Лебедев В.М., канд. техн. наук, доцент, докторант МГСУ Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Информационные потоки, циркулирующие внутри логистической системы (ЛС) между ее элементами, а также связанные с внешней средой, образуют логистическую информационную систему (ЛИС), которая может быть определена как интерактивная структура, состоящая из персонала, оборудования и технологий, объединенных связанной информацией, используемой логистическим менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования ЛС [2, 3].
Организационную структуру ЛИС можно представить в виде схемы, адаптированной к известной структуре информационной системы в маркетинге, предложенной Ф.Котлером [1, 2, 3] (рис. 1).
Как видно из рис. 1, организационная структура ЛИС может быть укрупненно сформирована из четырех подсистем:
- управления процедурами заказов;
- научных исследований и связи;
- поддержки логистических решений;
- генерирование выходных форм и отчетов.
Эти взаимосвязанные подсистемы осуществляют информационно - компьютерную поддержку всех функций логистического менеджмента и связь с микро- и макрологической окружающей средой.
Функциональную структуру ЛИС можно представить в виде пирамиды (рис.2)[3, 4, 5]. В основании функциональной «пирамиды» ЛИС лежит система трансакций между звеньями, определяющая взаимоотношения между функциональными подразделениями фирмы в плане реализации логистических активностей, логистическими посредниками и потребителями строительной продукции фирмы. На схеме отражены только ключевые активности, связанные со вторым уровнем информационных процедур контроля и учета. Эти два функциональных уровня ЛИС тесно связаны с системой дистрибьюции строительной продукции СМО, в частности количеством и дислокацией строительных объектов.
На уровне анализа логистические региональные или административные менеджеры фирмы в основном используют информацию в тактических целях для маркетинга, прогнозирования финансовых и операционных производственных показателей. На верхнем стратегическом уровне логистика определяет стратегию менеджмента и связана со стратегическим корпоративным планированием и миссией фирмы на строительном рынке.
Рис. 1. Организационная структура ЛИС
и
13 £
о 8 В 8 Е
3
л В
и
о
а
^
И В
<3 й
л
В /-V
<ц 8 )8 К
И
О
а
л В й
3 я
В л
=8 8 И о о (Г 8 1-
н
а«
Л 3 и в
а о в а о и
8 Ч 8
58 8 И о о (Г 8
и
а Н
в о 8
1ч ^
<Ц £
3 и
ей И К н о
к
и о
ч
СО
к ч
ей X
ы
с
н
а
н
и
е
в
е
и е
н в
а т
в с
о д
р о
и з о в з и
н о
г р
о п
р
П
а а
к г
жк р е д н и т е к р а
д о
П м
и о л и
н ч
ей
1-4
ей И О
н
к «
х ® X
^ К Л
н и
рр
и
ей И
* о
л с
(Ц о
Ч X
Ч ей
О Л н
С н
к
к х
<и
^ мИ Ч
ей 2
Л 5
О
к ^
с
к
X 2 «
о
и
§ *
д ч
^ ¡5
м ей
I ^
& ей
X со
Ю О
л н
и р
н О
& к и и о л к
л ч
(Ц К
к н
ш —
<3 ю
^ £ г
^ н о о и С о
Расчеты с персоналом
Автоматизация расчетов с клиентами
Автоматизация бухгалтерского учета
Оформление товарно-транспортных документов
Подготовка грузовых отправок
Поддержка автоматизированного оборудования
Процедуры получения Подготовка документов
Комплектование
Экспедирование
Закупки
Пополнение запасов
Учет и инвентаризация запасов Гарантирование
я я о к я й 3 Л о
я я
>я
й Й
я я
©
я
Рч
Контроль логического сервиса
Прием заказов
а ма «
и ц
е а
т с и р е п
и о
Характеристики системных уровней функциональной структуры ЛИС связаны с достижением определенных стр атегических и тактических целей фирмы и конкурентных преимуществ, что отражено в таблице 1, характеризующей развитие ЛИС и получение на этой основе конкурентных преимуществ в качестве строительной продукции и снижения логистических издержек.
Для логистического менеджмента информационно-компьютерные технологии (ИКТ) являются одним из основных источников повышения эффективности принимаемых решений, роста производительности и конкурентоспособности. Логистические ИКТ определяются как совокупность операций в ЛС, связанных с получением и обработкой потоков информации в реальном масштабе времени о внутренних материальных потоках, характеристиках и
запасах материальных ресурсов, незавершенного строительства, строительной продукции, грузовых отправках, параметрах заказов и других логистических характеристиках. С точки зрения внешней логистики СМО нуждаются в коммуникациях с логистическими посредниками в обработке заказов, транспортировке, грузо-переработке, управлении запасами с торговыми посредниками, банками, страховыми фирмами и непосредственно с конечными потребителями (заказчиками) строительной продукции [6].
Логистические ИКТ относятся к новым информационным технологиям, которые определяются как совокупность встраиваемых в системы организационного управления принципиально новых средств и методов обработки данных, представляющих собой целостные технологические системы и обеспечивающих целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение
Взаимодействие системных характеристик лоп
и конкурент»
информационного продукта (данных, идей, знаний) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той социальной среды, где развиваются новые информационные технологии.
