Научная статья на тему 'ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ'

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1180
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кан Хао

В статье исследуются современные научные подходы к изучению электронной коммерции с точки зрения логистики. Приводятся точки зрения зарубежных, в том числе китайских, и российских авторов относительно сущности понятия «электронной коммерция», «электронный бизнес», роли логистики в процессе их формирования и развития. Исследована эволюция и систематизированы представления о логистической сущности электронной коммерции. Выявлены особенности использования логистического подхода в электронном бизнесе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGISTIC ESSENCE OF E-COMMERCE

In the article, special attention was paid to the theoretical analysis of the logistics approach in e-commerce. The approaches of Western, Russian and Chinese authors to the definition of the meaning of the concept of "e-commerce " and their view of the place of logistics in e-business are considered. The evolution is investigated and the concept of the logistic essence of e-commerce is systematized. The features of the use of the logistic approach in e-business are revealed.

Текст научной работы на тему «ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ»

Кан Хао

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ

Аннотация. В статье исследуются современные научные подходы к изучению электронной коммерции с точки зрения логистики. Приводятся точки зрения зарубежных, в том числе китайских, и российских авторов относительно сущности понятия «электронной коммерция», «электронный бизнес», роли логистики в процессе их формирования и развития. Исследована эволюция и систематизированы представления о логистической сущности электронной коммерции. Выявлены особенности использования логистического подхода в электронном бизнесе.

Ключевые слова. Электронная коммерция, электронный бизнес, логистический подход, эволюция концепции.

Kang Hao

LOGISTIC ESSENCE OF E-COMMERCE

Abstract. In the article, special attention was paid to the theoretical analysis of the logistics approach in e-commerce. The approaches of Western, Russian and Chinese authors to the definition of the meaning of the concept of "e-commerce " and their view of the place of logistics in e-business are considered. The evolution is investigated and the concept of the logistic essence of e-commerce is systematized. The features of the use of the logistic approach in e-business are revealed.

Keywords. E-commerce, e-business, logistics approach, concept evolution.

Введение

Сегодня большинство компаний в целях повышения уровня конкурентоспособности широко используют такие направления её повышения, как внедрение информационных, телекоммуникационных технологий, широкого спектра инноваций и использование стратегического подхода к управлению конкурентоспособностью компании в целом и её товаров и услуг [4, с. 213]. При этом развитие информационно-коммуникационных технологий и создание Интернета, который на сегодняшний день прочно вошел в жизнь человека, изменили многие из его привычек, в том числе и потребительские.

Согласно отчету Global Digital 2021, по состоянию на январь 2021 г. уровень проникновения Интернета в мире составил 59,5%, 66,6% населения планеты пользуются мобильными телефонами, среди них 27,5% проводят время в Интернете для того, чтобы приобрести товары [16]. При этом статистические данные о возрастных характеристиках аудитории свидетельствуют, что в настоящий момент значительный объем покупок в сети Интернет делают пользователи в возрасте до 35 -44 лет, поэтому в дальнейшем следует ожидать прироста покупательской активности, что приведет к увеличению объемов реализуемых товаров на платформах электронной коммерции. Это, в свою очередь, повысит нагрузку на логистическую инфраструктуру и потребует принятия соответствующих мер по ее оптимизации.

ГРНТИ 81.88.01 © Кан Хао, 2022

Кан Хао - аспирант кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 906 269 37 30. Е-mail: 1564007845@qq.com. Статья поступила в редакцию 15.03.2022.

Электронный бизнес и электронная коммерция

Изучение логистической сущности электронной коммерции требует определения сущности понятий «электронный бизнес» и «электронная коммерция». По мнению А.В. Парфенова, под электронным бизнесом следует понимать «любую предпринимательскую деятельность, реализуемую посредством использования информационных сетевых технологий, в том числе технологий сети Интернет, при взаимодействии двух и более контрагентов, совершаемую в целях обмена товарно-материальных и/или нематериальных ценностей, оптимизации бизнес-процессов и распространения деловой информации» [8].

