Научная статья на тему 'Логистические подходы к развитию энергетики региона'

Логистические подходы к развитию энергетики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
581
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЭНЕРГЕТИКА / МАКРОЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / LOGISTIC APPROACH / POWER ENGINEERING / MACRO-LOGISTIC SYSTEM / REGIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бутковский И. П.

В статье рассмотрены вопросы использования логистического подхода к развитию региональной энергетики, как способа организации эффективного движения энергетических потоков на различных стадиях производственного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Logistic approaches to the development of regional power engineering (Russia, St. Petersburg)

The article discusses the application of the logistic approach to the development of regional power engineering as a way of effective movement of energy flows on various states of the production process

Текст научной работы на тему «Логистические подходы к развитию энергетики региона»

^ Д ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА__________________

типа BORO), поэтому их можно рассматривать лишь в качестве пусть и не очень отдаленной, но перспективы. Также как использование рейдовых перегрузочных комплексов, получивших большую популярность в качестве наливных терминалов [6], но вполне пригодных для создания таких комплексов с целью обработки контейнерных потоков в местах, где строительство стационарных портовых сооружений нецелесообразно или невыгодно по экономическим соображениям.

Подводя итог краткому рассмотрению особенностей организации логистики в портовых особых экономических зонах можно сделать следующие выводы:

1. На сегодняшний день решена проблема увеличения пропускной способности ПОЭЗ на основе морских портов за счет создания технологической и юридической базы для организации тыловых терминалов («сухих портов»).

2. Возложение на ПОЭЗ функций беспошлинного распределения и частичной переработки грузов неизбежно приво-

дит к необходимости учета при транспортировке меньших по объему грузовых единиц по сравнению с TEU (соответствующих грузовым пакетам, собранным на стандартных паллетах), каждая из которых должна удовлетворять требованиям таможенного контроля.

3. Повышение производительности перегрузочных комплексов, осуществляющих взаимодействие магистральных и фидерных контейнеровозов, может быть достигнуто за счет использования смешанной системы перегрузки при одновременной обработке судов обоих типов у одного причала. Существующее перегрузочное оборудование и компьютерные системы управления грузопотоками позволяют с успехом решить эту задачу.

4. Перспективным направлением развития логистических процессов в ПОЭЗ можно считать внедрение перегрузочной системы LUF и горизонтальной грузообоработки, а также использование рейдовых перегрузочных комплексов.

Литература

1. Орлова О.Б. Организация электронного документооборота в портовых экономических зонах // Информационно-управля-ющие системы. — 2012. — № 1 (56). — С. 88-91.

2. Орлова О.Б., Ястребов А.П. Особенности проектирования портовых экономических зон // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. — 2012. — № 2(22). — С. 167-174.

3. Орлова О.Б. Организация управления особой экономической зоной с распределенной инфраструктурой // Труды международного симпозиума «Надежность и качество — 2010». Т. 2 — Пенза, 2010. — С. 301-304.

4. Орлова О.Б. Особенности управления логистикой в особых портовых экономических зонах // Информационно-управляю-щие системы. — 2014. — № 1(68). — С. 116-120.

5. На борт на колесах — Интернет-ресурс: http://www.seaships.ru/onwheel.htm (дата обращения: 20.02.2014).

6. Рейдовый перегрузочный комплекс (РПК). Эскизный проект лаборатории ТСиМП ЦНИИМФ компании СПК РК «Прибрежный». — Лиинахамари, 2011.

1 TEU (Twenty-foot Equivalent Unit, двадцатифутовый эквивалент) — условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств. Часто используется при описании вместимости контейнеровозов и контейнерных терминалов. Основана на объеме 20 футового (6,1 метра) интермодального ISO-контейнера — металлической коробки стандартного размера, которая может транспортироваться различными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным и морским.

2 RFID (англ. Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация) — способ автоматической идентификации объектов, в котором посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в так называемых транспондерах или RFID-метках.

3 TIR (фр. Transports International Routiers, международные дорожные перевозки) — система международных автомобильных перевозок товаров, работающая на основе «Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП». TIR-трос — трос модификации TIR, предназначенный для крепления и пломбирования тентов грузовых автомобилей и прицепов, осуществляющих перевозки в соответствии с «Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП)» (Женева 14.11.1975).

4 STS-перегружатели (англ. Ship to Shore перегружатели судно-берег) - причальные контейнерные перегружатели со специальной функцией транспортировку контейнеров с судов на сушу или с суши на судно.

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ЭНЕРГЕТИКИ РЕГИОНА

И.П. Бутковский,

аспирант кафедры экономики, организации и управление производством Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (г. Улан-Удэ)

boutkovskiy@uuek.ru

В статье рассмотрены вопросы использования логистического подхода к развитию региональной энергетики, как способа организации эффективного движения энергетических потоков на различных стадиях производственного процесса.

