Научная статья на тему 'Логистические платформы Уральского федерального округа на рынке пряностей и приправ'

Логистические платформы Уральского федерального округа на рынке пряностей и приправ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зырянов Александр Васильевич, Савин Глеб Владимирович

Для определения места дислокации предприятий оптовой торговли в Уральском федеральном округе авторы воспользовались методом нахождения центра тяжести физической модели системы распределения материальных потоков, предложенного А.М. Гаджинским. Для этого введено понятие «мезологистическая платформа», представляющее территориальную организацию населенных пунктов с населением более 15 тыс. чел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Логистические платформы Уральского федерального округа на рынке пряностей и приправ»

Александр Васильевич Зырянов

Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой коммерции, логистики и маркетинга Уральского государственного экономического университета

Глеб Владимирович Савин

Ассистент кафедры коммерции, логистики и маркетинга Уральского государственного экономического университета

Логистические платформы Уральского федерального округа на рынке пряностей и приправ

Совершенствование распределительной системы, обеспечивающей единую ценовую политику в Уральском федеральном округе, невозможно без эффективного формирования цепочек поставок в регионе, эффективной складской службы, а также эффективного управления данной системой.

На объемы потребностей влияют различные факторы, такие как уровень доходов, предпочтения потребителей и численность населения. В силу того, что пряности и приправы - товар ежедневного спроса, главным фактором, по мнению авторов, является численность населения и развитость транспортной инфраструктуры мезорайонов Уральского федерального округа.

Мезологистика изучает потоковые процессы на стыке микро- и макроэкономики. Эти процессы имеют двойственную среду, так как

микроэкономике присуще плановое ведение хозяйства, а в макроэкономике преобладают рыночные отношения.

Авторы вводят новое понятие - «микрологистическая платформа». Напомним, что понятия «макрологистическая» и «мезологистическая платформа» были введены другими авторами (Карнаухов С.Б. и др.). Отметим также, что, учитывая этимологию приставок «мезо» и «микро» и широкое их трактование, мы могли бы как синоним употребить в данном случае и другое сочетание: «мезологистическая платформа нижнего таксономического ранга, или второго уровня».

Микрологистическая платформа - это совокупность малых мезологистических платформ (населенных пунктов с численностью более 15 тыс. чел.), которые представляют собой совокупность производства, непроизводственных предприятий, социальной и финансовой инфраструктуры и людей, т.е. центры концентрации различных ресурсов (материальных, трудовых, финансовых и т.п.) из сельской местности и самих центров. От их размера зависит их влияние на другие подобные платформы - более мелкие тяготеют к более крупным.

Новизна данного подхода заключается в построении складского хозяйства на базе микрологистических платформ, решающим критерием образования которых является сложившаяся транспортная инфраструктура в районе и расстояния между малыми мезологистическими платформами. Это позволяет расширить методику исследования материалопотока в мезорайоне, учитывая материалопотоки соседствующих районов других мезорайонов.

При рассмотрении Уральского федерального округа как единой макросистемы мы пришли к выводу, что количество логистических платформ составляет восемь. Дадим их краткую характеристику (см. таблицу).

Характеристика микрологистических платформ в УрФО

Название микрологистических платформ Населенные пункты Население в 2004 г., тыс. чел. Товарооборот пряностей и приправ в 2004 г., т

Юг Магнитогорск, Карталы 681,4 3,928

Север Верхняя Салда, Ивдель, Карпинск, Качканар, Краснотуринск, Красноуральск, Кушва, Нижняя Салда, Нижний Тагил, Нижняя Тура, Североуральск, Серов 1 101,6 6,634

Центр-1 Алапаевск, Арамиль, Артемовский, Асбест, Березовский, Богданович, Верхний Уфалей, Верхняя Пышма, Дегтярск, Екатеринбург, Ирбит, Камышлов, Кировоград, Красноуфимск, Каменск-Уральский, Невьянск, Новоуральск, Первоуральск, Полевской, Ревда, Реж, Рефтинский, Среднеуральск, Сухой Лог, Сысерть 3 274,2 27,659

Центр-2 Еманжелинск, Копейск, Коркино, Кыштым, Пласт, Троицк, Чебаркуль, Челябинск, Шумиха, Южноуральск 2 189,4 15,552

Запад Аша, Бакал, Златоуст, Карабаш, Катав-Ивановск, Куса, Миасс, Сатка, Сим, Усть-Катав 641,2 3,863

