Научная статья на тему 'Логистический аутсорсинг как основное направление обеспечения качества процесса цепей поставок в деятельности организации'

Логистический аутсорсинг как основное направление обеспечения качества процесса цепей поставок в деятельности организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1072
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ РЫНКА / ЛОГИСТИКА / ЦЕПИ ПОСТАВОК / АУТСОРСИНГ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / GLOBALIZATION OF THE MARKET / LOGISTICS / CHAINS OF DELIVERIES / OUTSOURCING / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахтулов Алексей Леонидович, Ахтулова Людмила Николаевна, Чанчибадзе Нателла Акакиевна, Лумпова Светлана Валерьевна

В статье рассмотрены проблемы развития логистических услуг и логистического аутсорсинга как основного направления обеспечения качества процесса цепей поставок в деятельности организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ахтулов Алексей Леонидович, Ахтулова Людмила Николаевна, Чанчибадзе Нателла Акакиевна, Лумпова Светлана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Logistical outsourcing as the basic direction of maintenance of quality of process of chains of deliveries in activity of organization

In the article the problems of development of logistical services and logistical outsourcing as basic direction of maintenance of quality of process of circuits of deliveries in activity of the organization are considered.

Текст научной работы на тему «Логистический аутсорсинг как основное направление обеспечения качества процесса цепей поставок в деятельности организации»

УДК 124.5

А. Л. АХТУЛОВ Л. Н. АХТУЛОВА Н. А. ЧАНЧИБАДЗЕ С. В. ЛУМПОВА

Омский государственный университет путей сообщения

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

ЛОГИСТИЧЕСКИЙ АУТСОРСИНГ КАК ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОЦЕССА ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье рассмотрены проблемы развития логистических услуг и логистического аутсорсинга как основного направления обеспечения качества процесса цепей поставок в деятельности организации.

Ключевые слова: глобализация рынка, логистика, цепи поставок, аутсорсинг, конкурентоспособность.

Как отмечает ряд авторов [1—4], современному этапу развития логистики способствуют: во-первых, тенденции экономической глобализации и интеграции от локального до мегауровня процессов; а во-вторых, происходящая на рубеже тысячелетий (XX — XXI вв.) глобальная научно-техническая революция.

Глобализация бизнеса выражается в реализации следующих явлений [2]:

— более совершенные коммуникации и перевозка сделали физические расстояния менее значимыми, благодаря этому организации могут работать на едином, охватывающем весь мир рынке;

— происходит сокращение торговых барьеров между странами и рост международной торговли и конкуренции;

— размещение организаций происходит не по национальному принципу, а в странах и регионах с низкими затратами на производство [3].

Современный этап научно-технической революции характеризуется новыми требованиями к управлению, когда объем научных знаний и количество источников информации растут очень быстро, в результате чего технологические изменения происходят повсеместно, а затем постепенно распространяются. Т.о., как отмечает автор [4], описанные выше факторы на современном этапе предопределили следующие основные тенденции логистики:

— отсрочка, заключающаяся в том, что в распределительную систему передается почти готовая продукция, при этом ее модификация или учет последних требований потребителей откладываются до самого последнего возможного момента, что существенно снижает уровень запасов;

— перевалка, т.е. использование прямой отгрузки, что сводит в распределительных центрах к минимуму запасы и соответствующие расходы;

— массовый выпуск продукции на заказ, объединяющий выгоды массового производства с гибкостью продукции на заказ;

— прямая доставка через электронные сети передачи данных, через курьерские службы, службы экспресс-доставки посылок;

— услуга управления запасами продавцом, которая заключается в том, что поставщики управляют как собственными запасами, так и запасами, хранящимися в нижних звеньях цепи поставок, что снижает общие затраты;

— синхронизированное перемещение материалов, при котором информация о движении материальных потоках доводится до всех участников цепи поставок одновременно, что позволяет оперативно координировать перемещение материальных ресурсов [1].

За последние десять лет рынок логистических услуг в России значительно расширился и продолжает стремительно развиваться. Но логистические услуги не являются основным видом деятельности организаций-производителей продукции и по логике эффективного управления должны быть вынесены за пределы деятельности организации. Т.е. обеспечить качество логистических услуг в экономике страны, как показывает бизнес-практика всех без исключения стран с развитой рыночной инфраструктурой, способны только специализированные организации. При этом наборы логистических услуг, представляемых потребителю, постоянно пересматриваются в соответствии с все возрастающими потребностями. Эффективность цепочки поставок продукции на рынок является основным условием обеспечения конкурентоспособности организации. Конкуренты не могут снижать производственные издержки, без риска потери качества. Поэтому оста-

ется единственный способ снижения затрат — сокращение времени до реализации продукции по всей цепочке поставок. Зарубежный опыт доказывает, что реализовать современные требования к логистике способны только специализированные организации. Поэтому все большее число российских организаций-производителей и торговых сетей отказывается от самостоятельного выполнения транспортных и складских операций, концентрируясь на своем основном бизнесе, и передают их специализированным партнерам. Таким образом, логистику начинают рассматривать как инструмент достижения рыночного преимущества. В связи с этим в мировой практике аутсорсинг приобретает важное значение.