В работах российских исследователей электронная коммерция определяется как «бизнес через Интернет» [11], «коммерция, осуществляемая посредством Интернета и любых других компьютерных сетей» [1], «категория, отражающая специфику коммерческой деятельности на различных сегментах электронного рынка» [8]. При этом, Г. Головенчик, С.В. Федорова, И.А. Серебряник отмечают, что электронная коммерция является одной из составляющих электронного бизнеса [1; 12]. А.В. Парфенов и И.М. Шаповалова полагают, что это - самостоятельный вид коммерческой деятельности [8]. Китайские авторы Дин Ц. и Чжао Х. предлагают понимать под электронной коммерцией «коммерческую деятельность с использованием передовых информационных сетевых технологий» [17].

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что ключевой характеристикой, присущей электронной коммерции, выступает использование современных средств коммуникации и сети Интернет в процессах электронной торговли и разных видов посредничества.

Электронный бизнес характеризует модель организации деятельности предприятия, в основе которой лежит информатизация процессов производства, управления, сбыта. Сущность электронной коммерции сводится к понятию «коммерческая деятельность», которая реализуется с помощью современных ИТ-средств и способов передачи данных. Если электронный бизнес относится к конкретному предприятию и его бизнес-модели, то электронная коммерция предполагает участие нескольких предприятий-контрагентов. Следовательно, электронный бизнес и электронная коммерция, несмотря на то что оба они используют современные информационные технологии и средства обработки данных, представляют собой разные понятия.

В настоящее время существует множество видов электронной коммерции. Например, китайский исследователь Тун Си [9] выделяет десять её типов, включая торговые операции интернет-магазинов, продажу товаров в Интернет В2В, С2В, С2С и др. По мнению автора, в основе каждого из этих типов лежит новая модель бизнес-операций, базирующаяся на использовании онлайн-передачи данных. При этом, важную роль в каждой из этих моделей играет логистика. В работе Р. Рамакришнана, Дж. Джорджа и У. Раманатана также указывается, что логистика играет важную роль в эффективной организации электронной коммерции [19]. Как отмечают авторы [18], с её развитием происходила эволюция как непосредственно самой организации цепей поставок, так и управления логистическими операциями в целом.

Высокая интенсивность логистических процессов, происходящих в электронной коммерции, требует изучения эволюции логистического подхода и систематизации существующих научных подходов, посвященных особенностям логистики в электронной коммерции. По нашему мнению, все современные исследования, в которых рассматриваются логистические аспекты электронной коммерции, можно объединить в три основных группы: организация логистики в электронной коммерции [5; 7]; влияние логистики на эффективность электронной коммерции [6]; современные тенденции использования методов и инструментов логистики в электронной коммерции [3; 10; 15; 18; 19; 20]. Рассмотрим далее их более подробно.

Организация логистики и цепей поставок в электронной коммерции

Данное направление представлено работами, изучающими эмпирические процессы организации логистики в торговле через Интернет. Здесь следует отметить исследования Я. Каицкой, в которых она указывала на тот факт, что логистика электронной коммерции - это использование веб-технологий для поддержки процессов приобретения, складирования и транспортировки товаров [18]. На уровне распределения логистических потоков в электронной коммерции сочетаются оптимизация маршрутизации с информацией об отслеживании запасов. В результате создается единая интернет-платформа, представляющая собой межорганизационную систему, и объединяющая как продавцов и покупателей, так

и логистических операторов, что позволяет в интерактивном режиме совершать обмен информацией о перемещении материального потока.

При этом логистические операции организуются по-разному, в зависимости от типа интернет-платформы электронной коммерции - открытого или закрытого. На открытой платформе в качестве исполнителя логистических операций может выступать любая компания, на закрытой электронные коммерческие операции происходят между ограниченным кругом лиц и, как правило, логистический оператор диктует свои условия выполнения заказов. Пример открытой платформы электронной коммерции -Taobao, здесь компании-продавцы могут выбирать разных логистических партнеров, например, компании Shunfeng, Yunda, China Post и др. Пример закрытой платформы электронной коммерции - Ebay (China), здесь логистические операции осуществляются только компанией Yuguo Logistics.

