Научная статья на тему 'Логистические основы управления информационными потоками в современной информационной образовательной среде'

Логистические основы управления информационными потоками в современной информационной образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПОТОКИ В ПЕДАГОГИКЕ / РЫНОК ТРУДА / PROFESSIONAL EDUCATION / MODERNIZATION OF EDUCATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INFORMATION FLOWS / PROFESSIONAL INFRASTRUCTURE / PEDAGOGICAL LOGISTICS / LOGISTIC FLOWS IN PEDAGOGY / LABOUR MARKET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова Вера Константиновна

В статье показано, что информационная образовательная среда призвана наладить взаимодействие между вузами и предприятиями различных отраслей экономики, повысить адекватность рынка образовательных услуг рынку труда. Работоспособным механизмом синхронизации и управления информационными потоками при проектирования профессиональной инфраструктуры информационной образовательной среды является метод педагогической логистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LOGISTICAL GROUNDS OF INFORMATION FLOW MANAGEMENT IN MODERN INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT

This article shows that information educational environment is to create interaction between universities and enterprises in different sectors of economy, improve the adequacy of the market of the labour market of educational services. The method of pedagogical logistics is an effective mechanism of synchronization and information flow management when designing professional infrastructure of information educational environment.

Текст научной работы на тему «Логистические основы управления информационными потоками в современной информационной образовательной среде»

В.К. Власова

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ПОТОКАМИ В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

В статье показано, что информационная образовательная среда призвана наладить взаимодействие между вузами и предприятиями различных отраслей экономики, повысить адекватность рынка образовательных услуг рынку труда. Работоспособным механизмом синхронизации и управления информационными потоками при проектирования профессиональной инфраструктуры информационной образовательной среды является метод педагогической логистики.

Ключевые слова: профессиональное образование, модернизация образования, информационная образовательная среда, информационные потоки, профессиональная инфраструктура, педагогическая логистика, логистические потоки в педагогике, рынок труда.

В условиях модернизации профессионального образовании на смену традиционному подходу приходит более широкий стратегический подход - личностно-ориентированный. Существенное значение имеет выбор каждым вузом долгосрочной стратегии подготовки специалистов, которая базируется на правильно спроектированной профессиональной инфраструктуре информационной образовательной среды. Обоснованная инфраструктура информационной образовательной среды позволяет своевременно изменять как спектр, так и количество выпускаемых специалистов по различным специальностям подготовки, вводить в программы подготовки новые дисциплины и технологии обучения и, как следствие, уверенно чувствовать себя в условиях жесткой конкуренции на рынке образовательных услуг.

Тенденции, складывающиеся на региональных рынках труда, и перспективы их развития требуют качественного обновления системы профессионального образования, особенно в части формирования новых профессиональных стандартов обучения, увязанных с потребностями рынка труда и перспективами экономического развития региона. Информационная образовательная среда призвана наладить взаимодействие между вузами и предприятиями различных отраслей экономики, в том числе через своих выпускников, повысить адекватность рынка образовательных услуг рынку труда.

Информационная образовательная среда является активным субъектом рынка труда и способствует решению проблемы трудоустройства выпускников вузов. Опираясь на эти позиции, инфраструктура информационной образовательной среды функционально отображает:

• динамику содержания и направленности обучения в профессиональных учебных заведениях;

• развитие и совершенствование системы профориентации;

1

• информирование о ситуации на рынке труда, о востребованных и перспективных профессиях;

• содействие в создании центров трудоустройства в вузах и выработка оптимальных схем сотрудничества с ними.

Проблема модернизации профессионального образования в условиях современной информационной образовательной среды приобретает особое значение. Успешность модернизация профессионального образования оцениваться не только качеством усвоения образовательных программ, но и востребованностью, успешной реализацией полученных профессиональных знаний на практике. Модернизация образования воспринимается как всеобъемлющая интегральная характеристика образовательной деятельности и ее результатов (В. Сенашенко, Г. Ткач). Трудно достичь результатов в условиях, когда вуз напрямую не заинтересован в реализации своего продукта - качественном трудоустройстве своих выпускников по полученной специальности. В то же время, динамичный переход на производство новых видов продукции приводит к ограничению потребностей рынка труда в одних профессиях и повышению спроса на новые с более высокими требованиями к уровню профессиональной подготовки кадров.

В пространстве критериальных оценок современного профессионального образования приводится такой важный критерий, как востребованность и трудоустройство выпускников на предприятиях (Похолков Ю.). Этот критерий является базовым при проектировании профессиональной инфраструктуры информационной образовательной среды.

