Научная статья на тему 'ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ХАБ (ТЛЦ), КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ РЕГИОНА'

ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ХАБ (ТЛЦ), КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1790
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ / ТРАНСПОРТНАЯ ОТРАСЛЬ / РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ХАБ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анисимов Н.А., Шкарина Т.Ю.

В целях оптимизации базовых критериев построения логистических хабов в статье рассмотрен отечественный и зарубежный опыт функционирования транспортно-логистических центров (хабов), в том числе при совмещении разных видов транспорта - железнодорожный, автомобильный, водный и воздушный. Рассмотрены особенности функционирования логистических хабов при управлении частными инвесторами и государством. Дана характеристика системы строительства и структуры логистического хаба. Систематизированы подразделения, которые должны быть включены в типовой транспортно-логистический центр. Систематизированы требования для создания транспортно-логистического центра в регионах и принципы их функционирования. Выделены приоритетные направления развития транспортно-логистической системы региона и связь транспортно-логистического центра. Отражена связь логистики региона с ее экономикой. Определены главные источники финансирования подобных проектов в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Анисимов Н.А., Шкарина Т.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGISTIC HUB (TLC) AS THE BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF THE REGION

To optimize the basic criteria for the construction of logistics HUBS, the article considers the domestic and foreign experience of the operation of transport and logistics centers (HUBS), including when combining different modes of transport - rail, road, water and air. Peculiarities of functioning of logistics HUBS in management of private investors and the state are considered. The description of the construction system and the structure of the logistics hub is given. The subdivisions that should be included in the standard transportation and logistics center are systematized. The requirements for the creation of a transport and logistics center in the regions and the principles of their functioning are systematized. Priority directions of development of transport and logistics system of the region and communication of transport and logistics center are highlighted. The connection of the region's logistics with its economy is reflected. The main sources of financing for such projects in the Russian Federation have been identified.

Текст научной работы на тему «ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ХАБ (ТЛЦ), КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ РЕГИОНА»

Логистический хаб(ТЛЦ), как основа развития региона

Анисимов Никита Алексеевич

магистрант, Департамент инноваций Политехнического института, Дальневосточный федеральный университет, anisimov.na@dvfu.ru

Шкарина Татьяна Юрьевна

кандидат экономических наук, доцент, профессор Департамента инноваций Политехнического института, Дальневосточный федеральный университет, shkarina.tyu@dvfu.ru

В целях оптимизации базовых критериев построения логистических хабов в статье рассмотрен отечественный и зарубежный опыт функционирования транспортно-логистических центров (хабов), в том числе при совмещении разных видов транспорта - железнодорожный, автомобильный, водный и воздушный. Рассмотрены особенности функционирования логистических хабов при управлении частными инвесторами и государством. Дана характеристика системы строительства и структуры логистического хаба. Систематизированы подразделения, которые должны быть включены в типовой транспортно-логистический центр. Систематизированы требования для создания транспортно-логистического центра в регионах и принципы их функционирования. Выделены приоритетные направления развития транспортно-логистической системы региона и связь транспортно-логистического центра. Отражена связь логистики региона с ее экономикой. Определены главные источники финансирования подобных проектов в РФ. Ключевые слова: транспортно-логистические центры, транспортная отрасль, регион, региональное развитие, транспортно-логистическая система, логистический хаб.

Основная часть

Учитывая современные тенденции развития рынка логистических услуг, можно утверждать, что базовыми элементами управления товарными потоками являются логистические центры. Такие центры играют координирующую и интегрирующую роль в логистической системе обращения и транспортировки грузов.

Внедрение таких технологий вызывает необходимость создания сети накопительных и распределительных логистических ХАБов, которые выполняют функции взаимодействия между видами транспорта и организации материального распределения в экономическом регионе. Они являются базовой основой управления материальными потоками, обеспечивают взаимосвязь с отправителями, потребителями, перевозчиками, экспедиторами, а также своевременные взаиморасчеты через банки.

Именно логистический ХАБ, построенный на основе оптимальной структуры с учетом региональной специфики, может стать мощным фактором развития региона.

