Научная статья на тему 'Логистическая стратегия предприятия в условиях цикловой динамики экономических процессов'

Логистическая стратегия предприятия в условиях цикловой динамики экономических процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / МАТЕРИАЛОПОТОКИ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЕКОНОМіЧНИЙ ЦИКЛ / ЛОГіСТИЧНА СТРАТЕГіЯ / МАТЕРіАЛОПОТОКИ / ПРОМИСЛОВі ПіДПРИєМСТВА / ECONOMIC CYCLE / LOGISTIC STRATEGY / MATERIAL FLOW / INDUSTRIAL ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Губенко Владимир Константинович, Хара Марина Владимировна, Цумаева А. С.

В статье рассмотрены условия макроэкономической динамики, определяющие закономерности, по которым реализуются технологии обеспечения логистических процессов в транспортных системах промпредприятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Logistic strategy of an enterprise in conditions of sequencing dynamics of economic processes

У статті розглянуто умови макроекономічної динаміки, що визначають закономірності, по яких реалізуються технології забезпечення логістичних процесів в транспортних системах промпідприємств

Текст научной работы на тему «Логистическая стратегия предприятия в условиях цикловой динамики экономических процессов»

Серiя: Техшчш науки

ТРАНСПОРТ ТА ЛОГ1СТИКА

УДК 658.004

Губенко В.К.1, Хара М.В.2, Цумаева А.С.3

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИКЛОВОЙ ДИНАМИКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

В статье рассмотрены условия макроэкономической динамики, определяющие закономерности, по которым реализуются технологии обеспечения логистических процессов в транспортных системах промпредприятий.

Ключевые слова: экономический цикл, логистическая стратегия, материалопото-ки, промышленные предприятия.

Губенко В.К., Хара М.В., Цумаева А.С. Лог^тична стратегiя тдприемства в умовах цикловог динамжи економiчних процеав. У статт1 розглянуто умови ма-кроеконом1чног динамти, що визначають законом1рност1, по яких реал1зуються технолога забезпечення лог1стичних процеав в транспортних системах промтдп-риемств.

Ключовi слова: економ1чний цикл, лог1стична стратег1я, матер1алопотоки, про-мислов1 тдприемства.

V.K. Gubenko, M. V. Khara, A.S. Tsumayeva. Logistic strategy of an enterprise in conditions of sequencing dynamics of economic processes.

Keywords: economic cycle, logistic strategy, material flow, industrial enter-prise.nterprises.

Постановка проблемы. В долговременном периоде развития логистических металлопо-токов отчетливо проявляется тенденция постоянного их роста синхронно росту экономики. Однако в кратковременном периоде объем грузопереработки характеризуется волнами подъемов и спадов. Закономерности волнообразного характера макроэкономической динамики рассматриваются для решения проблемы настоящего исследования как условия делового цикла. Эти условия макроэкономической динамики определяют закономерности, по которым реализуются технологии обеспечения логистических процессов в транспортных системах промпредприятий.

Проблема заключается в управлении состоянием логистических процессов в транспортных системах промпредприятий, необходимости принятия решений в условиях цикловой динамики экономических процессов; в необходимости разработки адаптационных методов и механизмов управления логистическими процессами промпредприятий.

Анализ последних исследований и публикаций. Современные теоретические концепции экономического цикла рассматриваются в работах Н.Г. Мэнкью, Г.С. Вечканова, Г.Р. Веч-кановой. Большой научный и практический вклад в разработку вопросов развития логистических процессов транспортных систем в изменяющихся условиях деятельности промышленных предприятий и их адаптации к рыночной среде внесли такие ученые, как В. Н. Жданов, С. Е. Гавришев, А. М. Макаров, С. Е. Трофимов. В области цикловой и системной адаптации известны работы В.К. Губенко, А.Н. Рахмангулова, С.Н. Корнилова, С.Е. Трофимова.

Результаты анализа позволяют говорить о том факте, что в данных научных работах вопросы достижения определенного уровня показателей работы транспортных систем промпредприятий рассматриваются, как правило, без учета экстремальных колебаний в работе промышленных предприятий и соответствующих требований к организации логистических процессов в фазах экономического цикла. На наш взгляд это является тем ключевым моментом, который нуждается в новом теорети-

1 д-р техн. наук, профессор, ГВУЗ «Приазовский государственный технический университет», г. Мариуполь

2 канд. техн. наук, доцент, ГВУЗ «Приазовский государственный технический университет», г. Мариуполь

3 канд. техн. наук, доцент, ГВУЗ «Приазовский государственный технический университет», г. Мариуполь

Сер1я: Техн1чн1 науки

ческом осмыслении.

