Научная статья на тему 'Логистические возможности г. Рязани и Рязанской области'

Логистические возможности г. Рязани и Рязанской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
341
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / Г. РЯЗАНЬ / РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / LOGISTICS / LOGISTIC INFRASTRUCTURE / FREIGHT TRANSPORTATION / PASSENGER TRAFFIC / RYAZAN / RYAZAN REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ездакова А. О.

Данная статья посвящена анализу территориального и ресурсного потенциала г. Рязани и Рязанской области, составляющего возможности для развития на территории логистических комплексов. Выявляются преимущества, которые может дать территории развитая логистическая система.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Logistic possibilities of the city of Ryazan and Ryazan region

This article is devoted to the analysis of territorial and resource capacity of Ryazan and the Ryazan region, making opportunities for development in the territory of logistic complexes. Advantages which the developed logistic system can give territories come to light.

Текст научной работы на тему «Логистические возможности г. Рязани и Рязанской области»

Новый университет. 2014. № 7-8(41-42)

ISSN 2221-7347

СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД

УДК 339

А.О. Ездакова

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ Г. РЯЗАНИ И РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Данная статья посвящена анализу территориального и ресурсного потенциала г. Рязани и Рязанской области, составляющего возможности для развития на территории логистических комплексов. Выявляются преимущества, которые может дать территории развитая логистическая система.

Ключевые слова: логистика, логистическая инфраструктура, грузовые перевозки, пассажирские перевозки, г. Рязань, Рязанская область.

Предмет логистики очень сложен и неоднороден. Идеи логистики являются новыми для многих российских предпринимателей, менеджеров. Если рассмотреть в совокупности круг проблем, которые затрагивает логистика, то общим для них будут вопросы управления материальными и соответствующими им информационными потоками.

Актуальность логистики на сегодняшний день обусловлена несколькими факторами: экономическими, организационно-экономическими, информационными, техническими, государственной поддержкой процессов товародвижения. [1] Собственно производство товара занимает лишь 2% суммарного времени, а транспортировка - 5%. [2]

Высокая актуальность внедрения логистики связана с расширением в нашей стране товарно-денежных отношений, с увеличением хозяйственных связей между предприятиями, с развитием производственной инфраструктуры и расширением хозяйственной самостоятельности предприятий и организаций.

Цель: выявление логистических возможностей и потенциала развития логистики в МО г. Рязань и Рязанской области.

Задачи:

1. Определить, каковы ресурсы для развития логистической сферы в МО г. Рязань и Рязанской области;

2. Рассмотреть проекты по развитию логистики в МО г. Рязань и Рязанской области;

3. Выявить преимущества, которые даст внедрение логистики в МО г. Рязань и Рязанской области.

© Ездакова А.О., 2014.

DOI: 10.15350/2221-7347.2014.7-8.0018

92

ISSN 2221-7347

Экономика и право

Г. Рязань - административный центр Рязанской области, крупный железнодорожный, автомобильный и водный узел.

Вблизи города находятся два аэродрома: гражданский Турлатово и военный Дягилево. Рязанская область располагает всеми видами транспорта, размещение и структура транспортных коммуникаций в целом отвечают транспортно-экономическим связям области. Железнодорожный транспорт представлен двумя важнейшими ветками - Транссибирской магистралью и двумя линиями на Кавказские железные дороги. По территории проходят 2 автомобильные дороги федерального значения - автомагистрали М5 «Урал» и М6 «Каспий». Основные автомобильные узлы - Рязань, Шацк, Касимов. Рязань с городами России связывают два автовокзала, обслуживающие северное и южное маршрутные направления.

Сегодня грузовые перевозки занимают большую часть работы речного транспорта. Основные объемы перевозок выполняют ЗАО «Речной порт» (г. Рязань) и ООО «Порт Касимов». Указанные предприятия располагают транспортным флотом и другими плавсредствами в количестве 88 единиц.. Основная водная артерия - Ока - непосредственно соединяет Рязанскую область с Московской, Владимирской, Нижегородской областями.

В настоящее время Минтрансом Рязанской области прорабатываются вопросы по активизации судоходства на реке Оке и увеличению роли речного транспорта в обеспечении экономики региона. В рамках федеральной целевой программы развития транспортной системы России на 2010-2015 годы завершены проектные работы по реконструкции гидроузла Кузьминск. Губернатором Олегом Ковалевым было проведено рабочее совещание по вопросу строительства гидроузла. В совещании приняли участие руководители профильных министерств и ведомств, ФГУП «Канал имени Москвы», который будет проводить работы. Как отмечает Губернатор, для Рязанской области объект имеет большое значение с точки зрения организации судоходства от Кузьминского до Москвы. В целом, работа гидроузла стабилизирует судоходство на Оке вверх по течению от этого объекта.

