Научная статья на тему 'Логистический подход к транспортному обслуживанию производственных цехов металлургических предприятий при отгрузке готовой продукции'

Логистический подход к транспортному обслуживанию производственных цехов металлургических предприятий при отгрузке готовой продукции Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
153
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Парунакян Ваагн Эмильевич, Головченко А. В.

Проанализирована технология взаимодействия производственного цеха и транспорта при отгрузке готовой продукции на внешнюю сеть. Указаны проблемы, существующие в производственных цехах. На основе исследований поставлены задачи по совершенствованию существующей технологии и предложен критерий учёта взаимодействия в процессе погрузки готовой продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Парунакян Ваагн Эмильевич, Головченко А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Логистический подход к транспортному обслуживанию производственных цехов металлургических предприятий при отгрузке готовой продукции»

В1СНИК ПРИАЗОВСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО ТЕХН1ЧНОГО УН1ВЕРСИТЕТУ

2004 р.

Вип. № 14

УДК 656.236.1.073

Парунакян В.Э.1, Головченко А.В.

ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ТРАНСПОРТНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЦЕХОВ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ ОТГРУЗКЕ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ

Проанализирована технология взаимодействия производственного цеха и транспорта при отгрузке готовой продукции на внешнюю сеть. Указаны проблемы, существующие в производственных цехах. На основе исследований поставлены задачи по совершенствованию существующей технологии и предложен критерий учёта взаимодействия в процессе погрузки готовой продукции.

Крупные металлургические предприятия, имеющие значительный вагонопоток с прибывающим сырьём, затрачивают большие средства на оплату за пользование вагонами внешнего парка. Так металлургический комбинат им. Ильича (г. Мариуполь) при ежесуточном поступлении 850-900 вагонов (преимущественно с рудным сырьём и коксом) платит до 15-16 млн.грн. в год.

Данная проблема приобретает особое значение в случаях, когда после разгрузки поступающие вагоны загружаются металлопродукцией завода. Так комбинат им. Ильича около трети вагонов после выгрузки передаёт в производственные цехи для погрузки готовой продукции. Осложнённым в данной ситуации является тот факт, что приходящий подвижной состав принадлежит различным собственникам (вагоны Укржелдор-транса, вагоны стран СНГ, вагоны различных фирм-операторов) и требует соответствующего подбора к определённым видам металлопродукции. В связи с вышеизложенным характерной особенностью вагонопотоков внешнего парка является их существенная трансформация в процессе перемещения по комбинату, которая включает выполнение следующих операций: выгрузку, сортировку и подборку под готовую продукцию, подачу под погрузку, погрузку и объединение гружёных вагонов в партии для сдачи и отправку на внешнюю сеть.

Пооперационный анализ времени оборота вагонов на предприятии показал, что в рассматриваемой технологической цепи погрузка готовой продукции в производственных цехах и её отправка на станцию сдачи являются одними из наиболее продолжительных операций (до 40 % общего времени) и определяются уровнем взаимодействия производственных цехов и транспорта [1].

Поэтому целью данной статьи является анализ комплекса операций погрузки в производственном цехе и определение их структуры, особенностей и закономерностей взаимодействия. Рассматриваемый процесс можно выразить следующей функцией:

где вР- система погрузки, Р - производственный цех; РЕЯ - транспорт, обслуживающий производственный цех.

При этом функции производственного цеха выражаются следующим образом:

(1)

1 ГТГТУ, канд.техн.наук, профессор

2 ГТГТУ, аспирант

где xi - информация о единице товара (вид, наименование, масса); х2 - информация о подвижном составе; х3 - время использования подвижного состава в цехе (время готовности к погрузке, время окончания погрузки, время нахождения в цехе под транспортными операциями); Х4- наличие перевозочных документов и сертификата качества на груз. Функции транспорта можно представить в следующем виде:

PER(y) = |у!+у2+уз+......Уп У =1,Y, n =1,N, (3)

где yi - время подачи вагонов на станцию погрузки, мин; у2 - время начала подачи вагонов на грузовые фронты производственного цеха, мин; у3 - время начала погрузки в цехе, мин; у4 - время окончания погрузки в цехе, мин; у5 - время начала формирования сдачи, мин; у6 - время подачи вывозного локомотива, мин; у7 - время отправления сдачи на станцию примыкания, мин; у8 - время отправления подвижного состава на внешнюю сеть, мин.