В логистике СП можно применить следующие виды базовых информационных технологий:
- микроэлектронных компонентов;
- технического обеспечения;
- программного обеспечения;
- телекоммуникаций.
Для логистического менеджмента СМО важную роль играет интерфейс рынка ИКТ с базовыми технологиями, который можно представить в виде схемы (рис. 3)[2, 3, 6]
Сложность, большая размерность и наличие огромного количества документов используемых при управлении материальными потоками в ЛС строительного производства требуют разработки и внедрения новых ИКТ как в нашей стране, так и за рубежом.
Поточное строительство предусматривает согласованное движение трудовых, материальных, финансовых и информационных потоков. Системная целостность строительного производства обеспечивается интеграцией поточных процессов в логистической цепи, состоящей из элементов (звеньев) предприятий поставщиков, транспортных и строительных организаций. Эффективность логистической цепи достигается регулированием и выполнением логистических процессов теми участниками, которые выполняют их с минимальными затратами. При разработке и внедрении ППС объектов и комплексов необходимо предусматривать логистические цепи совокупностей сбалансированных трудовых,
Таблица 1
ческой информационной системы, целей фирмы
Уровень функциональной структуры Системные характеристики уровней Цели фирмы и конкурентные преимущества
1 2 3
Стратегическое планирование Высокий уровень риска, экстенсивные решения Достижение конкретных преимуществ
Анализ и принятие решений Вычислительные аспекты анализа и процедур принятия решений, экспертиза и обучение основных пользователей. Конкуренция на наиболее эффективных действиях. Оптимизация. Идентификация и определение конкурентных альтернатив
Контроль и учет Создание системы контроля и мониторинга. Отслеживание обратной связи для совершенствования решений в логистическом менеджменте. Ориентация на потребителей. Оценка конкурентных позиций фирмы и потенциальных сфер улучшения бизнеса
Операции Высокие затраты на техническое и программное обеспечение Структурированная подготовка отдельных категорий пользователей Концентрация на наиболее эффективных операциях Конкурентная, квалификация
Базовые технологии
Рис. 3. Интерфейс рынка информационно - компьютерных технологий с базовыми информационными технологиями
м атериальных, финансовых и информ ационных пото -ков в организационно-технологическом и экономическом единстве в движении во времени и пространстве.
Логистика в строительстве рассматривается в отдельной строительно-монтажной организации (СМО) на микроуровне и (или) в региональном комплектовочно-транспортно-строительном комплексе (КТСК) на макроуровне [6,7].
Логистика СМО ориентируется на показатели:
- запасы материалов и изделий;
- загрузка мощностей строительных подразделений;
- комплектность поставок и величина партий;
- время укладки материалов и изделий при производстве СМР на строительстве объектов [6,7].
Основным компонентом логистики СМО является материалопоток, являющийся предметом труда логистических служб. Главной задачей логистики СП является организация потоков материально-технических ресурсов прямо на стройплощадку к рабочему месту строителей в соответствии с организационно-техническими решениями проектов поточного строительства.
Определение показателей эффективности управления потоками является важным при подготовки, принятии и выполнении управленческих решений по достижению конечного результата - выпуска строительной
продукции. В работах [6,7] предлагаются к исследованию виды эффектов и эффективности логистического управления материальными потоками строительного производства:
- эффект управления Э
Э = ЭЭ + ЭСЭ + ЭС,
(1)
где ЭЭ - вид эффекта, имеющий непосредственно денежную (стоимостную) форму; ЭСЭ - социально-экономический эффект, имеющий комплексную социальную и экономическую природу (снижение травматизма, улучшение условий работы); ЭС - вид эффекта, который принципиально не может быть пересчитан в социально-экономический или экономический (снижение смертности, предотвращение конфликтов); - эффективность управления Эф
э Э Э„
Э
Э
З
(2)
где З - затраты; - экономическая эффективность;
- социально - экономическая эффективность; Э* - социальная эффективность.
Выражение эффективности можно записать по другому:
Э =__+_^сэ_+_Эс_ (з)
ф З+З+З З +З+З З +З+З
°М °ТР °Ф °М °ТР °Ф °ТР °Ф
где ЗМ, ЗТР, Зф - соответственно затраты материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
При логистическом подходе оценка эффективности потоков может производиться по показателям себестоимости, прибыли и доходов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Котлер Ф. Управление маркетингом. - М.: Экономика, 1980. 532с.
2. Семененко А.И., Сергеев В.И Логистика. Основы теории: Учебник для вузов. - СПб.: Издательство «Союз», 2003. -544с.
3. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. - М.: ИНФРА
- М. 2001. - 608с.
4. Logistic Management Concepts and Techniques// Digital Equipment Corporation. USA, 1984.
5. Magee J.E., Capacino W.F., Rosenfield D.B. Modern Logistics Management: Integrating, and Physical Distribution. - New York: John Wiley, 1985.
6. Лебедев В.М. Функционально - системное проектирование поточного строительства: монография /В.М.Лебедев.
- Белгород: Изд-во БГТУ, 2007. - 216с.
7. Жаворонков Е.П. «Эффективность логистики в строительстве». Монография. М.: КИАцентр, 2002, 136с.