УДК 332.83
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КООРДИНАЦИЯ В СТРОИТЕЛЬНОМ
СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ
С.В. Чуев
В статье рассмотрены логистические процессы на основе информационных, материальных и финансовых потоков, а также их координация, направленная на развитие строительного сектора экономики. Предложена модель закупки оборудования, материалов и конструкций в строительстве направленная на качественную и своевременную реализацию жилищных инвестиционных проектов.
Ключевые слова: логистика, логистика в строительстве, строительный сектор экономик, закупочная деятельность.
Огромное значение в строительстве имеет качество продукции и услуг. На сегодняшний день пренебрежение к качеству делает строительство самым затратным сектором экономики с точки зрения финансирования, это обусловлено влиянием внутренних и внешних факторов, таких, как: повторные ремонты, отсутствие согласованности между подрядчиками, несовершенство инфраструктуры, бюрократия в органах власти, негибкая политика и прочее.
На сегодняшний день для строительного производства наступил новый этап развития, характеризующийся в данной области формированием деятельности логистических систем. Начинается стратегическое объединение предприятий путем налаживания между ними долговременных связей. При этом требуется максимальная горизонтальная интеграция предприятий посредствам построения логистической цепи «закупки - производство - сбыт», через которую проходят материальные, финансовые и другие потоки (рис. 1) [1].
Внедрение новых технологий, изменение требований рынка обуславливают необходимость соответствующих изменений строительного производства. Однако развитие организации и финансово-экономическое управления в строительстве отстает по темпам от внедрения новых технологий, что не дает желаемого результата.
Интеграция участников в единую логистическую сеть, оптимизируя при этом материальные потоки и уменьшая затраты позволит повысить конкурентоспособность интегрированной системы и всех ее составляющих.
Формирование логистической цепочки приемлемо, если результат производства удовлетворяет потребителя в среднесрочной, а лучше в долгосрочной перспективе, что можно отнести к целям финансовой стратегии интеграционной системы, но при этом реализуется на уровне участников.
Рис. 1 Схема логистической координации в строительстве
При формировании логистических систем в строительстве возникает необходимость использования концепции реинжиниринга. Реинжиниринг дает две основные характеристики строительных процессов: степень посредничества и степень сотрудничества. Кроме того, он предполагает такую организацию строительства, которая увеличивала бы степень сотрудничества (групповая работа (например: строительный пул)) и уменьшала бы степень посредничества (последовательная взаимозависимость), то есть провозглашает отказ от разделения и специализации труда и планирует смещение центра тяжести к групповой работе.
В последние годы становится актуален целевой, углубленный подход к управлению бизнес-процессами. И потребитель, и рынок становятся все более требовательными, внешняя среда - все более комплексной, динамичной и неопределенной.
Конкурентные преимущества сегодня - гибкость, ограниченные сроки выполнения заказа, надежность и качество, возможность выбора.
Все перечисленные компоненты управления процессом содержит концепция логистики. По определению логистика представляет собой общую точку зрения на компанию и ее партнеров по бизнесу: стратегическую, тактическую и операционную с материальными и информационными потоками в качестве интегратора.
Строительство в условиях рыночных отношений более, чем другие отрасли, восприимчиво к логистике. Это объясняется следующими основными причинами:
- территориальное рассредоточение строек;
- разные объемы потоков материальных и финансовых ресурсов в различные периоды строительства зданий и сооружений;
- изменение характера взаимодействия процессов доставки материалов и изделий на стройки со строительными процессами;
- нестабильность номенклатуры материалов и изделий, используемых в строительстве;
- постоянная потребность в рациональной организации строительства и совершенствования технологии строительных процессов.
Неослабевающий интерес к логистике за рубежом связывают с тем, что при данном подходе обеспечивается значительное (на 30-50 %) сокращение всех видов запасов материальных ресурсов, ускорение оборачиваемости оборотного капитала, сокращение (на 25-45 %) времени движения продукции от первичного источника сырья до конечного потребителя, снижение затрат на производство и наиболее полное удовлетворение потребителей в качестве товаров и сервиса.
