Научная статья на тему 'Логистика функционирования экспедиторских компаний в сфере транспортного обслуживания'

Логистика функционирования экспедиторских компаний в сфере транспортного обслуживания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
425
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Резер С.М.

В настоящее время доля транспортных затрат в конечной цене внутреннего валового продукта в России втрое выше, чем в США, и значительно больше, чем в Германии. По скорости продвижения грузовых потоков мы в 4 раза отстаем от развитых стран мира. Поэтому транспортная стратегия России исходит из определения статуса и роли государства в развитии и функционировании отечественной транспортной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Логистика функционирования экспедиторских компаний в сфере транспортного обслуживания»

= ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Логистика функционирования

_ ._. _ </

экспедиторских компании

в сфере транспортного

обслуживания

С.М. РЕЗЕР, президент НП «Гильдия экспедиторов», д.т.н., профессор

В настоящее время доля транспортных затрат в конечной цене внутреннего валового продукта в России втрое выше, чем в США, и значительно больше, чем в Германии. По скорости продвижения грузовых потоков мы в 4 раза отстаем от развитых стран мира. Поэтому транспортная стратегия России исходит из определения статуса и роли государства в развитии и функционировании отечественной транспортной системы.

Структурная реформа железных дорог и других видов транспорта в евро-азиатских странах, в том числе в России и в странах СНГ, осуществляется в условиях быстрой глобализации производства и распределения услуг в области транспортного обслуживания.

При этом повышение эффективности и конкурентоспособности бизнеса транспортного обслуживания связано с созданием оптимальной последовательности технологических операций на основе логистических цепочек продвижения грузов от производителей к потребителям и с организацией системы логистических центров, управляющих грузопотоками.

Новизна концепции логистики применительно к управлению транспортными системами состоит в комплексном подходе к вопросам движения грузовых потоков в процессе производства и потребления. Логистическая система должна охватывать и согласовывать процессы закупок, производства и распределения продукции, а также быть основой при стратегическом планировании и прогнозировании.

Сегодня многие ведущие мировые компании делают акцент на стратегическую логистику, которая находится за пределами собственно деловой структуры, чтобы иметь возможность охватывать поставщиков, посредников и заказчиков в масштабе всей отрасли.

Фирмы, использующие логистику как основу корпоративной стратегии,

делают многие вещи иначе. Во-первых, они могут с помощью логистической компетентности получить и удержать конкурентное преимущество. Во-вторых, ведущие компании стремятся оптимизировать добавленную стоимость на продукт или услугу, соответственно, они поддерживают эту цель, применяя рентабельную систему логистики. И наконец, они используют все средства для достижения цели, формируя стратегические союзы со своими поставщиками, потребителями и логистическими посредниками.

Эффективность управления логистической системой в значительной мере зависит от такой инфраструктурной составляющей, как информационное обеспечение. В основном информационные системы — это инструменты подбора транспортного средства и отслеживания груза (информационная поддержка грузоперевозки). В настоящий момент такие системы обычно оформлены как интернет-сайты компаний или интернет-узлы, которыми пользуются несколько компаний. Это в первую очередь системы подбора грузоперевозок. В Европе это такие системы, как Gonrand (Франция), Videotrans (Бельгия), СТС (Швейцария), BKS (Великобритания), Espace Саt (Франция) и другие.

В России в данный момент нет единой информационной логистической системы по грузоперевозкам, есть лишь попытки создать таковые на железнодорожном, морском, речном и автомобильном видах транспорта.

Отечественные компании, реализуя концепцию управления цепочками поставок, до сих пор в лучшем случае ограничиваются работой с электронной торгово-закупочной площадкой. Обычно в целях экономии используется не приватная (закрытая) площадка, а отраслевая, как правило, малофункциональная торговая система. Известной открытой площадкой является многоотраслевая торговая система «Фактура» (Faktura.ru), поддерживаемая Центром финансовых технологий. Она позволяет вести документооборот, проводить торги, осуществлять платежи (на основе аккредитованных банковских организаций), выдавать сертификаты и пр. Сейчас на площадке обслуживается более 1,5 тыс. предприятий из 72 регионов России. Технологии, которые были положены в основу «Фактуры», могут применяться любой организацией для построения собственной закрытой площадки.

При современных тенденциях к объединению отдельных компаний во имя достижения общих целей и экономии ресурсов принципиально меняется роль экспедитора. Он становится не просто посредником между грузовладельцем и перевозчиком, а полноправным участником логистических систем производственных и торговых компаний, опираясь на свои знания и опыт в сфере управления перемещением материальных и информационных потоков.

Экспедиторов в России уже много. Они борются за каждого клиента, за каждую тонну груза. Поэтому сегодня в ходе осуществления реформ необходимо создать цивилизованный рынок экспедиторских услуг.

В этой связи в законах и реформах необходимо лучше отразить роль экспедиторов. Для создания здоровой конкуренции важно участие общественности в этом вопросе.

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ •

Здесь следует отметить возрастающую роль созданных ассоциаций и союзов перевозчиков и экспедиторов. На сегодняшний день в России это Транссибирская ассоциация, ЕвроАзиатская ассоциация, Ассоциация экспедиторов Российской Федерации. Уже несколько лет функционирует Гильдия железнодорожных экспедиторов. Есть Ассоциация производителей подвижного состава, Ассоциация собственников подвижного состава, Ассоциация транспортников, Ассоциация пользователей транспорта и ряд других. Эти организации имеют в числе своих членов большое количество предприятий, имеют свои печатные издания — газеты, журналы — и могут оказать значительное влияние на развитие конкуренции и ход реализации реформ. Поэтому Гильдия экспедиторов внесла предложение создать при штабе реформ МПС России совет с участием представителей всех этих организаций. Например, в Минтрансе России такой положительный опыт координации ассоциаций уже имеется.