Аутсорсинг [5] представляет собой передачу функций контроля над распределением готовой продукции от производителей к специализированным фирмам.

Аутсорсинг логистики предполагает контрактную передачу частично или полностью отдельных логистических функций либо комплексных логистических бизнес-процессов внешней организации, а именно специализированной логистической организации — аутсорсеру, располагающей опытом, необходимыми ресурсами и обладающей требуемыми компетенциями (технологии, инновации, специальное оборудование, квалифицированные кадры), а также широкой инфраструктурой для выполнения соответствующих операций. Сочетание инструментов логистики и аутсорсинга создает организации необходимые условия для успешного функционирования в условиях современного рынка конкурентные преимущества. Такой подход к реализации логистических функций и бизнес-процессов приводит не только к снижению общих затрат, но и к улучшению качества обслуживания конечного потребителя, и получил название концепции логистического аутсорсинга. Т.е. концепция логистического аутсорсинга заключается в отсутствии необходимости использования собственных ресурсов для реализации логистических операций, которые доверяются внешнему партнеру.

Развитию концепции логистического аутсорситга и предпосылками передачи логистических функций третьей стороне являются факторы: глобализация мировой экономики, слияние крупных организаций, расширение географии поставок, а также общемировая тенденция к консолидации усилий на профильном бизнесе. В таких условиях организации будут активнее логистические функции передавать на аутсорсинг, что определяется следующими преимуществами такого подхода:

— уменьшение доли капитальных инвестиций за счет перехода капитальных инвестиций в логистику на внешнюю организацию, при этом доля их уменьшится за счет увеличения продаж своих услуг;

— концентрация на ключевых компетенциях за счет перекладывания на стороннюю организацию выполнение не главных функций компания может сосредоточиться на выполнении своих главных задач, что позволит усовершенствовать ключевые процессы и получить дополнительное конкурентное преимущество;

— снижение стоимости реализации бизнес-процесса за счет передачи функций внешней организации снижаются операционные издержки;

— повышение инвестиционной привлекательности компании за счет высвобождение внутренних ресурсов компании направляя их на процессы, которые в первую очередь увеличивают стоимость компании;

— снижение рисков за счет использования конкуренции на рынке исполнителя, сокращения влияния неуправляемых факторов (нехватка комплектующих), а также передача рисков, связанные с реализацией логистической функции внешней компании, при этом внешняя компания имеет возможности диверсифицировать риски благодаря большим объемам продаж своих услуг множеству различных клиентов;

— повышение конкурентоспособности за счет рационального распределения ресурсов предприятия, использования новейших технологий и инновационных продуктов, позволяющие сократить сроки разработки продукции и улучшить качество ее производства;

— повышение гибкости (обеспечение требуемой скорости адаптации к изменениям рынка) за счет внешней организации, которая быстрее реагирует на изменения потребительского спроса благодаря компетентности, что позволяет снизить длительность цикла поставок, быть более гибкими и отвечать на запросы потребителей на высоком уровне [3].

Применение аутсорсинга позволяет фирмам сконцентироваться на основной деятельности, а также значительно сократить все виды запасов продукции в производстве, снабжении и сбыте, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить себестоимость производства и затраты в дистрибуции, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей в качестве товаров и сервиса.

За последние годы практика передачи работ внешним исполнителям (аутсорсерам) приобрела в мире феноменальный размах. При этом лидирующие позиции на рынке аутсорсинга [3] занимают компании США и Европы.

В настоящее время сторонним организациям передаются следующие функции:

услуги по перевозке грузов (по железной дороге, морским и речным транспортом, а также авиаперевозки). Перевозка всегда связана с большими капитальными вложениями — нужно приобрести контейнеры, вагоны и т. д., создать инфраструктуру. Это под силу только крупным компаниям;

услуги по экспедированию грузов. Экспедитор в отличие от перевозчика оказывает дополнительные услуги: оформляет документы, выбирает маршрут. Работая с большим количеством клиентов, экспедитор получает существенные скидки на фрахт при больших объемах перевозок. Также он координирует перевозку несколькими видами транспорта, оперативно решает вопросы с перевозчиками. Если же договор заключается напрямую с перевозчиком, то все эти вопросы придется решать самостоятельно;

услуги по таможенному оформлению и хранению товаров. Руководителям предприятий, работающих с небольшими объемами, экономически невыгодно становиться таможенным брокером или покупать склад временного хранения. Поэтому небольшим компаниям в этом случае лучше использовать схему аутсорсинга;

управление закупками, упаковка, складирование, информационная поддержка. К данному виду аутсорсинга чаще всего прибегают торговые компании, имеющие разветвленные сети. Им надо поддерживать запас продукции на складе, формировать требуемые партии для обслуживания торговых центров;

комплексный аутсорсинг. В этом случае логистические компании обеспечивают продвижение товара от производителя к потребителю с минимальными затратами и требуемой скоростью.

