УДК 656.073.51.74
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕВОЗОК АВТОМОБИЛЕЙ В РОС^И С УЧЕТОМ РАЗВИТИЯ ИХ ПРОИЗВОДСТВА
© М.Н. Нечаева1, А.Л. Казаков2
1Московский государственный университет путей сообщения, 127994, Россия, г. Москва, ул. Образцова, 9, стр. 9. 2Институт динамики систем и теории управления СО РАН, 664033, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 134. 2Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Проанализировано современное состояние рынка легковых автомобилей в России, выявлены существующие тенденции развития. На основе проведенного анализа построена математическая модель развития указанного рынка, построен прогноз на ближайшие годы, сделаны выводы и высказаны предварительные рекомендации. Ил.6. Табл.3. Библиогр. 7 назв.
Ключевые слова: автомобильный транспорт; логистика; математическое моделирование; прогноз.
LOGISTIC ISSUES OF PASSENGER CAR TRANSPORTATION IN RUSSIA CONSIDERING THEIR MANUFACTURE
DEVELOPMENT
M. N. Nechaeva, A.L. Kazakov
Moscow State University of Railway Engineering, 9 Obraztsov St., building 9, Moscow, Russia, 127994. Institute of System Dynamics and Control Theory SB RAS, 134 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664033. Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.
The article analyzes the present condition of the passenger car market in Russia, revealing the existing development trends. Based on the performed analysis a mathematical model of the market under discussion is built, the forecast for the coming years is made, the conclusions are drawn, and preliminary recommendations are given. 6 figures. 3 tables. 7 sources.
Key words: automobile transport; logistics; mathematical modeling; forecast
Транспорт традиционно играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Транспортная система обеспечивает условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения.
Доступ к безопасным и качественным транспортным услугам определяет эффективность работы и развития производства, бизнеса и социальной сферы. На этапе становления рыночных отношений в России сложились объективные предпосылки для ускоренного развития автомобильного транспорта. Возросло его влияние на развитие социально-экономической сферы страны. Так, при перевозках грузов установилась тенденция, подтверждающая практику развитых зарубежных стран: средние темпы роста объемов автомобильных грузовых и легковых перевозок соответствуют средним темпам экономического роста, заметно превышая при этом темпы роста объемов перевозок на всех других видах транспорта [1].
Ускоренное развитие автомобильного транспорта в России обусловлено следующими основными фак-
торами: 1) около 80% производственных и транспорт-но-распределительных структур, а также большинство населенных пунктов страны не имеют других подъездных путей, кроме автомобильных, что предопределяет безальтернативное использование автомобильного транспорта; 2) общественный транспорт, кроме скоростного железнодорожного (последний, впрочем, пока развит слабо), не удовлетворяет современным требованиям по скорости, комфорту и безопасности (это в значительной мере относится даже к авиационному транспорту).
За последние годы автомобильный транспорт выполняет свыше 60% объемов внутренних грузовых и пассажирских перевозок страны, с тенденцией увеличения этой доли, являясь, таким образом, "главным перевозчиком" для растущих секторов экономики России [2].
Возрастающая роль автотранспорта требуется особого внимания к проблеме строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог, состояние которых в России, за редким исключением, ниже вся-
1 Нечаева Маргарита Николаевна, аспирант, тел.: 89164859688, e-mail: [email protected] Nechaeva Margarita, Postgraduate, tel.: 89164859688, e-mail: [email protected]
2Казаков Александр Леонидович, главный научный сотрудник Института динамики систем и теории управления СО РАН, профессор кафедры автоматизированных систем ИрГТУ, тел.: 83952453033, e-mail: [email protected]
Kazakov Aleksander, Chief Researcher of the Institute for System Dynamics and Control Theory of Siberian Branch of Russian Academy of Sciences, tel.: 83952453033, e-mail: [email protected]
кой критики. К сожалению, в настоящее время при планировании строительства и реконструкции отечественных автомобильных дорог проектировщики исходят, как правило, из текущей ситуации, не пытаясь сделать научно обоснованный прогноз. Это приводит зачастую к тому, что пропускная способность только что построенных или реконструированных магистралей оказывается недостаточной. Еще одной проблемой российского пассажирского транспорта является то, что отечественными специалистами практически не выполнялись работы по оценке матриц корреспон-денций в виде потоков транспортных средств [3] (обычно исследуются пассажиропотоки).
