целесообразность процессов чистовой и финишной обработки, открывая новые пути в
реализации стратегий экологически безопасного резания.
Список литературы
1. Алиев А.И. Повышение работоспособности сложнопрофильного режущего инструмента за счет применения технологический сред растительного происхождения. / дис. канд. техн. наук: 05.03.01. Симферополь, 2011. 152 с.
2. Якубов Ч.Ф. Упрочняющее действие СОТС при обработке металлов резанием / Ч.Ф. Якубов. Симферополь, 2008. 156 с.
3. Смазочно-охлаждающие технологические средства и их применение при обработке резанием: Справочник / Ред. Бабичев А.П., Худобин Л.В., Булыжев Е.М. М.: Машиностроение, 2006. 544 с.
4. Толмачев С.А., Евстегнеева О.Н. Повышение надежности нарезания резьбы метчиками // СТИН, 2002. № 12. С. 17-20.
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ТОВАРООБОРОТА ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ Рустемов А.А.
Рустемов Абай Адилханович - магистр, кафедра компьютерной инженерии и телекоммуникации, Международный университет информационных технологий, г. Алматы, Республика Казахстан
Аннотация: в статье представлены направления оптимизации цепями поставок товаротранспортной сети региона, определена необходимость развития инфраструктуры транспортного обеспечения, разработки инструментария логистической активности товаротранспортной сети, охарактеризованы тенденции современного этапа развития регионального рынка Южного федерального округа, представлены проблемы современного этапа развития товаротранспортной сети.
Ключевые слова: логистическая система транспортировки, региональный товарный рынок, цепи поставок, товаротранспортная сеть региона.
Концептуальные и инновационные разработки отечественных и зарубежных авторов в области логистического знания подтвердили актуальность его применения в процессе формирования и развития трансформационных преобразований современного хозяйственного комплекса. Траектории организационно-функциональных изменений, экономических и финансовых преобразований подтвердили мировую востребованность логистики, как наиболее эффективного теоретико-методического инструментария, способного и применимого как коммерческими, так и государственными структурами в плане укрепления рыночной позиции.
Если же необходимо оценить саму технологию логистики, качество логистики как системы физического распределения, то об этом целесообразнее судить по следующим показателям: скорости доставки; надежности сроков поставки; способности системы к немедленному удовлетворению спроса [2]. Наиболее актуальной проблемой логистическая оптимизации цепей поставок товаротранспортной сети региона на современном этапе развития выступает согласование и координация социально-ориентированных и экономических, коммерческих целей различных субъектов рынка и сфер бизнеса, областей
разнонаправленных и лишь частично сопряженных. При этом логистическая оптимизация товаротранспортной сети региона актуализирует и предопределяет значимость именно транспортной составляющей региональных процессов товародвижения, выводя на поверхность состояние путей сообщения, инфраструктурных объектов, обеспечивающих общую эффективность логистических активностей.
Экономическая результативность функционирования цепей поставок в товаротранспортной системе региона находится в прямой зависимости от работы инфраструктурных подсистем, формируя общий синергетический эффект. От транспорта, например, напрямую зависимы звенья консолидации и пункты розничной, конечной продажи товаров, способные предложить их в нужном месте, в определенное время, надлежащего качества. Логистическая система транспортировки - это своего рода организационно-функциональный механизм, который формирует эффективную отзывчивую систему обеспечения конечных потребителей. С точки зрения общей теории систем экономика относится к классу систем большой сложности. Эта система состоит из большого числа хозяйственных ячеек, находящихся в тесном, непрерывном взаимодействии друг с другом. Кроме того, она имеет явно выраженную многоуровневую структуру, при которой более высокий уровень интегрирует по определенным правилам (алгоритмам) интеграционные сигналы нижестоящего уровня и оперирует агрегатами [5]. Относительно сложности организации логистической оптимизации цепей поставок товаротранспортной сети региона следует отметить, что многоуровневость их организации и формальная сложность функционирования предопределяют вопросы управления транспортными системами через призму адекватных рыночных зависимостей данной области от логистических активностей по формированию системы заказов, развитию распределительной сети, складированию, грузопереработке, сервисному обслуживанию потоковых процессов.
Следует отметить, что логистическая оптимизация цепей поставок товаротранспортной сети региона, в плане основ теоретико-методического обеспечения содержит представление о сущности товародвижения, базирующегося на представлении понятия логистической цепи в различных функциональных ориентациях и ключевых элементах воздействия, научных аспектах, образующих каркас институционального содержания. Логистические звенья транспортировки, задействованные в сервисном сопровождении материальных и сопутствующих потоков, выступают, создают декомпозиции, своеобразными преобразователями, консолидируют элементарный состав потокового процесса доставки продукции. Описание системы товародвижения через раскрытие ее состава характеризует способы решения задач по доставке грузов, но не показывает организационно -управленческую составляющую его функционирования. Комплексный подход реализуется при описании всей системы товародвижения с помощью логистического инструментария. В этом случае учитываются факторы внешней среды (логистическое окружение) и весь спектр организационно-управленческих механизмов транспортного обслуживания [1].