Цель статьи - предложить предприятиям новую организацию логистических процессов при управлении материалопотоками промышленных предприятий путем генерирования адаптационных решений к условиям полного экономического цикла.

Изложение основного материала. Применительно к логистическим процессам теории колебания уровня экономической активности - это учет периодов подъема, сменяющихся периодами спада производства. Результат динамики рыночной экономики от одной фазы до следующей такой же, т.е. от кризиса до кризиса. Это ключевой принцип в теории логистики, который дает новые и эффективные подходы для организации транспортной системы материальных потоков от поставщика к потребителю.

Анализ развития Мариупольского промышленного узла за период 1900-2008 г.г. показывает, что динамика от кризиса к кризису происходила на протяжении исторического периода развития Мариупольского промышленного комплекса (рис. 1).

Т

время*

ПЕРИОДЫ I II III IV V

ГОДЫ 1900-1910 1917-1922 1941-1944 1990-2005 2008-...

Рис. 1 - Логистическая кривая экономических циклов металлопотоков Мариупольского промрайона

Тренд логистической кривой металлопотока Q = Г, его экономические циклы с

а + Ьс1

одной стороны отражают неравномерность в развитии экономики, а с другой - являются причиной и следствием экономического развития, что позволяет рассматиривать кризис как постоянную динамическую характеристику, определяющую развитие логистичесиких процессов в зависимости от времени (1) и факторов неравномерности (а, Ь, с) металлопотока

Анализ переменных логистической кривой во времени, механизм колебания спроса в экономическом цикле близки к закономерностям типичной кейнсианской динамической модели Самуэльсона-Хикса.

Механизм колебания спроса на транспортные услуги в фазах экономического цикла представлен на рис. 2.

В экономическом цикле важно выявить проциклические показатели - общий объем производства металла, загрузку и производственные мощности транспорта, обслуживающего ме-таллопотоки. Эти показатели возрастают в фазе подъема и сокращаются в фазе спада.

Контрциклические показатели в логистической цепи металлопотока - это уровень безработицы - снижение занятых работников транспортной профессии, размеры производственных запасов ремонтных служб и избыток транспортных средств. Эти показатели во время подъема сокращаются, а во время спада наоборот увеличиваются (рис. 2).

Сер1я: Техшчш науки

Рис. 2 - Механизм колебания спроса на транспортные услуги в фазах экономического

цикла

Резкий переход от пика производственной работы к кризисным проявлениям дает основание для углубленного использования парадигмы интегральной логистики с тем, чтобы основой новой организации эффективной работы промышленных предприятий могло стать генерирование системы адаптации к экономической среде кризиса, депрессии, оживления и подъема

Металлургические предприятия наиболее подвержены негативному влиянию условий и факторов внешней среды в силу того, что они являются основным звеном в длинной технологической цепи производства продуктов потребления. В сложившейся ситуации предприятия вынуждены пересмотреть основные цели управленческой деятельности, использовать современный инструментарий, который обеспечит им эффективное функционирование. В этих условиях популярность приобретает логистический подход в формировании стратегии предприятия.

Среди большого числа логистических стратегий, применяемых компаниями, можно выделить несколько базовых, наиболее широко используемых в бизнесе при построении логистической системы. Эти стратегии включают стремление быть высокоэффективным производителем с низкими производственными затратами и качеством продукции мирового уровня; развитие проектов выпуска новой продукции; применение современных производственных и информационных технологий; применение современных методов планирования и управления [1].

Серьезные кризисные явления в экономике последних лет принципиально меняют методы и формы промышленной логистики. Для выработки наиболее перспективных направлений развития, а также сохранения достигнутых результатов логистическая стратегия предприятия должна учитывать циклические закономерности экономического развития [2].

Учет этих закономерностей дает возможность предприятию с высокой вероятностью прогнозировать выработку наиболее перспективных направлений развития, выявлять критические точки развития, и реагируя надлежащим образом, подготовиться к будущим переменам.