Конечно, указанные выше проблемы требуют комплексного решения, которое трудно найти в рамках одной статьи. В качестве первого шага авторами в данной работе проводится анализ и строится прогноз развития рынка легковых автомобилей в России. Это, в свою очередь, поможет проанализировать и спрогнозировать уровень загруженности существующих дорог и даст необходимые данные для проектирования новых транспортных маршрутов.
Выпуск легковых автомобилей в РФ в 20082011 гг. В 2011 году российские автопроизводители выпустили 1 млн 738 тысяч 442 легковых автомобиля ( на 44% больше, чем в 2010 году). Отечественные автопроизводители в прошлом году продолжили терять свои позиции. Рост производства автомобилей традиционных отечественных брендов (до 661,8 тыс. шт.) оказался почти в 5,5 раза ниже, чем у иномарок (до 1 млн 76,6 тыс. шт.). Столь значительный разрыв объясняется завершением утилизационной программы, обеспечивавшей значительную часть продаж АВТОВАЗа, и увеличением иностранными автопроизводителями действующих мощностей в России при более высоком качестве продукции.
АВТОВАЗ по итогам 2011 года выпустил 561669 автомобилей. Калининградский завод «Автотор» пятый год подряд становится крупнейшим производителем иномарок в России. Третьим стал «Автофрамос», выпустивший 140671 машину. Следом идет петербургский завод «Хенде Мотор Мануфактуринг Рус», который произвел 138987 машин. Замыкает пятерку лидеров калужский завод «Фольксваген» (134500 автомобилей) [4]. Данные по производству легковых автомобилей в РФ приведены в табл. 1.
Сборка иностранных автомобилей в РФ в 2000-2011 гг. Тенденцией последних лет стали решения иностранных автопроизводителей о запуске новых совместных проектов и собственных заводов в России. Дополнительным стимулом для организации производства иномарок в нашей стране стал режим промышленной сборки, предусматривающий ввоз автокомпонентов на льготных условиях. Показательно, что с 2010 года выпуск иномарок в РФ превосходит объемы производства машин отечественных производителей. Стоит отметить, что более 70% иномарок местного производства выпускаются в режиме промышленной сборки.
Примерами успешной работы в режиме «промс-борки» в России служат заводы «Форд» и «Автофра-
мос». Оба предприятия за время своего существования уже несколько раз увеличивали производственные мощности, параллельно расширяя модельный ряд. «Автофрамос» в настоящее время выпускает пять наиболее массовых в России моделей Renault и в 2012 году намерен увеличить мощности с нынешних 160 до 175 тысяч автомобилей в год. По итогам 2011 года «Форд» и «Автофрамос» выпустили рекордное за свою историю количество машин - 98,8 тыс. и 140,7 тыс. автомобилей соответственно [4]. Данные по сборке иномарок в РФ приведены в табл. 2.
Таблица 1
Выпуск легковых автомобилей в РФ (2008-2011), шт.
Производители автомобилей 2008 2009 2010 2011
АВТОВАЗ, г.Тольятти 801563 294737 545450 561669
Автотор, г. Калининград 108458 60338 170211 222081
ГАЗ, г.Нижний Новгород 21937 2161 5065 301
ОАО Соллерс 36006 5389 24320 44524
ИжАвто/ОАГ, г.Ижевск 59317 9958 5589 64935
Автофрамос, г.Москва 72648 49650 87265 140671
Форд, г.Всеволожск 64967 41367 80390 98807
ОМ-АВТОВАЗ, г.Тольятти 54654 23101 36996 57765
ТагАЗ, г.Таганрог 100130 26563 23125 26173
УАЗ, г.Ульяновск 30953 14811 24716 30394
Фольксваген, Калужская обл. 62331 48012 94630 134500
ПСМА, г.Калуга 0 0 26000 44000
ДженералМо-торс,СПб. 41157 7967 28970 60000
Тойота Моторс Авто, СПб. 6416 8310 15892 14131
Ниссан Мануфактуринг Рус, СПб. 0 3790 24800 43200
Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус 0 0 0 138987
Дервейс, г.Черкесск 7122 865 9721 33745
Прочие 4441 1046 3976 22559
Итого 1472100 598065 1207116 1738442
