Научная статья на тему 'ЛОГИСТИКА В СИТУАЦИЯХ КРИЗИСОВ (КРИЗИСНАЯ ЛОГИСТИКА)'

ЛОГИСТИКА В СИТУАЦИЯХ КРИЗИСОВ (КРИЗИСНАЯ ЛОГИСТИКА) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
539
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / КРИЗИСНАЯ ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КРИЗИСНАЯ СИТУАЦИЯ / КРИЗИС / УПРАВЛЕНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солодуха П.В., Черновалов П.А.

В статье, рассматриваются вопросы реагирования логистичекой деятельности на возникающие в процессе общественного и природного развития кризисные ситуации. Описываются основные причины возникновения кризисов, взаимосвязь понятий кризис и риск в логистической управленческой работе. Установлены основные фазы логистической деятельности в условиях кризиса и определены этапы антикризисных управленческих воз- действий, позволяющих вернуть кризисную ситуацию к первоначальному состоянию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGISTICS IN CRISIS SITUATIONS (CRISIS LOGISTICS)

The article is discussed the issues when the logistical activity is responding on arising crisis situations in the process of social and community development. There are described the main issues of crisis causes, the relations between the crisis conceptions and risk in a logistical management work. The main logistical activity phases are determined in crisis conditions and there are specified the anti-crisis management actions stages, allowing to bring the crisis situation to its original state.

Текст научной работы на тему «ЛОГИСТИКА В СИТУАЦИЯХ КРИЗИСОВ (КРИЗИСНАЯ ЛОГИСТИКА)»



УДК 334.02

Солодуха П.В.,

доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии и международных экономических отношений Российского государственного социального университета

Черновалов П.А.,

аспирант кафедры менеджмента Брестского государственного технического университета

ЛОГИСТИКА В СИТУАЦИЯХ КРИЗИСОВ (КРИЗИСНАЯ ЛОГИСТИКА)

В статье, рассматриваются вопросы реагирования логистичекой деятельности на возникающие в процессе общественного и природного развития кризисные ситуации. Описываются основные причины возникновения кризисов, взаимосвязь понятий кризис и риск в логистической управленческой работе. Установлены основные фазы логистической деятельности в условиях кризиса и определены этапы антикризисных управленческих воздействий, позволяющих вернуть кризисную ситуацию к первоначальному состоянию.

Ключевые слова: логистика, кризисная логистика, логистическое управление, кризис, кризисная ситуация, управление, безопасность

Solodukha P.,

Doctor of Economics, Professor of Chair of Political Economy and International Economic Relations of the Russian

State Social University

Chernovalov P.,

Postgraduate student of Chair of Management of the Brest State Technical University

LOGISTICS IN CRISIS SITUATIONS (CRISIS LOGISTICS)

The article is discussed the issues when the logistical activity is responding on arising crisis situations in the process of social and community development. There are described the main issues of crisis causes, the relations between the crisis conceptions and risk in a logistical management work. The main logistical activity phases are determined in crisis conditions and there are specified the anti-crisis management actions stages, allowing to bring the crisis situation to its original state. Keywords: logistics, crisis logistics, logistical management, crisis, crisis situation, management, security

Введение

Ситуации, имеющие характеристики кризиса: экономического, политического, социального, экологического и природного, становятся для общества все более привычными, при этом появляется уверенность, что подобные явления с течением времени исчезнут с нашего поля зрения посредством антикризисных воздействий правительства и прочих организаций и все вернется к привычному порядку вещей. Начиная с первых декад XIX века, a также и в бурлящем событиями XX столетии общество потеряло оптимистический способ мышления. Как утверждают некоторые средства массовой информации современное общество перешло к пессимистическому пониманию происходящих событий и явлений, в результате этого сформировалось кризисное мышление, что, по утверждению некоторых специалистов, и является причиной большинства кризисов. При этом деятельность государственных организаций и част-

ных фирм, по устранению последствий кризисов считается недостаточной. Одной из таких недостаточно развитых сторон деятельности являются функционирующие в кризисных ситуациях цепи логистических поставок и уровень их развития.

Кризис и кризисная ситуация

Слово «кризис» происходит от греческого понятия krino, что означает: выбор, решение, борьба, происходящие на протяжении определенного времени. «Кризис» в англоязычном толковании, рассматривает такие параметры как: травмоопасность, а также субъективные последствия травмы, связанные с негативными переживаниями. Исходя из вышесказанного, кризис можно понимать как временной переход в состоянии объекта от изменений к лучшему или худшему и эмоциональное восприятие такого перехода. Дальнейшая история развития этого понятия связана с его широким распространением на различные на-

UK3

учные направления, так например, в медицине кризис означат переломный для организма момент из которого возможны только два исхода: либо больной выздоровеет, либо нет.

