все на одного...
логистика массового производства на
заказ
Современный потребительский рынок в странах с рыночной экономикой функционирует как на основе массового производства стандартных товаров по заказам торговли, так и индивидуального производства товаров и услуг на заказ непосредственных потребителей. Указанные составляющие товарных ресурсов, в принципе, в равной степени необходимы для полнокровного товарного рынка, ориентированного на удовлетворение спроса и развитие потребностей покупателей, на обеспечение качества жизни населения и отдельных граждан. При этом предприятия массового и индивидуального производства используют при управлении товародвижением различные адекватные их специфике логистические и маркетинговые
технологии.
Карнаухов С.Б.
докт. экон. наук, доцент
Лычковская ИП.
аспирантка
ИТКОР
В последние годы за рубежом, прежде всего в США, наметилась тенденция к развитию новой гибридной формы организации производства и поставок, сочетающей преимущества и компенсирующая недостатки массового и индивидуального производства и товародвижения. Речь идет о так называемом «массовом производстве на заказ» (далее МПЗ). Впервые данный термин был предложен в 1987 г. С.Дэвисом в его книге «Будущее прошлого». Суть этой новой управленческой концепции и бизнес-практики в общем виде состоит в организации выполнения в условиях современного высокотехнологичного производства прямых индивидуальных заказов конкретных потребителей и адресной транзитной поставки товаров по ценам серийной продукции.
ое предпринимательство
Появление массового развитие МПЗ означает закат
производства на заказ
стало возможным и эко- массового производства
номически оправдан-
ным в условиях разви- стандартных товаров,
тия электронных ком-
муникаций, глобализа- массовых рынков, маркетинга
ции рынков, создания
гибких производств и прогнозирования и "старой"
электронных систем проектирования техно- логистики логий и товаров, развития логистических услуг по быстрой доставке грузов до пунктов назначения, обработке заказов, аутсорсингу.
С точки зрения спроса индивидуализация про- _
является как стремление потребителей (точ- _
нее, определенной их части) к повышению эф- _
фективности и полноты личного потребления товаров, реализации творческих устремлений,
развитию предпринимательской и профессио- _
нальной деятельности. _
МПЗ получило реальное развитие в производ- _
стве персональных компьютеров, одежды и _
обуви, мебели, домостроении, автомобиль- _
ной промышленности, химии и фармаколо- _
гии, банковском и страховом бизнесе. По _
мнению некоторых зарубежных специалис- _
тов (в частности М. Желены), развитие МПЗ _
означает закат массового производства стандартных товаров, массовых рынков, маркетинга прогнозирования и «старой» логисти- _
ки. Не разделяя «экстремизма» подобных оце- _
нок, следует согласиться с их автором в том, что традиционные логистические подходы не учитывают специфику МПЗ, должны быть модифицированы и развиты, в том числе применительно к условиям транзитивной экономики России. _
Речь идет о решении следующих задач: _
- создании системы закупок и снабжения, осно- _
ванной на индивидуальных требованиях покупателя к комплектации, рецептуре, потребительским качествам товара;
- использовании гибких технологий и схем ор- _
ганизации производства товаров малыми пар- _
но
непосредственно инициирует
тиями и в единичном исполнении по ценам серийной продукции;
- организации выявления, идентификации, передачи и концентрации «рассеянных» заказов отдельных покупателей;
- совершенствовании способов транзитной доставки малотоннажных заказов покупателю;
- организации логистики и маркетинга, основанных на развитии знаний потребителя. МПЗ основано на «народном предпринима-
тве», при котором покупатель непосред-енно инициирует производство необходи-ему товара. Оно принципиально меняет положение покупателя в ролевой триаде спроса: из просто потребителя он становится в первую очередь заказчиком. Служащие компании-товаропроизводителя могут участвовать в процессе формирования индивидуального заказа клиента как консультанты, сопроектанты и технологи.
МПЗ непосредственно объединяет производство и потребление в единый процесс («prosum-Архитектоника движения информационных, товарных и денежных потоков заметно упрощается. Отпадает необходимость в многозвенной системе дистрибуции товаров и формирования товарных запасов, сокращаются логистические издержки и потери. Торговые склады выполняют функции кросс-докинга и центров ответственного хранения товаров МПЗ. Массовое производство на заказ становится элементом глобального рынка, международной логистики и маркетинга. Единичные рассеянные заказы потребителей при их глобальной централизации приобретают серийный и массовый характер в месте производства. Сложность логистического и маркетингового обеспечения движения заказов, товаров и платежей при этом возрастает, но вполне по силам транснациональным корпорациям.
