Научная статья на тему 'Логистика управления санитарным автотранспортом - основа обеспечения своевременности выполнения вызовов, поступающих на станцию скорой медицинской помощи'

Логистика управления санитарным автотранспортом - основа обеспечения своевременности выполнения вызовов, поступающих на станцию скорой медицинской помощи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
148
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНЦИЯ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / AMBULANCE STATION / СВОЕВРЕМЕННОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫЗОВОВ / TIMELY PERFORMANCE OF CALLS / LOGISTICS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шестаков Григорий Сергеевич

Станции и отделения скорой медицинской помощи оказывают экстренную помощь внезапно заболевшим и пострадавшим вне учреждения на месте вызовов, поступающих от населения, в то время как деятельность больниц и амбулаторий осуществляется в стенах самого учреждения. В связи с этим для своевременного выполнения вызовов станции скорой медицинской помощи должны управляться как транспортные организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шестаков Григорий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGISTICS OF MANAGEMENT OF SANITARY TRANSPORT - BASIS OF ENSUREMENT OF TIMELY PERFORMANCE OF CALLS, INCOMING TO AMBULANCE STATION

Stations and branches of Emergency Medical Care provides emergency assistance to suddenly ill and injured outside the institution on the site of calls from the public, while the activities of hospitals and clinics are carried out within the walls of the institution. In this regard, calls for the timely implementation of the emergency stations should be managed as a transport organization.

Текст научной работы на тему «Логистика управления санитарным автотранспортом - основа обеспечения своевременности выполнения вызовов, поступающих на станцию скорой медицинской помощи»

ЛОГИСТИКА УПРАВЛЕНИЯ САНИТАРНЫМ АВТОТРАНСПОРТОМ - ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ СВОЕВРЕМЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫЗОВОВ, ПОСТУПАЮЩИХ НА СТАНЦИЮ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Г.С. Шестаков1

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова

Станции и отделения скорой медицинской помощи оказывают экстренную помощь внезапно заболевшим и пострадавшим вне учреждения на месте вызовов, поступающих от населения, в то время как деятельность больниц и амбулаторий осуществляется в стенах самого учреждения. В связи с этим для своевременного выполнения вызовов станции скорой медицинской помощи должны управляться как транспортные организации.

Ключевые слова: станция скорой медицинской помощи, своевременность выполнения вызовов

В стране насчитывается более 3000 станций и отделений скорой медицинской помощи (СМП), а в их составе работает около 20 000 врачей и свыше 70 000 средних медицинских работников. Несмотря на это, практически отсутствуют исследования, направленные на изучение и совершенствование деятельности этих медицинских организаций. Отдельные работы посвящены или обобщению опыта работы станций СМП [1], или ограничиваются констатацией сложностей и перечнем проблем своевременного выполнения поступающих вызовов на станции СМП [2, 3].

Традиционно объектами изучения являются больничные и амбулаторно-поликлинические учреждения, так как они составляют основу системы здравоохранения. Именно исследованиям работы этих медицинских организаций в новых условиях посвящена подавляющая часть работ.

1 Шестаков Григорий Сергеевич — д-р мед. наук, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко; Москва, 119021, Б. Пироговская, 2; тел. (499) 248-72-88; e-mail: shestakov-g@mail.ru.

Станция СМП представляет собой учреждение со сложной системой функционирования и управления. Сложность работы определена многоуровневыми колебаниями потока поступающих вызовов, разными условиями деятельности, наличием большого числа структурных подразделений в составе станций СМП больших городов. Этим обусловлено отсутствие общих федеральных показателей и нормативов, пригодных для проведения сравнительной оценки работы различных станций, определения оптимально необходимого числа бригад СМП, оценки качества управления бригадами.

Кроме того, проблема вызвана тем, что медицинская деятельность больниц и амбулаторно-поликлинических учреждений осуществляется в стенах самого учреждения и организация их деятельности, показатели и нормативы работы не зависят от места расположения, будь то большой город или сельская местность. Методика оценки таких медицинских организаций определена, а показатели и нормативы их деятельности сопоставимы.

Станции и отделения СМП оказывают экстренную помощь внезапно заболевшим и пострадавшим вне учреждения на месте вызовов, поступающих от населения, проживающего на определенной территории. Многообразие условий, обусловленных особенностями района обслуживания (протяженность, состояние дорог, средств связи, уровень обращаемости и др.), значительно затрудняет сравнительную оценку деятельности бригад, подстанций, станций СМП.

