Научная статья на тему 'Логистические информационные системы и информационно-компьютерные технологии'

Логистические информационные системы и информационно-компьютерные технологии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
326
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Логистические информационные системы и информационно-компьютерные технологии»

Лебедев В.М., канд. техн. наук, доцент, докторант МГСУ Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Информационные потоки, циркулирующие внутри логистической системы (ЛС) между ее элементами, а также связанные с внешней средой, образуют логистическую информационную систему (ЛИС), которая может быть определена как интерактивная структура, состоящая из персонала, оборудования и технологий, объединенных связанной информацией, используемой логистическим менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования ЛС [2, 3].

Организационную структуру ЛИС можно представить в виде схемы, адаптированной к известной структуре информационной системы в маркетинге, предложенной Ф.Котлером [1, 2, 3] (рис. 1).

Как видно из рис. 1, организационная структура ЛИС может быть укрупненно сформирована из четырех подсистем:

- управления процедурами заказов;

- научных исследований и связи;

- поддержки логистических решений;

- генерирование выходных форм и отчетов.

Эти взаимосвязанные подсистемы осуществляют информационно - компьютерную поддержку всех функций логистического менеджмента и связь с микро- и макрологической окружающей средой.

Функциональную структуру ЛИС можно представить в виде пирамиды (рис.2)[3, 4, 5]. В основании функциональной «пирамиды» ЛИС лежит система трансакций между звеньями, определяющая взаимоотношения между функциональными подразделениями фирмы в плане реализации логистических активностей, логистическими посредниками и потребителями строительной продукции фирмы. На схеме отражены только ключевые активности, связанные со вторым уровнем информационных процедур контроля и учета. Эти два функциональных уровня ЛИС тесно связаны с системой дистрибьюции строительной продукции СМО, в частности количеством и дислокацией строительных объектов.

На уровне анализа логистические региональные или административные менеджеры фирмы в основном используют информацию в тактических целях для маркетинга, прогнозирования финансовых и операционных производственных показателей. На верхнем стратегическом уровне логистика определяет стратегию менеджмента и связана со стратегическим корпоративным планированием и миссией фирмы на строительном рынке.

Рис. 1. Организационная структура ЛИС

и

13 £

о 8 В 8 Е

3

л В

и

о

а

^

И В

<3 й

л

В /-V

<ц 8 )8 К

И

О

а

л В й

3 я

В л

=8 8 И о о (Г 8 1-

н

а«

Л 3 и в

а о в а о и

8 Ч 8

58 8 И о о (Г 8

и

а Н

в о 8

1ч ^

<Ц £

3 и

ей И К н о

к

и о

ч

СО

к ч

ей X

ы

с

н

а

н

и

е

в

е

и е

н в

а т

в с

о д

р о

и з о в з и

н о

г р

о п

р

П

а а

к г

жк р е д н и т е к р а

д о

П м

и о л и

н ч

ей

1-4

ей И О

н

к «

х ® X

^ К Л

н и

рр

и

ей И

* о

л с

(Ц о

Ч X

Ч ей

О Л н

С н

к

к х

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ мИ Ч

ей 2

Л 5

О

к ^

с

к

X 2 «

о

и

§ *

д ч

^ ¡5

м ей

I ^

& ей

X со

Ю О

л н

и р

н О

& к и и о л к

л ч

(Ц К

к н

ш —

<3 ю

^ £ г

^ н о о и С о

Расчеты с персоналом

Автоматизация расчетов с клиентами

Автоматизация бухгалтерского учета

Оформление товарно-транспортных документов

Подготовка грузовых отправок

Поддержка автоматизированного оборудования

Процедуры получения Подготовка документов

Комплектование

Экспедирование

Закупки

Пополнение запасов

Учет и инвентаризация запасов Гарантирование

я я о к я й 3 Л о

я я

й Й

я я

©

я

Рч

Контроль логического сервиса

Прием заказов

а ма «

и ц

е а

т с и р е п

и о

Характеристики системных уровней функциональной структуры ЛИС связаны с достижением определенных стр атегических и тактических целей фирмы и конкурентных преимуществ, что отражено в таблице 1, характеризующей развитие ЛИС и получение на этой основе конкурентных преимуществ в качестве строительной продукции и снижения логистических издержек.

Для логистического менеджмента информационно-компьютерные технологии (ИКТ) являются одним из основных источников повышения эффективности принимаемых решений, роста производительности и конкурентоспособности. Логистические ИКТ определяются как совокупность операций в ЛС, связанных с получением и обработкой потоков информации в реальном масштабе времени о внутренних материальных потоках, характеристиках и

запасах материальных ресурсов, незавершенного строительства, строительной продукции, грузовых отправках, параметрах заказов и других логистических характеристиках. С точки зрения внешней логистики СМО нуждаются в коммуникациях с логистическими посредниками в обработке заказов, транспортировке, грузо-переработке, управлении запасами с торговыми посредниками, банками, страховыми фирмами и непосредственно с конечными потребителями (заказчиками) строительной продукции [6].

Логистические ИКТ относятся к новым информационным технологиям, которые определяются как совокупность встраиваемых в системы организационного управления принципиально новых средств и методов обработки данных, представляющих собой целостные технологические системы и обеспечивающих целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение

Взаимодействие системных характеристик лоп

и конкурент»

информационного продукта (данных, идей, знаний) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той социальной среды, где развиваются новые информационные технологии.