МПЗ основано на "народном
предпринимательстве",
при котором покупатель
производство необходимого ему товара
Массовость является не- служащие компании-обходимым условием
рентабельности произ- товаропроизводителя могут
водства товаров на за-
каз. Она означает: участвовать в процессе
во-первых, что такое про-
изводство должно осуще- формирования индивидуального
ствляться в условиях современного гибкого заказа клиента как предприятия, способно-
го в сжатые сроки обес- консультанты, сопроектанты
печить технологическое
перепроектирование, и технологи _
оперативную логистику
снабжения, управляемую спросом, и быструю поставку и доставку заказов покупателям; _
во-вторых, суммарный объем индивидуальных, рассеянных по территории заказов дол- _
жен быть со временем сконцентрирован до размеров как минимум монтажной нормы производства,
в-третьих, производство должно быть централизовано на ограниченном (нередко одном) _
числе предприятий таким образом, чтобы сум- _
марные издержки производства и товародвижения были минимизированы. И, наконец, в-четвертых, самое важное: МПЗ может состояться, если конечная цена товаров на заказ будет сравнима с ценами серийной продукции. В этом принципиальное отли- _
чие товаров МПЗ от индивидуального произ- _
водства на заказ - в последнем случае ценооб- _
разование определенно носит затратный характер, как, например, на предприятиях бытового обслуживания, осуществляющих производство и ремонт.
Обеспечение указанных условий, в свою очередь, требует от производителей и торговли массированного и глобального воздействия на развитие латентных потребностей потенциальных заказчиков через маркетинг знаний о возможностях новых товаров и технологий.
Это особенно важно в отношении технически _
сложных товаров-групп, учитывая, что развитие знаний покупателей заметно отстает от потенциального товарного предложения.
Рис. 1. Структурная модель массового производства на заказ
Опыт компаний, развивающих МПЗ, свидетельствует, что возможное увеличение в этом случае затрат на проектирование товара, переналадку оборудования и изготовление новой оснастки, производство, упаковку и доставку товаров может быть полностью или в значительной мере скомпенсировано снижением издержек в сфере товародвижения. Прежде всего, это возможно в результате отказа от оплаты услуг оптовых и розничных торговых агентов и формирования товарных запасов, а также за счет получения предоплаты (авансовых платежей) клиентов. Кроме того, необходимо учитывать и получение косвенного эффекта, обусловленного: а) превращением ряда товаров МПЗ с течением времени в стандартные товары серийного производства; б) расширением общей
российское предпринимательство
клиентской базы компа- массовое производство на заказ
нии.
При этом логистика становится элементом
должна повысить эффективность маркетин- глобального рынка, га, производства, до-
ставки, снабжения и международной логистики и
сбыта до уровня массового производства, сде- маркетинга лав прямые заказы экономически привлекательными для производителей и экономически приемлемыми для потребителей.
На рис. 1. представлена принципиальная струк- _
турная модель массового производства на заказ, содержание которой свидетельствует об инновационном характере и нетривиальном составе его элементов.
Под атипичным спросом авторами предложено понимать спрос на нестандартные товары индивидуальной комплектации, особого качества, специального назначения, индивидуального проекта, оригинального дизайна, уникальной технологии, нестандартных размеров _
и т.д. Эти товары не входят в торговый и склад- _
ской ассортимент. Некоторые из них вообще являются виртуальными товарами, результатом научно-технического и инженерного творчества заказчиков.
Атипичный спрос невозможно прогнозировать на основе имеющихся маркетинговых технологий, статистически он мало осязаем; исполнение таких заказов характеризуется повышенными рисками.
Вместе с тем, атипичный спрос не является маркетинговым фантомом, его присутствие все более проявляется на рынках легковых автомобилей, персональных компьютеров, мебели и предметов домоустройства, крупных потребительских товаров, посуды, одежды и обуви, лекарственных и фармацевтических товаров. Массовое производство стандартных товаров не отличается большой гибкостью и реактивностью предложения, оно традиционно функционирует в рамках годовых циклов прогнозирования, бюджетирования, планирования про-
развитие знаний покупателей
заметно отстает от
потенциального товарного предложения
ально ков м соста
дно
изводства и проведения договорных снабженче-ско-сбытовых кампаний. Недостатком такой методологии управления является потеря оперативных заказов, возникающих в течение текущего планового периода. Кинетическое массовое производство (КП) является структуроформирующим элементом МПЗ. Оно взаимодействует с клиентами в реальном режиме времени, для него нет заказчи-мелких, нетипичных, неважных. Основу КП составляют гибкие автоматизированные технологии.
В 1990-2000 гг. были разработаны и в настоящее время внедряются гибкие адаптивные интегрированные системы управления, объединяющие управление проектированием, технологическими процессами и организационно-производственной деятельностью, а также создаются автоматизированные (компьютерно-интегрированные) предприятия. Кинетическое производство - это не только современные технологии, но и новая система управления персоналом и предприятием, основанная на децентрализации принятия оперативных решений и быстродействующих, доступных персоналу логистических и маркетинговых коммуникациях.
Система закупок материальных ресурсов, управляемая спросом, требует наличия в цепях поставок кинетических предпринимательских структур, резервных мощностей и электронной торговли. Многие вопросы материального обеспечения могут быть решены за счет оперативных малотоннажных поставок из наличных запасов организаций оптовой торговли и предприятий-изготовителей. Необходимая динамика решения задач закупок и снабжения достигается за счет глобализации этих процессов.