Научная статья на тему 'Логистические стратегии, ориентированные на реактивность'

Логистические стратегии, ориентированные на реактивность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
386
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАЛАНС "РЕАКТИВНОСТЬ/ ЭФФЕКТИВНОСТЬ" / ВЫСТРАИВАНИЕ ЦЕПОЧКИ ПОСТАВОК / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ СООТВЕТСТВИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛОГИСТИКИ / THE BALANCE OF "REACTIVITY / EFFECTIVENESS" / BUILDING SUPPLY CHAIN / LOGISTICS EFFICIENCY / LOGISTICS STRATEGY / STRATEGIC FIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костенко Павел Михайлович, Миненкова Юлия Александровна, Карпова Наталья Петровна

В статье подробно рассматривается сущность логистических стратегий, ориентированных на реактивность. Проводятся анализ и выявление ключевых факторов стратегического соответствия логистической стратегии условиям ведения бизнеса в различных сегментах рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Костенко Павел Михайлович, Миненкова Юлия Александровна, Карпова Наталья Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper characterizes the Responsible Supply Chain. The authors give analysis and identification of the key factors in strategic alignment sourcing business conditions in different market segments.

Текст научной работы на тему «Логистические стратегии, ориентированные на реактивность»

КОНЦЕПТ

Костенко П. М., Миненкова Ю. А., Карпова Н. П. Логистические стратегии, ориентированные на реактивность // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). ART 15026. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-

^ээбБ'-ймгзо26!^^' - Г°С' Р6Г' Эл № ФС 77" ДОТ 15026 УДК 332.13 ' " '

Костенко Павел Михайлович,

студент IV курса направления «Логистика» ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет», г. Самара kostenkopaul@mail.ru

Миненкова Юлия Александровна,

студентка V курса направления «Логистика» ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет», г. Самара Juliaminenkova@mail.ru

Карпова Наталья Петровна,

доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга и логистики ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет», г. Самара natk08@rambler.ru

Логистические стратегии, ориентированные на реактивность

Аннотация. В статье подробно рассматривается сущность логистических стратегий, ориентированных на реактивность. Проводятся анализ и выявление ключевых факторов стратегического соответствия логистической стратегии условиям ведения бизнеса в различных сегментах рынка.

Ключевые слова: логистические стратегии, эффективность логистики, выстраивание цепочки поставок, стратегическое соответствие, баланс «реактивность/эффективность ». Раздел: (04) экономика.

Конкурентная логистическая стратегия определяет нужды внутренних и внешних потребителей, которые должны быть удовлетворены посредством получения продуктов/услуг, продвигаемых по цепи поставок. Далее необходимо определить необходимые производственные и логистические мощности, выявить ключевые бизнес-процессы, спроектировать структуру логистической сети, подходящую для работы на данном сегменте рынка.

Характер спроса в каждом сегменте рынка может серьезно отличаться в зависимости от допустимого времени реакции на заказ потребителя, разнообразия требуемых продуктов, требуемого уровня сервиса, цены продукта, желаемого уровня новизны (инноваций в продукте) и т. д. Следовательно, методы обслуживания, в первую очередь логистического, также будут существенно отличаться от выбранного сегмента рынка. Таким образом, выявление, понимание и достижение через реализацию логистической стратегии необходимых для каждого сегмента рынка показателей логистического обслуживания есть залог высокой конкурентоспособности фирмы.

Анализ литературы и практики в области логистики позволяет говорить о существовании базовых конфигураций логистических цепей (моделей цепей поставок), применяемых в тех или иных сегментах ранка. В общем виде различают:

- цепи поставок, ориентированные на обеспечение эффективности;

- цепи поставок для обеспечения гибкой и быстрой реакции на условия рынка, т. е. реактивности.

