УДК 124.5
А. Л. АХТУЛОВ Л. Н. АХТУЛОВА Н. А. ЧАНЧИБАДЗЕ С. В. ЛУМПОВА
Омский государственный университет путей сообщения
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,
г. Омск
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ АУТСОРСИНГ КАК ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОЦЕССА ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье рассмотрены проблемы развития логистических услуг и логистического аутсорсинга как основного направления обеспечения качества процесса цепей поставок в деятельности организации.
Ключевые слова: глобализация рынка, логистика, цепи поставок, аутсорсинг, конкурентоспособность.
Как отмечает ряд авторов [1—4], современному этапу развития логистики способствуют: во-первых, тенденции экономической глобализации и интеграции от локального до мегауровня процессов; а во-вторых, происходящая на рубеже тысячелетий (XX — XXI вв.) глобальная научно-техническая революция.
Глобализация бизнеса выражается в реализации следующих явлений [2]:
— более совершенные коммуникации и перевозка сделали физические расстояния менее значимыми, благодаря этому организации могут работать на едином, охватывающем весь мир рынке;
— происходит сокращение торговых барьеров между странами и рост международной торговли и конкуренции;
— размещение организаций происходит не по национальному принципу, а в странах и регионах с низкими затратами на производство [3].
Современный этап научно-технической революции характеризуется новыми требованиями к управлению, когда объем научных знаний и количество источников информации растут очень быстро, в результате чего технологические изменения происходят повсеместно, а затем постепенно распространяются. Т.о., как отмечает автор [4], описанные выше факторы на современном этапе предопределили следующие основные тенденции логистики:
— отсрочка, заключающаяся в том, что в распределительную систему передается почти готовая продукция, при этом ее модификация или учет последних требований потребителей откладываются до самого последнего возможного момента, что существенно снижает уровень запасов;
— перевалка, т.е. использование прямой отгрузки, что сводит в распределительных центрах к минимуму запасы и соответствующие расходы;
— массовый выпуск продукции на заказ, объединяющий выгоды массового производства с гибкостью продукции на заказ;
— прямая доставка через электронные сети передачи данных, через курьерские службы, службы экспресс-доставки посылок;
— услуга управления запасами продавцом, которая заключается в том, что поставщики управляют как собственными запасами, так и запасами, хранящимися в нижних звеньях цепи поставок, что снижает общие затраты;
— синхронизированное перемещение материалов, при котором информация о движении материальных потоках доводится до всех участников цепи поставок одновременно, что позволяет оперативно координировать перемещение материальных ресурсов [1].
За последние десять лет рынок логистических услуг в России значительно расширился и продолжает стремительно развиваться. Но логистические услуги не являются основным видом деятельности организаций-производителей продукции и по логике эффективного управления должны быть вынесены за пределы деятельности организации. Т.е. обеспечить качество логистических услуг в экономике страны, как показывает бизнес-практика всех без исключения стран с развитой рыночной инфраструктурой, способны только специализированные организации. При этом наборы логистических услуг, представляемых потребителю, постоянно пересматриваются в соответствии с все возрастающими потребностями. Эффективность цепочки поставок продукции на рынок является основным условием обеспечения конкурентоспособности организации. Конкуренты не могут снижать производственные издержки, без риска потери качества. Поэтому оста-
ется единственный способ снижения затрат — сокращение времени до реализации продукции по всей цепочке поставок. Зарубежный опыт доказывает, что реализовать современные требования к логистике способны только специализированные организации. Поэтому все большее число российских организаций-производителей и торговых сетей отказывается от самостоятельного выполнения транспортных и складских операций, концентрируясь на своем основном бизнесе, и передают их специализированным партнерам. Таким образом, логистику начинают рассматривать как инструмент достижения рыночного преимущества. В связи с этим в мировой практике аутсорсинг приобретает важное значение.
Аутсорсинг [5] представляет собой передачу функций контроля над распределением готовой продукции от производителей к специализированным фирмам.
Аутсорсинг логистики предполагает контрактную передачу частично или полностью отдельных логистических функций либо комплексных логистических бизнес-процессов внешней организации, а именно специализированной логистической организации — аутсорсеру, располагающей опытом, необходимыми ресурсами и обладающей требуемыми компетенциями (технологии, инновации, специальное оборудование, квалифицированные кадры), а также широкой инфраструктурой для выполнения соответствующих операций. Сочетание инструментов логистики и аутсорсинга создает организации необходимые условия для успешного функционирования в условиях современного рынка конкурентные преимущества. Такой подход к реализации логистических функций и бизнес-процессов приводит не только к снижению общих затрат, но и к улучшению качества обслуживания конечного потребителя, и получил название концепции логистического аутсорсинга. Т.е. концепция логистического аутсорсинга заключается в отсутствии необходимости использования собственных ресурсов для реализации логистических операций, которые доверяются внешнему партнеру.