Другим успешным примером по производству иномарок в РФ служит завод «Автотор», который является контрактным предприятием. С 2007 года этот завод становится крупнейшим производителем иномарок в России. По итогам 2011 года «Автотор» выпустил рекордные 222 тысячи автомобилей. Другой крупный производитель иномарок по контракту - Таганрогский автомобильный завод. В последние годы он осваивает все больше иностранных (китайских)
Таблица 2
Сборка иномарок на предприятиях РФ (2000-2011), шт._
Предприятие 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
«Автотор» 2679 4913 5712 9228 14648 16249 40365 107773 108545 60338 170211 222081
«Автофрамос» 149 1343 517 10335 51179 69241 72648 49650 87265 140671
«Хендэ Мотор Ма-нуфактуринг Рус» 138987
«Фольксваген Груп Рус» 1198 62331 48012 94630 134500
«Форд Мотор Компа-ни» 2474 16261 29703 33047 62409 69088 64967 41367 80390 98807
«Дженерал Моторс Авто» 273 5668 41157 7967 28970 60000
«ЛМ-АВТОВАЗ» 370 25235 55150 51834 47942 55079 54654 23101 36996 57765
«Соллерс» 22 4528 21768 48491 12211 38230 54890
«ПСМА Рус» 26000 44000
Ниссан Мануфакту-ринг Рус 3790 24800 43200
«Дервейс» 93 132 759 1506 7122 865 9721 33745
«ТагАЗ» 311 1498 2490 5896 27368 44762 55559 83595 105935 27621 25158 30551
Прочие 592 3751 24213 49490 47301 16608 23406 37606
Итого 2990 6411 11195 57963 128071 160132 287227 464406 613151 291530 645777 1096803
1200 тыс.шт
1096,8
1000 800 600 400 200 0
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 Рис. 1. Динамика сборки иномарок в РФ (2000-2011)
моделей, которые выпускает под собственным брендом. Динамика сборки иномарок в России показана на рис. 1.
Ввоз иностранных автомобилей в РФ в 20002011 гг. За 12 месяцев 2011 года юридическими лицами на территорию РФ было ввезено 941,4 тысячи легковых автомобилей, что на 300 тысяч машин больше, чем в 2010 году. Подавляющее большинство ввозимых в страну легковых автомобилей являются новыми. В 2011 году их количество составило около 930 тысяч. На долю подержанных автомобилей пришлось 11600 машин. Стоит отметить, что в начале 2000 года импорт подержанных машин существенно превалировал над ввозом новых. Но с появлением в России автосборочных предприятий иностранных компаний ситуация стала резко меняться. Также, после увеличения таможенных пошлин в 2009 году, импорт подержанных машин резко сократился. На рис. 2 показана динамика импорта автомобилей в РФ [4].
При более детальном рассмотрении структуры импорта автомобилей можно заметить следующие особенности. Основу импорта новых машин традици-
онно составляют азиатские марки. На первом месте Toyota (110,7 тыс. машин), на втором - Nissan (102,6 тыс. машин), на третьем - Daewoo (87,4 тыс. машин). Четвертое место занимает Mitsubishi (68,9 тыс. машин). Пятерку лидеров завершает Hyundai (54,6 тыс. машин). На долю этих пяти марок приходится около половины (45,6%) общероссийского импорта. На рис. 3 показана структура импорта новых легковых автомобилей, ввезенных в 2011 году [5].
Среди подержанных автомобилей также лидирует марка Toyota (5,1 тыс. машин). Далее с большим отставанием следуют: SsangYong (1,4 тыс. машин), Hyundai (1,2 тыс. машин), Honda (1,0 тыс. машин) и Nissan (1,0 тыс. машин). На рис. 4 показана структура импорта подержанных легковых автомобилей, ввезенных в 2011 году.
Прогноз развития сборки иностранных автомобилей в РФ до 2015 г. Авторами предлагается сделать прогноз развития сборки иномарок в России до 2015 года. При изучении и анализе рынка производства автомобилей в России будем учитывать, что он состоит из абсолютного потенциала (емкости) и
2500
2000
1500
1000
500
новые а/м подержанные а/м
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Рис. 2. Динамика импорта
текущего потенциала. Абсолютный потенциал производства - это объем производства иностранных автомобилей в России, который мог бы воспринимать рынок. Текущий потенциал производства соответствует ожидаемому производству.