Юго-Восток Далматово, Катайск, Курган, Куртамыш, Шадринск 913,5 4,403

Восток Боровой, Заводоуковск, Ишим, Тавда, Талица, Тобольск, Туринск, Тюмень, Ялуторовск 1 542,8 13,063

Северо-Восток Губкинский, Излучинск, Когалым, Лангепас, Мегион, Муравленко, Нефтеюганск, Нижневартовск, Ноябрьск, 1 377,4 14,558

Пойковский, Покачи, Пыть-Ях, Радужный, Сургут, Тарко-Сале, Федоровский, Ханты-Мансийск

Итого: 11 721,5 89,660

Часть территории УрФО, по мнению авторов, нельзя отнести к мезологистическим платформам, так как неразвитость транспортной инфраструктуры является обусловливающим их фактором.

Для определения места дислокации предприятия оптовой торговли немаловажным фактором является расположение его в крупном населенном пункте, что дает ряд важных преимуществ. Однако при рассмотрении логистических платформ в городах со схожим количеством населения ситуация может складываться по-разному. Месторасположение оптового предприятия предлагается определять методом нахождения центра тяжести физической модели системы распределения материальных потоков (предложенного А.М. Гаджинским и известного по работам других авторов), скорректированного до близлежащего населенного пункта.

Координаты центра тяжести грузовых потоков Хсклад, 7склад, т.е. точки, в которой может быть размещено оптовое предприятие, определяются по формулам:

£ П X X X П X V

Х ?=1___________ . V . = 1______

склад п ’ склад п ’

!П. 1П.

г=1 г=1

где Пг - потребность г-го населенного пункта в товаре;

X, V - координаты населенного пункта; п - количество населенных пунктов.

На рис. 1-8 представлены центры тяжести систем распределения материальных потоков в мезологистических платформах. Рассмотрим некоторые из них.

Условные обозначения: железнодорожные линии автомобильные линии

Рис. 1. Центр тяжести системы распределения материальных потоков в микрологистической платформе «Юг»

Для мезологистической платформы «Север» (рис. 2) оптимальным центром является город Нижняя Тура. Данный город находится между

210

следующими крупными городами: Нижний Тагил - 390,4 тыс. чел.; Серов -99,8 тыс. чел.; Краснотуринск - 64,8 тыс. чел. и Верхняя Салда - 51,1 тыс. чел. Однако авторы отдают предпочтение городу с наибольшим населением -Нижний Тагил, который является вторым по численности населения городом в Свердловской области.

Рис. 2. Центр тяжести системы распределения материальных потоков в микрологистической платформе «Север»

Рис. 3. Центр тяжести системы распределения материальных потоков в микрологистической платформе «Центр-1»

Рис. 4. Центр тяжести системы распределения материальных потоков в микрологистической платформе «Центр-2»

Рис. 5. Центр тяжести системы распределения материальных потоков в микрологистической платформе «Запад»

Рис. 6. Центр тяжести системы распределения материальных потоков в микрологистической платформе «Юго-Восток»

Рис. 7. Центр тяжести системы распределения материальных потоков в микрологистической платформе «Восток»

Рис. 8. Центр тяжести системы распределения материальных потоков в микрологистической платформе «Северо-Восток»

Мезологистическая платформа «Север» (рис. 2) ориентирована также на районы Ханты-Мансийского автономного округа, а именно Березовский, Белоярский, Советский и Октябрьский, которые автор не отнес к мезологистическим платформам.

Для мезологистической платформы «Запад» (рис. 5) центром тяжести является населенный пункт Бердяуш. Авторы предпочтение отдали Златоусту как городу с наибольшей численностью населения в данной платформе.

Для мезологистической платформы «Северо-Восток» (рис. 8) расчетным центром является Лангепас. Данный город имеет неудобную транспортную развязку. Города, которые удовлетворяют данному условию, это Сургут и Когалым. Авторы отдали предпочтение городу с наибольшим количеством населения - Сургуту.

В итоге оптимальными центрами для размещения предприятий оптовой торговли в Уральском федеральном округе являются следующие населенные пункты: Екатеринбург, Челябинск, Тюмень, Магнитогорск, Курган, Сургут, Златоуст, Нижний Тагил.

Таким образом, центры локальных территориально-производственных комплексов Уральского федерального округа для размещения предприятий оптовой торговли с центрами тяжести рассмотренных микрологистических платформ совпадают частично.

*****

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.