Достаточно глубоко и обстоятельно в экономике эту проблему исследовал К. Маркс. Он вскрыл причины кризисов и обосновал неизбежность их в условиях стихии и анархии производства. Известный экономист В. Леонтьев писал: «Теория делового цикла явно в долгу перед Марксовой политэкономией. Вряд ли было бы преувеличением сказать, что три тома «Капитала» в гораздо большей степени, чем какая бы то ни было другая работа, способствовали выдвижению этой проблемы на передовые рубежи экономических дебатов» [1].

Принципиальным отличием точки зрения К. Маркса в данной проблеме является то, что причины цикличности капиталистического воспроизводства он видел в самой природе капитализма. Представители неоклассической и либеральной школы обосновывают различные причины экономических кризисов, не связывая их с капитализмом. Многие из них считают причиной кризисов недопотребление населения, вызывающее перепроизводство1. Лекарством от кризисов считалось стимулирование потребления. Но возникающий недостаток потребления (платежеспособности) является скорее следствием, чем причиной кризисов [2]. Более близки к марксистской позиции экономисты, считающие причиной кризисов диспропорциональность, или «неравновесие». Кризисы обусловлены отсутствием правильных пропорций между отраслями, стихийными действиями предпринимателей. Теория неравновесия сочетается с другим распространенным взглядом на кризисы как порождение внешних условий - политических, демографических, природных2. [3].

Существует и психологическая теория кризисов, вытекающая из англоязычного толкования понятия кризис. По мнению Й. Шумпетера, каждой фазе свойственна своя психологическая картина, формирующая отношение к инвестициям. Паника и разброд кризисного состояния ведут к застою капиталовложений, повышенное настроение в условиях подъема стимулирует горячку.

Понятие «кризис» теснейшим образом связано и с понятием «риск» (рис.1), которое в той или иной мере влияет на методологию разработки любого управленческого решения. Исключите из него ожи-

1 Последовательной представительницей теории недопотребления была Джоан Робинсон, лидер левого кейнсианства.

2 Ф. Фон Хайек - сторонник рыночной свободы и яростный противник государственного вмешательства - считал, что кризисы перепроизводства возникают из-за избыточного финансирования со стороны государства (дешевые кредиты, накачивание спроса)

дание кризиса, и пропадет острота восприятия риска, станут неожиданными и от этого еще более тяжелыми не только кризисные ситуации, но и вполне обычные ошибки. Причины кризиса, согласно Э. Короткову, могут быть различными [4, с. 17]. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др. (рис. 2).

Особенности логистического управления в кризисных ситуациях

В иерархической системе потребностей человека Маслоу безопасность являет второй по важности потребностью, обеспечивающей его жизнедеятельность. С понятием безопасность связано другое понятие, являющееся его антонимом - это угроза. Человек, группа людей, государство или международная организация, предпринимают попытки воздействовать на окружающую среду таким образом, чтобы снижать уровень угроз в целях повышения качественного состояния собственной безопасности. Совокупность существующих угроз можно сгруппировать по нескольким критериям, как-то: время -мирное время, военное время; географической распространенности - глобальные, международные, национальные, региональные; по отношению к рассматриваемому объекту: эндогенные и экзогенные, сферы проявления - военные, политические, энергетические, экологические, информационные, общественные культурные, социальные, структурные и персональные.

В этой связи логистика, применяемая в условиях кризисных ситуаций, занимается не только выстраиванием цепей поставок для доставки необходимых продуктов и медикаментов пострадавшим в результате возникновения описанных выше угроз, но и обеспечением всем необходимым организаций, устраняющих последствия угроз, восстановлением критически важной социальной, транспортной энергетической и прочей инфраструктуры. В настоящее время среди большинства специалистов существует убежденность в наличии четырех основных фаз функционирования кризисной логистики.

1. Начальная фаза: ее характеризует резкий рост и опережающее развитие основных составляющих элементов рассматриваемой угрозы и, в этом случае, характер такой угрозы может превышать потенциальные возможности существующего и подготовленного в данном регионе или государстве логистического обеспечения на время кризиса.

2. Фаза интеграции, на протяжении которой происходит объединение всех доступных ресурсов и логистических возможностей, адекватных размаху

□а

Рис 1. Размещение понятия риск в системе потенциальных угроз

Рис 2. Причины кризисов (согласно Э. Короткову)

шз

и распространенности возникшей угрозы безопасности группы людей, государству или региону.

3. Фаза ликвидации последствий, в течение которой к антикризисной деятельности подключаются не только специальные службы и организации, но и частные, а также государственные фирмы транспортной, медицинской, строительной, ремонтной, энергетической и прочей сферы деятельности.

4. Фаза восстановления первоначального состояния. Эта фаза характеризуется процессами восстановления первоначальной инфраструктуры, разрушенной во время кризиса, начала деятельности служб социальной помощи и прочее.