Как известно, одной из главных задач при проектировании логистической цепи является нахождение баланса между общими издержками и степенью удовлетворения клиентов качеством сервиса, известного также как баланс «реактивность/эффективность».

f\j ■Л f\j

ART 15026

научно-методический электронный журнал

УДК 332.13

Костенко П. М., Миненкова Ю. А., Карпова Н. П. Логистические стратегии, ориентированные на реактивность // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). -ART 15026. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15026.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Реактивность цепи поставок есть способность к быстрому реагированию на изменения условий внешний среды:

- реагирование на требуемую рынком широту и глубину ассортимента;

- готовность к сокращению времени выполнения заказа;

- управление неопределённостью снабжения;

- поддержание высокого уровня сервиса.

Эффективность цепи поставок определяется суммарными затратами в цепи поставок от разработки продукта до его доставки конечному потребителю и послепродажного сервиса.

В общем случае два данных подхода являются взаимоисключающими, так как рост реактивности (качества сервиса) ведет к росту затрат, а снижение затрат - к падению качества обслуживания. Таким образом, компания стремится либо снизить издержки, либо повысить сервис. Однако на практике уровень сервиса должен устраивать клиента, а объем затрат - гарантировать запланированную доходность от осуществления логистической деятельности.

Таким образом, при формулировании логистической стратегии упор делается на один из подходов, а второй подход выступает как ограничение. Дальнейшее конфигурирование и выстраивание цепи поставок основывается на ключевом стратегическом выборе в сторону эффективности или реактивности.

Компаниям, действующим в рыночных сегментах, для которых характерна высокая неопределенность спроса и в которых издержки, вызванные этой неопределенностью, также высоки, при построении свой логистической цепи следует ориентироваться на один из следующих типов: «гибкий», «быстро перенастраивающийся» и «выстроенный под клиента». Для этих типов цепей поставок характерно наличие излишних мощностей как ответ на высокую вариативность спроса.

Рассмотрим подробнее основные типы цепей поставок, ориентированных на реактивность.

«Быстро перенастраивающийся» тип

«Быстро перенастраивающийся» тип цепей поставок подходит для компаний, производящих каждый продукт под заказ по индивидуальной спецификации для каждого клиента. Компании, использующие данный тип, как правило, работают в сегментах рынка с непрогнозируемым спросом, а потому не запасают продукцию на складе, а производят каждый новый продукт лишь с поступлением заказа, так как в противном случае процент неликвидов может быть очень высок.

И как результат, основным фактором конкурентоспособности является способность быстро перенастроить цепочку поставок таким образом, чтобы произвести и поставить продукт в требуемом количестве и/или в сроки более короткие, чем те, которых можно добиться, используя другие модели. Способность к быстрой переналадке прямо пропорциональна наличию излишних мощностей. В общем случае использование данной модели цепи поставок невозможно без наличия излишних мощностей.

Если компания собирается использовать данную модель, то ей необходимо иметь излишние мощности в цепи поставок (производственные, логистические), а также уметь производить мелкие партии с оптимальными издержками.

Для того чтобы данный тип цепочки функционировал успешно, необходимо соблюдение следующих условий:

- Для того чтобы сократить время выполнения заказа, необходимо в максимальной мере унифицировать материалы и компоненты, используемые для производства продукции, и всегда иметь запасы таких материалов и компонентов.

IM IM

ART 15026

научно-методический электронный журнал

УДК 332.13

Костенко П. М., Миненкова Ю. А., Карпова Н. П. Логистические стратегии, ориентированные на реактивность // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). -ART 15026. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15026.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

- Клиенты, спрос которых более стабилен, должны получать бонусы в виде скидок для того, чтобы избежать их переключения на конкурентов, использующих «эффективный» тип цепей поставок. Однако клиенты с высоковариативным спросом должны, напротив, обслуживаться по более высокой цене.

- Установление и поддержание партнерских отношений с ключевыми потребителями очень важно. Более тесное сотрудничество помогает поставщику в лучшей степени прогнозировать загрузку мощностей, а в долгосрочной перспективе, на основе анализа запросов потребителей, расширять или снижать мощности.

- В случае если уровень использования активов плавно повышается и, соответственно, излишние мощности сокращаются, компании необходимо инвестировать в новые мощности и, таким образом, поддерживать способность к быстрой переналадке. Если компания не может позволить себе произвести дополнительные инвестиции, следует переориентироваться на «эффективный» тип или «постоянный поток».