Toyota 11,9% i Nissan 11,0%
■ Daewoo 9,4%
■ Mitsubishi 7,4%
■ Hyundai 5,9%
■ Volkswagen 5,4% Mazda 5,2%
KIA 4,46%
■ Suzuki 3,9%
■ Mercedes 3,4% ZAZ 3,1% Skoda 3,1%
■ Прочие 25,8%
25,8%
Рис. 3. Структура импорта новых автомобилей в 2011 году
■ Toyota 44,11% SsangYong 12,11%
■ Hyundai 10,5% Honda 9,03%
■ Nissan 8,62%
■ Прочие 4,43% KIA 4,07%
■ Mitsubishi 3,13%
■ Suzuki 2,25% Mazda 1,09%
■ Mercedes 0,3%
■ Daewoo 0,28%
Рис. 4. Структура импорта подержанных автомобилей в 2011 году
автомобилей в РФ (2001-2011)
Для расчета текущего потенциала авторами предлагается использовать логистическое уравнение Ферхюльста, графиком которого является Б-образная кривая [6]:
А
У
1 + 10a+bx
(1)
где у - значение функции, текущее производство автомобилей; х - время, год производства; А - емкость рынка; С - предел, с которого начинается рост логистической функции; а,Ь - параметры, которые определяют наклон и изгиб функции.
Уравнение логистической функции выражается в следующей логарифмической форме:
^с-1) = а + Ь* ■ Если обозначить левую часть этого уравнения через О, то получим линейную функцию
(( = а + Ьх. (3)
Для нахождения параметров а и Ь используется метод наименьших квадратов, применение которого приводит к системе уравнений
Ц 1(1 = ап + ЬЦ ,
л (4)
VIiQi Xi=aZ?= ^t+bllxxf .
Для построения прогноза производства иномарок в России используем логистическую функцию (1). Данные за 2009 и 2010 годы не учитываем, так как они искажены (занижены) из-за кризиса.
_ 1500000 У ~ i+1 о a+bx '
где у - значение функции, текущее производство автомобилей; х - время, год производства; А - емкость рынка, 1 500 000 автомобилей [7]; С - минимальное производство автомобилей, 0 единиц; а,Ь - параметры логистической функции.
Для составления системы уравнений предварительно рассчитаем величины Y.I= 1 Xi, 1 xf, = 1Qi, 1% i Q ix, n=10.
По данным таблицы составляем систему нормальных уравнений:
11,2385 = a * 10 + Ь * 47, 22,2278 = а * 47 + Ь * 325.
0
Таблица 3
Расчет параметров логистической функции_
Год Производство а/м У; А --1 У; (¿1
2000 2990 0 2990 0 500,6722 2,699554 0,0000
2001 6411 1 6411 1 232,9729 2,367305 2,3673
2002 11195 2 11195 4 132,9884 2,123814 4,2476
2003 57963 3 57963 9 24,8786 1,395826 4,1875
2004 128071 4 128071 16 10,7123 1,029881 4,1195
2005 160132 5 160132 25 8,3673 0,922584 4,6129
2006 287227 6 287227 36 4,2224 0,625554 3,7533
2007 464406 7 464406 49 2,2299 0,348292 2,4380
2008 631151 8 613151 64 1,4464 0,160282 1,2823
2011 1096803 11 1096803 121 0,3676 -0,434611 -4,7807
Итого 2828349 47 2828349 325 918,8579 11,2385 22,2278
При решении данных уравнений находим а = 2,5051 и Ь= -0,2939
Подставляем в уравнение логистической функции значения а, Ь, А, С, получаем
_ 1500000
У ~ 1 102,5051-0,2939х~
По этому уравнению рассчитываем теоретическое значение ух. Полученная зависимость представлена на рис 5.
1400000
1200000 1000000 800000 600000 400000 200000 0
1600000 1400000 1200000 1000000 800000 600000 400000 200000 0
Таким образом, уравнение Ферхюльста можно использовать для построения прогноза сборки иномарок в России. На рис. 6 представлен графически прогноз производства иномарок до 2015 года.