К комплексному аутсорсингу следует прибегать в случае, если необходима не одна услуга, а вся логистическая цепочка. Обязательные условия комплексного логистического аутсорсинга — наличие единого, а также единого информационного пространства. В настоящее время логистические организации, используя обмен электронными данными и спутниковые системы, намечают курс движения, чтобы точно сообщить местонахождение транспорта с грузом и срок поставки, а использование концепции «точно-во-время» О^Ып-Уше), при которой такт поставки может быть доведен до 30 минут, такая технология становится решающей.

Таким образом, на основе вышеприведенных тенденций можно сделать вывод, что рынок логистического аутсорсинга в России, имеет большие перспективы развития, так как процессы глобализации, интеграции и кооперации, а также возрастающие запросы потребителей побуждают организации, которые хотят быть конкурентоспособными на рынке, применять логистический подход в построении бизнеса, а также использовать в своей деятельности как инструмент — логистический аутсорсинг.

Целесообразность использования логистического аутсорсинга определяется организациями-потребителями в общем случае следующими основными причинами:

— во-первых, тесная взаимосвязь организации-поставщиков и организаций-потребителей продукции с транспортными перевозками во всех звеньях цепочки создания прибавочной стоимости;

— во-вторых, возможность организации-производителя отказаться от непрофильных процессов, в частности, от логистических бизнес-процессов и функций;

— в-третьих, обеспечение гибкости, как в отношении развития деятельности самой организации, так и в отношении ее места на рынке;

— в-четвертых, использование всех преимуществ логистического подхода к управлению деятельностью без необходимости развивать собственные компетенции в сфере логистики;

— в-пятых, снижение общих и изменение структуры затрат;

— в-шестых, улучшение качества оказания услуг конечному потребителю, что положительно отражается на имидже всех организаций-участников и др.

Библиографический список

1. Алексинская, Т. В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления : учеб. пособие / Т. В. Алексинская. — Таганрог : Изд-во ТРТУ, 2005. — 121 с.

2. Аникин, Б. А. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций / Б. А. Аникин. — М. : ИНФРА-М, 2003. - 192 с.

3. Черкесов, А. Г. Аутсорсинг логистических услуг в мировой практике ведения бизнеса [Электронный ресурс] / А. Г. Черкесов. — Режим доступа: http://alcherkesov.narod.ru (дата обращения 17.08.2012).

4. Соловьёв, С. А. Основные тенденции российской логистики [Электронный ресурс] / С. А. Соловьёв. — Режим доступа: http://www.sklada.ru (дата обращения 17.08.2012 г.).

5. Гринин, Л. Е. Глобализация и национальный суверенитет / Л. Е. Гринин // История и современность. — 2005. — № 1. — С. 6 — 31.

АХТУЛОВ Алексей Леонидович, доктор технических наук, профессор (Россия), профессор кафедры «Экономика транспорта, логистика и управление качеством» Омского государственного университета путей сообщения, действительный член Международной академии авторов научных открытий и изобретений и Академии проблем качества, Почетный работник высшего профессионального образования.

АХТУЛОВА Людмила Николаевна, кандидат технических наук, доцент (Россия), профессор кафедры «Управление качеством и сертификация» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. ЧАНЧИБАДЗЕ Нателла Акакиевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление качеством и сертификация» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. ЛУМПОВА Светлана Валерьевна, старший преподаватель кафедры «Управление качеством и сертификация» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии.

Адрес для переписки: ahtulov-al1949@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 19.09.2012 г. © А. Л. Ахтулов, Л. Н. Ахтулова, Н. А. Чанчибадзе, С. В. Лумпова

Книжная полка

Социальная реабилитация : учеб. для высш. проф. образования по дисциплине «Социальная реабилитация» по направлению подгот. «Социальная работа» и специальности «Социальная работа» / под ред. Н. Ш. Валеевой. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 319 с.

Проведен анализ понятия «реабилитация»; раскрыты теоретические подходы к интерпретации данного явления. Проанализирован зарубежный и отечественный опыт реабилитации в социальной работе. Особое внимание уделено роли специалиста социальной работы в процессе реабилитации. Выделена социально-реабилитационная компетенция как фактор успешности профессиональной деятельности специалиста социальной работы. Рассмотрена специфика реабилитации отдельных социальных групп населения: инвалидов, лиц пожилого возраста, военнослужащих, наркозависимых, лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, беспризорных и безнадзорных детей, ВИЧ-инфицированных.

Предназначен для студентов, обучающихся по направлению 040100 «Социальная работа», а также для научных и практических работников сферы социальной работы и образования. Может использоваться в качестве учебника для студентов вузов социально-гуманитарных специальностей, а также в магистратуре, аспирантуре, системе повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.