ЛОГИСТИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА
LOGISTICS AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX IN THE REGION
Магомедов Али Магомедович, кандидат экономических наук, профессор кафедры «Экономика фирмы» Дагестанского государственного института народного хозяйства,
E-mail: [email protected]
Бучаев Ахмед Гамидович, доктор экономических наук, проф., проректор по среднему и начальному профессиональному образованию Дагестанского государственного института народного хозяйства.
Аннотация
Предложена логистическая концепция управления агропромышленным комплексом региона. Исследованы структурные элементы АПК региона как логистической системы. Рекомендуется использовать в АПК логистическую концепцию общих затрат.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, региональная экономика, логистика, природно-продуктовая логистическая система, логистическая концепция общих затрат.
Abstract
We propose the concept of logistics management agrarian-industrial complex in the region. The structural elements of the agrarian-industrial complex in the region as a logistics system. Recommended for use in agricultural logistics concept of total cost.
Keywords: agrarian-industrial complex, regional economics, logistics, natural-grocery logistics system, logistics concept of total costs.
АПК как комплекс взаимосвязанных видов деятельности функционирует на основе системного подхода. Как известно, основополагающим принципом логистики выступает именно такой подход.
Применению логистической концепции в агропромышленном комплексе посвящено немало исследований. Но при этом, многие подразумевая под логистикой лишь материально-техническое снабжение или транспортировку со складированием, выхолащивают суть интегрированного логистического подхода. Если же и пытаются использовать интегративный, системный подход относительно АПК, то копируют схемы логистизации с других сфер хозяйствования без учета особенностей самого АПК. Литература по логистике в АПК отличается от общей литературы по логистике лишь примерами [3]. Простое переименование системы АПК в логистическую ничего не даст.
Целесообразность использования интегративной макрологистической концепции не только в АПК, но и в общем управлении региональной экономикой обосновывается в ряде публикаций [4,5]. Потенциальная потребность в логистической интеграции, существовавшая с момента общественного разделения труда, превращается в необходимость, когда уже дальнейшее развитие аграрного сектора без ее реализации становится неэффективным.
Попытки применения логистической концепции в АПК имелись еще в плановой экономике СССР. Продовольственная программа (1982 г.) представляла собой комплекс организационных, политических, экономических, материально-технических и социальных мер, нацеленных на системное решение продовольственной проблемы, устойчивое обеспечение потребителей основными видами продовольствия, улучшение структуры питания и социальное преобразование деревни на основе интенсивного развития и интеграции сельскохозяйственного производства, пищевой промышленности, транспорта, складского хозяйства, торговли и других звеньев.
При этом основное внимание уделялось оптимальному использованию производственно-ресурсного потенциала отраслей АПК, преодолению диспропорций, достижению сбалансированности на пути сельхозпродукции от
производителя к потребителю в системе АПК, ускоренному развитию тех подсистем АПК, отставание которых тормозит развитие всей системы. Планировались мероприятия по повышению сохранности продукции сельского хозяйства, комплексной ее переработке на основе современных технологий.
Реформируется управление АПК, на всех этапах хозяйствования вводится комплексное планирование и финансирование всех подсистем АПК, широко применяются экономические методы управления, насколько это позволяли существовавшие тогда рамки административно-командной системы.
Социальное преобразование села, улучшение условий труда сельских тружеников, их жизни и быта при этом становится важным фактором и одновременно результатом реализации данной целевой программы.
Как видно из выше приведенного, хотя о логистике в то время и не было ничего известно, при реализации Продовольственной программы СССР предусматривались вполне логистические подходы и логистические инструментарии. В условиях господства государственной собственности, когда не происходит смена собственника ресурсов, оптимизация системы АПК осуществлялась административными методами. Недостаток такой системы определялся общим недостатком командной экономики - игнорированием экономических интересов и экономических законов.