Региональное развитие - это режим функционирования региональной системы, который ориентирован на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым, сбалансированным и многофакторным воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциалов территории. В каждом случае под развитием обычно понимается любое прогрессивное изменение, прежде всего в экономической сфере. Это изменение может быть количественным, тогда говорят об экономическом росте. [5] Таким образом, можно сделать вывод о том, что если транспортно-логистический комплекс положительно влияет на экономические развитие, то логистический хаб может являться основой развития региона.

Логистический хаб - мультимодальный транспортно-логистический комплекс со своими складами и различными интеграциями.

см о см

со

О!

о ш т

X

<

т О X X

Рисунок 1 - макет «Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр» [6].

Данные центры объединяют на одной территории различные виды транспорта и других участников рынка транспортных и логистических услуг. Помимо простых

мультимодальных перевозок, ХАБы так же занимаются и координированием функций транспорта. Подобная форма организации транспортных услуг позволяет цен-трализировать грузовые и пассажирские потоки не только по региону, но и по стране.

Ключевую роль в деятельности логистического ХАБа играет управляющая компания, то есть, организация, которая осуществляет координацию работы и функций большого количества отраслевых, ведомственных и

корпоративных структур, функционирующих на рынке транспортно-логистических услуг. Клименко В. В своей работе подчеркивает, что управляющие компании действительно будут играть важную роль, так как они в свою очередь будут выполнять общие функции взаимодействия с инвесторами, инфраструктурой логистического ХАБа и различные информативные услуги [7, а55]. Бережная Л.Ю. в своей научной статье представила принципиальную структуру логистического центра.

Государственные и региональные власти

Серверные службы:

- бизнес-пентр; - обьеклы питания: ■ гостннииа:

- П",т:::: ветеринарного

контроля: - пункт фитосаннтарного контроля;

- центр сертификации, - центр таможенного

оформления к таможенного контроля

Вспомогательные подсистемы

Прои тводственные

помещения для сдачн н аренду

<\г шба оеюпасностн

Центр тежннческого о& |ушинани1 транспорта

Базовые подсистемы

Складские помещения

Контейнерные площадки

Офисные ацання

Руководство логистического центра

Парк автопогргстчнков

Железнодорожная станция' морская нлв речной порт

Площадки для загружн разгрузки транспорта

Земельные участки для сдачи в аренду

Автостоянка ■ 1ч транспорта

Служба

Поставщики

Компании, выполняющие поддерживают :|ь функции:

- филиалы баикоб.

- фн-'риэлы страховых

компаний:

- автозаправочная

стантшя: филиалы контейнерных

компаний: филиалы транспортных компании:

- юридические фирмы;

- консалтинговые фирмы.

Потребители

Рисунок 2 - Принципиальная структура логистического центра [8]

Подобная структура позволяет оценить роль управляющих компаний в жизненном цикле логистических ХА-Бов.

Учитывая то, что устойчивое развитие логистического ХАБа должно обеспечить повышение уровня его конкурентоспособности и капитализации, улучшения финансово-экономического состояния, обеспечение безопасности по видам транспорта, требования экономического развития должны содержать характеристики, которые бы отражали обеспечение того или иного принципа.

Однако создание и дальнейшее функционирование логистического центра должно быть ориентировано на эффективное и качественное обслуживание клиентов и перспективное развитие его в будущем с учетом требований рынка.

Неудовлетворительное состояние развития логистики в региональном аспекте негативно влияет на течение таких экономических процессов, как поставки, скорость преобразования материальных и иных логистических потоков, улучшение качественных характеристик логистических операций, доставка готовой продукции, товарооборот различных отраслей, экспорт - импорт страны, транзит. При таких условиях снижается приток инвесторов в отдельных регионах. Кроме того, ввиду отсутствия разработанных и четко сформулированных функций, которые должны выполнять логистические центры, не корректно анализировать их функционирование [3].

Особое назначение транспортно-логистических ха-бов в регионах, обеспечивающих потребности в логистическом сервисе, заключается в координирующей и интегрирующей роли в транспортно-логистической системе и транспортировке грузов. Чем обусловлена потребность в исследовании вопросов их формирования, функционирования и развития.

Главным источником финансового обеспечения должны стать поступления от государства и местного самоуправления. Эффективное функционирование центров осуществляется через обеспечение условий для оптимизации управления информационными потоками и согласования экономических интересов всех участников.

