Научная статья на тему 'Логистика строительных проектов'

Логистика строительных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2042
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ / СТРОИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / СИСТЕМА ПОСТАВКИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / LOGISTICS IN CONSTRUCTION / CONSTRUCTION PROJECT / SYSTEM OF DELIVERY IN CONSTRUCTION / LOGISTIC CENTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гарибов Р. Б., Пахомова А. В., Баширзаде Р. Р.

В статье рассматривается ряд аспектов логистики строительной компании как организации и как участника строительного проекта. На основе исследования особенностей развития логистических систем и связей между участниками строительных проектов представлен проект модели системы поставки ресурсов с учетом логистических требований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses some aspects of logistics and construction company as an organization and as a participant in a construction project. Based on the research of the development of logistics systems and relations between participants of construction projects presents the project model of delivery system resources to meet logistics requirements.

Текст научной работы на тему «Логистика строительных проектов»

Р. Б. Гарибов, А. В. Пахомова, Р. Р. Баширзаде

ЛОГИСТИКА СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ Аннотация

В статье рассматривается ряд аспектов логистики строительной компании как организации и как участника строительного проекта. На основе исследования особенностей развития логистических систем и связей между участниками строительных проектов представлен проект модели системы поставки ресурсов с учетом логистических требований.

Ключевые слова

Логистика в строительстве, строительный проект, система поставки в строительстве, логистический центр.

R. B. Garibov, A. V. Pakhomova, R. R. Bashirzade LOGISTICS OF CONSTRUCTION PROJECTS Annotation

The article discusses some aspects of logistics and construction company as an organization and as a participant in a construction project. Based on the research of the development of logistics systems and relations between participants of construction projects presents the project model of delivery system resources to meet logistics requirements.

Keywords

Logistics in construction, the construction project, system of delivery in construction, the logistic center.

2016 № 2 (54) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Тенденция повышения эффективности управления процессами разработки строительных проектов указывает на значимость логистики — отрасли знаний, посвященной применению новых концепций управления потоками материалов, услуг, информации и финансов между поставщиками и заказчиками. В области планирования и исполнения закупок (заказ, прием, транспортировка и хранение) в строительстве доминируют логистические процессы. Следуя примеру других отраслей промышленности, предпринимаются попытки интегрировать логистику строительства в логистические цепочки поставщиков и покупателей, начиная от закупок сырья, строительного производства, дистрибьюторов до конечных пользователей. Целью данной статьи является исследование процесса проектирования модели системы поставки ресурсов для строительства с учетом логистических требований. Методы исследования. Для исследования процесса формирования модели логистической координации транспортного обеспечения в цепи поставок применяются следующие методы: наблюдение, процессно ориентированный и системный подход. Эмпирический анализ. Подтверждается статистикой строительства в Саратовской области. Так, по данным государственной регистрации в разрезе видов экономической деятельности (ОКВЭД-2007), учтенных в Статистическом регистре на 01 января 2016 г., зарегистрировано 4317 организаций (юридических лиц) Саратовской области в разделе F Строительство. Это составляет 8,82 % от общего количества организаций по Саратовской области (48937). На этот же период зарегистрировано 1391 индивиду-

альный предприниматель Саратовской области, в том числе глав крестьянских (фермерских) хозяйств в разделе F Строительство, или 2,56 % от общего количества индивидуальных предпринимателей по Саратовской области (54275). Обсуждение результатов. Логистические процессы, имеющие решающее значение для успешного завершения проекта, но в то же время являющиеся вспомогательными, часто передаются внешним профессионалам, таким как логистические центры, специализирующимся на логистических услугах, и эта тенденция также наблюдается в строительстве. Традиционно каждый контрактор принимает участие в проекте в соответствии со своей областью ответственности за его «звено» индивидуальной цепочки поставок для представления материалов и услуг, требуемых в пределах проектного объема работ.

В настоящее время хорошо развит рынок строительных материалов и услуг, в условиях которого централизация и аутсорсинг проекта логистики поставок рассматриваются как более экономически эффективное решение содействия контролю проекта.

Деловая активность строительных организаций отражается в следующих данных. В 1 квартале 2016 г. 78 % опрошенных руководителей оценивают общую экономическую ситуацию в строительных организациях как «удовлетворительную», 3 % — как «благоприятную». Среди факторов, ограничивающих производственную деятельность строительных организаций, доминируют такие, как высокая стоимость материалов (40 %), недостаток квалифицированных рабочих (около 35 %) (рис. 1).

