Научная статья на тему 'Логистика в Китае: состояние, тенденции и перспективы развития'

Логистика в Китае: состояние, тенденции и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1340
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ КОМПАНИИ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / КИТАЙСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / LOGISTICS / LOGISTICS COMPANIES / LOGISTICS INFRASTRUCTURE / CHINESE ENTERPRISES / TRANSPORTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Майзнер Н. А., Ван Чучжэнь

В статье проводится анализ состояния логистики в Китае. Исследуются объемы национальной перевозки грузов и оборота грузоперевозок, рассматриваются тенденции и проблемы ее развития, вносятся предложения по внедрению логистики в практику деятельности китайских предприятий и созданию современной системы логистических услугI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the analysis of logistics in China. To examine how much of the national cargo transportation and freight turnover, discusses the trends and problems of its development, there are the proposals on introduction of logistics in the practice of Chinese enterprises and the creation of a modern system of logistics services.

Текст научной работы на тему «Логистика в Китае: состояние, тенденции и перспективы развития»

Н.А. Майзнер

доцент кафедры маркетинга, коммерции и логистики, к.э.н., Дальневосточный федеральный университет

N.A. Maysner

associate Professor of marketing, Commerce and logistics , Ph.D.

Far Eastern Federal University (mna@list.ru, 89146867506)

Ван Чучжэнь

магистрант КНР по направлению подготовки «Торговое дело» Дальневосточный федеральный университет

Van Cucian

Graduate student in the field of "Trade business" Far Eastern Federal University

ЛОГИСТИКА В КИТАЕ: СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье проводится анализ состояния логистики в Китае. Исследуются объемы национальной перевозки грузов и оборота грузоперевозок, рассматриваются тенденции и проблемы ее развития, вносятся предложения по внедрению логистики в практику деятельности китайских предприятий и созданию современной системы логистических услуг. Annotation. In the article the analysis of logistics in China. To examine how much of the national cargo transportation and freight turnover, discusses the trends and problems of its development, there are the proposals on introduction of logistics in the practice of Chinese enterprises and the creation of a modern system of logistics services.

Ключевые слова: логистика, грузоперевозки, логистические компании, логистическая инфраструктура, китайские предприятия.

Key words: logistics, transportation, logistics companies, logistics infrastructure, Chinese enterprises.

В последние годы логистика в Китае бурно развивается, но по сравнению с развитыми странами, она все еще нуждается во всестороннем развитии. Конкурентоспособность на международных рынках таких китайских корпораций как: «COSCO», «Sinotrans» и других крупных предприятий во многом обеспечивается, благодаря логистике, однако в целом темпы ее развития невысоки. По предварительным данным 50 самых известных логистических компаний мирового уровня уже пришли на китайский рынок, сеть логистики охватывает более 200 городов, по всему Китаю создано более 500 их филиалов [1].

Логистика включает в себя такие интеграционные процессы, как транспортировка, складирование, экспедиторское сопровождение грузов, информация и др. Транспортировка грузов является наиболее успешной отраслью, где логистические технологии находят непосредственное применение. Однако, для активного использования логистики необходима развитая инфраструктура. Хорошие дороги являются основой для успешного развития логистики в транспортной сфере. В настоящее время в Китае существуют дороги общей протяженностью 1,6 млн. км, имеется скоростная автотрасса длиной около 15000 км, по протяженности она занимает третье место в мире. Состояние речных и морских

портов также значительно улучшилось, протяженность железных дорог в Китае занимает первое место в Азии [5]. Большой шаг вперед сделала гражданская авиация, по авиаперевозкам Китай занимает пятое место в мире [5]. Строительство и расширение ряда аэропортов, открытие международных маршрутов значительно улучшило качество воздушных перевозок.

В 2013 г. общий объем логистических операций в Китае достиг 197800 млрд. юаней, согласно сопоставимым ценам их рост составил 9,5%, что на 0,3% меньше по сравнению с предыдущим годом. Данные мониторинга показывают, что в первом квартале 2013г. он увеличился на 9,4%, в первом полугодии на 9,1%, а в первые три квартала на 9,5%. Таким образом, можно сказать, что тенденция "стабильного спада" сменяется "стабильным ростом" [4].

Объемы национальной перевозки грузов и оборота грузоперевозок в Китае ежегодно увеличиваются (таблица 1).

Таблица 1 - Объемы национальной перевозки грузов и оборота грузоперевозок в Китае в 2011-2013гг.

Годы Объём перевозки грузов (млрд. т) Прирост % Объём грузооборота (млрд. т) Прирост %

2011г. 36,9 13.7 15901,4 12.1

2012г. 41,2 7.77 16330,0 12.1

2013г. 44,4 7.78 18297,8 12,0

Источник: [1]

Как следует из таблицы 1, в 2013 году объем национальных перевозок грузов вырос по сравнению с 2012 г. на 7,78 %. В свою очередь, объём грузооборота увеличился в 2013 г. по сравнению с предыдущим годом на 12%.

Удельный вес доходов почтовой службы в ВВП из года в год также увеличивается и становится активной составляющей в экономике народного хозяйства Китая. Так, за последние три года доля доходов предприятий бизнеса по организации экспресс-доставки по отношению к ВВП достигла "трехкратного роста" [3] (рисунок 1).

0.30%

0.25%

0.20%

0.15%

0.10%

0.05%

0.00%

0.25%

0.20%

0.16%

■ 2011 г.

■ 2012 г.

■ 2013 г.

Источник: [3].