При характеристике деятельности станций и отделений СМП применяются такие понятия, как эффективность, своевременность, адекватность доступность, оперативность, качество, объем, своевременность, оптимальность и т.п., в то время как качество СМП включает три составляющие: качество организации (оптимально необходимое число бригад и их распределение по территории обслуживания), качество управления (своевременное выполнение поступающих вызовов) и качество оказания медицинской помощи внезапно заболевшему или пострадавшему.

Качество управления работой выездных бригад СМП обеспечивается своевременным приемом и передачей вызовов, которое зависит от оснащения станции средствами связи и системами автоматизированной обработки поступающих вызовов. Значительную роль в обеспечении качества управления бригадами СМП играет рациональное использование рабочего времени, что достигается активным поиском свободных от выполнения вызовов бригад, определением оптимальных путей следования к месту вызова и базам госпитализации.

Основным критерием эффективности деятельности станции СМП является максимально быстрое прибытие к месту вызова и оказание медицинской помощи внезапно заболевшим и пострадавшим в достаточном объеме. Для выполнения основной задачи необходимо наличие соответствующего числа бригад СМП. Решение этой задачи не будет достаточно эффективным, если не будут учтены все стороны работы станции СМП.

Организационные мероприятия, направленные на улучшение качества организации экстренной медицинской помощи могут быть обеспечены при снижении значительного пробега автотранспорта, сокращением длительного времени выполнения вызовов, снижением уровня

обращаемости. Снижение пробега автотранспорта может быть достигнуто при уменьшении радиуса района обслуживания и снижении расстояния между местом вызова и выезда.

Время выполнения вызова состоит из двух частей. Одна часть — время движения автотранспорта и другая — время непосредственного оказания медицинской помощи. Сокращение времени выполнения вызовов при неизменном пробеге автотранспорта может быть только за счет ограничения применения диагностического оборудования и уменьшения перечня лечебно-диагностических мероприятий, проводимых бригадами СМП на догоспитальном этапе и не может рассматриваться как желательный способ сокращения времени выполнения вызовов. Это время может быть сокращено только за счет сокращения времени перемещения бригады.

До сих пор отсутствуют общепринятые показатели работы станций и бригад СМП, что не позволяет определить оптимальное число бригад для обеспечения своевременной экстренной медицинской помощи населению, проживающему на различных территориях и в населенных пунктах различного типа, планировать необходимые объемы финансирования, а также осуществлять дифференцированную оплату труда медицинского персонала в зависимости от объема выполняемой работы.

Для выявления закономерности формирования потока вызовов, поступающих на станцию СМП, Э.С. Антипенко [4] применил метод теории массового обслуживания по определению необходимого числа бригад СМП и распределения их по подстанциям. Однако метод теории массового обслуживания учитывал только уровень обращаемости на станцию СМП, и при расчетах не учитывались сезонные колебания обращений, различный уровень обращений в разные дни недели и время суток, а также все многообразие факторов, влияющих на передвижение бригад СМП по району обслуживания, и не позволял определить необходимое число бригад СМП, которые могли своевременно выполнять поступающие вызовы.

Значительное увеличение количества обращений на станции СМП, рост числа подстанций и бригад СМП потребовали разработки новых методик расчета необходимой потребности бригад и распределения их по подстанциям. В результате

на основе теории массового обслуживания была разработана методика определения необходимого числа бригад для станций СМП больших городов [5]. Из-за сложности расчета были учтены только колебания потока обращений в разное время суток и не были учтены сезонные колебания потока обращений и другие особенности условий выполнения вызовов. При этом число бригад определялось для станции СМП в целом. Однако в работе станции СМП большого города вызовы передаются для исполнения на подстанции, и прохождение потока вызовов зависит от условий работы этих подстанций, которые могут отличаться между собой (величина района обслуживания, удаление от баз госпитализации и т.п.), и скорость выполнения поступающих вызовов на каждой подстанции СМП различна.

В методических рекомендациях расчета показателей экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе [2] были систематизированы показатели, характеризующие работу станций и отделений СМП. Было определено около 130 показателей, в том числе: обеспеченность, объем деятельности станции, оперативность, адекватность, т.е. соотношение достигнутых результатов к затраченным средствам, показатели качества работы СМП, состояния преемственности, качества преемственности. Перечень показателей, характеризующих работу станции, подстанций, бригад СМП и медицинского персонала, может быть уменьшен или увеличен по усмотрению администрации станции.

Радиус района обслуживания и качество управления бригадами СМП в значительной степени определяют затраты на транспортные услуги при выполнении одного выезда. Доля расходов на транспортные услуги занимает второе место в структуре всех расходов в зависимости от условий передвижения бригад СМП по территории обслуживания и на разных станциях составляет 14,4—79,6%.