Учитывая вышеизложенное, модель погрузки имеет следующий вид:

SP= jxn,ynj , n =1,N, (4)

где xn - параметры производственного цеха; уп - параметры транспорта.

При этом целевая функция системы погрузки и отправки на внешнюю сеть приобретёт следующую форму:

F(SP) -► min, (5)

а критерием оптимальности данной системы является время t.

Графическое изображение модели погрузки в производственных цехах и отправки на внешнюю сеть показано на рис. 1.

а)

У1 У2 Уз У4 У5 Уб У7 у8

б)

У1 У2 Уз У4 Уп У 5 Уб У7 Уп У8

Рис.1- Схемы соединений и возможных состояний элементов этапа погрузки грузов в производственных цехах предприятия: а) - технологическая схема отгрузки готовой продукции при отсутствии дополнительных простоев в цехе; б) - технологическая схема отгрузки готовой продукции с дополнительными простоями вагонов в цехе и на станции примыкания (уп).

В статье рассматриваются этапы погрузки ( у3 _ у4 ) и отправки готовой продукции на внешнюю сеть (у4 - у8) на примере цеха холодного проката комбината им. Ильича.

По установленному порядку на производственный цех возложены функции подготовки металла к погрузке, погрузка в подвижной состав и оформление всей документации на груз (рис.2). При этом предварительную заявку на необходимое количество вагонов цех подаёт за сутки и уточняет её на начало каждой смены в соответствии с выпущенным металлом. После погрузки продукции подвижной состав считается готовым к отправлению, если оформлены все перевозочные документы, а также сертификаты качества и грузовые таможенные декларации (когда груз следует за границу). Если на погруженную продукцию будет вовремя подготовлена сопроводительная документация, то дополнительный простой вагонов в цехе

будет отсутствовать (Тп = 0), и отгрузка данной продукции будет происходить по схеме рис.1,а.

Рис. 2 - Движение материального и информационного потоков в производственном цехе: а - информационный поток (поток документов); в - материальный поток; 1 - выдача заданий на смену, ^ 2 - производственный процесс, 1:,,,,: 3 - листоотделка, I: ,: 4 - погрузка продукции в подвижной состав, 1пог; 5 - оформление всей документации на вагоны, Тп - дополнительный простой вагонов в цехе, час.

Однако, производственный процесс выпуска и погрузки готовой продукции носит стохастический характер и зависит от целого ряда факторов, влияющих на взаимодействие подразделений, которые участвуют в нём. К ним относятся подразделения, непосредственно осуществляющие прокатку металла; листоотделка, выполняющая сортировку, упаковку листового и рулонного металла; экспедиция, оформляющая документацию на вагоны; подразделение, отвечающее за погрузку готовой продукции. Поэтому в работе цеха часто возникают ситуации, которые ведут к дополнительным простоям вагонов на отдельных этапах его прохождения от момента подачи под погрузку рис. 1(6). При этом факторы, вызывающие простой вагонов, связанный с взаимодействием участников производственно-транспортного процесса, можно разделить на две основные группы. К факторам первой группы относятся срыв сроков: производства продукции; подготовки продукции к отгрузке; оформления отгрузочных документов. Эти факторы обуславливают простой вагонов непосредственно в цехе. Факторы второй группы в основном связаны с нарушением цехом технических условий погрузки и крепления грузов в подвижном составе, а также нарушением установленных правил оформления документов на погруженные вагоны. В данном случае вагоны возвращаются в цех для исправления дефектов погрузки или простаивают на станции примыкания в ожидании документов для отправки на внешнюю сеть. Результаты наблюдений процесса погрузки и отправки вагонов с готовой продукцией за 2003 год по цеху холодного проката представлены в таблице.