Как отмечают некоторые авторы, именно выбор модели логистики определяет успех компаний электронной коммерции [13]. Поэтому организация и выбор наиболее рациональной логистической модели играет важную роль в эффективности электронной коммерции.

Анализ организации логистики в международной электронной торговле В2В был проведен Ню Цзя-хуэй, которая представила эволюцию взаимодействия логистических цепей и их участников на фоне развития электронной коммерции [7]. Исследователем были выявлены риски, возникающие при организации логистической цепи поставок в электронной коммерции. К ним автор отнесла такие, как протяженность логистических маршрутов, высокая степень неопределенности сроков выполнения операций, институциональный фактор.

Модель организации логистической цепи поставок в международной электронной коммерции была предложена Ян Мин [14]. В предлагаемой модели информационное онлайн-взаимодействие предприятия и потребителя осуществляется на платформе электронной коммерции, логистический поток организован по направлению от предприятия к потребителю, минуя такие промежуточные узлы, как логистическая компания производителя, контролирующий орган (таможня) страны производителя, контролирующий орган страны потребителя (см. рис. 1).

Рис. 1. Модель организации логистической цепи поставок в международной электронной коммерции [14]

В статье Чжай Шицзюнь и Го Цюаньнин представлена организация логистической системы Gridding E-commerce Logistic System (ELS) в компании Suning, внедрение которой позволило компании сократить время выполнения заказа на 14,3% [21]. ELS имеет модель «сервисного порта» на основе

унифицированного обслуживания и совместного использования ресурсов: в ней создан единый отдел, принимающий запросы в конкретном регионе, который передает информацию в отдел декомпозиции задачи, распределяя каждый отдел обработки ресурсов (см. рис. 2). Такая модель нуждается в подключении к ней внешних источников информации, в том числе сторонних компаний, задействованных во всем процессе выполнения сделки в электронной коммерции.

Рис. 2. Процесс в системе Gridding E-commerce Logistic System [21]

Влияние логистики на эффективность электронной коммерции

Достаточно часто в своих исследованиях ученые рассматривают проблемы, связанные с эффективной организацией логистической деятельности в электронной коммерции. Р. Ришнан и Дж. Раманатан в своем исследовании на основе опроса клиентов онлайн-магазинов и пришли к выводу, что эффективность логистики в электронной коммерции зависит от вида транспортируемых товаров. В частности отмечено, что в отношении товаров, которые обладают низкими рисками, логистические процессы реализуются более эффективно, чем в отношении товаров с высокими рисками (цифровая техника и электроника, антиквариат, предметы искусства, керамические изделия) [19].

Метод качественных исследований для оценки эффективности работы логистических систем был также использован в статье А. Юнала [20], в которой указано, что организация логистических услуг влияет на компании электронной коммерции, поскольку при некачественном выполнении логистической услуги компания рискует получить жалобу, что будет отражаться при заказах других клиентов и выступать фактором при принятии решения о покупке (исследование выполнено на примере платформы «Cargo & Transport»).

В работах многих китайских авторов представлены аналогичные выводы. По мнению Чжан Дуна, логистика является важной опорой электронной коммерции и звеном, наиболее тесно связанным с офлайн-покупателями. Поэтому качество обслуживания в логистике напрямую влияет на качество обслуживания всей электронной коммерции [12]. Следовательно, удовлетворенность логистическими услугами влияет на удовлетворенность клиентов электронной коммерции. В исследовании Дин Ци и Чжао Хуэйминь выявлена связь между расходами на логистику и эффективностью электронной коммерции, а также предложен авторский метод контроля логистических затрат [17].

Российские авторы П.В. Попов и И.Ю. Мирецкий, рассматривая региональный аспект электронной коммерции, отмечают, что ее эффективность зависит от оптимального размещения ключевых объектов логистической инфраструктуры. Если размещение логистических узлов оптимально, то закономерным будет снижение общих издержек в сети распределения, повышение транзитного потенциала региона и его инвестиционной привлекательности, интеграция региона в глобальную цепочку поставок [6].