Ключевые слова: логистический подход, энергетика, макрологистическая система, региональное развитие

УДК 338.49

Применение логистической концепции к развитию региональной энергетики позволяет в другом ракурсе взглянуть на формирование основных компонентов и субъектов региональных энергетических систем. С позиций логистического подхода, региональная энергетическая система предстаёт как макрологистическая, в наиболее общем смысле представляющая собой социально-экономическую систему, интеграция интересов субъектов которой происходит в целях оптимизации экономических и материальных потоков, а также снижения издержек на формирование этих потоков [1].

Характеризуя специфику применения логистических подходов в энергетике региона, следует отметить, что для энергетической сферы характерна непрерывность и временная особенность производства, распределения и потребления энергии. В связи с этим, в данной отрасли невозможно осуществлять «складирование» готовой продукции энергетического потока, хотя это не отменяет необходимость нивелирования различных, в зависимости от времени дня, недели, месяца и года электрических нагрузок.

Процесс внедрения принципов логистического подхода в региональные энергетические системы и их составляющие —

240

рынки энергии — предполагают необходимость моделирования логистических цепей и систем на основных уровнях — операционном и процессуальном, а также формирование на их основе логистических моделей региональной энергетической системы (по каждому виду энергетических ресурсов). Такие модели должны отражать влияние внешних и внутренних факторов на функционирование субъектов региональных энергетических систем. При этом модель подсистем региональной энергетической системы представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов логистического процесса, интегрированных в налаженные механизмы поставки энергии.

В основе механизма поставок энергии лежат потоки, которые имеют ряд существенных отличий от материальных потоков, характерных для классических логистических систем. Так, специфику региональных логистических энергетических систем (макрологистических систем) можно выразить в следующих основных свойствах потоков, формируемых в рамках таких систем:

— энергетические потоки, в отличие от традиционных физических, состоящих из отдельных партий продукции, являются неразрывными в пространстве материальными потоками;

— основные физические и химические свойства энергетических потоков (давление, температура, теплоемкость, плотность и др.) при функционировании региональной макрологистической системы подвержены постоянному изменению, в отличие от традиционных материальных потоков, практически не изменяющихся;

— для макрологистических энергетических систем характерна непрерывность реализации различных логистических функций и активностей (производства, добычи, транспортировки и т.д.);

— в региональных энергетических системах для транспортировки потоков используются неподвижные транспортные средства (трубопроводы и электропроводы);

— жёсткой механической связи всех составляющих системы энергоснабжения неподвижными транспортными средствами, образующих единое целое;

— высокой стоимостью основных производственных фондов в логистической энергетической системе;

— значительным и быстрым влиянием на всю систему энергоснабжения изменения режима работы хотя бы одного из элементов системы;

— невозможностью изменения способов транспортировки потоков в рамках макрологистических энергетических систем;

— небольшим выбором возможных вариантов транспортировки энергетических потоков;

— значительным числом факторов, которые должны приниматься при принятии управленческих решений в отношении макрологистических систем;

— высокой стоимостью ошибок при принятии решений в отношении циркулирования логистического потока.

Помимо непосредственно материального потока в ходе применения принципов логистического подхода к развитию региональной энергетики должна учитываться специфика финансовых потоков, представляющих собой направленное движение совокупности финансовых ресурсов, которые используются при оплате поставок энергии. Носителем финансовых потоков становятся соответствующие документы о платежах, что обусловливает его значительную связь и опосредованность с информационными потоками макрологистической региональной энергетической системы.

Информационный поток региональной энергетической системы представляет собой направленное движение информации (сообщений, сведений) между энергетической системой и подсистемами региона и элементами внешней среды. В числе основных параметров информационного потока можно выделить его периодичность, объём, скорость и форму передачи информации.

Учитывая вышеизложенное, основные компоненты и субъекты региональной энергетической системы Республики Бурятия, формирующие товарно-материальные, информационные, фи-

______________ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА ^ Д

нансовые и сервисные потоки могут быть представлены в виде Бурятской макрологистической энергосистемы, которая входит в состав Единой энергетической системы России.

Основным институциональным субъектом макрологистической региональной энергетической системы Республики Бурятия является Министерство по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия, выполняющее следующие функции [2].:

— согласование размещения объектов электроэнергетики на территории Республики Бурятия;

— в предусмотренных действующим законодательством случаях утверждение инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.