Основой новой организации обеспечения эффективной работы промышленных предприятий становится генерация адаптивных решений, удовлетворяющих промышленной логистике [3]. Наличие таких разработанных решений позволяет предприятиям быть заранее готовыми к волнам экономического кризиса, к проявлению объективных закономерностей макроэкономических процессов.

Стабильность обслуживания основного производства зависит от уровня эксплуатационной готовности подвижного состава, поскольку железнодорожным транспортом на металлургических предприятиях выполняется более 80 % объема технологических перевозок грузов.

В процессе анализа эксплуатационной готовности подвижного состава на примере вагонов металлургического предприятия в изменяющихся условиях внешней среды выявлена тес-

В1СНИК ПРИАЗОВСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО ТЕХШЧНОГО УН1ВЕРСИТЕТУ 2010 р. Серiя: Технiчнi науки Вип. 21

ная взаимосвязь с циклическими закономерностями экономического развития (рис. 3), а также закономерности, по которым реализуются технологии обеспечения готовности на метпред-приятии [4].

Адаптивность всей системы, обеспечивающей надежную работу вагонов в транспортном потоке, в условиях экономических и деловых циклов в классическом смысле содержит четыре фазы: кризис, депрессия, оживление и подъем. Следует так же учитывать разнообразие вариантов функций динамики материального потока на уровне микроэкономики предприятий, от которой зависит объем метало-потока в начале цикла и в конце цикла возможны ситуации, когда Qн = Qк, Qн > Qк или Qн < Qк.

Требования уровня готовности парка вагонов к обслуживанию программы основных производств всегда высокие и не зависят от колебаний программы в фазах экономического цикла: «кризис - депрессия - оживление - подъем». Это условие обеспечения производственной про-грамммы выпуска продукции записывается следующим образом:

(кк/ = Кдг = К°г = Кпг )> Кт, (1)

где ККР; Кд; К°г; Кпг - коэффициенты готовности фаз экономического цикла кризиса, депрессии, оживления, подъема;

КТР - экономически обоснованный (требуемый) коэффициент готовности парка. Количество вагонов в парке N зависит от производственной программы предприятия согласно грузопотока каждой фазы экономического цикла, в котором находится предприятие

N = F (QKрUлиQдилиQoилиQn), В свою очередь требуемый коэффициент готовности КТ

(2)

зависит от технического со-

стояния и соответственно организации содержания вагонов в исправном состоянии

(

К(т) = _

Л

t° + ;

КтР >

г

где КГт) - текущее состояние коэффициента готовности парка; ^ - среднее время между отказом;

^ - среднее время восстановления.

(3)

На основе сформулированных действующих внешних условий экономического цикла и, реализуя системный подход, представлена формализованная запись задачи обеспечения готовности вагонов в виде совокупности принципиально необходимых компонент адаптационной

Серiя: Технiчнi науки

системы, с учетом готовности в фазах экономического цикла:

К = F[г;Цэ;иЕ]> ^SATлnp, (4)

где z = {z} - структура и совокупность целей;

Цэ = {К ^;0; П} - экономический цикл (кризис, депрессия, оживление, подъем) как изменяющиеся условия, в которых функционируют вагонные парки;

К™SATJ¡nр - коэффициент готовности, удовлетворяющий требованиям лица принимающего решение по уровню показателя готовности вагонов;

иЕ = {и1, и

2 з

, и

.} -

совокупность рациональных конкретных решений.

Системная адаптация технических и организационных средств и условий к изменениям экономической среды, в которой функционируют вагонные парки, заключается в поиске и разработке новых принципов обеспечения готовности в условиях, когда в период кризиса вагонные парки продолжают сохранять первоначальный количественный состав, а объем перевозок резко падает. В этом случае коэффициент готовности увеличивается за счет отбора для работы вагонов с большими ресурсами и больших резервов ремонтного производства, т.е. коэффициент готовности растет при снижении затрат на его обеспечение ((+)) ) .

В условиях депрессии коэффициент готовности поддерживается ремонтными процессами на уровне удовлетворяющем заказчика, а затраты на замену вышедших из строя вагонов начинают расти (^ (к^)^); (+})).

Для условий фазы оживления соотношение коэффициента готовности и затрат выглядит как (^; ^ (+))), а для фазы подъема резко растут затраты (^; ^ ((+ + +))) .

