Научная статья на тему 'Логистические риски в транспортной деятельности и способы их минимизации'

Логистические риски в транспортной деятельности и способы их минимизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
логистические риски / цепи поставок / управление рисками / цифровизация / автоматизация логистических процессов / транспортная логистика / минимизация рисков / logistics risks / supply chains / risk management / digitalization / automation of logistics processes / transport logistics / risks minimization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Екатерина Сергеевна Пономарева

Транспортные риски представляют собой потенциальные угрозы, связанные с перевозкой различных грузов. Автором рассмотрены основные виды рисков в логистике, а также методы оценки и управления ими, способы и стратегии минимизации их воздействия на бизнес-процессы. Описаны последствия транспортных рисков, проанализированы новые технологии, такие как цифровизация и автоматизация, которые влияют на управление логистическими рисками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Logistical Risks in Transport Activities and Ways to Minimize Them

Transport risks represent potential threats associated with the transportation of various goods. The article consider the main types of risks in logistics, as well as methods of risk assessment and management, ways and strategies to minimize their impact on business processes. The consequences of transport risks, new technologies such as digitalization and automation that affect logistics risk management are described.

Текст научной работы на тему «Логистические риски в транспортной деятельности и способы их минимизации»

Молодой исследователь Дона. 2024;9(2):58-61. eISSN 2500-1779

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

УДК 656

Логистические риски в транспортной деятельности и способы их минимизации Е.С. Пономарева

Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация Аннотация

Транспортные риски представляют собой потенциальные угрозы, связанные с перевозкой различных грузов. Автором рассмотрены основные виды рисков в логистике, а также методы оценки и управления ими, способы и стратегии минимизации их воздействия на бизнес-процессы. Описаны последствия транспортных рисков, проанализированы новые технологии, такие как цифровизация и автоматизация, которые влияют на управление логистическими рисками.

Ключевые слова: логистические риски, цепи поставок, управление рисками, цифровизация, автоматизация логистических процессов, транспортная логистика, минимизация рисков

Для цитирования. Пономарева Е.С. Логистические риски в транспортной деятельности и способы их минимизации. Молодой исследователь Дона. 2024;9(2):58-61.

Logistical Risks in Transport Activities and Ways to Minimize Them

Ekaterina S. Ponomareva

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation Abstract

Transport risks represent potential threats associated with the transportation of various goods. The article consider the main types of risks in logistics, as well as methods of risk assessment and management, ways and strategies to minimize their impact on business processes. The consequences of transport risks, new technologies such as digitalization and automation that affect logistics risk management are described.

Keywords: logistics risks, supply chains, risk management, digitalization, automation of logistics processes, transport logistics, risks minimization

For citation. Ponomareva ES. Logistical Risks in Transport Activities and Ways to Minimize Them. Young Researcher of Don. 2024;9(2):58-61.

Введение. В современном мире логистика играет важную роль, обеспечивая эффективное управление поставками, складирование, транспортировку и доставку грузов. Транспорт — связующее звено между элементами логистических систем. А транспортная логистика, в свою очередь — перемещение требуемого количества товара в нужную точку оптимальным маршрутом за требуемое время и с наименьшими издержками. Целью перевозки, как известно, является доставка груза к месту назначения в оговоренный срок в целости и сохранности.

Однако при выполнении логистических операций возникают различные риски, способные негативно влиять

g на бизнес-процессы и финансовые результаты деятельности компании. Это проблемы и негативные события,

al проявляющиеся в процессе логистики. Логистические риски могут быть связаны с различными аспектами nr

u деятельности компании, включая транспортировку, складирование, управление запасами, таможенные процедуры, экологические нормативы и другие. Управление этими рисками становится важной задачей для организаций, занимающихся логистикой. Важно понимать основные аспекты логистических рисков и

sp: разрабатывать меры по управлению ими, чтобы обеспечить стабильность и надежность логистических ttp

,3 операций. Работа с рисками включает в себя анализ, оценку вероятности возникновения и разработку стратегий по их управлению и минимизации.

Следует отметить, что основные причины риска — это не только статистическая вероятность наступления неблагоприятной ситуации, но и три фактора внешней и внутренней логистической среды: неопределенность, случайность и противодействие. При транспортировке товаров возникает риск их потери или повреждения, в результате чего один из партнеров может оказаться не в состоянии выполнить свои договорные обязательства.

Актуальность анализа рисков логистической сферы обусловлена постоянно развивающимися транспортными системами и возрастающими объемами перевозок различного уровня как в нашей стране, так и во всем мире. Выявление причин рисков, определение способов управления ими позволят минимизировать их влияние и снизить расходы, с ними связанные.

Цель данного исследования заключается в раскрытии понятия логистических рисков в транспортной деятельности, анализе различных методов и инструментов для оценки и управления ими, в разработке конкретных рекомендаций по минимизации таких рисков, аварийному реагированию на них, а также в определении важности процесса управления логистическими рисками для повышения эффективности транспортной деятельности.

