Научная статья на тему 'Логистика смешанных грузопотоков транспортной системы'

Логистика смешанных грузопотоков транспортной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
451
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ОПТИМАЛЬНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гарунова Анна Валерьевна

В статье рассмотрены вопросы управления системой грузоперевозок на транспорте, приведены некоторые причины неэффективности транспортной структуры, разработана модель организации смешанных грузопотоков, отражены возможные методы решения задач, связанных с повышением экономической эффективности региональной транспортной системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Логистика смешанных грузопотоков транспортной системы»

Логистика смешанных грузопотоков транспортной системы.

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы управления системой грузоперевозок на транспорте, приведены некоторые причины неэффективности транспортной структуры, разработана модель организации смешанных грузопотоков, отражены возможные методы решения задач, связанных с повышением экономической эффективности региональной транспортной системы. Ключевые слова: логистика, грузоперевозки, моделирование, оптимальность, эффективность. Garunova A. V. LOGISTICS OF THE MIXED FREGHT TRAFFICS OF TRANSPORT SYSTEM

Abstract: The article discusses management system for freight transport are some of the reasons for the ineffectiveness of the transport structure, a model organization of mixed cargo flows reflected the possible methods for solving problems related to increasing the economic efficiency of the regional transportation system. Key words: logistics, transportation, simulation, optimal efficiency.

Основными объектами исследования в логистике являются материальные потоки, запасы, логистические издержки, логистические операции, логистический процесс, логистический канал и др. В рамках логистических систем решается ряд задач и их комплексов, в том числе прогнозирование потребности в продукции, прогнозирование спроса на перевозки, контроль за состоянием запасов, определение оптимальной зависимости логистической цепи и др. Для решения практических задач логистики применяются, в частности, методы запасов теории, графов теории, теории статистических решений, массового обслуживания, теории математической статистики, математического программирования, имитационного моделирования, оптимизационные методы, сетевые методы планирования и управления. Имеющийся зарубежный и отечественный опыт показывает, что одним из важнейших резервов повышения эффективности работы железных дорог и экономии средства является внедрение новейших логистических технологий и создание на железных дорогах логистических центров. Логистика грузовых перевозок уже активно внедряется на всех видах транспорта для продвижения грузов в транспортных сетях.

Основной задачей управления транспортным комплексом региона является планирование его динамики эффективной производительности. Для сложных производственно-экономических систем, к которым относится и железнодорожный транспорт, управление должно носить преимущественно целевой характер, так как при реактивном управлении невозможно обеспечить координацию работы отдельных подсистем и эффективное использование производственных ресурсов.

При целевом управлении необходимо определить [5]:

- главную цель, которую необходимо достичь;

- средства достижения цели (программу действий);

- сроки реализации выработанной программы;

- стоимость ее реализации;

- какие количественные параметры следует считать удовлетворительными;

- что сделано для достижения цели;

- какие корректировки должны быть внесены в программу действий и в процесс ее реализации.

Экономические методы управления заключаются в установлении таких «правил игры» в виде планов, нормативов и стимулов их выполнения, которые обеспечивали бы заинтересованность работников, подразделений, предприятий в наиболее эффективном выполнении своих функций, т.е. обеспечивали саморегулирование деятельности объектов управления. Наряду с этим, к экономическим следует относить и методы принятия управленческих решений на основе экономических расчетов. Таким образом, экономические методы - это методы, ориентированные на достижения наилучшего экономического результата деятельности. Практика показывает, что для этого необходима, прежде всего, личная заинтересованность работников.

Устойчивое эффективное управление возможно только на базе совершенного планирования хозяйственной деятельности. Экономическое планирование на железнодорожном транспорте

Гарунова Анна Валерьевна

Магистрант ДГУ

базируется на плане объемов перевозок и показателей эксплуатационной работы, охватывает планирование эксплуатационных расходов (по важнейшим видам ресурсов), инвестиционных затрат и служит основой для финансового планирования и составления планового финансово-экономического баланса (бюджета) работы отрасли.

Таковы основные проблемы экономического управления работой железнодорожного транспорта, требующие для своего решения совершенствования или разработки специальных методов.

В процессе исследования объектов транспортного комплекса региона и принятия решения в основном определяются следующие этапы:

- выделение проблемной ситуации;

- формирование целей;

- сбор информации;

- генерирование альтернатив;

- оценка возможных последствий;

- выбор одной из альтернатив.

В транспортной системе, например, Северного Кавказа представлены проблемы геополитического уровня по обеспечению перевозок, взаимодействия видов транспорта, внутрикорпоративного изменения предприятий транспорта и железнодорожного транспорта. Исторически на СевероКавказской железной дороге половина грузооборота приходилась на транзит. В настоящее время последовательный рост объемов экспортно-импортных перевозок через порты Азово-Черноморского бассейна, подъем экономики региона, увеличение местной работы (погрузки) на железнодорожном транспорте, сезонное увеличение объема пассажирских перевозок на рекреационные зоны Юга России и другие факторы определяют остроту проблем развития региональной транспортной системы.