Данный тип цепочек поставок широко используется производителями промежуточной продукции, в особенности когда каждая партия изготавливается по индивидуальной спецификации заказчика, а также в тех случаях, когда потребители готовы платить больше за оказание дополнительного сервиса и производство необходимой партии в ускоренные сроки.

Тип цепи поставок «(Выстроенный под клиента»

Для данного типа цепочек поставок характерны высокая загрузка мощностей, а также предложение широкого (практически неограниченного) набора модификаций конечного продукта, выполненного на основе использования унифицированных материалов и компонентов. Главной целью и конкурентной стратегией компании, полагающейся на данный тип цепей поставок, является предложение товаров с уникальными характеристиками согласно запросу каждого клиента. Если «быстро перенастраивающийся» тип выстроен так, что конечный продукт может быть специфицирован в очень широком диапазоне (единственным ограничением являются технические возможности), то для данного типа спецификация задана в более узких рамках. Как правило, это все возможные комбинации из уже заготовленных унифицированных компонентов и полуфабрикатов.

Кроме того, спецификация под конкретный заказ может происходить путем придания конечному продукту особого цвета, оформления, упаковки и т. д. Основной же отличительной чертой является то, что процесс спецификации всегда короче по времени и происходит после непосредственно производственного процесса.

Главной сложностью при утверждении данной цепи поставок является то, что по причине неограниченного количества возможных спецификаций практически невозможно прогнозировать возможный спрос для каждой отдельной спецификации; вместе с тем запасы полуфабрикатов и компонентов должны пополняться исходя из ожидаемых уровней спроса. Таким образом, данная модель, по сути, является комбинацией двух других: производство и пополнение унифицированных компонентов происходит по моделям «эффективный» или «постоянный поток», тогда как при послепро-изводственной спецификации используется «быстро перенастраивающийся» тип.

Для того чтобы данный тип цепочки функционировал успешно, необходимо соблюдение ряда условий:

- Выбор между моделями «эффективный» и «постоянный поток» для пред-спецификационных производственных процессов должен быть основан на анализе характера спроса. Если спрос на производственные запасы в достаточной мере стабилен, то используется «постоянный поток».

PU 3 'V

КОНЦЕПТ

Костенко П. М., Миненкова Ю. А., Карпова Н. П. Логистические стратегии, ориентированные на реактивность // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). ART 15026. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-

^ЭЭбБ'-ЙмгЗО26!^^' ~ Г°С' ^ ЭЛ № ФС 77"

ДОТ 15026 УДК 332.13 ' " '

- Спецификация и прочие послепроизводственные процессы должны происходить в рамках «быстро перенастраивающиейся» модели.

- Компания должна стремиться предлагать рынку максимально широкий перечень возможных спецификаций, при этом использовать как можно меньше видов компонентов, материалов и полуфабрикатов. Последнее должно значительно снизить сложность оперирования данной цепочкой поставок.

- Для того чтобы сократить время выполнения заказа, необходимо всегда поддерживать высокий уровень унифицированных производственных запасов в цепи поставок.

- Производство и пополнение запасов наиболее популярных спецификаций, пользующихся стабильным спросом, можно осуществлять с помощью моделей «эффективный» и «постоянный поток».

Использование данной модели цепи поставок типично для производителей компьютеров и автомобилей. Кроме того, она находит применение в производстве бумаги, где после получения заказов-спецификаций из большого рулона бумаги начинают изготавливать индивидуальные заказы. В сфере услуг некоторые рестораны быстрого питания также полагаются на данную модель.