Также эффективность электронной коммерции определяется функционалом логистического программного обеспечения. Э.Н. Ильмурзина и КА. Кавтасьева полагают, что наличие индивидуальной подстройки программного обеспечения, возможность интеграции с другими приложениями в производственном цикле электронной торговли, доступность пользовательского интерфейса и стоимость внедрения его в управление логистическим комплексом определяют эффективность логистико-инфор-мационной системы [2].

Современные тенденции использования методов и инструментов логистики в электронной коммерции Изучая современные направления использования логистики в электронной коммерции, исследователи выделяют среди них такие, как применение инноваций в информационном обеспечении логистики, внедрение элементов дополненной реальности, использование элементов искусственного интеллекта в

логистической системе, облачных вычислений, мобильных приложений, персонализации, больших данных. Интернет предоставляет больше возможностей для роста электронной коммерции, приводя к расширению логистических цепей [20]. При этом автоматизированное программное обеспечение способствует трансформации внутреннего логистического процесса. С увеличением объемов перемещаемых грузов и ростом популярности покупок в сети Интернет, логистика стала многоканальной, что привело к организации сетевой логистической инфраструктуры.

И.В. Карпенко было установлено, что развитие технологического прогресса ведет, с одной стороны, к модернизации операций электронной коммерции, а с другой - к применению высокотехнологичных инноваций в логистике [3]. В исследовании М.В. Красноперовой и В.В. Матвеева на примере российского рынка электронной коммерции выявляются тренды в развитии логистической инфраструктуры, среди которых наиболее перспективным является внедрение дополненной реальности в логистическую цепь [4].

В таблице нами обобщены рассмотренные выше основные направления применения логистического подхода в электронной коммерции.

Таблица

Основные направления использования логистического подхода в электронной коммерции

Направление Основные положения и результаты

Организация логистики в электронной коммерции Использование веб-технологий и создание единой платформы, объединяющей всех участников электронной коммерции, в том числе из сферы логистики; специальный подход к организации логистических операций на открытых и закрытых платформах электронной коммерции

Влияние логистики на эффективность электронной коммерции Между организацией логистики и эффективностью электронной коммерции существует сильная связь; эффективность электронной коммерции зависит от факторов -интерфейс логистического программного обеспечения, удовлетворенность клиентов логистическими услугами, расходы на логистику, оптимальное размещение логистических объектов.

Современные тенденции использования логистики в электронной коммерции Внедрение дополненной реальности в логистическую цепь; использование элементов искусственного интеллекта при разработке логистических систем; сетевая многоканальная логистическая инфраструктура.

Заключение

Таким образом, в результате исследования может быть уточнено понятие электронной коммерции, которая представляет собой коммерческую деятельность, связанную с процессами электронной торговли и разными видами посредничества, предполагающую использование современных средств коммуникации и сети Интернет. В отличие от электронного бизнеса, который сводится к особой модели организации деятельности конкретного предприятия, электронная коммерция предполагает участие нескольких предприятий-контрагентов.

Специфика электронной коммерции как вида хозяйственной деятельности предприятий определяет особенности организации и управления логистикой. Представляется, что логистический подход в электронной коммерции сводится к использованию различных видов веб-технологий в логистике, использованию различных моделей её организации, которые могут варьироваться в зависимости от характера интернет-платформы электронной коммерции (открытой / закрытой), и создания сетевой многоканальной логистической инфраструктуры.

В современных условиях электронная коммерция сталкивается с новыми вызовами, которые следует учитывать при организации логистического узла поставок. Принципиально изменились процессы взаимодействия между участниками рынка - они происходят в едином онлайн-пространстве, действия каждого из них отслеживаются и передаются на общую интернет-платформу. При этом обмен информацией осуществляется очень быстро, что позволяет в любое время отслеживать текущее состояние и местоположение груза, а также оценивать эффективность деятельности каждого регионального транс-портно-логистического центра.