Особое внимание уделяется эффективности работы региональных властей по обеспечению доступа российской сельскохозяйственной и рыбной продукции на розничные рынки. Речь, в частности, о вопросах прямого доступа сельскохозяйственных товаров на рынки крупных городов, расширении межрегионального взаимодействия и географии поставок продукции, модернизации торговой и логистической инфраструктуры.

Мною были рассмотрены следующие проекты по развитию логистики в г. Рязань и Рязанской области.

>В 2010 г. рассматривался проект по созданию логистического центра. На одной из пресс-конференций Губернатор области заявил, что необходимо создать логистический центр, который даст возможность завозить продукцию, не производящуюся в Рязанской области, а товары, которые есть в регионе, перемещать в рамках самой сети в другие регионы.

12 июня 2010 года Губернатор Рязанской области Олег Ковалев в сопровождении членов областного Правительства совершил рабочую поездку по главной водной артерии региона -реке Оке с остановками в Вышгороде (Рязанский район) и Срезнево (Шиловский район). Основной целью данной поездки являлась необходимость изучить возможности развития судоходства в Рязанской области. В ходе поездки губернатор отметил, что прибрежная территория у села Вышгород рассматривается как перспективное место для развития портового хозяйства и создания мощного логистического центра, так как оно имеет высокую близость к железной дороге, федеральной автомобильной трассе М-5 «Москва - Челябинск», областному центру. Важным также является наличие необходимых мощностей по энергетике, создающее хорошие возможности для развития как грузового, так и пассажирского транспорта.

Как сказал министр автомобильных дорог Шаукат Ахметов, все необходимые исследования для определения точного места размещения центра уже ведутся. Этот логистический центр может стать удобным и востребованным пунктом для хранения и перераспределения грузов, прежде всего быстрозамороженных продуктов, доставляющихся в Центральную Россию из Астрахани и Волгограда. Также Губернатор упомянул, что на Оке в

93

Новый университет. 2014. № 7-8(41-42)

ISSN 2221-7347

Шилове идет строительство дамбы, эксплуатация которой позволит активнее развивать строительство.

Долгое время о продвижении проекта не было ничего известно, однако на данный момент вновь начинают думать о его дальнейшем развитии, а также ведутся необходимые исследования.

> 23 марта 2010 года в здании регионального Правительства состоялась презентация проекта испанской фирмы Vizcaino International SA по строительству в Рязанской области складов для хранения охлажденных и замороженных продуктов общей площадью более 62 тыс. куб. м., а также речного порта в районе села Вышгород. В России испанская компания уже работает в Великом Новгороде и Астрахани. Рязань же рассматривается в качестве транзита между северными и южными регионами европейской территории Российской Федерации. В обсуждении принял участие Губернатор Олег Ковалев.

Vizcaino International SA входит в число мировых лидеров по изготовлению и монтажу морозильных витрин, камер холодильно-морозильных, обдования для промышленного холода и др. В России фирма сотрудничает с Новгородской и Астраханской областями, а Рязань рассматривается в качестве транзита между северными и южными регионами. Внедрение портовых сооружений в Вышгороде осуществляется для водных перевозок. Проект (планируется, что в нём примут участие 16 регионов России) начал реализовываться в Новгородской и Астраханской областях, и одной из его задач является восстановление судоходства по рекам Волга, Нева, Дон и Ока. Если бы Рязанская и Ростовская области заключили договор о сотрудничестве, это позволило бы выйти на Азовский бассейн, и Рязанский регион стал бы транзитным при доставке продукции с юга в Москву и Московскую область.[3]

Vizcaino Internacional SA предложила реализовать этот инвестиционный проект с объемом инвестиций 40 945 000 евро, указав, что максимальный срок окупаемости проекта 6-7 лет, а строительство займет 18 месяцев.

По словам генерального директора «Ramon Vizcaino International SA» Хавиера Эстебана Редондо - в комплект проекта входит информационная система, которая контролирует, регистрирует и полностью управляет всеми процессами в холодильном терминале, контролирует температуру внутри камер. Это осуществляется через модемную связь, всё это может быть подключено к центральной информационной системе в Испании, чтобы ещё более оперативно реагировать на любые отклонения от нормального режима. Также Хавиер Эстебан Редондо заявил, что в результате использования таких терминалов внутренний валовой продукт Рязанской области мог бы вырасти на 84 миллионов евро.[3]

> Есть информация, что в 2009 году ЗАО «Окская птицефабрика» начала строительство современного логистического центра, который полностью отвечает деловому духу времени, потребностям производства, усилению наших позиций на рынке производителей свежей продукции. Основная задача - максимально сократить время пути продукции до потребителя.

> На юге Рязанской области встречаются участки чернозема, наиболее благоприятного для развития растениеводства. Земля региона больше подходит для развития молочного скотоводства. Здесь уместно упомянуть о сельскохозяйственной логистике. В рамках развития АПК логичным будет размещение складов готовой продукции, птицефабрик и свинарников вблизи городской черты, чтобы доставлять готовую продукцию до получателя в кратчайшие сроки.