На данном графике виден рост рынка производства иномарок в России, но скорость роста замедляется и уже в 2015 году ожидается насыщение рынка. Главная причина близости рынка к насыщению состоит, по мнению авторов, не в уровне благосостояния
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 Рис. 5. Теоретические и практические данные до 2011 года
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Рис. 6. Прогноз производства иномарок до 2015 года
граждан, который согласно статистике растет, а в ограниченности автомобильной инфраструктуры (загруженность и неудовлетворительное качество автомобильных дорог).
Поскольку автомобильная отрасль потенциально может стать одним из локомотивов инновационного развития России, то в связи со сказанным выше мож-
но сделать вывод о том, что инвестиции в дорожное строительство являются актуальным вопросом для развития не только автомобильной отрасли в России, но и экономики в целом.
Исследование частично поддержано РФФИ, проекты 11-07-00245a, 12-07-13116офи_м_ржд, 12-07-33045мол а вед.
Библиографический список
1. Легковые автомобили: рост на хорошей скорости / Хан-цевич Д. // РЖД-Партнер. 2012. №5(225). С.38-40.
2. Дыбская В.В., Зайцев Е.И. Логистика. Интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок. М.: Эксмо, 2009. 204 с.
3. Михайлов А.Ю., Головных И.М. Современные тенденции проектирования и реконструкции улично-дорожных сетей городов. Новосибирск: Наука, 2004. 267 с.
4. Рынок легковых автомобилей в России. Итоги 2011 года // Аналитическое агентство Автостат. М., 2012. С.13-18.
5. http://www.autostat.ru
6. Крохин Л.С. Экономико-математические методы в оперативном управлении на транспорте. М.:ВИНИТИ РАН, 2009. 280 с.
7. http://www.forbes.ru/ekonomika-column/avtomobili/68820-cherez-neskolko-let-rossiiskii-rynok-zavalyat-avtomobilyami.
УДК645.11
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ Г.ИРКУТСКА НА ОСНОВЕ КРИТЕРИЯ ГЕРМАНА-ПРИГОЖИНА
А
© Е.А. Румянцев1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Современные условия развития улично-дорожной сети и степень автомобилизации диктуют необходимость разработки принципиально новых подходов к анализу состояния улично-дорожной сети крупных городов. Т.к. существующие критерии оценки состояния улично-дорожной сети не могут масштабно оценивать текущее состояние сети, проводить экспресс-оценку и прогнозировать возможные заторы, несомненный интерес представляет критерий Германа - Пригожина, использование которого способно облегчить исследования данного вопроса. На основе параметров Tm и n возможно проводить классификацию улиц в условиях крупных городов и в дальнейшем прогнозировать скорость движения и затраты времени на передвижение. Ил. 3. Табл. 3. Библиогр. 5 назв.
Ключевые слова: улично-дорожная сеть; классификация условий движения; кластерный анализ; экспресс-оценка.
ANALYSIS OF IRKUTSK ROAD NETWORK CONDITION BASED ON HERMANN-PRIGOZHIN CRITERION E. A. Rumyantsev
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.
Modern conditions of road network development and the degree of motorization cause the need in developing fundamentally new approaches to the analysis of road network condition in large cities since current assessment criteria can neither provide a scaled evaluation of the present road network condition nor to conduct a rapid assessment and predict possible congestions. In this connection the Hermann - Prigozhin criterion is of certain interest, as its application simplifies the study of the problem. Based on the parameters of Tm and n, it is possible to classify streets in large cities as wel l as predict the driving speed and required travelling time in future. 3 figures. 3 tables. 5 sources.
Key words: road network; classification of traffic conditions; cluster analysis; rapid assessment.
В современных условиях непрерывного роста уровня автомобилизации городов Российской Федерации становится все более актуальной задача совершенствования организации дорожного движения (ОДД). Успешное решение такой задачи невозможно без разработки соответствующих критериев качества ОДД.
Существующие методики оценки качества ОДД очень трудоёмки и требуют для расчёта большого
количества данных. Примером может служить расчёт регулируемого и нерегулируемого пересечения, выходными данными которого являются пропускная способность, длина очереди, доля остановившихся транспортных средств, средняя задержка и суммарная задержка. При расчёте используются такие данные, как интенсивность движения транспортных средств по главному и второстепенному направлению, интенсивность движения пешеходов, ширина полос, количество
1Румянцев Евгений Александрович, аспирант, тел.: 89246362777, e-mail: [email protected] Rumyantsev Evgeny, Postgraduate, tel.: 89246362777, e-mail: [email protected]