Погодные условия Конкуренция со стороны.. Высокая стоимость материалов Недостаток квалифированных.. Недостаток финансирования Высокий % коммерческого кредита Высокий уровень налогов Неплатежеспособность заказчика Недостаток заказов на работы

I квартал 2016 I квартал 2015

0

10

20

30

40

50

Рисунок 1 — Факторы, ограничивающие производственную деятельность строительных организаций (в % от общего числа обследованных организаций)* [5]

* Информация подготовлена отделом статистики строительства, инвестиций и жилищно-коммунального хозяйства.

Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в Саратовской области в январе — марте 2016 г. составил 7,8 млрд руб. [5]. За первые четыре месяца в Саратовской области введено в эксплуатацию 208 тыс. кв. м жилья. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области, в январе-марте 2014 г. за счет всех источников финансирования введен в действие 681 жилой дом на 688 квартир общей площадью 120574 кв. м или 107,3 % к январю-марту 2013 г., в том числе населением за счет собственных и заемных средств

построено 674 жилых дома общей площадью 118741 кв. м, что составило 129,0 % к январю-марту 2013 г. Доля индивидуального жилищного строительства в общем объеме введенного за три месяца 2014 г. жилья составила 98,5 %. Ввод общей площади жилья в расчете на 1000 человек населения за I квартал 2014 г. по сравнению с I кварталом 2013 г. увеличился на 3,4 кв. м и составил 48,3 кв. м [6].

Наличие основных строительных машин в строительных организациях на 1 января 2016 г. (без субъектов малого предпринимательства) приведено на рисунке 2.

Погрузчики одноковшовые 11 %

Бульдозеры на тракторах 12 %

Краны передвижные 33 %

Тракторы 6 %

Прочие 25 %

Экскаваторы одноковшовые 13 %

Рисунок 2 — Наличие основных строительных машин в строительных организациях на 1 января 2016 г. [5]

Далее рассмотрим основные особенности проекта логистики материально-технического обеспечения строительства. Логистика часто определяется как управление цепочками поставок, сетью организаций, связанных материальными и информационными потоками, ограниченными жизненным циклом продукта (от заготовки сырья в результате переработки и обращения продукции и конечного продукта, распределения и продаж конечному потребителю и, наконец, утилизации отходов). Все процессы и отношения, возникающие по поводу взаимосвязей и взаимодействия вышеуказанных потоков, образуют логистические системы. Компания, являясь членом большего размера логистической цепочки поставщиков и покупателей, имеет свою систему внутренней логистики также в виде цепочек поставок. Строительным подрядчикам в цепи поставок материалов как участникам проекта представляется, что логистические процессы присутствуют в различных областях деятельности компании (закупки, производство, продажи). Изоляция и интеграция логистических задач всех организационных подразделений компании приводят к созданию логистических отделов, которые координируют все потоки. Представление в виде иерархии задачи выбора способа исполнения заказа основано на системном моделировании подрядных торгов (конкурсов) в строительстве [2].

На предприятиях строительной отрасли применяются три базовые модели логистических систем:

- неофициальные, где координация логистических задач отдельных подразделений и сферы деятельности обеспечивается в рамках существующей организационной структуры компании;

- полуформальные, где логистический менеджер принимает на себя ответственность по координации логистических процессов компании, но не отвечает за отделы, где эти процессы реализуются;

- официальные, где отдельный департамент принимает на себя все логистические процессы компании. В частности, модель логистики выбирается в зависимости от организационной структуры компании, ее целей и стратегии управления. Фактический размер компании также имеет значение. Большинство подрядчиков нанимают до 20 человек и, следовательно, не имеют в своей структуре отдела логистики. В полуформальных моделях оргструктуры с одним специалистом предпочтительнее.

Более крупные предприятия, чтобы иметь хорошо развитые логистические отделы, склонны возвращаться к полуформальным моделям (уменьшить численность работников) или аутсорсингу закупок. Главным критерием внедрения аутсорсинга выступает сокращение издержек, а также повышение качества предоставляемых услуг [1]. Многочисленные опросы указывают на то, что логистические системы в строительстве динамичные, как и изменения в этой области. Подрядчики, как правило, являются лишь отдельными звеньями логистических цепей, которые обеспечивают проект продуктами, услугами, информацией и финансами. В отличие от обрабатывающей промышленности, в которой прибыли связаны с долгосрочным партнерством с поставщиками и заказчиками, логистическими цепочками в строительстве значительно больше сложно управлять и оптимизировать. Это происходит в результате влияния следующих факторов:

- диверсификации проектов (различные материалы, методы, местоположение каждого проекта означает новую сеть участников цепи поставок каждый раз);

- технической сложности проекта;

- количества участников проекта;

- господства системы торгов подрядных приобретений;

- трудностей в адаптации каждого члена логистических процедур в логистической системе проекта.