Основная часть. Логистический риск — это прежде всего риск, который возникает при транспортной логистике, охватывающий все стадии цепи поставок от производства до реализации товаров [1]. Логистические риски в транспортной деятельности могут включать в себя задержки в доставке, потерю или повреждение груза, изменения в законодательстве и таможенных правилах, а также непредвиденные обстоятельства, такие как стихийные бедствия или политические конфликты. Все это может иметь серьезные последствия для компании, например, задержки в поставках приводят к неудовлетворенным заказам, потере клиентов и репутации. Увеличение затрат может привести к банкротству компании. Плохая репутация отпугивает потенциальных клиентов и негативно сказывается на бизнесе компании в целом. Растущие риски в логистической деятельности вынуждают бизнесменов серьезнее подходить к их оценке, находить действенные и эффективные меры по их снижению.

По мнению автора, одним из основных способов управления логистическими рисками является разработка и внедрение системы управления качеством и безопасностью. Этот процесс может включать в себя использование современных технологий для отслеживания грузов, цифровизацию и автоматизацию транспортных процессов, контроль за условиями транспортировки, а также применение стандартов безопасности и качества на всех этапах логистической цепи.

В первую очередь необходимо внедрить цифровизацию и автоматизацию, которые предполагают наличие электронного документооборота, то есть того комплекта документов, который будет отдан водителю при транспортировке груза. Это поможет сократить время простоя автомобилей на отгрузке и приемке товара, а также предотвратит риск потери документов в пути следования. Автоматизация же поможет и в отслеживании водителей на дороге через определенные промежутки времени, это приведет к уменьшению форс-мажорных ситуаций с задержками, тем самым даст знать об опоздании водителя заблаговременно, чтобы можно было предупредить об этом клиента.

Важным инструментом управления логистическими рисками считается страхование грузов. Страховые полисы на перевозимые грузы позволят компенсировать потери в случае непредвиденных ситуаций, таких как повреждение или утрата груза во время транспортировки.

Еще один важный аспект — анализ и управление финансовыми рисками. Автор считает, что компании должны проводить анализ финансовых рисков, связанных с транспортировкой грузов, и разрабатывать меры по управлению ими, чтобы минимизировать потенциальные финансовые потери.

Стоит обратить внимание на экологические риски при транспортировке грузов, которые не менее важны, чем вышеописанные. Они связаны с нанесением ущерба окружающей среде, а также жизни и здоровью третьих лиц. Недостаточное внимание к вопросам защиты окружающей среды приводит к усугублению экологических проблем и к обострению социальной напряженности. Соблюдение экологических стандартов и нормативов помогает избежать штрафов и негативного воздействия на окружающую среду. Важным является также экологический учет и аудит, процессы которого направленны на измерение, анализ, оценку и контроль экологического воздействия логистических систем на окружающую среду.

В целом управление логистическими рисками требует комплексного подхода, который включает в себя не только технические и организационные меры, но также финансовое, экологическое и кризисное Й планирование. Непрерывное обучение и развитие персонала, постоянное обновление стратегий и методов ^

работы помогут компаниям успешно управлять логистическими рисками и обеспечить стабильность и §

надежность их деятельности. тз

На основе данных, полученных автором в одной из логистических компаний, выделено пять основных рисков, которые встречаются в логистике: опоздание автомобиля на отгрузку/разгрузку, поломка машины, нехватка товара при отгрузке, проблемы с электронными документами (ЭДО), бракованная продукция по ,3 прибытии к клиенту (рис. 1).

Молодой исследователь Дона. 2024;9(2):58-61. е^М 2500-1779

Логистические риски

■ Опоздание авто

■ Нехватка товара

■ Брак продукции

Поломка авто Проблемы с ЭДО

Рис. 1. Логистические риски

По данным диаграммы можно сделать вывод, что 60 % рисков заключаются в опоздании авто из-за различных ситуаций, таких как задержка на складе, проблемы с документами, сложная дорожная обстановка и т. д. Значит, необходимо принять меры по снижению этих рисков.

Вот некоторые способы минимизации логистических рисков в транспортной деятельности:

1. Увеличить количество поставщиков и транспортных компаний, то есть работать с несколькими поставщиками и перевозчиками, а не только использовать свой автопарк. Это позволит снизить риск возникновения проблем с поставками из-за трудностей у одного поставщика. При наличии нескольких поставщиков компания может быстро реагировать на любые проблемы и обеспечить непрерывность поставок. Благодаря этому снизится риск задержек, повреждения груза, а также появится возможность выбирать оптимальные маршруты и услуги для различных видов грузов.

2. Использование технологии отслеживания грузов улучшит управление грузоперевозками, повысит прозрачность и точность отслеживания перевозимого груза в реальном времени, сократит время доставки, тем самым уменьшится риск потери и порчи груза. Г.Г. Левкин и Н.Б. Куршакова в книге «Контроллинг логистических систем» выделяют несколько современных систем и технологий, используемых в логистике: «GPS-трекинг — система, позволяющая отслеживать местоположение груза в реальном времени, беспроводные сенсоры, которые помогают отслеживать условия хранения груза (температура, влажность), что очень важно для некоторых групп товаров, баркод и ЯРГО системы, которые идентифицируют грузы на всех этапах логистического процесса, тем самым упрощают процесс инвентаризации и отслеживание перемещение товаров, цифровые платформы, позволяющие собирать, анализировать и обмениваться данными о грузах всем участникам логистической цепи, что способствует более эффективному планированию и выполнению грузоперевозок» [2].