Существовавшую при командной экономике систему АПК можно было без «шоковой терапии» постепенно трансформировать в рыночную макроло-гистическую систему. Разрушенная до основания система АПК переживает болезненный путь своего восстановления. В условиях рынка в системе АПК (куда входят производители и потребители сельхозпродукции, поставщики техники и материалов, предприятия занятые транспортировкой, хранением переработкой и продажей продукции и др.) логистическая оптимизация осуществляется на основе экономических компромиссов между элементами системы. Участник логистической продуктовой цепи, с которым не достигается компромисса, может быть заменен другим, посредством заключения нового контракта (например, выбор нового поставщика, заказчика, посредника, пе-
ревозчика и т.д.)[6]. На первом этапе формирования логистической системы АПК решающее значение имеют чисто рыночные институты межфирменного согласования отношений как контракты, договора, соглашения, графики поставок продукции между предприятиями, согласованные маршруты перевозок и т.д. На межфирменном уровне агропромышленного комплекса логистика с помощью экономических рычагов сама прокладывает себе дорогу. Рыночные институты и экономические интересы объединит участников агропромышленной интеграции в логистическую цепь. Однако образование такой продуктовой логистической цепи - процесс стихийный и долгий. Аграрная политика государства может и должна выступить катализатором образования таких логистических цепей. На макроуровне требуются механизмы государственного регулирования по сбалансированному использованию ограниченных природных ресурсов и социально-экономического развития территорий. Лишь внедрение логистических подходов на региональном уровне с учетом специфики объекта изменит ситуацию. А главной особенностью является уникальный природный ресурс - земля, которая является незаменимым средством производства в АПК.
Логистическая оптимизация деятельности подсистем АПК требует государственной (в том числе и на уровне региона) политики в области разработки отраслевых стандартов, положений, технических условий производства, поставок, транспортировки и хранения продукции, порядка выбора приоритетных проектов и целевых программ развития, механизма государственной поддержки АПК [11].
АПК, выступая как элемент общей системы «Национальная экономика», является в одновременно сложной и открытой организационно-аналитической системой состоящей из различных подсистем. В составе АПК следует выделить следующие подсистемы:
- природно-ресурсная среда;
- сельскохозяйственное производство;
- производство средств производства для сельского хозяйства;
- переработка, заготовка, хранение сельскохозяйственной продукции;
- производственная инфраструктура (дорожное хозяйство, транспортные организации, связь, и т.д.);
- рыночная инфраструктура (продовольственные рынки, биржи, банки, лизинговые компании);
- социальная инфраструктура (ЖКХ, организации образования, здравоохранения, культуры спорта, торговли);
- научное обеспечение;
- подготовка и переподготовка кадров.
На рис. 1 приводится общая схема логистической системы агропромышленного комплекса. Существующая институциональная среда определяет наличие и поток институтов - формальных и неформальных правил природопользования и организации аграрного бизнеса.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА
Л_N
Ч—V
ФИНАНСОВАЯ СРЕДА
ВХОДНЫЕ ПОТОКИ
вода семена, скот и др. удобрения техника химикаты кадры
Отходы
* ПРИРОДНО-РЕСУРСНАЯ СРЕДА
Охрана
ВЫХОДНЫЕ ПОТОКИ ПРОДУКЦИИ И ФУНКЦИИ
Рис. 1. Логистическая система АПК
Финансовая среда порождает финансовые потоки, стимулирующие как землепользование, так и функционирование всех остальных звеньев АПК.
Институциональные и финансовые потоки генерируют материальные и трудовые входные потоки в АПК.
Для Республики Дагестан агропромышленный комплекс имеет особое значение. Около 60% населения республики проживает в сельской местности, в то время как в целом по России лишь - 27%. Развитие АПК в значительной степени определяет состояние всей экономики и благосостояние большей части населения республики. На долю сельского хозяйства приходится около 20% валового регионального продукта, около 30% численности занятых в экономике и 12% основных производственных фондов республики.
Таблица 1
Динамика валовой продукции сельского хозяйства РД, млн. руб.
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
ВП 14001 19201 2843 25925 29565 34653 40902 45189 46000 56945 58938
Источник: данные Дагестанстата, ЬНр:/Ма^а1:. gks.ru
Объем валовой продукции сельского хозяйства в 2012 г. составил около 59 млрд. руб. и за пять последних лет возрос на 44%. В общем объеме валовой продукции на долю животноводства приходится 52,8%, а на растениеводство - 47,3%. Развитие животноводства и растениеводства, в первую очередь, определяется благоприятными для этих видов хозяйствования природно-климатическими условиями и избыточными трудовыми ресурсами.