Основную долю составляют расходы на заработную плату и начисления на заработную плату (38,6—70,4%). Стоимость медикаментов и перевязочных материалов, используемых при выполнении одного выезда, составляет 2—5% всех затрат для выполнения вызова.

Для определения эффективности деятельности станций и отделений СМП, сравнительной оценки работы станций, подстанций, бригад

СМП и медицинского персонала нами применен метод математического моделирования. Такой показатель характеризует объем (число выполненных выездов) работы, выполненной станцией (подстанцией), бригадой СМП или медицинским персоналом в среднесуточном исчислении при имеющихся условиях и позволяет проводить сравнительную оценку их работы независимо от различия условий районов обслуживания.

Наибольший объем работы (число выполненных выездов) в течение смены бригада может выполнить при наименьшем пробеге санитарного автотранспорта, что может быть достигнуто при определении логистики передвижения бригад диспетчером оперативного отдела станции.

Рациональное передвижение санитарного автотранспорта позволяет выполнять большее число вызовов при сокращении времени выполнения выезда и оптимизировать число бригад на каждой подстанции и станции СМП в целом (табл. 1, 2).

Необходимую оценку результатов позволяет провести получаемый при математическом моделировании комплексный показатель. Значения комплексного показателя работы станции, подстанций и бригад СМП позволяют сделать вывод о неравномерном объеме выполняемой работы как различными станциями, подстанциям, так и бригадами, работающими на различных подстанциях СМП.

Таблица 1

Показатели объема работы, выполняемой за сутки одной бригадой на различных

подстанциях станции скорой медицинской помощи г. Твери

№ подстанции Объем работ, выполненных подстанцией в сутки (у-е.) Объем работ, выполненных бригадой в сутки (у.е.)

1 18 355,2 2781,0

2 22 757,4 3501,1

3 20 901,9 6967,3

4 12 640,5 3717,7

5 9282,7 2730,2

Центральная 3206,6 641,3

Всего по подстанциям 115 912,3 3311,7

Таблица 2

Оптимальное число бригад на подстанциях станции скорой медицинской помощи г. Твери (в среднесуточном исчислении)

Моделирование работы станции (подстанции) СМП позволяет оценить способность системы реагировать с определенной скоростью на поступающие сигналы с определенной территории. При этом параметры самой территории могут быть самые различные (радиус территории и возможность передвижения автотранспорта с определенной скоростью).

Наилучшее размещение сети подразделений СМП должно обеспечить 15-минутную транспортную доступность бригад, а их оптимально необходимое число обеспечивать выполнение без опозданий более 95% вызовов.

Таким образом, применение ограниченного числа параметров, характеризующих работу бригад СМП, при моделировании деятельности станции скорой помощи позволяет получить один комплексный показатель объема работы станции (подстанции) СМП в течение суток в определенном промежутке времени (месяц, квартал, год). Для обеспечения своевременного выполнения поступающих вызовов станция СМП должна управляться как транспортная организация.

ЛИТЕРАТУРА

1. Налитов В.Н. Опыт организации реформирования службы экстренной медицинской помощи в условиях крупного города. Материалы международной научно-практической конференции 18—19 апреля 2000 г. М., 2000. С. 44—49.

2. Татаровский А.П., Кучеренко В.З., Матвеева А.П. Методика расчета показателей экстренной медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах. Днепропетровск, 1988. С. 21.

3. Элькис И.С. Организация службы скорой медицинской помощи в г. Москве // Здравоохранение. 1999. № 12. С. 58—66.

4. Антипенко Э.С. Потребность городского населения в скорой и неотложной медицинской помощи: дисс. ... канд. мед. наук. М., 1969.

5. Комаров Б.Д., Бескровный И.М., Енилеев Р.Х., Лазарев М.И., Каверин Н.М. Расчет необходимого количества выездных бригад скорой помощи и методика оптимального распределения их по подстанциям. Методические рекомендации МЗ РСФСР от 13.05.1976 г. М., 1977. С. 22.

Опти-маль-ное число бригад Факти- Опти-

№ подстанции Фактическое число бригад ческая нагрузка на одну бригаду маль-ная нагрузка на одну бригаду

1 6,6 20,3 14,3 4,6

2 6,5 25,2 13,5 3,5

3 3,0 23,2 12,6 1,7

4 3,4 14,0 14,5 3,4

5 3,4 10,3 13,9 4,7

Центральная 5,0 3,5 6,6 10,0

Всего по под- 27,9 96,5 12,5 4,6

станциям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.