ЛИТЕРАТУРА

1. Головенчик Г. Сущность, классификация и особенности электронной коммерции // Наука и инновации. 2020. № 4 (206). С. 39-45.

2. Ильмурзина Э.Н., Кавтасьева К.А. Логистика в интернет-бизнесе // Скиф. 2019. № 12-1 (40). С. 76-80.

3. Карпенко И.В. К вопросу о логистических инновациях в интернет-коммерции // Вестник РГЭУ РИНХ. 2014. № 2 (46). С. 126-130.

4. Коль О.Д. и др. Инновации как фактор повышения конкурентоспособности предпринимательских структур в секторе сервиса. СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2016. С. 211-222.

5. Красноперова М.В., Матвеев В.В. Анализ современных трендов развития логистической инфраструктуры в формировании инновационной цепи поставок // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2018. № 6. С. 772-777.

6. Мирецкий И.Ю., Попов А.В. Методология построения логистической инфраструктуры на территории региона // Экономика региона. 2019. № 2. С. 483-492.

7. Ню Цзяхуэй. Организационно-экономические особенности проектирования международных цепей поставок в электронной оптовой торговле // Известия СПбГЭУ. 2020. № 3 (123). С. 158-163.

8. Парфенов А.В., ШаповаловаИ.М. Логистика электронной торговли. СПб.: СПбГЭУ, 2015. 79 с.

9. Тун Си. Анализ типов и режимов работы трансграничной электронной коммерции // Сборник науки, образования и литературы. 2018. № 34. С. 189-190. (на кит. яз.)

10. УЙи. Разработка и внедрение системы управления складской логистикой для предприятий электронной коммерции: диссертация. Цзянси: Финансово-экономический университет Цзянси, 2018. (на кит. яз.)

11. Федорова С.В., Серебряник И.А. Разновидности электронного бизнеса // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. 2011. № 1-2. С. 244-248.

12. Чжан Дун. Исследование удовлетворенности клиентов логистикой холодовой цепи в среде электронной коммерции: диссертация. Тяньцзинь: Тяньцзиньский технологический университет, 2018. 89 с. (на кит. яз.)

13. Чжан Чанхань. Анализ состояния развития и тенденции режима логистики предприятия электронной коммерции // Модернизация торгового центра. 2021. № 9. С. 51-53. (на кит. яз.)

14. Ян Мин. Исследование комплексного развития трансграничной электронной коммерции и трансграничной логистической индустрии в Северо-Восточном Китае. Университет Янбянь, 2020. 173 с. (на кит. яз.)

15. Chaw la A., Shaw A., Parhi P., Yadav H., Mishra N. Transportation and Logistic e-commerce Solutions // International Journal of Scientific Research in Computer Science, Engineering and Information Technology. 2021. Р. 416-424.

16. Digital 2021: global overview report. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://datareportal.com/reports/dig-ital-2021-global-overview-report (дата обращения 14.11.2021).

17. Ding Q., Zhao H. Study on e-commerce logistics cost control methods in the context of COVID-19 prevention and control // Soft computing. 2021. P. 1-9.

18. Kayikci Y. E-Commerce in Logistics and Supply Chain Management [Электронный ресурс]. Режим доступа: doi: 10.4018/978-1-5225-7362-3.ch076 (дата обращения 06.12.2021).

19. Ramakrishnan R., George J., Ramanathan U. The Role of Logistics in E-commerce Transactions: An Exploratory Study of Customer Feedback and Risk // Supply Chain Strategies, Issues and Models. 2014. С. 221-233.

20. Ünal A. Logistic business preferences in e-commerce sector: a research based on the customer complaints // Pres-sacademia. 2020. № 11. Р. 11-15.

21. Zhai S., Guo J. The Application of E-commerce Logistic System Based on Gridding Management // Intelligent Information Technology Application Research Association (IITA Association). Hong Kong, 2010. P. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.