Долгосрочная стратегия подготовки специалистов строится в рамках профессиональной инфраструктуры информационной образовательной среды с опорой на существующие в ней информационные потоки. В связи с этим встает вопрос о методологии проектирования, о совершенствовании взаимодействия информационной среды со всеми субъектами рынка труда и об управлении потоками информации в ней циркулирующими.

Недостаточная адекватность потребностям рынка труда является одной из главных проблем всех уровней профессионального образования. И как отмечают эксперты, в связи со слабой мобильностью рабочей силы и относительной изолированностью региональных рынков труда данная проблема в перспективе будет только обостряться. В особой степени это относится к высшей школе. Вузы готовят, как правило, специалистов по традиционным для каждого учебного заведения специальностям, удовлетворяя возрастающие потребности в большей мере населения, а не экономики. Следствием этого является тот факт, что в целом по стране около 30% выпускников вузов работают не по специальности.

Информационная образовательная среда, учитывая множество не только объективных факторов (экономических, социальных, демографических), но и субъективных (выбор самих выпускников школ и их роди-

2

телей), принимая во внимание подвижность и неустойчивость спроса-предложения не только в профессионально-квалификационном разрезе, но и в изменении требований работодателей к личности молодого специалиста, может имеющимися возможностями содействовать устранению дисбаланса спроса-предложения на выпускников вузов..

Проблема модернизации профессионального образования, по мнению многих ученых, в том, что провозглашенные цели не подкрепляются работоспособным механизмом для их реализации. В области экономики и бизнеса таким универсальным механизмом является логистика. За последние три десятилетия управление бизнесом достигло внушительных результатов. Во многом это объясняется становлением логистики, науки об управлении экономическими потоками. С помощью ее методов удается синхронизировать весь бизнес-потоки: от добычи сырья до утилизации продуктов, завершивших свой жизненный цикл. Вследствие этого резко сократились запасы сырья, готовых изделий. Это значительно способствовало экономии капитала. Однако такое стало возможным путем создания инфраструктуры в глобальном масштабе и возможностью передавать и перерабатывать огромное количество информации через Всемирную паутину. Фактически бизнес к настоящему времени исчерпал резервы в материальных потоках. Узким местом становится нехватка хорошо обученных кадров, а также производство новых знаний, без чего образовательная система также не может быть эффективной. В ответ на эту потребность возникла педагогическая (образовательная) логистика.

Регионально-отраслевая специфика профессиональной инфраструктуры информационной образовательной среды в условиях модернизации профессионального образования состоит в том, что она функционально должна синхронизировать многочисленные информационные потоки, в числе которых коррекционные потоки, ориентационные потоки и адаптивные потоки. Они отражают:

1. возможность коррекции объемов и профилей обучения в профессиональных учебных заведениях региона;

2. развитие и совершенствование ориентации в профессиональной области;

3. мониторинг трудоустройства выпускников, которые учатся по программам, осуществляемым в профессиональных учебных заведениях, информирование о ситуации на региональном рынке труда и способах адаптации к ситуации, о востребованных и перспективных профессиях.

Работоспособным механизмом синхронизации информационных потоков, в числе которых потребность в подготовке обученных кадров, существующие образовательные технологии и способы их применения, а также механизмы производства новых знаний, в рамках проектирования профессиональной инфраструктуры информационной образовательной среды - является метод педагогической логистики (рис. 1).. С точки зрения профессиональной инфраструктуры информационной образователь-

3

ной среды педагогическая логистика предлагает набор функций, механизмов и алгоритмов, позволяющих проводить эффективную синхронизацию информационных потоков, оценку эффективности процедур модернизации, основанную на потоках информации, для совершенствования профессиональной структуры, а также вырабатывать баланс материальных и нематериальных ресурсов и потребностей профессионального образования.

Это обосновано тем, что для обеспечения синхронизации информационных потоков необходимо выписать номенклатуру основных параметров обозначенных потоков, существенно влияющих на исследуемую профессиональную инфраструктуру, являющуюся частью региональноотраслевой структуры системы профессионального образования, и учитывать особенности их жизненного цикла. Для решения этих задач, имеющих межпредметный характер, нами выбран метод педагогической логистики.

Промышленное

предприятие:

содержание

информационных

потоков

•потребности производственного п роцесса,

■потребность в специалистах с конкретными функциями и навыками.

Профессиональное учебное заведение: содержание информационных потоков

■ список требований к специалисту,

•оценка реализуемости учебного плана.