Известно, что в настоящее время в Восточной Европе, где в основном завершен переход к рыночной экономике, резко обострилась конкуренция. Это объясняется, с одной стороны, стремлением к концентрации производства в рамках крупных транснациональных концернов и корпораций, а с другой стороны, усилением противодействия мелких и средних транспортных предприятий, которые успешно сохраняют себя на рынке за счет совершенствования и более четкой специализации предоставляемых ими услуг. Именно эти тенденции имеют у нас растущее значение и будут оказывать существенное влияние, в ходе приватизации и акционирования железных дорог, на дальнейший рост конкурентной борьбы на транспортном рынке.

Задача логистики перевозок и экспедирования состоит в создании условий, исключающих конфликтные ситуации, в улучшении управления перевозочным процессом, особенно в транспортных узлах. Например, на контейнерных пунктах одновременно действуют частные автомобильные компании и бюджетные железнодорожные контейнерные предприятия. Гильдия экспедиторов имеет конкретные наработки по этим проблемам в Московском, Свердловском, Ростовс-ком-на-Дону и других транспортных узлах.

Для развития конкурентного сектора в сфере железнодорожных перевозок необходимо определить основные принципы и правила равноправного доступа к инфраструктуре железных дорог для частных перевозчиков, экспедиторов и предпринимателей. Без выработки четких, всем понятных «правил игры» конкуренцию на железных дорогах создать не удастся.

Не менее важно сегодня участие экспедиторов в привлечении инвестиций и в приватизации объектов железных дорог, особенно подвижного состава и обслуживающих его ремонтных, пропарочных и погрузо-разгрузочных предприятий.

Созданные филиалы ОАО «РЖД» «Рефсервис» и «Трансконтейнер» превращаются в дочерние компании, акции которых могут продаваться. Это безусловно беспокоит всех экспедиторов: не вытолкнет ли такая крупная компания средних и мелких экспедиторов с контейнерных перевозок или перевозок скоропортящихся грузов рынка. В связи с этим Гильдия экспедиторов совместно с МПС РФ, ОАО «РЖД» и Минтрансом РФ проводит большую информационную работу по обучению законам, нормам и правилам приватизации, экспедирования и логистики на железных дорогах.

Итоги двух лет работы ОАО «РЖД» показали, что реформы на железных дорогах развиваются успешно. Устойчиво возрастают объемы перевозок, растет прибыль от деятельности железных дорог, более трети парка вагонов передано частным компаниям. Многие экспедиторы приобрели подвижной состав и стали перевозчиками. Между ними развивается конкуренция.

Такие фирмы, как ЗАО «Северсталь-транс», ЗАО «Объединенная транспорт-но-экспедиторская компания» (ОТЭКО), ООО «Новая перевозочная компания», ОАО «Дальневосточная транспортная группа» (ДВТГ), уже оказывают серьезное влияние на ход перевозочного процесса.

Однако для налаживания четкого взаимодействия частных экспедиторов и перевозчиков с госструктурами необходимо решить следующие проблемы.

• Важнейшим недостатком, требующим устранения, является монополизм государственных структур — естественных монополий. Сил антимонопольного комитета РФ здесь явно недостаточно. Решить эту проблему можно созданием сильной контроли-

рующей компании при участии представителей самих монополий и общественности — Ассоциации и Гильдии экспедиторов, Ассоциации владельцев подвижного состава и ряда других.

• Совершенствование транспортного законодательства. Многие проблемы взаимодействия компаний с госструктурами в законах, принятых при реформировании железных дорог, не были предусмотрены. Это касается правовых взаимоотношений по использованию инфраструктуры железных дорог транспортными компаниями, по аренде, ремонту и лизингу подвижного состава и др. До сих пор нет ясного понимания обязанностей и ответственности экспедиторских и операторских компаний, о которых вообще ничего не сказано в новом Уставе железных дорог. Нет в нем и упоминания о логистических технологиях на железных дорогах.

• Развитие цивилизованного рынка транспортно-экспедиторских услуг должно происходить на основе логистики, создания системы сертификации экспедиторской деятельности на железных дорогах, установления рейтинга экспедиторских компаний. В Гильдии экспедиторов подготовлены соответствующие показатели и положения о порядке сертификации и стандартизации экспедиторской деятельности. Также имеется интересный опыт и конкретные результаты в работе трех координационных советов по логистике перевозок: «По перевозкам нефтепродуктов», «По контейнерным перевозкам» и «По перевозкам скоропортящихся грузов» по оказанию помощи фирмам и ОАО «РЖД» в решении проблем их взаимодействия, возникающих в процессе перевозок.

• Решение проблем расчетов за перевозки и совершенствования тарифов на основе информатизации и сети Интернет.

В целом экспедиторские компании в настоящее время во всем мире и в России становятся логистическими фирмами. Поэтому наиболее перспективным направлением создания эффективной системы взаимодействия грузовладельцев, экспедиторов и перевозчиков является создание на железных дорогах, и в первую очередь в транспортных узлах мощных логистических центров.

У нас имеется первый опыт работы таких центров и подготовлены предложения по развитию логистических технологий при осуществлении грузовых и пассажирских перевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.