3. Важно страховать каждый груз. Это защитит грузы от потери, повреждения или кражи во время транспортировки. Страхование обеспечивает защиту интересов как отправителей, так и получателей грузов, а также всех участников логистической цепи. На сегодняшний день существует несколько видов страхования: грузовое, обеспечивающее защиту от повреждения груза, страхование ответственности перевозчика, который покроет ответственность перевозчика перед отправителем в случае форс-мажорных ситуаций, страхование ответственности экспедитора, благодаря которому происходит защита экспедиторов и транспортных компаний от возможных финансовых потерь в случае возникновения проблем при транспортировке груза [2].

4. Компании должны разрабатывать планы аварийного реагирования при возникновении сложных ситуаций. Предварительное планирование таких действий поможет быстро реагировать на непредвиденные обстоятельства. В подобных ситуациях важно уметь оценивать риски на дорогах, в портах и на других этапах логистической цепи, проводить идентификацию уязвимостей, разрабатывать план действий при авариях на дорогах, пожарах,

д наводнениях и в других чрезвычайных обстоятельствах, установить систему мониторинга и связи.

13 5. Периодически следует проводить анализ управления рисками. Данный процесс включает в себя

рн

з идентификацию, оценку, разработку, контроллинг рисков. По мнению автора, ключевой целью анализа является ^ подготовка полной и достоверной информации, необходимой для принятия управленческих решений, позволяющих минимизировать влияние негативных факторов на конечные результаты логистической '<л деятельности. Проведение регулярного анализа логистических процессов даст возможность выявлять £ потенциальные уязвимости, разработать меры по их устранению и создать надежную и устойчивую бизнес-среду.

6. Не менее важным, считает автор, является обучение и мотивация персонала на протяжении всей рабочей деятельности. Это поможет создать мотивирующую рабочую среду и поспособствует повышению качества работы, а также снижению вероятности возникновения ошибок.

7. Необходимо ежегодно проводить аудит логистических процессов, то есть систематически оценивать и анализировать все операции и процедуры, связанные с логистикой. Цель такого аудита — выявление узких мест, проблемных областей, неэффективных операций, потенциальных рисков и изучение возможностей для повышения производительности труда, снижения издержек [3]. Для этого надо собирать информацию о поставках, складировании, транспортировке, управлении запасами, обработке заказов и обслуживании клиентов.

Каждая компания может разработать свои собственные стратегии с учетом специфики своей деятельности и особенностей рынка, на котором она работает. Объединение нескольких способов поможет добиться лучших результатов и обеспечит хозяйствующим субъектам реальное снижение как вероятности наступления транспортно-логистических рисков, так и объема их последствий.

Заключение. Транспортная логистика играет очень важную роль в современном мире, без нее не было бы возможности осуществлять глобальную торговлю и обеспечивать поставку товаров. Важно не допустить, предотвратить задержки поставок, повреждения товаров во время транспортировки, потерю грузов и исключить другие негативные последствия для бизнеса. Поэтому нужно применять стратегии управления запасами, выбирать надежных поставщиков и оптимизировать процессы доставки. Логистические процессы имеют огромную значимость в экономике и не только. Они позволяют эффективно управлять потоками товаров, информацией и финансами от поставщиков к потребителям, минимизировать издержки и оптимизировать скорость доставки.

В логистике риски играют важную роль, так как могут оказывать значительное влияние на эффективность и результаты логистических операций. Риски могут быть разнообразными: от непредвиденных событий до недостаточной информации или неэффективных процессов. Управление рисками в логистике — это определение, классификация и анализ рисков, а также разработка и применение соответствующих стратегий и методов для управления ими. Понимание рисков и их последствий помогает принимать более осознанные решения и минимизировать потенциальные негативные воздействия на логистические процессы и цепи поставок.

Список литературы

1. Аникина Б.А. Логистика. 4-е изд. 2021 г. Москва: ИНФРА-М; 2021. 320 с.

2. Левкин Г.Г., Куршакова Н.Б. Контроллинг логистических систем. 2-е изд. 2022 г. Москва: Юрайт; 2022. 167 с.

3. Бродецкий Г.Л., Герами В.Д., Колик А.В., Шидловский И.Г. Управление запасами: многофакторная оптимизация процесса поставок. Москва: Юрайт; 2023. 322 с.

Об авторе:

Екатерина Сергеевна Пономарева, магистрант кафедры организации перевозок и дорожного движения Донского государственного технического университета (344022, РФ, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162), alterego. 1201@mail.ru

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

About the Author:

Ekaterina S. Ponomareva, Master's degree student of the Organization of Transportation and Traffic Department, Don State Technical University (162, Sotsialisticheskaya Str., Rostov-on-Don, 344022, RF), alterego .1201 @mail. ru

Conflict of interest statement: the author does not have any conflict of interest.

The author has read and approved the final version of manuscript

ur. al.

u o

ttp th

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.