Синхронизация информационных потоков информационной образовательной среды

Рис. 1. Синхронизация информационных потоков информационной образовательной среды

Метод логистики в педагогике, который ориентирован на специфику взаимосвязей логистических потоков в педагогике с позиции информационной среды, нацелен на проектирование профессиональной инфраструктуры информационной образовательной среды. Эта специфика заключается в том, что ведущими потоками с позиции информационной среды являются информационные потоки, которые управляют логистическими потоками в педагогике: потоками знания, психологии, обучения, здоровья, оборудования.

Педагогическая логистика, управляющая потоками, предлагает набор функций, механизмов и алгоритмов, позволяющих проводить оценку

эффективности процедур модернизации для совершенствования профессиональной структуры, учитывать динамику квалификационных характеристик выпускника и требований работодателя к специалисту, а также вырабатывать баланс материальных и нематериальных ресурсов и потребностей профессионального образования;

Параметрическое описание метода педагогической логистики включает следующие компоненты. Во-первых, совокупность информационнопедагогических требований к организации информационных потоков:

• оперативная передача данных между учебными заведениями и работодателем, координация направления их деятельности;

• определение количества и сроков подготовки кадров, определение время и необходимого количества материальных затрат для удовлетворения потребностей регионального рынка труда;

• сведение до заданного минимума времени подготовки и количества подготовленных специалистов заданного профиля;

• определение и оптимизация необходимого количества кадров в целях устранения колебаний спроса на специалистов;

• динамичное продвижения кадров в ответ на дополнительное изменение потребностей на трудовом рынке;

• расчет необходимой суммарной потребности в количестве подготавливаемых кадров;

• устранение необходимости отслеживания работодателем направлений подготовки специалистов в различных учебных заведениях.

Во-вторых, требования предполагаемых результатов, достижимых при ориентации на выделенные информационные потоки:

• эффективность проектирования профессиональной инфраструктуры информационной образовательной среды;

• нацеленность высшей школы на удовлетворение возрастающих потребности в подготовке специалистов не только населения, но и работодателя;

• адекватность профессионального образования динамично изменяющимся потребностям рынка труда за счет усиления мобильности содержания образования.

В-третьих, набор структурированных задач и способы их решения, которые ранжированы с позиции их потребности в управлении информационными потоками информационной образовательной среды (см. таблицу 1).

Таблица 1. Набор структурированных задач и способы их решения

Набор задач Приемы и способы решения

1 2

оперативная передача данных поступление необходимой информации в нужном количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку

1 2

потребности рынка труда планирование процесса подготовки специалистов и его дальнейшего трудоустройства

минимум времени подготовки интеграция основных компонентов профессионального образования: высокого качества обучения, обновляемой материальной базы, квалифицированного состава преподавателей

оптимизация количества кадров учет социального заказа и статистических параметров востребованности кадров определенного профиля

динамичное продвижение кадров координация между учебным заведением и региональным рынком труда

потребность в кадрах мониторинг заказов на пополнение количества подготавливаемых специалистов

устранение отслеживания принятие решений по необходимым для реализации направлениям и специальностям обучения

Наиболее значимые из них явно согласуются с совокупностью информационно-педагогических требований к организации информационных потоков и основными правилами логистики, известными как правила 7R.

По прогнозам экспертов, проблема согласования потребностей рынка и возможностями профессионального образования, будет обостряться, то есть потребность в предлагаемом методе имеет устойчивый характер.

Метод педагогической логистики позволяет осуществить согласование точек зрения промышленности - заказчика специалистов и потребителя результатов их профессионального образования - и вуза — исполнителя заказа. С точки зрения промышленного предприятия, метод педагогической логистики описывает потребности производственного процесса, требующие участия специалистов с конкретными функциями и навыками. С точки зрения вуза, этот метод служит для формирования списка требований к специалисту, позволяющего сформировать и оценить реализуемость соответствующего учебного плана.

Источники

1. Власова В.К. Профессиональная подготовка кадров для регионального рынка труда в современной информационной среде // Информатика и образование, 2008. № 9. С. 102-104.

2. Волик О.Н., Кирилова Г.И., Актуальные вопросы креативного образования как основы развития личности в информационном обществе // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society), 2008. № 11 (4).

3. Кирилова Г.И. Принципы информационно-средового подхода к модернизации профессионального образования // Казанский педагогический журнал, 2008. № 8. С. 15-18.

4. Лившиц В.М. К истории изучения волн обучения //Вопросы психологии, 2006. № 6. С. 160-162.

Зарегистрирована 27.03.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.