Каждой из перечисленных фаз служат специфические цепи поставок, процедуры функционирования и управления которые описаны достаточно широко в специализированной литературе. Вместе с тем следует учитывать, что основная цель функционирования кризисной логистики (в отличие от коммерческой логистики, нацеленной на получение прибыли) состоит в обеспечении условий жизнедеятельности всем пострадавшим в результате возникших угроз и обеспечение им всей необходимой помощи. Исходя

из опыта большого числа практиков сферы кризисной логистики, следует, что при подготовке и реализации таких цепей поставок следует придерживаться способов управления, характерных для четырех основных этапов антикризисной деятельности: - это предупреждение кризиса, подготовка к предотвращению кризиса, мониторинг и реагирование на все возникающие угрозы и посткризисное восстановление.

Экономической наукой к настоящему времени разработан целый ряд различных теорий, объясняющих причины кризисов и способы реагирования на их проявления. Отмеченные в данной статье особенности кризисной логистики имеют важное значение для реализации деятельности по предотвращению и регулированию кризисных ситуаций. Особое место в этом процессе принадлежит стратегии, предусматривающей осознание надвигающейся нежелательной критической ситуации; выявление причин возникновения такой ситуации и направленности ее составляющих; количественную и качественную оценку возможного ущерба и способов его возмещения, разработку тактических вариантов деятельности в условиях критических ситуаций и выхода из них. 3

Список литературы

1. Леонтьев В. Экономические эссе. М.: Политиздат, 1990. 230 с.

2. РобинсДж. Теория несовершенной конкуренции. М.: Политиздат, 1986. 450 с.

3. Хайек Ф. Дорога к рабству. М.: Экономика, 1992. 360 с.

4. Антикризисное управление / Под ред. Э. Короткова, А. Беляева, А. Валовой. М.: Инфра-М, 2000. 432 с.

5. Черновалов А.В. Логистика: современный практический опыт. Минск: Изд-во Гревцова, 2008. 296 с.

6. Черновалов А.В., Черновалов П.А. Развитие логистического центра «Козловичи-2» в рамках формирования глобальных структур экономической координации ЕАЭС и проекта Шелкового пути // Материалы II научно-практической конференции «Потенциал социально-экономического развития российской Федерации в новых экономических условиях» в двух частях. 2016.С. 692-699.

7. Черновалов А.В., Солодуха П.В. Институциональное измерение цифровой экономики / Социальная политика и социология. Т.16. 2017. №2. С. 104-112.

8. Черновалов А.В., Солодуха П.В. Черновалов П.А. Начала количественного анализа в институциональной экономике: социальный аспект: монография М.:РУСАЙНС, 2017. 256 с.

9. Черновалов А.В., Солодуха П.В. Проблемы повышения эффективности хозяйствования и трудовых отношений в сфере услуг союзного государства // Социальная политика и социология. 2015. № 5 (112). С.161-169.

Reference list

1. Leont'ev V. Economic essay. M.: Politizdat, 1990. 230 p.

2. Robbins J. The Theory of Imperfect Competition. M.: Politizdat, 1986. 450 p.

3. Hayek F. The Road to Serfdom. M.: Ekonomika, 1992. 360 p.

4. Anti-crisis management / Under the editorship of E. Korotkov, A. Belyaev, A Valovoy. M.: Infra-M, 2000. 432 p.

5. ChernovalovA. Logistics: Modern practical experience. Minsk: The Grevtsov's publishing house, 2008. 296 p.

3 На практике такие стратегии разрабатываются чрезвычайно редко, что объясняется неподготовленностью руководителей и менеджеров к принятию обоснованных стратегических решений, отсутствием в хозяйствующих структурах технологических схем разработки, реализации и контроля стратегических планов, т.е. систем стратегического управления. Серьезной помехой выступает, во-первых, устаревшее мышление. Во-вторых, довлеет груз старых приоритетов. В-третьих, старые страхи ведут к оборонительной реакции.

Ш9Г]

6. Chernovalov A, Chernovalov P. Development of logistics centre "Kozlovichi-2" through the formation of global structures of economic coordination, the EEU and the silk road project // Proceedings of II scientific-practical conference "The potential of social-economic development of the Russian Federation under new economic conditions" in two parts. 2016. P. 692-699.

7. Chernovalov A, Solodukha P. The institutional dimension of digital economy / Social policy and sociology. Vol. 16. 2017. № 2. P. 104-112.

8. Chernovalov A, Solodukha P., Chernovalov P. The outsets of a quantitative analysis in institutional economy: Social aspect: Monograph M.:RUSAYNS, 2017. 256 p.

9. Chernovalov A, Solodukha P. The issues of management and labour relations increasing efficiency in a service sector of the Union State of Russia and Belarus // Social policy and sociology. 2015. №5 (112). P. 161-169.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.