В логистике СП можно применить следующие виды базовых информационных технологий:

- микроэлектронных компонентов;

- технического обеспечения;

- программного обеспечения;

- телекоммуникаций.

Для логистического менеджмента СМО важную роль играет интерфейс рынка ИКТ с базовыми технологиями, который можно представить в виде схемы (рис. 3)[2, 3, 6]

Сложность, большая размерность и наличие огромного количества документов используемых при управлении материальными потоками в ЛС строительного производства требуют разработки и внедрения новых ИКТ как в нашей стране, так и за рубежом.

Поточное строительство предусматривает согласованное движение трудовых, материальных, финансовых и информационных потоков. Системная целостность строительного производства обеспечивается интеграцией поточных процессов в логистической цепи, состоящей из элементов (звеньев) предприятий поставщиков, транспортных и строительных организаций. Эффективность логистической цепи достигается регулированием и выполнением логистических процессов теми участниками, которые выполняют их с минимальными затратами. При разработке и внедрении ППС объектов и комплексов необходимо предусматривать логистические цепи совокупностей сбалансированных трудовых,

Таблица 1

ческой информационной системы, целей фирмы

Уровень функциональной структуры Системные характеристики уровней Цели фирмы и конкурентные преимущества

1 2 3

Стратегическое планирование Высокий уровень риска, экстенсивные решения Достижение конкретных преимуществ

Анализ и принятие решений Вычислительные аспекты анализа и процедур принятия решений, экспертиза и обучение основных пользователей. Конкуренция на наиболее эффективных действиях. Оптимизация. Идентификация и определение конкурентных альтернатив

Контроль и учет Создание системы контроля и мониторинга. Отслеживание обратной связи для совершенствования решений в логистическом менеджменте. Ориентация на потребителей. Оценка конкурентных позиций фирмы и потенциальных сфер улучшения бизнеса

Операции Высокие затраты на техническое и программное обеспечение Структурированная подготовка отдельных категорий пользователей Концентрация на наиболее эффективных операциях Конкурентная, квалификация

Базовые технологии

Рис. 3. Интерфейс рынка информационно - компьютерных технологий с базовыми информационными технологиями

м атериальных, финансовых и информ ационных пото -ков в организационно-технологическом и экономическом единстве в движении во времени и пространстве.

Логистика в строительстве рассматривается в отдельной строительно-монтажной организации (СМО) на микроуровне и (или) в региональном комплектовочно-транспортно-строительном комплексе (КТСК) на макроуровне [6,7].

Логистика СМО ориентируется на показатели:

- запасы материалов и изделий;

- загрузка мощностей строительных подразделений;

- комплектность поставок и величина партий;

- время укладки материалов и изделий при производстве СМР на строительстве объектов [6,7].

Основным компонентом логистики СМО является материалопоток, являющийся предметом труда логистических служб. Главной задачей логистики СП является организация потоков материально-технических ресурсов прямо на стройплощадку к рабочему месту строителей в соответствии с организационно-техническими решениями проектов поточного строительства.

Определение показателей эффективности управления потоками является важным при подготовки, принятии и выполнении управленческих решений по достижению конечного результата - выпуска строительной

продукции. В работах [6,7] предлагаются к исследованию виды эффектов и эффективности логистического управления материальными потоками строительного производства:

- эффект управления Э

Э = ЭЭ + ЭСЭ + ЭС,

(1)

где ЭЭ - вид эффекта, имеющий непосредственно денежную (стоимостную) форму; ЭСЭ - социально-экономический эффект, имеющий комплексную социальную и экономическую природу (снижение травматизма, улучшение условий работы); ЭС - вид эффекта, который принципиально не может быть пересчитан в социально-экономический или экономический (снижение смертности, предотвращение конфликтов); - эффективность управления Эф

э Э Э„

Э

Э

З

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(2)

где З - затраты; - экономическая эффективность;

- социально - экономическая эффективность; Э* - социальная эффективность.

Выражение эффективности можно записать по другому:

Э =__+_^сэ_+_Эс_ (з)

ф З+З+З З +З+З З +З+З

°М °ТР °Ф °М °ТР °Ф °ТР °Ф

где ЗМ, ЗТР, Зф - соответственно затраты материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

При логистическом подходе оценка эффективности потоков может производиться по показателям себестоимости, прибыли и доходов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Котлер Ф. Управление маркетингом. - М.: Экономика, 1980. 532с.

2. Семененко А.И., Сергеев В.И Логистика. Основы теории: Учебник для вузов. - СПб.: Издательство «Союз», 2003. -544с.

3. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. - М.: ИНФРА

- М. 2001. - 608с.

4. Logistic Management Concepts and Techniques// Digital Equipment Corporation. USA, 1984.

5. Magee J.E., Capacino W.F., Rosenfield D.B. Modern Logistics Management: Integrating, and Physical Distribution. - New York: John Wiley, 1985.

6. Лебедев В.М. Функционально - системное проектирование поточного строительства: монография /В.М.Лебедев.

- Белгород: Изд-во БГТУ, 2007. - 216с.

7. Жаворонков Е.П. «Эффективность логистики в строительстве». Монография. М.: КИАцентр, 2002, 136с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.