Множество допустимых стратегий (решений) и может видоизменяться в процессе поступления текущей информации.

В этом случае, согласно концепции адаптивности, следует считать такую адаптивную стратегию и*(^) из множества и^,т), которая обеспечивает выполнения условия:

^лпр = (и* (0,г)> Yt (и(0,г), ифе и(г,т), (5)

где t - время;

т- упреждение прогноза.

Запись Ytлnр означает, что показатель эффективности может меняться во времени t.

Исходя из вышеприведенного, формализованная запись задачи решения проблемы обеспечения готовности вагонов представлена следующим образом:

Цэ о ({К};иДО;^{О};и{П}); Yлnр (и) = (^ (а(и));С(и);Г(и));и* еи*; к (и* )> К1АТ ,и* е и; (и* хт)^ и**

(6)

где о - равно по определению;

Цэ о ({К};о>{О};о>{О};- действующие внешние условия экономического цикла, который объединяет в себе множество факторов воздействий: кризисных {к}, депрессивных {о}, оживления {О} и подъема {п} ;

Yлnр (и )= ^ (а(и)), С (и), Т (и)); и е и* - результат У( выбранной

- и технологии

повышения готовности парков вагонов промпредприятий из множества возможных и , зави-

Серiя: Техшчш науки

сящий от основных результирующих факторов - эффекта G, затраченных ресурсов С и времени

Т;

1 ( *\ -г SAT * TT* _

ks(и )> k;A1,и e U - условие ЛПР;

(и* xt)^ U* - выбранные адаптационные решения на временном отрезке т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С опорой на приведенный математический аппарат и данные статистических наблюдений, выполнена практическая оценка состояния подвижного состава [4]. Полученные результаты позволяют говорить о следующем: в высшей точке экономической стабильности предприятие имеет достаточный (в количественной характеристике) рабочий парк для освоения существующих грузопотоков. В период экономического спада предприятие, имея избыточный парк, в связи со снижением объемов обрабатываемых грузопотоков, вынуждено снижать количество транспортных единиц в рабочем парке. В стадии экономической стабильности (депрессия или пик) количество транспортных единиц рабочего парка постоянно, что вызвано стабильно низким или стабильно высоким уровнем грузоперевозок. Предлагаемая стратегия позволяет планировать адаптационные решения и оценивать затраты и эффективность их реализации в логистических процессах предприятия.

Выводы

1. В условиях циклических колебаний экономической конъюнктуры предприятия необходимо четкое определение фазы цикла. Так как готовность быстро реагировать на изменчивость рынка - одно из основных конкурентных преимуществ предприятия.

2. Применение логистической стратегии при управлении материалопотоками на промышленных предприятиях позволит обеспечить стабильное функционирование и эффективное развитие промышленных предприятий. Поэтому основой новой организации обеспечения эффективной работы промышленных предприятий должна быть генерация системы мер циклической адаптации к изменениям внешних и внутренних условий среды, в которых они функционируют.

Список использованных источников:

1. Вечканов Г.С. Макроэкономика / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. - СПб.: Питер, 2008. - 230 с.

2. Губенко В.К. Адаптация транспорта металлопотоков к изменяющейся экономической среде : монография / В.К. Губенко, И.В. Николаенко, А.В. Тарасенко; НАН Украины, Ин-т экономики промышленности. - Донецк: Вебер, 2009. - 235 с.

3. Губенко В.К. Методы расчета эксплуатационной готовности вагонных парков промпред-приятий / В.К. Губенко, М.В. Хара, Лямзин А.А. // Захист металургшних машин вщ поломок: зб. наук. пр. /ПГТУ. - Марiуполь, 2010. - Вип. 13. - С. 124- 131.

4. Хара М.В. Обеспечение готовности вагонных парков метпредприятия к условиям экономии-ческого цикла /Ринок послуг комплексних транспортних систем та прикладш проблеми логь стики: 11 Мiжнародна науково-практична конференщя / Ки!в, жовтень 2009 р. - К.: Мшс-терство транспорту та зв'язку Украши, 2009. - С. 128-133.

Рецензент: В.Э. Парунакян

д-р техн. наук, проф., ГВУЗ «ПГТУ»

Статья поступила 17.12.2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.