Рисунок 1 - Доходы бизнеса экспресс-доставки грузов по отношению к ВВП

в Китае в 2011-2013гг.

Как следует из рисунка 1, доля доходов предприятий бизнеса по организации экспресс-доставки грузов в 2013г. по отношению к ВВП достигла 0,25%.

Однако развитие современной логистики в Китае все еще находится в зачаточном состоянии и требует существенного улучшения. Ее развитие сдерживает низкий технический уровень и недостаточность современного складского и технического оборудования на китайских предприятиях. Логистическим компаниям Китая принадлежит 70% традиционных складов, доля же современных комплексов и автоматизированных складов невелика, еще меньше складов с холодильным оборудованием, поддерживающим свежесть продуктов, обеспечивающих их сохранность и обладающих газорегуляторными функциями [2]. Среди транспортировочного и погрузо-разгрузочного оборудования на ручные тележки, ручные вилочные погрузчики и обычное оборудование приходится более 70%, а современных автопогрузчиков и специальных автоматизированных

транспортных средств крайне недостаточно [3]. Уровень развития логистических предприятий и уровень использования ими информационного программного обеспечения невысокий, даже если некоторые программы функционально подходят, зачастую они несовместимы с системой заказчика.

В последние годы развитие электронной коммерции расширило возможности китайских торговых компаний и изменило традиционные методы продажи потребительских товаров. Но уровень развития логистики в Китае в настоящее время все еще не соответствует требованиям электронной коммерции.

На рынке Китая наблюдается отсутствие комплексных логистических услуг, в то время как с точки зрения специалистов развитых стран, функциями современной логистики является проектирование и управление всей цепочкой поставок на пути от производителя до конечного потребителя.

Для дальнейшего развития логистики и логистического управления в Китае необходимо создание мощной логистической инфраструктуры. Так, наряду с укреплением магистрального железнодорожного транспортного потенциала, должен активно развиваться автомобильный транспорт. Кроме того, крайне необходимо усилить строительство транзитных станций и улучшить транспортную сеть, модернизировать водный транспорт [5]. При строительстве речных и морских портов большое значение необходимо придавать контейнеризации, а также оптимизации затрат на погрузо-разгрузочные работы. Необходимо сосредоточиться на совершенствовании работы грузовых терминалов, автоматизации складов, распределительных центров, внедрении стандартизированной упаковки, обработки и механизации транспортных контейнеров. Кроме того, следует активно содействовать развитию передовых технологий и применению специального оборудования, обеспечивающего сохранность продуктов. Для достижения международного уровня стандартизации логистических операций необходимо непрерывно и быстро развивать технологии, поощрять использование иностранного капитала, современных технических средств и технологий, участвовать в строительстве и эксплуатации отечественных логистических объектов [6].

Таким образом, в целях содействия развитию национальной экономики и повышения ее эффективности, Китай должен, во-первых, ускорить непосредственное внедрение логистики в практику деятельности китайских предприятий, создать современную систему логистических услуг, и, тем самым, способствовать развитию других отраслей в стране.

Во-вторых, необходимо ускорить темпы слияний и поглощений, культивируя высокий уровень сервиса и обеспечивая международную конкурентоспособность крупных логистических предприятий.

В-третьих, чтобы ускорить развитие международной логистики, необходимо содействовать развитию ключевых областей логистики в энергетике, горнодобывающей промышленности, автомобильной, сельскохозяйственной, медицинской и т.д.

В-четвертых, следует укрепить логистическую инфраструктуру и обеспечить развитие информационных технологий [7].

Правительство Китая должно усилить поддержку и содействовать развитию логистики на китайских предприятиях. Для этого большое внимание следует уделять вопросу подготовки высококвалифицированных специалистов по логистике. Для того чтобы подготовить кадры международного уровня, надо со-

средоточиться не только на теоретических знаниях о логистике, но и на укреплении таких знаний как компьютерная сеть, международная торговля, связь и стандартизация. Кроме того, Китай должен активно улучшать условия жизни и труда для привлечения иностранных кадров по логистике высокого уровня.

Список источников:

1. ГСУ (Государственное Статистическое Управление КНР) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.stats.gov.cn/. Дата обращения 07.06.2014

2. «Сайт Китайской почты». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.spb.gov.cn/. Дата обращения 07.06.2014

3. «Сайт Китайского донесения». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.askci.com/news/201401/27/2715646199851.shtml. Дата обращения 06.06.2014.

4. «Аналитический отчет исследований тенденций 2014 года китайскими магазинами» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.baogaobaogao.com/DiaoYan/2013-

12/WuDianPuWuLiuShiChangDiaoYanBaoGao.html. Дата обращения 08.06.2014.

5. «Китайские исследования Интеллектуальной транспортной системы 2011года» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gov.cn/test/2012-04/11/content_2110851.htm. Дата обращения 06.06.2014.

6. «Китайское исследование речных портов 2014 года» [Электронный ресурс] -Режим доступа:

http://wenku.baidu.com/link?url=GaT8EIzrRhmm3PcoeWOteX8OQwoMqJHBTLlXb 5c1cRmhkvIf7UbYAo1jEELIXjgbUeqDrMKEi5khiczGId1RhOV0TXgVlvFaiF9PFfUyQN W. Дата обращения 06.06.2014.

7. «Доклад об изучении рынка логистики в Китае и его перспективах развития 2014 года» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.baogaobaogao.com/DiaoYan/2013-

12/XianDaiWuLiuShiChangYuCeBaoGao.html. Дата обращения 07.06.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.