Развитию концепции логистического аутсорситга и предпосылками передачи логистических функций третьей стороне являются факторы: глобализация мировой экономики, слияние крупных организаций, расширение географии поставок, а также общемировая тенденция к консолидации усилий на профильном бизнесе. В таких условиях организации будут активнее логистические функции передавать на аутсорсинг, что определяется следующими преимуществами такого подхода:
— уменьшение доли капитальных инвестиций за счет перехода капитальных инвестиций в логистику на внешнюю организацию, при этом доля их уменьшится за счет увеличения продаж своих услуг;
— концентрация на ключевых компетенциях за счет перекладывания на стороннюю организацию выполнение не главных функций компания может сосредоточиться на выполнении своих главных задач, что позволит усовершенствовать ключевые процессы и получить дополнительное конкурентное преимущество;
— снижение стоимости реализации бизнес-процесса за счет передачи функций внешней организации снижаются операционные издержки;
— повышение инвестиционной привлекательности компании за счет высвобождение внутренних ресурсов компании направляя их на процессы, которые в первую очередь увеличивают стоимость компании;
— снижение рисков за счет использования конкуренции на рынке исполнителя, сокращения влияния неуправляемых факторов (нехватка комплектующих), а также передача рисков, связанные с реализацией логистической функции внешней компании, при этом внешняя компания имеет возможности диверсифицировать риски благодаря большим объемам продаж своих услуг множеству различных клиентов;
— повышение конкурентоспособности за счет рационального распределения ресурсов предприятия, использования новейших технологий и инновационных продуктов, позволяющие сократить сроки разработки продукции и улучшить качество ее производства;
— повышение гибкости (обеспечение требуемой скорости адаптации к изменениям рынка) за счет внешней организации, которая быстрее реагирует на изменения потребительского спроса благодаря компетентности, что позволяет снизить длительность цикла поставок, быть более гибкими и отвечать на запросы потребителей на высоком уровне [3].
Применение аутсорсинга позволяет фирмам сконцентироваться на основной деятельности, а также значительно сократить все виды запасов продукции в производстве, снабжении и сбыте, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить себестоимость производства и затраты в дистрибуции, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей в качестве товаров и сервиса.
За последние годы практика передачи работ внешним исполнителям (аутсорсерам) приобрела в мире феноменальный размах. При этом лидирующие позиции на рынке аутсорсинга [3] занимают компании США и Европы.
В настоящее время сторонним организациям передаются следующие функции:
услуги по перевозке грузов (по железной дороге, морским и речным транспортом, а также авиаперевозки). Перевозка всегда связана с большими капитальными вложениями — нужно приобрести контейнеры, вагоны и т. д., создать инфраструктуру. Это под силу только крупным компаниям;
услуги по экспедированию грузов. Экспедитор в отличие от перевозчика оказывает дополнительные услуги: оформляет документы, выбирает маршрут. Работая с большим количеством клиентов, экспедитор получает существенные скидки на фрахт при больших объемах перевозок. Также он координирует перевозку несколькими видами транспорта, оперативно решает вопросы с перевозчиками. Если же договор заключается напрямую с перевозчиком, то все эти вопросы придется решать самостоятельно;
услуги по таможенному оформлению и хранению товаров. Руководителям предприятий, работающих с небольшими объемами, экономически невыгодно становиться таможенным брокером или покупать склад временного хранения. Поэтому небольшим компаниям в этом случае лучше использовать схему аутсорсинга;
управление закупками, упаковка, складирование, информационная поддержка. К данному виду аутсорсинга чаще всего прибегают торговые компании, имеющие разветвленные сети. Им надо поддерживать запас продукции на складе, формировать требуемые партии для обслуживания торговых центров;
комплексный аутсорсинг. В этом случае логистические компании обеспечивают продвижение товара от производителя к потребителю с минимальными затратами и требуемой скоростью.