— осуществление мониторинга и анализ реализации государственной политики и эффективности нормативно-правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в пределах установленной сферы деятельности Министерства;

— разработка и внесение на утверждение в Правительство Республики Бурятия Республиканской программы энергосбережения и повышения энергоэффективности;

— обеспечение распространения информации о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

— подготовка и предоставление информации оператору информационной системы (Минэнерго РФ) для включения в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В состав Бурятской макрологистической энергосистемы входят поставщики, сетевые компании, потребители:

1. Поставщики оптового рынка электроэнергии:

— Гусиноозерская ГРЭС — филиал ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС — Электрогенерация»;

— Улан-Удэнская ТЭЦ-1 «Генерация Бурятии» филиал ОАО «ТГК-14» (в состав входят также Улан-Удэнская ТЭЦ-2, Тим-люйская ТЭЦ — поставщики тепловой энергии и горячего водоснабжения)

2. Поставщики розничного рынка электроэнергии, в том числе:

— ТЭЦ Селенгинского ЦКК — станция промышленного предприятия, являющаяся собственностью ООО «ЛПК Конти-ненталь-Менеджмент», г. Москва;

— дизельные электростанции, используемые в аварийных и ремонтных режимах. Собственниками являются различные субъекты электроэнергетики (сетевые компании, потребители).

3. Сервисные потоки реализуют крупные сетевые компании, осуществляющие деятельность на территории Республики Бурятия:

— филиал ОАО «ФСК ЕЭС» Забайкальское предприятие МЭС — эксплуатация электрических сетей и подстанций напряжением 220 кВ и выше;

— филиал ОАО «МРСК Сибири» — «Бурятэнерго» — эксплуатация электрических сетей и подстанций напряжением 110 кВ и ниже;

— ОАО «Улан-Удэ Энерго» — эксплуатация электрических сетей и подстанций напряжением 35 кВ и ниже в г. Улан-Удэ.

Вместе с крупными сетевыми компаниями на территории республики зарегистрировано порядка 20 территориальных сетевых компаний.

4. Потребители электроэнергии представлены двумя крупными группами:

• Частными потребителями (население).

• Организациями-потребителями, в том числе:

— Филиал ОАО «МРСК Сибири» — «Бурятэнерго» ПО «Энергосбыт» — гарантирующий поставщик Республики Бурятия;

— ООО «Главэнергосбыт», осуществляет покупку для ОАО «Разрез Тугнуйский»;

— ООО «Русэнергосбыт», осуществляет покупку для ОАО «РЖД» на территории Бурятии.

— ЗАО «Система», осуществляет покупку для ООО «Тим-люйский цементный завод».

24 1

^ Д ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА____________________

5. Функции оперативно-диспетчерского управления на территории Республики Бурятия осуществляет Филиал ОАО «СО ЕЭС» «Региональное диспетчерское управление энергосистемы Республики Бурятия» Бурятское РДУ.

Таким образом, как следует из субъектного состава региональной энергетической макрологистической системы, одним из ключевых субъектов функционирования этой системы выступает институциональный субъект, осуществляющий управляющее воздействие на функционирование остальных субъектов.

Определяя возможности применения логистического подхода в региональной энергетической системе, следует представить специфику управляющих воздействий для логистической системы в энергетической сфере (табл.1).

Учитывая вышеизложенное, представляется, что в основе применения логистического подхода в управлении региональной энергосистемой должен лежать комплекс принципов, характеристика которых представлена в табл. 2.

С учётом современных подходов к определению термина «логистика», под ней понимаются способы управления взаимосвязанными потоками, возникающими в процессе той или иной экономической деятельности. В рамках логистического подхода весь цикл экономической деятельности рассматривается как система — как единое целое. Основная идея логистического подхода — интеграция различных потоков, что связано с тем, что материальные, ресурсные, финансовые и информационные потоки, циркулирующие сами по себе на отдельных этапах и стадиях деятельности, могут быть взаимоувязаны в рамках единой системы управления, что позволит

получить значительный экономический эффект. В рамках логистического подхода управляющие воздействия осуществляются со стороны единой логистической системы управления к отдельным этапам производственно-сбытовой деятельности. Данные воздействия формируются с учётом общих задач и показателей эффективности анализируемой логистической цепи так, чтобы выходные параметры сквозного непрерывного материального потока могли быть предсказуемы и контролируемы. В таких условиях движение материального потока по цепи осуществляется с минимальными издержками ввиду повышения эффективности параметров всей системы [4].

