Научная статья на тему 'Логистика как инструмент повышения эффективности инновационной деятельности вертикально-интегрированных компаний'

Логистика как инструмент повышения эффективности инновационной деятельности вертикально-интегрированных компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
580
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / МЕТОДЫ ЛОГИСТИКИ / INNOVATIVE BUSINESS PROCESSES / MANAGEMENT STRUCTURE / LOGISTICS TOOLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чебан Денис Анатольевич

Показано, что среди методов управления инновациями в вертикально-интегрированных компаниях в последнее время все активнее применяются методы логистики к управлению транспортными, производственными и внешнеэкономическими бизнес-процессами. Показано, что построение логистических систем и эффективное управление цепями поставок включает в себя разработку логистической стратегии, учитывающую не только основные цели компании, особенности бизнес-процессов и технологических процессов, но также человеческий фактор и внешнюю социально-экономическую среду компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGISTICS AS A TOOL FOR EFFICIENCY INCREASING OF INNOVATIVE ACTIVITIES OF VERTICALLY INTEGRATED COMPANIES

It was shown that in recent time among the innovative methods for vertically integrated companies management advanced logistic tools are increasingly taken into account for transportation management, industrial, foreign trade, geo-economic and social structures. It was shown that development of the logistics business processes and effective supply chain management include the development of a logistics strategy, taking into account not only the target of company? Business processes and the technological processes, but also the human factor and socio-economic environment in which the company operates.

Текст научной работы на тему «Логистика как инструмент повышения эффективности инновационной деятельности вертикально-интегрированных компаний»

УДК 656.073:658 ДА. Чебан*

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047, Москва, Миусская пл., д. 9 * e-mail: d_cheban@mail.ru

ЛОГИСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕРТИКАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННЫХ КОМПАНИЙ

Показано, что среди методов управления инновациями в вертикально-интегрированных компаниях в последнее время все активнее применяются методы логистики к управлению транспортными, производственными и внешнеэкономическими бизнес-процессами. Показано, что построение логистических систем и эффективное управление цепями поставок включает в себя разработку логистической стратегии, учитывающую не только основные цели компании, особенности бизнес-процессов и технологических процессов, но также человеческий фактор и внешнюю социально-экономическую среду компании.

Ключевые слова: инновационные бизнес-процессы; управленческая структура; методы логистики.

Особенностью современного этапа развития инновационной деятельности является образование в крупных вертикально-интегрированных компаниях единых научно-технических комплексов, объединяющих бизнес-процессы и технологические процессы.

В современных условиях в крупных вертикально-интегрированных компаниях

сложились устойчивые механизмы управления инновационной деятельностью, отражающие особенности процесса интеграции науки и производства, гибкую ориентацию исследований и разработок на потребности рынка, усиление влияния рыночных факторов на определение стратегических позиций вертикально-

интегрированных компаний.

С конца 1990-х годов активно создаются и развиваются интегрированные системы логистического управления инновационной деятельностью: разработка и реализация нововведений превратились в непрерывный логистический бизнес-процесс, когда инновации интегрируются в перспективные

производственные планы и программы вертикально-интегрированных компаний.

Создание более гибкой и комплексной системы логистического управления инновационной деятельностью, ориентированной на разработку перспективной конкурентоспособной продукции, реинжиниринг бизнес-процессов, функций и структур управления стимулирует создание и реализацию новшеств, обеспечивая сквозное логистическое управление инновационной деятельностью от возникновения идеи до ее реализации. Организационно такой механизм предусматривает, что службы и отделы логистических систем вертикально-

интегрированных компаний, занимающиеся реализацией технической политики и управлением

нововведениями, рассредоточены по различным уровням структуры управления с налаженным взаимодействием и координацией функций.

Активное использование инноваций существующими вертикально-интегрированными компаниями (ВИК) обеспечит повышение их экономической эффективности и

конкурентоспособности, поможет этим компаниям ускорить свое социально-экономическое развитие, освоить новые рынки, создать новые рабочие места, что, в конечном счете, определяет экономическое развитие регионов, рост налоговой базы и повышение качества жизни населения.

