Научная статья на тему 'Логико-философская интерпретация и лингвистический аспект категории времени'

Логико-философская интерпретация и лингвистический аспект категории времени Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
531
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЯ / ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ / ПЕРЦЕПТУАЛЬНОЕ ВРЕМЯ / КОСМОЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / АНТРОПОЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ЯЗЫКОВОЕ ВРЕМЯ / ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ / ВРЕМЕННОЙ ДЕЙКСИС / TIME / ONTOLOGICAL TIME / PERCEPTUAL TIME / COSMOLOGISTICAL AND ANTHROPOLOGISTICAL CONCEPTS / LINGUISTIC TIME / TEMPORALITY / TIME DEIXIS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Насырова Э. А.

Статья посвящена проблеме интерпретации категории времени. Вопрос о природе времени, о существовании объективного времени, независимого от человеческого сознания, и субъективного времени, воспринимаемого и переживаемого человеком, на протяжении веков решался по-разному. Исходя из традиций философской мысли, следует различать время онтологическое (бытийное) и перцептуальное (субъектное). В последнее время наряду с философией и естественными науками интерес к категории времени возрос и в лингвистике. В статье рассматриваются способы выражения категории времени в современном языке, обосновывается актуальность дальнейшего исследования данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGICAL AND PHILOSOPHICAL INTERPRETATION AND LINGUISTIC ASPECT OF THE CATEGORY OF TIME

The article is devoted to interpreting the problem of the category of time. The question of the nature of time, existence of objective time (which is independent of human consciousness) and subjective time (perceived and experienced by man for centuries) was solved in different ways. Basing on the traditions of the philosophical thought, an ontological (existential) time and a perceptual (subjective) time should be distinguished. In the recent years, the interest in the category of time has increased in linguistics along with philosophy and natural sciences. The article deals with ways of expressing the category of time in modern language, and the topicality of further studying the problem is substantiated.

Текст научной работы на тему «Логико-философская интерпретация и лингвистический аспект категории времени»

УДК 81:1+8136

ЛОГИКО-ФИЛОСОФСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИМ АСПЕКТ КАТЕГОРИИ ВРЕМЕНИ

© Э. А. Насырова

Башкирский Государственный университет Россия, Республика Башкорстостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.: +7 (347) 273 28 42.

E-mail: elina_nasyrova@mail.ru

Статья посвящена проблеме интерпретации категории времени. Вопрос о природе времени, о существовании объективного времени, независимого от человеческого сознания, и субъективного времени, воспринимаемого и переживаемого человеком, на протяжении веков решался по-разному. Исходя из традиций философской мысли, следует различать время онтологическое (бытийное) и перцептуальное (субъектное). В последнее время наряду с философией и естественными науками интерес к категории времени возрос и в лингвистике. В статье рассматриваются способы выражения категории времени в современном языке, обосновывается актуальность дальнейшего исследования данной проблемы.

Ключевые слова: время, онтологическое время, перцептуальное время, космологистическая концепция, антропологистическая концепция, языковое время, темпоральность, временной дейксис.

Категория времени принадлежит к числу универсальных понятий, играющих ключевую роль в современной науке, во всех ее дисциплинарных комплексах: как естественных, так и социальногуманитарных. Ни одна сфера человеческой деятельности не обходится без соприкосновения с реальностью времени: все, что движется, изменяется, живет, действует и мыслит, в той или иной форме пронизано временем. Но несмотря на, казалось бы, очевидность времени как объективного феномена, данного нам в ощущениях, чему несомненным подтверждением является и наш индивидуальный опыт, концептуальное осмысление времени как в истории философии, так и в науке, порождает множество различных, подчас противоположных подходов и результатов.

Анализ категории времени -одна из наиболее активно разрабатываемых тем в отечественной и зарубежной науке. Проблема интерпретации времени привлекает не одно поколение исследователей своей неисчерпаемостью и многогранностью. Оставаясь традиционной в науке, она никогда не потеряет своей актуальности, поскольку понятие времени, наряду с понятиями пространства и движения, является одной из важнейших категорий теории познания. Трактовка времени неразрывно связана с самыми фундаментальными представлениями человека о действительности - с трактовкой бытия, смысла жизни, всей человеческой деятельности - как познавательной, так и практической.

Философская интерпретация времени исходит, как известно, из разграничения 1) времени бытийного как формы реального бытия и 2) времени, отраженного в культуре, обществе и индивидуальном сознании, т.е. как самостоятельного параметра духовной жизни общества и личности. Эта вторая форма известна как время перцептуальное. Перцептуальное время играет исключительную роль среди когнитивных структур и процессов, участ-

вующих в восприятии реального мира. С его помощью реальный мир трансформируется в «проецируемый мир», который и является доступным человеческому сознанию. Перцептуальное время содержит поэтому большой субъективный элемент; с ним связано прежде всего наше «чувство времени», ощущение прошлого, настоящего и будущего, связанное со сменой переживаний, мыслей, воспоминаний и т.д. Однако, согласно диалектическому материализму, наши ощущения являются образами, копиями вещей, существующих объективно, независимо от человека. Перцептуальное время, следовательно, отражает объективно существующее, действительное время. Человеческие представления о времени и пространстве носят, несомненно, относительный характер, но из этих относительных представлений складывается абсолютная истина, эти относительные представления в своем развитии приближаются к абсолютным истинам.