К комплексному аутсорсингу следует прибегать в случае, если необходима не одна услуга, а вся логистическая цепочка. Обязательные условия комплексного логистического аутсорсинга — наличие единого, а также единого информационного пространства. В настоящее время логистические организации, используя обмен электронными данными и спутниковые системы, намечают курс движения, чтобы точно сообщить местонахождение транспорта с грузом и срок поставки, а использование концепции «точно-во-время» О^Ып-Уше), при которой такт поставки может быть доведен до 30 минут, такая технология становится решающей.
Таким образом, на основе вышеприведенных тенденций можно сделать вывод, что рынок логистического аутсорсинга в России, имеет большие перспективы развития, так как процессы глобализации, интеграции и кооперации, а также возрастающие запросы потребителей побуждают организации, которые хотят быть конкурентоспособными на рынке, применять логистический подход в построении бизнеса, а также использовать в своей деятельности как инструмент — логистический аутсорсинг.
Целесообразность использования логистического аутсорсинга определяется организациями-потребителями в общем случае следующими основными причинами:
— во-первых, тесная взаимосвязь организации-поставщиков и организаций-потребителей продукции с транспортными перевозками во всех звеньях цепочки создания прибавочной стоимости;
— во-вторых, возможность организации-производителя отказаться от непрофильных процессов, в частности, от логистических бизнес-процессов и функций;
— в-третьих, обеспечение гибкости, как в отношении развития деятельности самой организации, так и в отношении ее места на рынке;
— в-четвертых, использование всех преимуществ логистического подхода к управлению деятельностью без необходимости развивать собственные компетенции в сфере логистики;
— в-пятых, снижение общих и изменение структуры затрат;
— в-шестых, улучшение качества оказания услуг конечному потребителю, что положительно отражается на имидже всех организаций-участников и др.
Библиографический список
1. Алексинская, Т. В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления : учеб. пособие / Т. В. Алексинская. — Таганрог : Изд-во ТРТУ, 2005. — 121 с.
2. Аникин, Б. А. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций / Б. А. Аникин. — М. : ИНФРА-М, 2003. - 192 с.
3. Черкесов, А. Г. Аутсорсинг логистических услуг в мировой практике ведения бизнеса [Электронный ресурс] / А. Г. Черкесов. — Режим доступа: http://alcherkesov.narod.ru (дата обращения 17.08.2012).
4. Соловьёв, С. А. Основные тенденции российской логистики [Электронный ресурс] / С. А. Соловьёв. — Режим доступа: http://www.sklada.ru (дата обращения 17.08.2012 г.).
5. Гринин, Л. Е. Глобализация и национальный суверенитет / Л. Е. Гринин // История и современность. — 2005. — № 1. — С. 6 — 31.
АХТУЛОВ Алексей Леонидович, доктор технических наук, профессор (Россия), профессор кафедры «Экономика транспорта, логистика и управление качеством» Омского государственного университета путей сообщения, действительный член Международной академии авторов научных открытий и изобретений и Академии проблем качества, Почетный работник высшего профессионального образования.
АХТУЛОВА Людмила Николаевна, кандидат технических наук, доцент (Россия), профессор кафедры «Управление качеством и сертификация» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. ЧАНЧИБАДЗЕ Нателла Акакиевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление качеством и сертификация» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. ЛУМПОВА Светлана Валерьевна, старший преподаватель кафедры «Управление качеством и сертификация» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии.
Адрес для переписки: ahtulov-al1949@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 19.09.2012 г. © А. Л. Ахтулов, Л. Н. Ахтулова, Н. А. Чанчибадзе, С. В. Лумпова
Книжная полка
Социальная реабилитация : учеб. для высш. проф. образования по дисциплине «Социальная реабилитация» по направлению подгот. «Социальная работа» и специальности «Социальная работа» / под ред. Н. Ш. Валеевой. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 319 с.
Проведен анализ понятия «реабилитация»; раскрыты теоретические подходы к интерпретации данного явления. Проанализирован зарубежный и отечественный опыт реабилитации в социальной работе. Особое внимание уделено роли специалиста социальной работы в процессе реабилитации. Выделена социально-реабилитационная компетенция как фактор успешности профессиональной деятельности специалиста социальной работы. Рассмотрена специфика реабилитации отдельных социальных групп населения: инвалидов, лиц пожилого возраста, военнослужащих, наркозависимых, лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, беспризорных и безнадзорных детей, ВИЧ-инфицированных.
Предназначен для студентов, обучающихся по направлению 040100 «Социальная работа», а также для научных и практических работников сферы социальной работы и образования. Может использоваться в качестве учебника для студентов вузов социально-гуманитарных специальностей, а также в магистратуре, аспирантуре, системе повышения квалификации.