Сотрудничество в рамках проекта цепи поставок является краткосрочным. Участники строительного проекта (строители, поставщики, работодатели) склонны конкурировать друг с другом, чтобы сделать большую часть проекта. Для разработки проекта следующего предприятия они могут присоединить новых партнеров и сформировать новые цепочки поставок. Логистика в строительстве может рассматриваться в ряде аспектов, например: на строительной площадке, в производственной системе, а также как звено многих логистических цепей, где сложные процессы выполняются в рамках временных, пространственных и бюджетных ограничений.

Для баз подрядчиков значение оценочного прогноза проектируемой потребности материалов составляет: для соблюдения графика строительства (57%), для обеспечения ведомости объемов работ (14%) и для поддержки опыта (29%). По вопросам логистических решений обычно есть ряд лиц, принимающих решения в рамках организации, чья сфера действия определяется оргструктурой предприятия. Что касается поставок по строительству, большинство решений принимается начальниками участков или отделов закупок.

Выбор конечной модели системы поставки проекта зависит также от характера и назначения строительного объекта.

Рассмотрим в контексте данной статьи систему поставки ресурсов в логистических системах строительных проектов. Логистическая система поставки для строительного проекта существенно влияет на его время и стоимость. Выбор логистической системы зависит от экономических, физических и организационных условий проекта, например, объема проекта, местоположения и системы доставки. Любые договоренности относительно проекта системы поставки предназначены для того, чтобы быть наиболее экономически выгодными для владельца и позволяющими ему быть

вовлеченным в какие-либо решения, на которые он хочет влиять. Наиболее распространенными системами поставки в строительстве являются:

- система проектирования построения торгов;

- система «дизайн и строительство», или система «под ключ»;

- система профессионального управления строительством, требующая от владельца управлять процессом планирования фаз проекта, нанять архитектора и затем выбирать и нанимать подрядчиков или генерального подрядчика для выполнения проектируемых работ.

Три главных «актера» проекта (владелец, проектировщик и подрядчик) проводят работы по отдельности в пределах своей функциональной ответственности. Весь процесс последовательный: сначала идет проектирование, затем торги и, наконец, строительство. Сфера строительного производства предполагает реализацию комплексных и в то же время уникальных проектов, подверженных влиянию разнообразных факторов, возникновение которых инициируется различными источниками [3]. В системе профессионального управления строительством владелец работает с единым подрядчиком, обеспечивающим управление, проектирование и строительство, действующим в качестве генерального подрядчика, и осуществляет найм подрядчиков.

Есть только одно договорное отношение с участием собственника: исполнитель берет на себя всю ответственность за завершение проекта. Дизайн и строительные процессы могут проводиться одновременно (в пределах одной команды или одной компании), и следовательно, благодаря этому могут улучшаться информационные потоки и сокращаться время проекта доставки. Важнейшим свойством потоков является то, что, будучи изменяемыми во времени, они порождают огромный объем информации [4]. Традиционные кон-

фликты между проектировщиками и подрядчиками в этом случае устраняются. Профессиональное управление системой строительства проводится традиционным «треугольником» из владельца, проектировщика и строителя-профессионала, задачей которых является представление интересов собственника, интеграция и управление всеми процессами и сотрудничеством с проектировщиками и подрядчиками.

Менеджер как строитель-профессионал предлагает свой опыт поддержки каких-либо решений, начиная от концептуальной фазы до сдачи проекта, и осуществляет координирование планирования, проектирования и исполнения мероприятий по достижению синергетического эффекта и сокращения срока завершения проекта. Менеджер может войти в проект в качестве консультанта. Возможны четыре основные модели системы:

- независимых цепочек поставок для индивидуальных подрядчиков, где выбор поставщиков, планирование поставок и планирование строительства являются обязанностью каждого подрядчика;

- централизованная система поставок управляется генеральным подрядчиком или другой стороной управления всем проектом, за счет собственных логистических подразделений;

- централизованная система поставки управляется внешней логистикой компании;

- комбинация вышеперечисленных моделей.

Система поставки на базе независимых цепей или услуг внешней логистической компании возможна в любом типе проекта систем поставки. При системе поставки с генеральным подрядчиком или другой стороной, которая располагает необходимыми материально-техническими ресурсами, разумно их использовать для создания и управления всем проектом системы снабжения. Такие модели напрямую связаны с любым со-

вершенствованием материально-технической базы. Комплексная логистика всего проекта означает возможность оптимизации цепочки поставок и координацию поставок, которые существенны для крупных строительных проектов, где задействовано множество подрядчиков, работающих в ограниченном пространстве. Перекладывание ответственности за поставки на многих субподрядчиков может привести к скоплениям ресурсов на стройплощадках, чрезмерным расходам и задержкам поставок, что скажется на графике строительства объекта.