Логистический подход реализуется как способ организации эффективного движения материального и прочих сопутствующих потоков на различных стадиях производственного процесса. Объектом управления в рамках логистического подхода является энергетический поток, как множество объектов, воспринимаемых в системном единстве, обеспечивающем:

— непрерывность протекания основного процесса по цепочке: производство — распределение — сбыт — потребление;

— снабжение основного и вспомогательного процессов необходимыми топливными, материально-техническими и другими видами ресурсов;

— системное управление объектов комплекса по оперативно-диспетчерской и административной, точнее коммерческим линиям;

— техническое и экономическое развитие, что с точки зрения логистики подразумевает постоянное совершенствование не только организации основных производственных процессов, но и сфер сбыта и потребления электроэнергии.

Таблица 1

Специфика управляющих воздействий для логистической системы в энергетической сфере

Управляющее воздействие в традиционных логистических системах движения материальных ресурсов [3] Специфика проявления управляющего воздействия в энергетической сфере

Ускорение движения материальных потоков от поставщиков материальных ресурсов к потребителям Необходимость увеличения мощности поставляемой потребителям энергии

Изменение траектории движения материальных ресурсов Изменение траектории движения энергии на основе использования резервов и дополнительных мощностей

Необходимость использования страховых резервов посреднических структур Возможность замены электрической энергии в случае необходимости другими видами энергии

В товарооборот включаются сверхнормативные излишние материальные ресурсы Необходимость использования резервов генерации

Совокупный запас материальных ресурсов управляется на основе оперативного маневрирования ими В силу невозможности создания запасов энергии соответствие отсутствует

Поток материальных ресурсов разбивается на мелкие партии поставки Необходимость оперативной адаптации системы управления энергией к энергетическим системам

Меняется частота поставок материальных потоков на основе принципа «точно вовремя» Адаптация поставок энергии к временным особенностям потребления энергии.

Обеспечение поставки материальных ресурсов с высокой степенью технологической готовности Энергия как материальный поток поставляется в полной технологической готовности априори

Включение в рыночный оборот вторичных материальных потоков В силу специфики энергии как особого потока, соответствие отсутствует

Установление правил использования материальных ресурсов в зависимости от назначения и норм расхода Установление правил использования материальных ресурсов в зависимости от назначения и норм расхода

Реализация гибкой ценовой политики при осуществлении закупок ресурсов, в соответствии с рыночной конъюнктурой Необходимость формирования адаптивной тарифной политики в региональной энергетической системе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Комплекс принципов управления региональной энергосистемой на основе логистического подхода

Принцип Содержание принципа

Надёжность Любое управленческое решение должно обеспечивать эффективное функционирование энергосистемы

Адаптивность Принятие управленческих решений осуществляется с возможностью дальнейшей адаптации к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды

Системность Управленческие решения принимаются с условием их влияния не только на непосредственное изменение энергетических потоков, но также и с учётом их влияния на информационные, финансовые и материальные (ресурсные) потоки системы.

Минимизация информационных потоков Означает, что субъекты управления системой должны быть обеспечены всей необходимой информацией в минимальном, наиболее необходимом для решения задач объёме.

Финансовое обеспечение Принятие любого управленческого решения должно иметь должное финансовое обеспечение

Синхронизация управленческих воздействий Означает, что управленческие решения принимаются с учётом того, что их влияние на разные составляющие энергетических систем могут иметь не одновременные последствия.

242

Логистический поход в энергетике является инструментарием современной научно-прикладной логистической активности, развития региональных энергосистем, способный сформировать устойчивые предпосылки для обеспечения технологической и финансовой стабильности отрасли, надежности функционирования компаний, осуществляющих деятельность на энергетическом рынке, повышения их инвес-

_____________ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА ^ Д

тиционной привлекательности и выравнивания будущих условий для конкуренции.

Формирование в настоящее время долгосрочной логистической стратегии эффективного развития энергетической отрасли является главной задачей долгосрочного развития инновационной деятельности в энергетике Республики Бурятия.

Литература

1. Тяпухин А. Потоки логистические и не логистические // Риск. — 2004. — № 1. — С. 15-21.

2. Постановление Правительства РБ от 09.10.2007 N 303 (ред. от 13.03.2014) «Об утверждении Положения о Министерстве по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия» // Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. Режим доступа — http://base.consultant.ru/regbase/cgi/onNne.cgi?req=doc;base=RLAW355;n=35097 проверено 02.05.2014.

3. Дыбская В.В. Логистика складирования: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 559 с.; Гаджинский А.М. Логистика [Электронный ресурс]: Учебник для бакалавров. — 21-е изд. — М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 420 с.; Каменева Н.Г. Логистика [Электронный ресурс]: Учебное пособие. / Под ред. Н.Г. Каменевой. — М.: КУРС: ИНФРА-М, 2013. — 202 с.

4. Булатова Н.Н. Управление промышленными производственно-технологическими системами // Российское предпринимательство. — 2012. — №20. — С.21-24.

243

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.