Так, пастбища занимают 77% всех сельскохозяйственных угодий, что естественно исторически обуславливает развитие животноводства. По поголовью овец и коз республика занимает первое место в России. В 2012 их поголовье составило 5439,1 тыс. и к уровню 2002 г. увеличилось в 1,7 раза. Причем, республика остается единственным регионом в стране, где широко практикуется система отгонного ведения овцеводства. В республике эта система практикуется издревле и обусловлена наличием летних пастбищ в горах и зимних пастбищ на низменности. Встречаются предложения с учетом мирового опыта отказаться от такого «устаревшего и неэффективного способа ведения животноводства» [3]. Однако взамен не предлагается ничего.
По поголовью крупного рогатого скота (961,2 тыс. голов) Дагестан занимает четвертое место в Российской Федерации и за период 2002-2012 годы это поголовье увеличилось на 26,5%.
Высокие темпы характерны развитию производства продукции животноводства - мяса, шерсти и молока. Важнейшим направлением животноводства является молочное скотоводство. На долю этой отрасли в общем объеме валовой продукции животноводства приходится 30%. Производство молока за 2002-2012 годы возросло в 2,3 раза.
Таблица 2
Развитие животноводства РД
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Мясо всего, (ж.м) 117,9 100 115,3 124,7 138,8 145,9 154,4 158,9 172,3 175,8 186,7
Молоко 310,7 331 348,1 372 409,8 503,5 525,5 558,4 605,2 647,8 706,1
Яйца (млн. штук) 294,9 282,3 273,1 305,4 215,7 196,1 199,6 217,6 213,5 190,3 163,0
Шерсть 11,2 11,6 13,7 14,4 15,6 14 13,9 13,9 13,8 14,0 -
КРС, тыс. голов в т. ч. коровы 760 685 820,5 832,4 905,5 911,8 929,1 919 892,5 910,7 961,2
363 389,5 377,8 387,6 406,9 412 410,1 399,3 406,3 425,2 475,6
Овцы и козы 3175 3722,6 4085,4 4737,7 4959,1 4988,6 4896,9 4522 4476,0 4635,4 5439,1
Птица (СХП) 1520 1099 1209 1270,7 531,1 438,1 422,8 492,1 278,1 505,2 -
Источник: данные Министерства сельского хозяйства РД, http://mcxrd.ru/
Логистика требует сбалансированного развития всех подсистем АПК. Сельскохозяйственное производство должно учитывать не только потребности рынка, но и рационально использовать существующий природно-ресурсный потенциал. Развитие овцеводства сегодня упирается в проблему рационального использования зимних пастбищ на равнинных землях, значительная часть которых подвержена опустыниванию в силу ветровой эрозии и антропогенного воздействия. Чрезмерный рост поголовья скота, когда реальная нагрузка на некоторые участки пастбищ превышает норму в 3-4 раза,
разрушительно воздействует на эти земли. Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года планирует производство 26,8 тысячи тонн шерсти в 2020 году, в то время как в 2011 году с 4,47 млн. голов овец ее было сострижено всего 14 тысяч тонн. Для выполнения указанной задачи необходимо увеличить поголовье овец до 8,56 млн. голов. Между тем при таком подходе существующее ныне поголовье скота вполне может уничтожить собственную кормовую базу к прогнозируемому периоду.
Таблица 3
Производство основных видов продукции растениеводства в РД, тыс. тонн
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Зерно 369 328 350,4 335,6 268,3 219,9 281,6 207,5 205,8 241,2 179,7
Овощи 494 685 715,5 818,1 831,6 832,2 870,2 904,3 948,5 993,3 1060
Картофель 209 262 293,2 349,9 345,2 348,6 333,5 374,2 307,0 323,3 365,9
Плоды и ягоды 46 71 71,2 82,7 93,3 100,9 96,6 105,2 109,5 113,6 136,4
Виноград 65 83 88,7 99,7 118,4 118,7 89,4 100,1 127,2 139,1 58,5
Источник: данные Министерства сельского хозяйства РД, http://mcxrd.ru/
Развитие растениеводства во многом зависит от климатических условий и структуры посевных площадей. Площадь пашни в Дагестане за десять последних лет сократилась почти вдвое и составила 275 тыс. гектаров. В расчете на одного сельского жителя республики приходится 0,33 гектара пашни, что в десять раз меньше чем в целом по стране. В таких условиях малоземелья очень важна их рациональная структура.