Тип цепи поставок «Гибкая»

Данная цепочка поставок подходит для компаний, работающих в сегментах рынка с непредсказуемым спросом, а потому их главные задачи - это уметь справиться с пиковыми уровнями спроса, а также поддерживать рентабельность на приемлемом уровне в условиях продолжительной низкой загруженности мощностей. Главной характерной чертой данной цепочки поставок является адаптация, что означает способность реконфигурировать внутренние производственные и логистические процессы под нужды клиента так, чтобы выполнить его заказ или решить проблему. Эта модель, как правило, используется компаниями, специализирующимися на оказании срочных, незапланированных заказов. Исходя из сущности срочных заказов, для клиента важно не только то, чтобы поставщик смог быстро выполнить заказ, но и то, чтобы он сумел разработать, предложить решение проблемы, отвечающее запросам клиента. По этой причине вопрос о цене не столь важен для клиента, а важно быстрое и качественное урегулирование проблемных ситуаций.

Для того чтобы данный тип цепочки функционировал успешно, необходимо соблюдение ряда условий:

- Компании необходимо иметь широкий пул незадействованных мощностей, готовых включиться в производственный процесс по первому требованию. В то же время иметь простаивающие мощности не всегда экономически целесообразно, поэтому выполнение заказа также может выполняться с использованием аутсорсинга.

- Ключевые поставщики также должны уметь работать в системе срочных, неотложных заказов.

- Адаптивность скорее достигается путем использования многих активов с низкой загрузкой, чем через использование нескольких активов с высокой загрузкой.

- Особое внимание следует уделить разработке системы получения первичной информации от клиента, из которой сразу ясны все запросы клиента, и можно немедленно приступить к их реализации.

Типичным примером компаний, использующих данную модель цепей поставок, являются те, что специализируются на ремонте и оказании сервисных услуг промышленным предприятиям, которые из-за внезапных поломок оборудования могут нести колоссальные убытки. Таким образом, обслуживающей организации необхо-

ГУ r\J

КОНЦЕПТ

Костенко П. М., Миненкова Ю. А., Карпова Н. П. Логистические стратегии, ориентированные на реактив ность // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). -ART 15026. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-

научно-методический электронный журнал C|pt6ru/_20ss5N/1|S261hhom. - ^ рег. Эл № ФС 77 ART 15026 УДК 332.13 . - .

димо иметь достаточные мощности, чтобы в кратчайшие сроки произвести и установить все необходимые детали и компоненты.

Как правило, компании хотят, чтобы их цепочки поставок обладали преимуществами каждой модели. Вместе с тем использование разных моделей цепей поставок требует разных, зачастую противоположных действий, поэтому в большинстве случаев реализовать их все в одной модели не представляется возможным.

В то же время возможно выстроить сразу несколько параллельных цепочек поставок, направленных на обслуживание конкретных сегментов рынка, предоставляя именно тот уровень сервиса и цен, которые удовлетворят определенную группу потребителей.

Использование стратегической карты может значительно упростить процесс разработки и утверждения логистической стратегии. После того как выявлены и проанализированы ключевые факторы конкуренции для данного рыночного сегмента, при помощи стратегической карты можно подобрать одну из трех моделей, в наибольшей степени подходящую для достижения самых высоких показателей в ключевых областях конкуренции.

Стратегическая карта логистики, ориентированной на реактивность

(V Г (V

КОНЦЕПТ

cept. rU/20s5/25046121;Ж.

Костенко П. М., Миненкова Ю. А., Карпова Н. П. Логистические стратегии, ориентированные на реактивность // Концепт. - 2015' - № 02 (февраль)'

ART 15026.

0,3 п. л.

- URL: http://e-kon-Гос. рег. Эл № ФС 77-

УДК 332.13

ART 15026 Pavel Kostenko,

Student, Samara State University of Economics, Samara kostenkopaul@mail.ru Yuliya Minenkova,

Student, Samara State University of Economics, Samara Juliaminenkova@mail.ru Natalya Karpova,

Doctor of Economic Sciences, Professor at the chair of marketing and logistics, Samara State University of Economics, Samara natk08@rambler.ru Responsible Supply Chain

Abstract. The paper characterizes the Responsible Supply Chain. The authors give analysis and identification of the key factors in strategic alignment sourcing business conditions in different market segments. Key words: logistics strategy, logistics efficiency, building supply chain, strategic fit, the balance of "reactivity/effectiveness".

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»

977230412015902

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.