Наибольшая экономическая эффективность обеспечивается за счет комплексного логистического обслуживания, при котором центры одновременно предоставляют различный спектр логистических услуг, сокращая расходы на доставку груза. Развитие транспортно-логи-стических центров в Европе осуществляется под значительным влиянием государства, что позволяет получать соответствующие конкурентные преимущества.

На современном этапе важным элементом транс-портно-логистической системы России выступают транспортно-логистические ХАБы региона [2], которые обеспечивают внутренние и внешние потребности в логистическом сервисе, играют координирующую и интегрирующую роль в транспортно-логистической системе и транспортировке грузов. Поэтому особое внимание

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м

см

0 см

со

01

о ш т

X

3

<

т О X X

приобретает вопрос формирования, функционирования и развития транспортно-логистических ХАБов в регионах, деятельность которых будет способствовать совершенствованию организации перевозок, обеспечению комплексного обслуживания потребителей транспортных услуг, созданию условий для развития системы мульти - модальных перевозок, снижению экологической нагрузки на окружающую природную среду.

В современных условиях развитие транспортно-ло-гистической системы региона обеспечивается эффективным формированием и функционированием транс-портно-логистических центров регионального назначения.

Зарубежный опыт свидетельствует, что наибольшая экономическая эффективность обеспечивается за счет комплексного логистического обслуживания, при котором транспортно-логистические центры одновременно предоставляют различный спектр логистических услуг [1]. При этом главной задачей деятельности такого центра является сокращение расходов на доставку груза. Это, в свою очередь, позволяет снижать цены на транспортные услуги и способствует повышению их конкурентоспособности на рынке транспортно-логистической деятельности.

Европейский опыт развития транспортно-логистиче-ских центров указывает на то, что их формирование происходит под значительным влиянием государства на планирование, инвестирование и контроль деятельности транспортно-логистических центров Европы. При этом конкурентными преимуществами являются:

- выгодное географическое расположение;

- диверсификация видов и услуг логистического транспорта;

- развитая инфраструктура транспортно-логистиче-ских центров;

- новые функциональные и высокотехнологичные технологии;

- разнообразная транспортная система;

- взаимные связи между правительством и таможней;

- оперативность и максимальное упрощение процедур [4, с. 288].

Для французской модели развития транспортно-ло-гистических центров характерным является то, что ее планирование, развитие и управление осуществляется исключительно частными инвесторами, которые полностью обеспечивают создание и функционирование этих объектов инфраструктуры.

В России организованы информационные центры логистических компаний, осуществляющих мониторинг движения продукции. Следовательно, транспортно-ло-гистические центры выполняют важную задачу в обеспечении эффективного развития транспортной отрасли региона в целом. С целью оптимального выполнения логистических задач в типовой транспортно-логистический хаб целесообразно включить следующие подразделения:

- мультимодальный центр складского хранения и гру-зопереработки;

- мультимодальный контейнерный терминал с подъездными автомобильными и железнодорожными путями для приема, переработки и хранения контейнеров;

- центр грузового транспорта, в состав которого входят предприятия магистральных видов транспорта, имеющие статус и лицензию таможенного перевозчика;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- центр технического обслуживания подвижного состава транспорта, автоматизированная мойка, АЗС;

- стоянки для автотранспорта под охраной;

- консалтингово-аналитический центр службы маркетинга и рекламы;

- транспортно-экспедиторская компания;

- учебный центр подготовки и переподготовки персонала, повышения квалификации;

- центр сертификации товаров и услуг;

- центр оптово-розничной торговли и электронного маркетинга;

- страховая компания [2, с. 148].

Транспортно-логистические центры регионального

назначения выполняют функцию оперативного управления в пределах своего региона в тесной взаимосвязи с другими логистическими центрами. Для создания транс-портно-логистического хаба с целью развития региона необходимо обеспечить следующие требования:

- максимальная приближенность к рынку сбыта и крупных промышленных предприятий;

- обеспечение финансовые потоки;

- доступ подъезда транспортных средств;

- безопасность для населения региона;

- предотвращение экологической нагрузки на окружающую природную среду [1].

Эффективное функционирование транспортно-логи-стических центров осуществляется через обеспечение условий для оптимизации управления информационными потоками и согласование экономических интересов всех участников.