По различным оценкам, от 75 до 100% прироста производства промышленно развитых стран в настоящее время обеспечивается за счет использования именно инноваций [1-2]. Как известно, экономический успех определяется взаимодействием трех равноправных факторов: энергоресурсосберегающих технологий, ресурсов и менеджмента. Наиболее прибыльными в настоящее время являются секторы экономики, ориентированные на производство

информационных технологий, компьютеров и полупроводников, средств связи и систем телекоммуникаций, лекарственных препаратов и медицинского оборудования [3].

Инновации характеризуются более высоким технологическим уровнем, новыми

потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом. Инновационные процессы зарождаются в отдельных отраслях науки, а завершаются в сфере производства, вызывая в ней прогрессивные, качественно новые изменения.

Инновации оцениваются не только с точки зрения технологического совершенства, но и в зависимости от их соответствия общественным

потребностям, платежеспособному спросу, деловой стратегии. Наивысшую добавленную стоимость приносят инновации, создающие новые рынки. Одной из важных предпосылок становления и развития новой экономики знаний является зрелость и устойчивость институциональной среды [4].

Инновационная деятельность представляет собой обширнейшую сеть бизнес-процессов со сложными внутренними взаимосвязями. Как доказывают многочисленные примеры, появление новшества — это начальная и самая простейшая стадия инновационной деятельности. Предприниматели и большинство ученых давно поняли, что на следующих после появления новшества стадиях инновационного процесса затрачивается гораздо больше труда и капитала, чем на создание собственно новшества [5].

В целом проблема определения экономического эффекта и выбора наиболее предпочтительных вариантов реализации инноваций требует, с одной стороны, превышения конечных результатов от их использования над затратами на разработку, изготовление и реализацию, а с другой, - сопоставления полученных при этом результатов с результатами от применения других аналогичных по назначению вариантов инноваций.

Считается, что нужно рассмотреть около трех тысяч хороших идей, чтобы, в конце концов, получить всего лишь четыре программы производства новых продуктов, причем, лишь одна из них по статистике приносит успех. Поэтому необходимо создать в компании такую атмосферу, которая способствовала бы развитию новых нестандартных идей. Прекрасным примером является 3М (Minnesota, Mining and Manufacturing). В этой американской компании была создана целая инновационная культура, в основе которой лежит принцип Вильяма Макнайта, руководившего компанией в 1940-х годах. "Найдите правильных людей и оставьте их в покое. Они все сделают сами", — говорил основоположник 3М. На базе этой идеи компания сформировала так называемую "философию Макнайта".

Инновационная деятельность в реальном секторе экономики и в социальной сфере деятельности РФ пока, к сожалению, не является высокорезультативной. Доля инновационных товаров и услуг в общем объеме произведенной в РФ продукции и оказанных услугах в последние годы была незначительна (в 2007 г. этот показатель составил 5,5%, в 2008 г. - 5,1%, в 2009 г. - 4,6%). В целом по масштабам реализации инноваций Россия значительно уступает другим индустриально развитым и постиндустриальным государствам. Для РФ характерен значительный дефицит по технологическому балансу платежей, отражающему международный поток

промышленной и интеллектуальной

собственности, включая ноу-хау, приобретение патентов, лицензирование, торговые марки и т.д. [6].

Среди инновационных методов в последнее время все активнее учитывается применение современного логистического (логико-эвристического, теоретико-игрового, экспертно-аналитического) инструментария к управлению транспортными, производственными,

внешнеэкономическими, геоэкономическими и социальными структурами.

Снижение и оптимизация затрат на товаропродвижение выдвигается на первый план в механизмах построения системы улучшения соотношения качества товара и его цены для конечного потребителя [7].

Экспертными расчетами установлено, что от 40 до 60% цены товара относятся к категории «затраты на управление логистикой» и непосредственным образом влияют на повышение стоимости потребительской продукции. Между снижением цены товара и снижением затрат на логистику нет прямой корреляции. Опытным путем установлено, что снижение на логистику ведет к снижению качества продукции, а, значит, к неявному повышению цены товара.