Разработка и внедрение мероприятий по постановке логистики в компаниях и группах может происходить:
- ситуационно - по мере возникновения необходимости;
- стратегически - в соответствие со сценарием, программой или планом.
Разработанная модель может быть первым шагом компаний на пути постановки регулярного финансово-экономического и управленческого менеджмента, предшествовать этапам проведения стратегического планирования, организационного и финансового моделирования, управленческого учета и отчетности, то есть являться исходной базой для постановки вышеперечисленных технологий управления. С тем же успехом она может применяться на любом этапе постановки других контуров менеджмента, позволяя повысить эффективность их внедрения и обеспечить снижение издержек за счет вычленения ключевых бизнес-процессов.
Таковыми бизнес-процессами в строительстве при организации закупки оборудования, материалов и конструкций (далее ТМЦ) являются:
- определение потребности в закупке ТМЦ;
- формирование плана поставок и расчета с поставщиками;
- подготовка технического задания (при необходимости);
- формирование перечня потенциальных поставщиков (в т.ч. квалифицированных, отобранных в рамках строительного пула);
- выбор поставщика, конкурентная проработка;
- внешний аудит поставщика (при необходимости);
- оформление договора;
- контроль поставки получения ТМЦ и сдача их на склад;
- приемочный контроль, учет движения ТМЦ;
- анализ данных, улучшение логистических связей и операций.
Входные и выходные данные, потребность в ресурсах, методы контроля и результаты выполнения логистических процедур, направленных на обеспечение строительных компаний ТМЦ, приведены на рис. 2.
Рис. 2 Модель закупки ТМЦ в строительных компаниях
Учитывая взаимосвязь и взаимозависимость между показателями финансово-экономического состояния, структурой основных средств, системой управления предприятием можно выделить ряд общих направлений деятельности для создания надежной организации и увеличения прибыльности:
- расширение сферы деятельности, развитие и увеличение объемов строительства, освоение новых видов техники и технологии;
- совершенствование организационно-технического уровня строительства;
- эффективное использование гибкой ценовой политики, активное участие в подрядных торгах и конкурсах, постоянное совершенствование расчетов с заказчиками за выполненные объемы работ;
- совершенствование технологии производства, применение прогрессивных ресурса и энергосберегающих технологий, коренное улучшение качества продукции с учетом требований рынка и повышения конкурентно способности;
- внедрение разнообразных форм материального и морального стимулирования и ответственности за результаты труда, решение социальных проблем коллектива.
Использование логистики в строительном секторе экономики способно как усилить достоинства, так и нивелировать недостатки. Эти потенциальные возможности вытекают из самой экономической природы логистики, инструментарий которой позволяет достичь сопряжения финансово-экономических интересов всех участников строительного процесса.
Список литературы
1. Чуев С.В. Разработка системы финансового обеспечения жилищного строительства в России: дис. ...к-та экон. наук. Тула, 2008. 205 с.
Чуев Сергей Викторович, канд. экон. наук, доц., с[email protected], Россия, Старый Оскол, Старооскольский технологический институт им.А.А. Угарова (филиал) ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский технологический институт «МИСиС»
LOGISTICAL COORDINATION IN THE CONSTRUCTION SECTOR OF ECONOMY
S.V. Chuev
The article deals with the logistics processes based on the information, material and financial flows, as well as their coordination aimed at one-ment of the construction sector. A model of the purchase of equipment, materials and structures in construction aimed at quality and its housing-time implementation of investment projects.
Keywords: logistics, logistics in construction, construction sector of the economy, procurement activities.
Chuev Sergey Viktorovich, PhD in Economics, Associate Professor, с[email protected], Russia, Stary Oskol, Stary Oskol Technological Institute named after A.A. Ugarov (branch) NUST «MISIS»