Централизация логистики предназначена для снижения общей стоимости проекта, улучшения качества работ и сокращения времени завершения проекта. Если строительные компании не ведут учет стоимости материалов (и стоимости покупки) по источникам их возникновения, то не представляется возможным указать стоимость логистики поставок напрямую на основании счета. Если материал доставляется рядом поставщиков, а также средствами исполнителя собственных поставок услуг, можно только ориентировочно оценить расходы на логистику при покупке недвижимости. Моделирование затрат на приобретение единого строительного материала (кирпича) основывается на двух основных моделях:

1) подрядчики воспользуются услугами логистического центра;

2) подрядчики поставляют себе ресурсы индивидуально.

Цены, скидки для оптовых закупок, хранения, транспортировки и разгрузочных расходов и сборы предполагается при имитационных расчетах использовать исходя из условий реального рынка в конкретном регионе в соответствующем периоде (например, последнем квартале года, предшествующего расчетам), при этом объем потребления материала является случайной переменной для периода моделирования. Логистический центр может договориться о

лучших скидках и предложениях снизить расходы при покупке недвижимости, но его средние запасы при этом растут, как и стоимость замороженного капитала. Есть также расходы по внутреннему транспорту (от логистического центра к своим клиентам). Преимущества логистических центров не ограничиваются снижением затрат. Качество обслуживания будет тоже выше за счет специализации логистических организаций. Логистические центры могут координировать и оптимизировать свои транспортные расходы, а также уменьшить нагрузки трафика (важно в городах) и уменьшить загрязнение воздуха.

Представленные основы формирования проекта модели поставки ресурсов для строительства свидетельствуют о том, что логистика в строительстве рассматривает многие технические, организационные и экологические проблемы, которые влияют на стоимость проекта, сроки и качество исполнения. Традиционно каждый исполнитель использует и управляет его собственными поставками в цепи. В случае крупных проектов с привлечением ряда подрядчиков несовместимость логистических концепций и отсутствие координации приводят к серьезным нарушениям материальных и информационных потоков. Согласно современным представлениям об управлении, централизации логистических функций и управления потоками, выбор рациональной модели поставки ресурсов позволяет многим субъектам строительного проекта достичь синергетического эффекта от их усилий. Внедрение интегрированных логистических систем может быть особенно эффективным в крупных строительных проектах, расположенных в городских центрах (замкнутое пространство, ограниченность транспортных возможностей), где массивные потоки материала должны быть управляемыми (например, обширные земляные работы, требующие транспортировки извлеченного грунта).

Библиографический список

1. Ившин, С. Ю. Методы оценки эффективности аутсорсинга бизнес-процессов // Эффективная логистика : сб. ст. VII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. — Челябинск : изд-во ЮУрГУ, 2014. — С. 44-47.

2. Константинов, И. И., Барыкин, С. Е. Системный подход к выбору победителей конкурсов в строительстве // Эффективная логистика : сб. ст. VII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. — Челябинск : изд-во ЮУрГУ, 2014. — С. 62-71.

3. Кошелев, В. А. Формирование логистических систем в жилищном строительстве // Эффективная логистика : сб. ст. VII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. — Челябинск : изд-во ЮУрГУ, 2014. — С. 91-101.

4. Юсупов, Р. Р. Управление потоковыми процессами в логистике // Логистика в развитии современной российской экономики : материалы 8 межвуз. науч.-практ. конф. — Саратов : Наука, 2011. — С. 108-114.

5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://srtv.gks.ru (дата обращения: 18.05.2016).

6. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.minstroy.saratov.gov.ru (дата обращения: 19.05.2016).

Bibliographic list

1. Ivshin, S. Yu. Methods of assessing the effectiveness of outsourcing of business processes // Efficient logistics: collection of articles VII All-Russian scientific-practical œnf. with international participation. — Chelyabinsk, 2014. — Р. 44-47.

2. Konstantinov, I. I., Barykin, S. E. Systematic approach to the selection of winners of competitions in construction // Efficient logistics: collection of articles VII All-Russian scientific-practical conf. with international participation. — Chelyabinsk, 2014. — P. 62-71.

3. Koshelev, V. A. Formation of logistic systems in residential construction // Efficient logistics: collection of articles VII All-Russian scientific-practical conf. with international participation. — Chelyabinsk, 2014. —P. 91-101.

4. Yusupov, R. R. Control of flow processes in logistics // Logistics in the development of modern Russian economy: proceedings of the 8th inter-University sci-entific-practical conf. — Saratov : Science, 2011. —P. 108-114.

5. Territorial authority of Federal state statistics service of Saratov region http://srtv.gks.ru (date of access: 18.05.2016).

6. Ministry of construction and housing and communal services of Saratov region [Electronic resource], — Mode of access: http://www.minstroy.saratov.gov.ru (date of access: 19.05.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.