В организационно-функциональном составе цепей поставок товаротранспортной сети региона конкурентные отношения могут быть преобразованы в симбиоз интересов звеньев как непосредственно задействованных в логистической системе, так и привлеченных. При этом принимаются в расчет шесть групп интересов [6]: 1) интересы потребителей, так как их платежеспособный спрос инициирует практически все движение экономических потоков; 2) интересы поставщиков, так как логистическая оптимизация экономических потоков в значительной мере локализуется у поставщиков экономических ресурсов; 3) интересы государства, так как игнорирование этих интересов может привести либо к энтропии системы, либо к
криминализации бизнеса; 4) интересы работников, так как личный интерес в рыночной экономике играет доминирующую роль в системе экономических интересов; 5) интересы собственников, так как далеко не всегда они идентичны интересам работников и других участников логистической системы; 6) интересы кредиторов, так как ни одна логистическая система не в состоянии функционировать долго без постоянного привлечения инвестиций с целью оптимизации и рационализации экономических потоков. Воздействие внутренних и внешних по отношению к конкретной системе факторов рыночной активности, распространяющееся на материально-транспортный поток, определяет логистический статус потоков или даже потоковых процессов и характеризует в рамках рассматриваемой товаротранспортной цепи поставок: звенья генерирующие, способные воздействовать на смежные и даже на неконкретно связанные потоки; транзитные, лишенные возможности логистических преобразований над материальным и сопутствующими потоками, выступающие лишь пунктом промежуточной консолидации продукции; комбинированные звенья, в которых в различных сочетаниях указанные воздействия на потоки комбинируются, или имеется возможность, в зависимости от требований рыночной среды своевременно изменить организационно-управленческий функционал и степень воздействия на потоки.
Воздействие звена на поток может быть крайне разнообразным: потоки могут дробиться, разветвляться, сходиться, изменять свое содержание, параметры, интенсивность. В соответствии с данными характеристиками предлагается следующая базовая схема последовательности звеньев логистической цепи [3]:
1. Генераторы (источники) материальных потоков.
2. Трансформационные центры и пункты торговых, транспортных и других посреднических структур, преобразующих материальные потоки на стадии закупки.
3. Трансформационные центры и пункты в местах производства продукции.
4. Трансформационные центры и пункты для физического распределения и отправки готовой продукции.
5. Трансформационные центры и пункты торговых, транспортных и других посреднических структур, преобразующих материальные потоки на пути доставки готовой продукции потребителям.
6. Пункты назначения (потребители) материальных потоков. С этой стороны, хотелось бы отметить, что понятие логистическая цепь поставок в товаротранспортной сети применимо для описания траектории перемещения потоков, объединяющих в своем функционале звенья генерации и потребления продукции. В этом процессе потоки приобретают новые характеристики, которые инновационируют в интеграционном взаимодействии, обусловливая сложность и многогранность своей организации. В цепях поставок потребительского рынка региона существуют логистические звенья, выполняющие комплекс операций по созданию и развитию, в соответствии с запросами потребителей параметров инфраструктурного обеспечения. И особенно эти вопросы актуальны для процессов транспортировки и распределения продукции. Так же в логистической цепи поставок товаротранспортной сети региона, присутствует множество посредников, транспортных компаний, провайдеров, операторов, предлагающих сервисное сопровождение материальных и сопутствующих потоков, непосредственно связанных с транспортировкой. При этом привлечение передников может быть оправдано, если они выполняют определенные функции эффективнее и с меньшими затратами, по сравнению с самостоятельной организацией. На данном этапе в этих вопросах существует масса проблемных аспектов, нивелировать теоретические и концептуально-прикладные трудности в которых можно только с помощью мощного институционально-методического инструментария логистики и управления цепями поставок.
Реализация качественно новых управленческих решений путем улучшения количественных и качественных показателей деятельности логистический систем способна предоставить комплексность услуг по сопровождению материального и сопутствующих потоков. Характеризуя развитие товаротранспортного рынка Южного федерального округа (ЮФО), следует отметить, что в процессе проведения своевременных экономических реформ в отраслях народного хозяйства нашей огромной страны и ее регионов трансформации, в первую очередь, коснулись сферы торговли. С развитием конкурентной среды, сложившейся экспансией иностранных компаний российского рынка, формирование логистической инфраструктуры розничной и оптовой торговли складывалось стихийно, и торговая сеть на потребительском рынке в начале проведения реформ была неоправданно измельчена [4, 7]. Многие крупные федеральные и региональные компании инвестировали значительные финансовые средства в развитие новых и совершенствование уже существующих элементов инфраструктуры товаротранспортной сети, но с усложнением внешней финансово-экономической среды во время глобального экономического кризиса многие проекты были заморожены. Определенные в результате исследования наиболее эффективной теоретико-методической платформы экономической активности направления логистической оптимизации цепей поставок товаротранспортной сети региона могут обеспечить снижение уровня неэффективного распределения и ускорят оборачиваемость средств, скорость воспроизводственных процессов. Но, в случае неполноценного и необдуманного управления, отсутствия логистического подхода в оптимизации цепей поставок товаротранспортной сети можно не в полной мере использовать конкурентные позиции региона.
Список литературы
1. КургановВ.М. Логистические транспортные потоки. М.: Дашков и К, 2003, С. 132.
2. Логистика. Базовый курс: учебник для бакалавров / М. Н. Григорьев, С. А. Уваров. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2012. С. 818.
3. НиколайчукВ.Е. Логистика. СПб: Питер, 2001, С. 110.
4. Основные тенденции отечественного рынка коммерческой недвижимости. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.pandia.ru/text/77/190/67249.php/ (дата обращения: 28.05.2018).
5. Петраков Н.Я. Русская рулетка: экономический эксперимент ценою 150 миллионов жизней.- М.: Экономика, 1998, С. 11. 60.
6. Тяпухин А.П., Голощапова А.И. , Лындина Е.Н. Проектирование товаропроводящих систем на основе логистики. —М.: Финансы и статистика, 2007, С. 141.
7. Халын В.Г.Инновационное управление складским хозяйством на принципах логистики в системе товародвижения 2008, С. 74-82.
8. Gericke, J. Etappen biz zum 5PL [Text] / J. Gericke // LOGISTIC HEUTE. 2003. № 4. Р. 37.