В структуре посевных площадей по видам сельскохозяйственных культур основную долю занимают зерновые - 42,1%, кормовые культуры - 33,1% и овощи 13,6%. Для такого южного региона как наша республика эта не самая оптимальная структура. Урожайность зерновых в республике крайне низкая. Вообще перестали выращивать такую ценную культуру как рис. Под зерновыми посевные площади заняты от безысходности - резко сократилась за последние годы площадь орошаемых земель. Ведь 70% продукции расте-
ниеводства дают орошаемые земли. Из-за засоления земель не используются 33,2 тыс. гектаров ранее орошаемых земель, а из-за заиления и засорения оросительной и коллекторно-дренажной системы не используются примерно 22,0 тыс. гектаров земель. Земли нуждаются в мелиоративном улучшении, ежегодных ремонтно-восстановительных работах гидромелиоративных систем, комплексной реконструкции инженерных систем, проведении промывок, строительстве коллекторно-дренажной сети. Только в этом случае можно улучшить структуру посевных площадей и существенно увеличить долю под овощные и бахчевые культуры.
Само понятие логистический поток можно применить и по отношению земельных ресурсов. Площади земельных ресурсов, их структура, зонирование и качественные характеристики почв во времени и в пространстве образуют дискретный «поток земельных ресурсов» логистической системы агро-продовольственного комплекса [8] .
Следовательно, относительно землепользования также требуется использовать основную логистическую концепцию общих затрат, при которой функции логистики рассматриваются в совокупности, а не в отдельности [12].
По данным табл. 3 видно, что стабильный рост характерен для производства основных видов растениеводства. Из общей тенденции выпадает производство зерна. Сбор зерна за анализируемый период сократился в два раза. По выращиванию овощей Республика Дагестан занимает в РФ первое место и в 2012 г. было собрано рекордный урожай овощей - более 1 млн. тон. Значителен также потенциал садоводства. Однако выращенная с большим трудом продукция не в полной мере доходит до конечного потребителя. Отсутствую современные овощехранилища, нет современных перерабатывающих мощностей, а имеющиеся мощности не задействованы из-за отсутствия финансовых средств. В 1990 г. объем производства плодоовощных консервов в Дагестане составлял около 350 муб. В 2006 г. было выработано лишь 20,2 млн. условных банок. В 2012 г. наблюдается некоторое оживление в
данной сфере, - 47,0 муб, но эта лишь десятая доля имеющегося сырьевого потенциала и общей потребности. За 2002-2012 г. поголовье коров в республике увеличилось в 1,3 раза, а производство молока удвоилось. Однако это никак не повлияло на выпуск цельномолочной продукции. С 2004 г. наблюдается рост производства цельномолочной продукции (в 2012 - 24,1 тыс. т.), но не еще не достигнуто уровень 2002 г.
Таблица 4
Основные показатели развития перерабатывающей промышленности РД
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Цельномолочная продукция, тыс. т 27,8 15,1 10,6 12,7 13,5 15,5 18,6 19,8 23,9 24,0 24,1
Консервы плодоовощные, муб 24,2 28,6 30,0 31,5 20,2 21,4 27,5 32,0 33,4 33,7 47,0
Источник: данные М инистерства сельского хозяйства РД, Й:р://шсхгс .ги/
Перед агропромышленным комплексом республики остро стоят вопросы модернизация технологического оборудования, производства и внедрения современной тары и упаковочных материалов, строительства необходимых складских помещений и распределительных центров, а также применения эффективных средств транспортировки продукции по всей логистической цепи.
Материальным потокам продукции сельскохозяйственного производства должны соответствовать и потоки материально-технического снабжения сельского хозяйства. В годы рыночных реформ резко сократилось количество сельскохозяйственной техники в расчете на 1 гектар земли, а также количество вносимых удобрений.
Сельхозпроизводители не в состоянии решить задачу насыщения производства материально-техническими средствами без активного государственного вмешательства. Сейчас АПК РД принимает участие в реализации более двадцати различных республиканских целевых программ. Объемы государственной поддержки АПК республики из года в год растут.
3500000 3000000 2500000 2000000 1500000 1000000 500000 0
РД РФ
2006 г 2007 г 2008 г 2009 г 2010 г 2011 г 2012 г
Рис. 2. Объемы государственной поддержки АПК РД из федерального и республиканского бюджетов (тыс. руб.).