Таким образом, в современном менеджменте речь идет о таком совершенствовании инструментов логистики, которое предполагает не снижение, а оптимизацию затрат на логистические процессы. При этом построение логистических бизнес-процессов и эффективное управление ими включает в себя разработку логистической стратегии, учитывающую не только целевые установки компании и технические регламенты, но также человеческий фактор и социально-экономическую среду функционирования компании [8].

Активно формируются новые

исследовательские направления и подходы в области логистики. В связи с этим можно назвать разработанную в 2006 г. С. Гирдзияускасом логистическую теорию управления капиталами, которая описывает закономерности циклических феноменов в экономике [9]; реверсивную логистику как интегральную часть инновационного менеджмента, учитывающую потребности, мотивацию, ценностные ориентации и процесс принятия решений, т.е. влияние человеческого фактора на технико-экономические параметры ; инновационную логистику, призванную изучать необходимость и возможность внедрения прогрессивных инноваций в организацию текущего и стратегического управления потоковыми процессами в хозяйственных и других общественных структурах с целью выявления и использования дополнительных резервов путем рационализации (оптимизации) этого управления [10,11].

Чебан Денис Анатольевич - аспирант кафедры Логистики и экономической информатики РХТУ им.

Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Литература

1. Кравченко К. А., Мешалкин В.П. Организационное проектирование и управление развитием крупных компаний: методология и опыт проектирования систем управления М.: Академический Проект; Альма Матер, 2006. - 528 с.

2. Юзбашьянц Г. Россия перед вызовом XXI века // Человек и Труд. - 2001. - № 12. - С. 80-84.

3. Друкер П. Инновации и предпринимательство. М.: 1992. - С. 135-141.

4. Миротин Л.Б., Боков В.В. Современный инструментарий логистического управления. Учебник для вузов. М.: Издательство "Экзамен", 2005. - 496 с.

5. Barakauskaité-Jakubauskiené N. Logistic capital management theories and theoretical aspects of economic growth cycle // Economics & Sociology. - Vol. 4. - No 1. - 2011. - РР. 84-97.

6. Какатунова Т.В. Механизм и методы формирования инновационной инфраструктуры региональных промышленных комплексов с использованием инструментов электронной экономики: дисс.... докт. эконом. наук. - М., 2011. - 466 с.

7. Курбатов О.Н., Проценко И.О., Новиков Ф.Д. Условия использования инновационной логистики в различных сферах общественной деятельности // РИСК. - 2007. - №4. - С. 56-60.

8. Курбатов О.Н., Новиков Ф.Д. Базовая и инновационная логистика как две части единой науки и сферы деятельности // РИСК. - 2007. - № 2. - С. 64.

9. Карпова Н.П. Логистика как управленческая инновация в рыночном пространстве // Экономические науки. - 2011. - 4 (77). - С.71.

10. Какатунова Т.В., Мешалкин В.П. Выбор инновационной стратегии развития регионального промышленного комплекса // Транспортное дело России. - 2011. - №3. - С.45-48.

11. Мешалкин В.П., Какатунова Т.В. Инновационная инфраструктура для региональных промышленных комплексов. Смоленск: Смоленская городская типография, 2010. - 324 с.

Cheban Denis Anatolievich*

D.I. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia. * e-mail: d_cheban@mail.ru

LOGISTICS AS A TOOL FOR EFFICIENCY INCREASING OF INNOVATIVE ACTIVITIES OF VERTICALLY INTEGRATED COMPANIES

Abstract

It was shown that in recent time among the innovative methods for vertically integrated companies management advanced logistic tools are increasingly taken into account for transportation management, industrial, foreign trade, geo-economic and social structures. It was shown that development of the logistics business processes and effective supply chain management include the development of a logistics strategy, taking into account not only the target of company? Business processes and the technological processes, but also the human factor and socio-economic environment in which the company operates.

Key words: innovative business processes; management structure; logistics tools.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.