Выводы. Приоритетным направлением развития транспортно-логистической системы региона является формирование многофункционального транспортно-ло-гистического ХАБа. Транспортно-логистический ХАБ региона является местом концентрации грузопотоков и их распределения, выполняя при этом важные функции транспортно-логистического сервиса. Они функционируют на основе передовых логистических технологий и осуществляют управление транспортными потоками.

Литература

1. Бережная Л.Ю. Организационные аспекты формирования логистического центра по управлению потоками товаров народного потребления г. Оренбурга: монография/ Бережная Л.Ю. Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2017.— 163 с.

2. Левкин Г.Г. Основы управления логистическими процессами в закупках, производстве и распределении: учебник для СПО/ Левкин Г.Г. Саратов, Москва: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020.— 148 с.

3. Международное таможенное право в транс-портно-логистической системе перевозок грузов: научная статья/ Шведов В.Е. [и др.]. Санкт-Петербург: Интермедия, 2020.— 20 с.

4. Транспортно-логистические системы перевозки грузов: учебник для вузов/ В.Е. Шведов [и др.]. Санкт-Петербург: Интермедия, 2020.— 288 с.

5. Коваленко Е.Г. Региональная экономика и управление: Учебное пособие/ Коваленко Е.Г. - СПб. Питер, 2005. -288 с.

6. Макет «Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр» : изображение макета от компании АО «Казанский ГИПРОНИИАВИАПРОМ» Им. Б.И.Тихомирова». Режим доступа(свободный) :

https://www.gap-rt.ru/activities/design/models/smmlc/ (дата обращения 28.12.2020)

7. Клименко В. Развитие логистической инфраструктуры морского порта / В. Клименко // Логистика, 2010. - № 4. - С. 34-36.

8. Бережная Л.Ю. Формирование структуры логистического центра как основа его функционирования // Приволжский научный вестник. 2016. №8 (60).

Logistic HUB (TLC) as the basis for the development of the region

Anisimov N.A. Shkarina T.Yu.

FEFU

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10,

Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_

To optimize the basic criteria for the construction of logistics HUBS, the article considers the domestic and foreign experience of the operation of transport and logistics centers (HUBS), including when combining different modes of transport - rail, road, water and air. Peculiarities of functioning of logistics HUBS in management of private investors and the state are considered. The description of the construction system and the structure of the logistics hub is given. The subdivisions that should be included in the standard transportation and logistics center are systematized. The requirements for the creation of a transport and logistics center in the regions and the principles of their functioning are systematized. Priority directions of development of transport and logistics system of the region and communication of transport and logistics center are highlighted. The connection of the region's logistics with its economy is reflected. The main sources of financing for such projects in the Russian Federation have been identified. Keywords: transport and logistics centers, transport industry, region, regional development, transport and logistics system, logistics HUB

References

1. Berezhnaya L.Yu. Organizational aspects of the formation of a logistics

center for managing the flow of consumer goods in the city of Orenburg: monograph / Berezhnaya L.Yu. Orenburg: Orenburg State University, EBS ASV, 2017.- 163 p.

2. Levkin G.G. Fundamentals of managing logistics processes in procurement, production and distribution: a textbook for open source software / Levkin G.G. Saratov, Moscow: Vocational Education, IPR Media, 2020.— 148 p.

3. International customs law in the transport and logistics system of cargo

transportation: scientific article / Shvedov V.E. [and etc.]. St. Petersburg: Intermedia, 2020.— 20 p.

4. Transport and logistics systems for the transportation of goods: textbook

for universities / V.E. Shvedov [and others]. St. Petersburg: Intermedia, 2020.— 288 p.

5. Kovalenko E.G. Regional economy and management: Textbook /

Kovalenko E.G. - SPb. Peter, 2005. -288 p.

6. Model "Sviyazhsky interregional multimodal logistics center": the image of

the layout from the company JSC "KAZAN GIPRONIIAVIAPROM" BI Tikhomirov ". Access mode (free): https://www.gap-rt.ru/activities/design/models/smmlc/ (date of treatment 12/28/2020)

7. Klimenko V. Development of the seaport logistics infrastructure / V.

Klimenko // Logistics, 2010. - No. 4. - P. 34-36.

8. Berezhnaya L.Yu. Formation of the structure of a logistics center as the

basis of its functioning // Privolzhsky scientific bulletin. 2016. No. 8 (60).

X X О го А С.

X

го m

о

ю

2 О

м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.