Строительство складов в Рязани и области для сельскохозяйственной продукции осуществляется за счет привлечения частных инвестиций, или в рамках программ по сооружению новых АПК. Но все они носят точечный характер. Сегодня существует проект промышленного развития региона, согласно которому наиболее интересны частным инвесторам и администрации сельскохозяйственные логистические комплексы, а после уже новые фирмы и заводы.

Также в Рязанской области расположены некоторые логистические компании.

1. ООО «Рельеф-центр» (г. Рязань, ул. Зафабричная, 14)

2. ОАО «Хладокомбинат Рязанский» (ул. 14-я Линия, д. 2)

3. ОАО «РЯЗАНЬЭЛЕВАТОР» (П Элеватор, Д 3)

94

ISSN 2221-7347

Экономика и право

4. ОАО «РЫБНОЕХЛЕБОПРОДУКТ» (г. Рыбное, ул. Заготовительная, Д 3 А)

5. «Актив Логистик»

6. Складской комплекс Логуc (Рязанская обл., г. Рязань, Ряжское шоссе-20, трасса М5, 190-й км. Складской комплекс расположен на первой линии федеральной автодороги.

Таким образом, в области и самом городе существуют все ресурсы для развития логистической сферы. Здесь необходимо расширять сферу транспортной логистики, т.к. территория является крупным транспортным узлом. Важным также является укрепление сферы складской логистики, так как в городе и области хорошо развиты машиностроение, сельское хозяйство.

Разумным, на мой взгляд, будет развитие в области логистической системы пассажирских перевозок, которая будет включать обслуживание пассажиров до поездки, во время нее и после, а именно: помощь в планировании поездки, обеспечение комфортного передвижения от пункта к пункту, непосредственная доставка пассажиров, помощь в пересадке на другой вид транспорта на месте высадки. Логистическая система пассажирских перевозок позволит:

- осуществлять пригородные, городские междугородние перевозки;

- оказывать сопутствующие услуги, например, страхование;

- организовать культурно-бытовое обслуживание населения, включающее продажу билетов и справочное обеспечение;

- осуществлять контроль и управление пассажиропотоками и перевозками.

На основе изученной информации, я выделила следующий примерный район в Рязанской области с центрами в МО г. Рязань, МО г. Рыбное, МО пгт. Шилово, МО г. Кораблино, где можно активно развивать разные виды логистики.

Рис. Район развития логистической сферы в МО г. Рязань и Рязанской области

Расширение и развитие логистической сферы на исследуемой территории позволит:

— повысить ее конкурентоспособность;

— уменьшить транспортные расходы, т.к. оптимизируются маршруты движения транспорта, сокращаются холостые пробеги транспорта и улучшаются другие показатели использования транспорта;

95

Новый университет. 2014. № 7-8(41-42)

ISSN 2221-7347

— сократить время доставки груза от поставщика до потребителя, что увеличит удовлетворенность потребителей, а также их число;

— оптимизировать материальные потоки, усовершенствовать организацию материалопроводящей системы, а следовательно сократить затраты ручного труда и расходы на операции с грузом;

— повысить привлекательность г. Рязань и Рязанской области как сотрудника для иных территорий.

«Логистика есть, была и будет - можем только обучаться ее использованию с целью обеспечения себе преимуществ в ведении бизнеса. Если будем использовать ее технологии, никакие наши желания не покажутся нам трудными, поскольку за нами будет большая сила» [4] -это принцип, которому следуют во всем мире.

По нашему мнению, Рязанской области стоит придерживаться данного принципа. Тогда развитие области продвинется вперед, а ее экономический потенциал вырастет, что повысит статус г. Рязань и Рязанской области как крупного культурного, экономического, политического и промышленного центра.

Библиографический список:

1. Гаджинский А.М. «Логистика»: учебник. 20-е изд. - М: «Дашков и К°», 2012 г. - 484 с.

2. Скоробогатова Т.Н. «Логистика»: учебное пособие 2-е изд.- Симферополь: ООО «ДиАйПи», 2005. - 116 с.

3. Информационное агентство «МЕДИАРЯЗАНЬ» [Электронный ресурс]. URL: http://mediaryazan.ru (дата обращения: 22.06.2014).

4. Российская академия логистики. Практический курс по логистике в Сочи [Электронный ресурс]. URL: http://logistics-education.ru (дата обращения: 19.06.2014).

Статья поступила в редакцию 30.06.2014.

ЕЗДАКОВА Анастасия Олеговна - выпускник Рязанского государственного радиотехнического университета, менеджер в сфере государственного и муниципального управления.

UDC 339

A.O. Ezdakova

LOGISTIC POSSIBILITIES OF THE CITY OF RYAZAN AND RYAZAN REGION

This article is devoted to the analysis of territorial and resource capacity of Ryazan and the Ryazan region, making opportunities for development in the territory of logistic complexes. Advantages which the developed logistic system can give territories come to light.

Keywords: logistics, logistic infrastructure, freight transportation, passenger traffic, Ryazan, Ryazan

region.

96

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.