Научная статья на тему 'Логико-информационный принцип адекватности в практике организации учебного процесса'

Логико-информационный принцип адекватности в практике организации учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП АДЕКВАТНОСТИ / ЛОГИКО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ЛОГИКО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ (ЛИТО) / ТРЕБОВАНИЯ ЛОГИКО-ИНФОРМАЦИОННОЙ КОРРЕКТНОСТИ / УСВОЕНИЕ / PRINCIPLE OF ADEQUACY / LOGICAL AND INFORMATIONAL APPROACH / LOGICAL AND INFORMATIONAL TRAINING TECHNOLOGIES / REQUIREMENTS OF LOGICAL AND INFORMATIONAL CORRECTNESS / MASTERING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серебрякова И. В.

В статье представлены данные экспериментального исследования, посвященного использованию одного из средств повышения эффективности усвоения учебного материала учащимися логико-информационного принципа адекватности, используемого учителем при предварительной обработке учебных текстов и подготовке учебных заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Logical and informational principle of adequacy in organisation of the educational process

The article presents the data of the experimental research on one of the means of increasing effectiveness of students' educational material mastering the logical and informational principle of adequacy, which is used by a teacher in preliminary processing of educational texts and preparation of training tasks.

Текст научной работы на тему «Логико-информационный принцип адекватности в практике организации учебного процесса»

И. В. Серебрякова

ЛОГИКО-ИНФОРМАЦИОННЫИ ПРИНЦИП АДЕКВАТНОСТИ В ПРАКТИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Работа представлена кафедрой философии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор Б. И. Федоров

В статье представлены данные экспериментального исследования, посвященного использованию одного из средств повышения эффективности усвоения учебного материала учащимися - логико-информационного принципа адекватности, используемого учителем при предварительной обработке учебных текстов и подготовке учебных заданий.

Ключевые слова: принцип адекватности, логико-информационный подход, логико-информационные технологии обучения (ЛИТО), требования логикоинформационной корректности, усвоение.

The article presents the data of the experimental research on one of the means of increasing effectiveness of students’ educational material mastering - the logical and informational principle of adequacy, which is used by a teacher in preliminary processing of educational texts and preparation of training tasks.

Key words: principle of adequacy, logical and informational approach, logical and informational training technologies, requirements of logical and informational correctness, mastering.

В процессе обучения учитель и учащиеся оперируют учебным материалом. Учащиеся усваивают его содержание, представленное разнообразными учебными текстами и предлагаемыми к ним учебными заданиями; учитель руководит данным процессом, управляет им. В качестве «основных, исходных начал»1 управления процессом усвоения современная дидактика предлагает использовать педагогические принципы. Они выступают как требования к практической организации всего учебного процесса, но применение их на практике остается затруднительным, поскольку в них не отражен аспект, касающийся использования их учителем.

Среди новых направлений педагогического поиска, нацеленных на решение теоретических и практических проблем обучения, особое место занимает направление, связанное с применением средств современной логики. Приложение логики к задачам обучения обусловлено прежде всего самой сущностью его: обучение как

специфический познавательный процесс протекает в определенных логических формах. Изучение этих форм, «целенаправленное применение полученных о них знаний, - считает В. Г. Фарбер, - необходимы для успешного осуществления педагогического процесса»2.

Содержание учебного материала и предъявляемые к нему требования мы рассматриваем с позиции логико-информационного подхода, реализуемого через логико-информационные технологии обу-чения3 (ЛИТО). Универсальным средством представления знаний здесь понимается язык.

Для максимально эффективного использования познавательного потенциала учебной информации на уроке она должна быть учителем не только тщательно отобрана, но и подготовлена. Заметим, что если решение вопроса критериев отбора учебной информации представлено в психолого-педагогической литературе, то все же остается открытым вопрос подготовки учебного материала для его ус-

воения. Безусловно, учитель находит оптимальный путь решения, но вряд ли его можно считать эффективным.

В ходе наблюдения за работой учащихся и в результате собеседования с ними и учителями выяснено, что затруднения, испытываемые учениками при усвоении материала, вызваны в основном следующими причинами: недостаточностью опыта комплексного и последовательного освоения знаний; неосознанностью действий при «движении» от цели к результату; сложившейся ранее установкой на запоминание, заучивание предлагаемого учебного материала; недостаточным владением приемами систематизации учебной информации.

Успех усвоения учебного материала учащимися, считаем мы, предопределяется точностью выбора педагогом языка информационного взаимодействия. В контексте нашего исследования для решения указанной проблемы мы предлагаем в основу работы с учебной информацией положить логико-информационный принцип адекватности, предполагающий: 1) использование учебной информации, отвечающей требованиям логико-информационной корректности4; 2) использование приемов оптимизации и логического структурирования учебных тем; 3) использование учебных текстов и заданий к ним, соответствующих познавательным функциям информации и уровням развития интеллекта учащихся, что повысит эффективность процесса обучения в целом и усвоение учебного материала в частности.

Данный вывод сделан нами на основании концептуальных позиций профессора Б. И. Федорова5, по мнению которого информация представлена в содержании учебного материала прежде всего в виде языковых сообщений, т. е. в виде фактуального (информации описательного характера) и концептуального знания (информации, представленной в объяснениях и прогнозах). В этих типах знания находят свою реализацию три

главные познавательные функции научного знания: описательная, объяснительная и прогностическая. При обучении учитель, последовательно реализуя в языке указанные функции, через содержание учебного материала может оказывать влияние и на развитие школьников.