Данные психологии и физиологии также убедительно подтверждают, что, во-первых, перцептуальное время не является чем-то самостоятельным (обособленным), но всегда основывается на объективных факторах и неразрывно связано с протеканием реальных процессов и, следовательно, с реальным временем, во-вторых, перцептуальное и реальное время в основном соответствуют друг другу, так как порядок смены ощущений отражает порядок смены реальных явлений [1]. Однако несмотря на то что наше человеческое перцептуальное время тесно связано с реальными физическими свойствами времени, оно далеко не всегда в точности соответствует реальному времени, которое измеряется с помощью часов, но отличается от времени физического именно в силу своей реляционной, «проецируемой» природы. Таким образом, перцептуальное время рассматривается здесь как отражение всеобщей временной связи явлений объективной действительности. Определение перцеп-

туального времени включает интерпретацию его как системы понятий, адекватно отражающих как свойство объективного времени, так и субъективное преломление их в сознании.

Весомый вклад в изучение времени внесли философы-экзистенциалисты (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель), рассматривавшие эту категорию не с физической, а с духовной, нравственной, эстетической точек зрения. Жить во времени - вот экзистенциональный лозунг, способный снять множества проблем. Жить во времени, значит жить не только в собственном становлении с его непредсказуемой изменчивостью желаний и настроений, но и в изменяющейся среде желаний и настроений.

По Хайдеггеру, время должно рассматриваться как самая существенная характеристика бытия (в экзистенциализме проблема времени становится одной из центральных). Утверждая единство времени и бытия, М. Хайдеггер доказывает, что ничто сущее, кроме человека не знает о своей конечности, а значит только человеку ведомо временность, а с нею и само бытие. Причем время неразрывно связано не просто с бытием, а именно с человеческим бытием. Сущность можно раскрыть лишь в его отношении к человеку [2, с. 327].

Перцептуальное (психологическое) время связано с восприятием и переживанием времени индивидом: время то «бежит», то «замедляется», что зависит от тех или иных конкретных ситуаций. Это субъективное чувство времени и оно лишь в целом соответствует реально-физическому времени. Психологическое включает: оценки одновременности, последовательности, длительности, скорости протекания различных событий жизни, их принадлежности к настоящему, удаленности в прошлое и будущее, переживания сжатости и растянутости, прерывности и непрырывности, ограниченности и беспредельности времени. Психологическое время по многим направлениям определяется физическим временем.

Представленные в различных науках концепции времени можно разделить на два класса: космологистические (описание времени безотносительно к человеку) и антропологистические (описание времени через восприятие и понимание его человеком).

Космологистические концепции времени предлагают нам естественные науки, прежде всего, физика. Основным объектом ее исследований является материя. Законы физики действуют безотносительно к человеку.

Выдающиеся физики - Г. Галилей, Г. Лоренц, Д. Максвелл, И. Ньютон, А. Эйнштейн - классики современной науки, выдвигали различные физические концепции времени, в которых время предстает перед нами то как «вместилище самих себя и всего существующего» [3, с. 117] у И. Ньютона, то как «априорное формальное условие всех явлений

вообще» [3, с. 118] у Э. Канта, то как четвертое измерение у А. Эйнштейна. Значения данной величины в зависимости от теории то абсолютны, то относительны. «In der Physik ist die Zeit eine nach allen Erfahrungen unbeeinflussbare, jedoch nach der Relati-vitatstheorie vom Bewegungszustand eines zeitmes-senden Beobachters abhangige Grundgrofie» [4, с. 23].

Несмотря на различные толкования времени в теориях физики, господствующих в ту или иную эпоху, ученые-физики едины в одном - в определении З форм проявления времени: упорядоченность, измеримость и топологичность.

Космологистические концепции времени обладают только вышеназванными тремя свойствами, если им присваиваются иные свойства, то мы рассматриваем другие концепции. При этом любая другая концепция вторична по отношению к космологистическим, поскольку лишь дополняет их, проецируя то или иное свойство воспринимающей системы на само время.

Поскольку человеческое сознание и есть воспринимающая система, проецирующая собственные свойства на сам объект, то есть на время, мы и называем данные концепции антропологистиче-скими. О неадекватности такой проекции писал Виттгенштейн: «Eine eigentumliche logische Manipulation, die Personifizierung der Zeit» [5, с. 139].

В своей работе Гюнтер Дукс исследует представление человека о времени. Его определение времени относится именно ко времени антрополо-гистических концепций: «Zeit ist diejenige kognitive Organisation, mit der wir in der Dauer des Universums dessen Wechsel erfassen» [6, с. 36].

