уровня товарных запасов в виде страховых запасов.

Следует также рассмотреть решение проблемы «Make or buy problem?» Для этого необходимо определить вид собственности склада предприятия: арендованный склад, собственный или общего пользования.

Решение этого вопроса связано с расчетом затрат на содержание арендованного или собственного склада в зависимости от грузооборота и тарифов за пользование складскими услугами склада общего пользования, что отражено на рисунке.

Точка О* является точкой пересечения двух функциональных зависимостей: общих затрат собственного склада и затрат на содержание арендованного склада. Если грузооборот склада О не превышает величины О*, то в этом случае принимается решение: можно пользоваться арендованным складом на основании договора текущей аренды. Если же грузооборот склада О превышает величину О*, то затраты на содержание арендованного склада становятся выше затрат на содержание собственного склада. В этом случае необходимо приобрести склад в собственность: купить, выкупить или построить.

1 - затраты постоянные (косвенные) собственного склада, руб.;

2 - затраты переменные (прямые) собственного склада, руб.;

3 - общие затраты собственного склада, руб.;

4 - затраты на содержание арендованного склада, руб.

Функциональные зависимости затрат собственного и арендованного складов от грузооборота на этих складах

Из вышеприведенных данных вытекает, что решением проблемы доставки товаров в магазины является создание распределительных центров.

Инновационный подход к организации сетевой системы предусматривает внедрение на распределительных центрах потребительской кооперации автоматизации управления складскими процессами на основе системы WMS (Warehouse Management System). Она позволит эффективно решать все виды погрузочноразгрузочных работ, операции оприходования и идентификации товаров, складские перемещения и инвентаризацию, комплектацию и отгрузка товаров.

Литература

1. Данные специалистов компании Tompkins Associates/ http://www. t-log.ru/articles/Logistic/ Distribution/Perviy etap.

2. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года // Российская кооперация. 2008. № 4.

3. Российская кооперация. 2007. № 47(567). 27 декабря. С. 2.

4. Фалина Д. Первый этап построения дистрибьюторской сети [Электронный ресурс] / Д. Фалина. Режим доступа: http://www.lobanov-logist.ru/index.php?newsid=290.

ФЕДОРОВА ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА - доктор экономических наук, профессор, заведующая кафед-рой экономики, управления и кооперации, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары (k_econom@coop.chuvashia.ru).

FEDOROVA LUDMILA PETROVNA - doctor of economy sciences, professor, manager to chair of economy, management and cooperation of independent noncommercial organization, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.

ТИМОФЕЕВ СТАНИСЛАВ ВАСИЛЬЕВИЧ - доцент кафедры коммерции и менеджмента, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары (timofeew-coop@ mei.ru).

TIMOFEEV STANISLAV VASILIEVICH - assistant professor of commerce and management’s chair, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.