В 2012 г. государственная поддержка АПК РД составила в сумме
3259252,3 тыс. руб. и за 2006-2012 г. увеличилась в 5,3 раза, в том числе за счет федерального бюджета - в 7,3 раза и за счет республиканского бюджета - в 3,5 раза.
В общей сумме государственной поддержки имеют следующую структуру направлений агропромышленного комплекса: животноводство - 18,9%; Растениеводство -12,6%; мелиорация - 6,7%; пищевая и перерабатывающая промышленность - 2,8%.
■ субсидии на поддержку
6,6 9,8 племдела
10,3 ■ субсидии на поддержку
овцеводства
Я ■ поддержка молочного
1 33,2 скотоводство
поддержка мясного
Я скотоводства
40,2 ■ поддержка птицеводства
Рис. 3. Структура государственной поддержки животноводства РД
в 2012г
В общей сумме государственной поддержки животноводства республики на долю программы поддержки молочного скотоводства приходится 40,2% и на субсидии на развитие овцеводства 33,2%. Недостаточное внимание уделяется мероприятиям по поддержке мясного скотоводства и племенного дела. Овцеводство республики сегодня не нуждается в государственной поддержке. Поскольку федеральный центр адресно выделяет средства на поддержку тех или иных программ, это находит продолжение и в регионах без учета специфики. Следовало создать общий фонд государственной поддержки АПК республики, а финансовые потоки при их крайней скудости направить в точки роста с мультипликативным эффектом в системе хозяйствования [5, с.76].
Сегодня особо востребованной является развитие перерабатывающей промышленности АПК и инфраструктуры в целом. Создание лишь одного рабочего места в плодоовощной консервной промышленности обеспечит работой 5-6 сельскохозяйственных рабочих.
Говоря о логистике АПК не следует забывать и об институциональной среде и институциональных потоках. Институты как совокупность формальных и неформальных правил функционирования оказывает решающее влияние на объект относительно того чего они приняты.
Главными институциональными отношениями в аграрном секторе являются земельные отношения. Парадоксально, на долю хозяйств населения республики приходится 80% от общего объема продукции, но при этом на долю хозяйств населения приходится всего 6% сельскохозяйственных угодий, на долю КФХ - 5,7%, а на долю сельскохозяйственных организаций -88,3%. Получается, что население и КФХ арендуют сельскохозяйственные угодья у сельскохозяйственных организаций. Это говорит о необходимости реформирования земельных отношений.
Недавно принят федеральный закон, который позволяет оказывать государственную поддержку сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность в неблагоприятных для ведения сель-
ского хозяйства регионах. Почти вся территория республики является таковой, что говорит о том, что будет дополнительная господдержка АПК.
Литература
1. Абакарова П.М., Магомедов А.М. Институциональные препоны на пути социально-экономического развития Дагестана // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 54. С. 17-17.
2. Алибеков Ш. И. Состояние и развитие АПК Республики Дагестан // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011.№33
3. Ворожейкина Т. М., Игнатов В. Д. Логистика в АПК. — М.: КолосС, 2007. — 184 с
4. Магомедов А.М. Логистика регионального уровня // Логистика, 2004, №4.
5. Магомедов А.М. Оптимизация финансовых потоков в логистической системе региональной экономики // Финансы и кредит. 2005. №5. С. 7378
6. Магомедов А.М. Управлению региональной экономикой - логистический подход // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 48. С. 106-106.
7. Магомедов А.М. Логистическая концепция природопользования региона // Управление экономическими системами (электронный научный журнал), 2013, № 3 (51) .
8. Магомедов А.М., Бучаев А.Г. Использование земельных ресурсов региона на основе логистики // Экономика сельского хозяйства России. 2013. № 5. С. 076-082.
9. Магомедов А.М. Природопользование региона на основе логистики (на примере Республики Дагестан) // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 17. С. 20-26.
10.Магомедов А.М. Логистическая концепция природопользования региона // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 51. С. 18-18.
П.Магомедов А.М. Институты и институциональные потоки логистической системы // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 5. С. 18-18.
12.Магомедов А.М. Учет совокупных затрат в логистике природопользования региона // Управленческий учет. 2013. № 6. С. 25-32.