Таблица - Простой вагонов на предприятии

Причина простоя Простой вагонов, вагоно-час %

Продукция в срок не произведена 400 1,40

Продукция в срок не подготовлена 450 1,58

Документы вовремя не оформлены 25000 87,88

Нарушение технических условий погрузки 1800 6,33

Нарушение правил заполнения документов 500 1,75

Прочие 300 1,05

Данные таблицы свидетельствуют о том, что наиболее значительными являются простои первой группы, среди которых преобладающие связаны с задержкой документов при погрузке вагонов в цехе. Во второй группе - простои, связанные с возвратом вагонов со станции примыкания в цех. Особенно важно отметить, что все эти простои происходят на заключительном этапе нахождения вагонов на предприятии, которые оплачиваются по максимальному тарифу.

В этой связи для оценки реальных потерь времени при отгрузке готовой продукции на внешнюю сеть необходим показатель, характеризующий среднее время задержки вагонов на предприятии. В качестве такого показателя можно использовать показатель взаимодействия, который определяется по формуле:

П = —-, час/ваг (6)

п

отпр

где Т® - продолжительность времени фактического нахождения вагонов на предприятии от момента погрузки до момента сдачи на внешнюю сеть, час; Т" - норма времени нахождения ¿-го вагона на предприятии от момента его подачи под погрузку до момента сдачи на внешнюю сеть, установленная по средним значениям, час; \ - порядковый номер вагона; потпР' общее количество вагонов на предприятии поданных под погрузку в цех.

Таким образом, показатель взаимодействия позволяет контролировать процесс отгрузки, учитывая при этом все факторы. Расчёты показали, что данный показатель достаточно высок на предприятии. Это свидетельствует о необходимости разработки более эффективных форм и методов взаимодействия производства и транспорта при отправке готовой продукции.

Проведенный анализ позволил установить, что взаимодействие по схеме «производственный цех - транспорт» представляет собой одну из функциональных задач микрологистики. Большой опыт зарубежных предприятий и фирм показывает, что задача повышения эффективности такого взаимодействия заключается в разделении функций цеха на производственные (выпуск металла) и подготовительно-погрузочные (упаковка и подготовка металла к погрузке, оформление документации на груз и погрузка продукции). При этом последние передаются специализированным подразделениям (посредникам), т.е. схема отгрузки продукции будет иметь вид: «производственный цех - посредник - транспорт» [2,3]. Решение комплекса вопросов взаимодействия производства и транспорта по предложенной схеме требует более детального анализа и исследований.

Выводы

1. Выполнен анализ существующей системы отгрузки готовой продукции при схеме «производственный цех - транспорт». При этом выявлены значительные простои подвижного состава, которые ведут к значительным материальным потерям, поскольку простой на этом этапе определяется по максимальному тарифу.

2. Повышение эффективности взаимодействия производственно-транспортного процесса при отгрузке готовой продукции связано с необходимостью применения логистического подхода, обеспечивающего чёткое разделение функций цеха на производственные и посреднические (упаковка металла, подготовка к погрузке, оформление всей документации на груз, погрузка продукции). При этом последние передаются отдельному подразделению предприятия. Однако, данный вопрос требует более детального анализа и исследований.

Перечень ссылок

1. Транспортная логистика: Учеб. для транспортных вузов. - М.: Экзамен, 2003.-512с.

2. Козловский В.А. Логистика: Конспект лекций/ В.А. Козловский, В.В. Кобзев, П.Т. Савруков /СПб гос. техн. ун-т, Чебоксарский ин-т экономики и менеджмента. - Санкт-Петербург: "Политехника", 1998.-176 с.

3. Логистика: управление в грузовых транспортно-логистических системах: Учеб. пособие -М.: Юристь, 2002.-414с.

Статья поступила 15.03.2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.