В основе логистикоориентированной организации смешанных перевозок содержатся макроэкономические противоречия [5], вызванные:

- разными уровнями доходности предприятий и транспорта;

- непропорциональностью технического обеспечения предприятий транспорта;

- ростом неопределенности в технологии организации перевозочного процесса;

- влиянием погодных условий на технологию оказания транспортных услуг, их сезонный характер;

- активным регулированием тарифной политики магистральных видов транспорта.

Эти и другие причины частных интересов транспортных предприятий, других участников перевозочного процесса и общегосударственных интересов по сокращению транспортной составляющей в стоимости продукции имеют место при организации смешанных перевозок. В результате наблюдается косвенное субсидирование одних предприятий (отраслей) другими через транспортную составляющую продукции.

Рассмотрим следующую модель организации смешанных перевозок [1]. Пусть в транспортной цепочке участвуют п участников, г = 0,1,...,П, для которых известно:

Рг - норма доходности от операций с грузом на единицу объема; - время нахождения груза у /'-го участника;

Щ - расходы на обслуживание единицы груза у /-го участника перевозочного процесса;

Д~+ - сверхнормативное время нахождения груза у /-го участника; Г - штрафные санкции третьей стороне за сверхнормативное нахождение груза у /-го участника.

Тогда доходы на единицу груза за организацию перевозки (участие в перевозке) /-го участника будут равны Ц,

Ц = Яг11 (1 + р),

а прибыль равна я,.,

П = Цг Р -

Потери участника за сверхнормативное нахождение груза у /-го участника ^ будут равны

Q = {Rp>+r )At;.

Тогда транспортная составляющая перемещения продукта (груза) до потребителя при нормативных сроках доставки равна:

n

AT = £ Щ (1+ А).

i=0

Выражения для Qi и AT показывают, что направлениями повышения эффективности перевозочного процесса являются сокращение времени доставки (t-), расходов (R) и оптимизация схемы доставки. Первое и второе направления носят сугубо отраслевой характер и зависят от технологии организации работы предприятиями. Оптимизация схемы перевозки также является традиционной, узкоотраслевой задачей, выходящей за отраслевые рамки для мультимодальных перевозок.

Внедрение логистических методов исследований в экономику уже принесло ощутимые результаты. Большое значение имеет разработка эффективных алгоритмов поиска оптимальных решений и в задачах большой размерности. Одной из наиболее актуальных экономических задач является задача размещения производства. На поиск эффективных методов решения этой нелинейной многоэкстремальной задачи направлены усилия многих ученых. Несмотря на то, что предложено большое число алгоритмов решения задач размещения производства, во многих случаях они оказываются недостаточно эффективными. В тех случаях, когда реальная экономическая ситуация приводит к использованию модели, являющейся задачей линейного программирования, оптимальное решение не вызывает ни идейных, ни вычислительных трудностей. Однако практика предлагает значительное количество задач, являющихся по существу не линейными, а часто и многоэкстремальными. Такие задачи не всегда могут быть точно решены методами динамического программирования. Возникает необходимость разработки алгоритмов, дающих достаточно хорошее приближенное решение задачи либо за счет применения приближенных методов к самой исходной задаче, либо путем точного решения некоторой приближенной задачи по отношению к исходной, либо, наконец, за счет приближенного решения приближенной задачи. Если ошибка приближенного решения допустима и существенным является выигрыш в длительности вычислений, то такие методы имеют безусловное право на внедрение их в практику расчетов. Естественно, что различные классы задач требуют специфического подхода к разработке таких методов и алгоритмов.

Список литературы:

1. Алибеков Б.И., Жуков В.П. Моделирование логистической системы управления транспортным комплексом региона.- ВИНИТИ РАН.-М.-2007.

2. Магомедов А.М. Транспорт и логистическая интеграция региональной экономики // Экономика и предпринимательство. 2014. № 1-2. С. 231-235.

3. Магомедов А.М. Оценка развития транспортной инфраструктуры региона // Управленческий учет. 2014. № 4. С. 57-62.

4. Магомедов А.М. Транспортная подсистема в логистической системе региона // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 11 (59). С. 15.

5. Мамаев Э.А., Алибеков Б.И. Логистика взаимодействия транспортных предприятий в смешанных перевозках // Эволюция логистики в новом тысячелетии. Материалы межд. науч.-практ. конф. (Третий Южно-Российский логистический форум.). - РГЭУ (РИНХ), Ростов-на-Дону. - 2006.

6. Резер С.М. Логистика экспедирования грузовых перевозок. - ВИНИТИ РАН. - М. - 2002.

7. Резер С.М. Логистика пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. - М., ВИНИТИ РАН. -2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.