Критериями использования логикоинформационного принципа адекватности выступают, во-первых, правила употребления информации в учебном процессе, основанные на критериях логикоинформационной корректности: ясности и точности (определенности) информации, доказательности и последовательности изложения ее, а также учета целевой установки и контекста при ее использовании; во-вторых, уровни владения языком (коммуникативный, аргументативный и проективный) и, в-третьих, связанные с ними уровни развития познавательных функций знания (описательный, объяснительный и прогностический). Любой ответ ученика должен свидетельствовать о соответствующем уровне знания и глубине понимания учебного материала.

Применение основных положений нашего исследования подтверждено в ходе опытно-экспериментальной работы. Для проведения эксперимента в период 2005-2006 гг. потребовалось разработать критерии отбора и подготовки учебной информации; подобрать, адаптировать и/или создать методические и дидактические материалы, соответствующие этим критериям, и оптимальные для последующей статистической обработки результатов методы.

При создании адекватных учебных средств мы использовали разработанные нами алгоритмы работы с учебной ин-формацией6, позволяющие структурировать материал учебных тем и разделов, а также сформировать учебные задания. Разработанные материалы апробированы действующей на то время при кафедре философии Санкт-Петербургской академии постдипломного образования (СПбАППО) научно-исследова-

тельской лаборатории. Эффективность использования адекватных учебных средств при обучении проверена в государственном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 140 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга - школе-лаборатории, где группой учителей, прошедших обучение по курсу ЛИТО, используются логико-информационные

технологии обучения.

Эксперимент проходил в период с 2005 по 2008 г. и включал два повторных диагностических среза с применением одного и того же набора методических средств. Исследование проводилось дважды. Для обоснованного сопоставления данных по разным этапам использована лонгитюдная форма исследования, в которой участвовали две группы учащихся 8-х классов (контрольная и экспериментальная), продолживших обучение в 9-м классе, составом от 20 до 24 человек, укомплектованные приблизительно в одинаковой пропорции.

Констатирующий срез был проведен непосредственно перед началом эксперимента с целью - установить исход-

ный уровень знаний учащихся и умений работать с учебной информацией, в какой степени существующее обучение обеспечивает эффективное усвоение учебного материала. Опытное обучение учащихся экспериментальной группы было организовано с использованием разработанных нами дидактических материалов. При подготовке учебных текстов и заданий к ним мы учитывали правила, обеспечивающие реализацию логико-информационного принципа адекватности: использовали термины в одинаковом значении в рамках одного контекста; методы оптимизации учебных текстов; приемы логического структурирования учебной информации; логически корректные вопросно-ответные структуры; учебные тексты и задания к ним, соответствующие познавательным функциям самой информации. По завершению опытного обучения проведен формирующий (проверяющий) срез.

Общее распределение полученных данных первичной и повторной диагностик контрольной и экспериментальной групп в виде частотного распределения представлено графически на рис. 1.

Контрольная группа (1)

- - КГ 11 —♦- КГ 12

^ 80 Й 60

40

| 20

^ 0

* ^

V

3 Оценка4

Контрольная группа (2) -А- КГ 21 —* КГ 22

о4

80

Й 60

о

н

о

40

20

0

V

* N . N - ч

3 4

Оценка

Экспериментальная группа (1) —• —ЭГ 11 —•—ЭГ 12

80

^60 [2 40 Е220

■V» X ч

/ У 1 »* N

—1 '

Оценка

Экспериментальная группа (2)

—ЭГ 21 — ■ ■ ЭГ 22

о 80 « 60

2 40

8 20

3 4

Оценка

2

5

5

Рис. 1. Распределение оценок при первичной и повторной диагностиках

Результаты, полученные после проведения формирующего эксперимента, свидетельствует о тенденции к улучшению показателей у большого числа испытуемых экспериментальной группы. Существенно то, что проверка нового опыта (эксперимент 2) дала аналогичные результаты. Справедливость полученных результатов проверена методами статистики с помощью непараметрического и-критерия (критерия Вилкоксона-Ман-на-Уитни) и критерия Крамера-Уэлча. Все используемые критерии продемонстрировали весьма близкие результаты, что свидетельствует о надежности полученных в эксперименте выводов.

Таким образом, реализованная в исследовании комплексная стратегия организации процесса обучения показала, что соответствие учебной информации требованиям логико-информационной корректности и критериям логического структурирования ее, формирование учебных текстов и заданий к ним в соответствии с познавательными функциями научного знания, т. е. применение в учебной практике логико-информационного принципа адекватности, позволяют учителю эффективно организовать работу с учебной информацией, а учащимся эффективно усваивать ее.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Педагогика школы: Учеб. пособие для пед. ин-тов / Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1977. С 29.

2 Фарбер В. Г. О взаимосвязи логики и педагогики. Доклады Академии пед. наук РСФСР. М., 1961. № 6. С. 3.

3 Фёдоров Б. И. Алгоритмы обучения. СПб.: Просвещение, 2004. 182 с.

4 Там же. С. 31-49.

5 Там же.

6 Серебрякова И. В. Принцип адекватности как дидактическое условие эффективности усвоения учебного материала учащимися // Личность, общество и образование в современной социокультурной ситуации: Межвуз. сб. науч. тр. СПб.: ЛОИРО, 2008. С. 353-356.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.