Порядок настоящее - прошлое - будущее, выражающий качественный аспект временной последовательности, служит определенным выражением структуры бытия как развивающейся материи. «Время (в философии), необратимая, неповторимая последовательность, характеризующаяся длительностью и актуальна переживаемая как непрестанно становящееся «теперь» (настоящее) в единстве моментов «еще не» (будущее) и «уже не» (прошлое)» [7, с. 129].

Именно относительно человека, из-за развития его сознания время получает дополнительное свойство - направленное движение. Именно из направленности антропологистических концепций времени проистекает разделение на настоящее, прошедшее и будущее. В разных концепциях направление движения разное, также разнятся и мнения о том, какие временные планы реальны, а какие - нет. Августин Аврелий считал, что реальным является только настоящее и время движется из прошлого в будущее: «Совершенно ясно теперь одно: ни будущего, ни прошлого нет, и неправильно говорить о существовании трех времен: прошедшего, настоящего и будущего. Правильнее было бы, пожалуй, говорить так: есть три времени: настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее бу-

дущего. Некие три времени эти существуют в нашей душе, и нигде в другом месте я их не вижу: настоящее прошедшего - это память; настоящее настоящего - его непосредственное созерцание; настоящее будущего - его ожидание» [3, с. 117].

Можно встретить и иные подходы, утверждающие, что прошлое реально, потому что оно уже состоялось, в то время как будущее и настоящее еще не состоялись.

На основе физического времени, чьи свойства описаны в космологистических концепциях, человек создает свое собственное внутреннее время. Он изменяет структуру свойств физического времени, накладывая ограничивающие факторы, рожденные сознанием и восприятием, на эти свойства. «Человек живет и функционирует не только в пространстве и времени реального физического, социально -го мира, а еще в своих личных индивидуальных пространстве и времени, зависимых от него, им же обусловленных, без него невозможных, но объективно реальных так же, как объективно реально существует сам субъект» [3, с. 119].

Если философов и естествоиспытателей проблемы времени занимают уже несколько тысячелетий, то интерес к ним со стороны лингвистов возник сравнительно недавно. Под лингвистическим аспектом категории времени понимается, как правило, отображение некоторой модели реального времени в языке. Невозможно глубоко раскрыть общее понятие времени, не учитывая характер восприятия временных отношений человеческим сознанием и оформления их средствами языка. Время в языке можно отнести к числу категорий, с помощью которых определяется соотношение между лингвистической и экстралингвистической деятельностью человека. Время относится к числу таких понятий, которые не только описываются при помощи языка, а выявляются в нем самом, в его лексике и грамматическом строе [8].

Время, передаваемое средствами языка, это отражение реального времени через посредство времени перцептуального, а организация его обусловлена закономерностями реального мира и обладает в то же время своеобразием, порожденным особенностями механизма отражения времени в языке.

Время языковое выражает своими формами отношения времени реального осуществления обозначаемых этими формами действий к моменту речи о них. В этом смысле языковое время связано с выражением объективного времени. Но семантика временных форм не исчерпывается соотнесением событий с объективным временем в его свойствах, а включает в себя их логико-языковое осмысление. Выражаемые языковыми средствами временные отношения, хотя и существуют объективно и независимо от говорящих, тем не менее непосредственно связаны с участниками и ситуацией общения. В отличие от пространства, которое

предметно и статично, время событийно. Поэтому важная особенность языкового времени - его си-туативность. Действительно, временной дейксис говорения неизбежно эгоцентричен, так как всегда определяется самим говорящим, который, собственно, и произносит «сейчас», «теперь», т.е. точкой отсчета в темпоральном дейксисе выступает Я, представленное говорящим. С другой стороны использование форм языкового времени обусловлено объективно, и говорящий, выбирая соответствующие единицы, действует по принуждению объективной реальности. Точка отсчета, выступающая как момент речи для говорящего, понимается при этом не как реальное время акта речевой коммуникации, а как некая «грамматическая идеализация, отражающая это время, как «элемент коммуникативной модели»» [9, с. 47]. Момент речи постоянно присутствует в сознании говорящего при восприятии и осознании им реального времени, выступая как критерий выделения временных сфер «настоящее», «прошлое» и «будущее» и создавая потенциальные семы у временных форм. Так как в семантике языковых форм отражаются не только и не столько субстанциональные свойства физического времени, сколько отношения человека к реальному времени, время языковое выступает отраженной формой времени, а будучи отраженным, оно может приобретать относительную самостоятельность от реальных временных характеристик описываемых событий.

В языке проблема лингвистического выражения времени находит отражение в понятии темпо-ральности.

Темпоральность в широком смысле понимается как концептуальная категория, в основе которой лежит временная характеристика действия или состояния, которая опирается на различные морфологические, синтаксические, лексические и прочие средства языкового выражения времени. «Являясь векторной категорией, темпоральность отражает специфику временного дейксиса, обозначающего как внеязыковой момент речи, так и другие возможные точки отсчета, например, точки пространства, представляющие собой вторичные модификации временных отношений» [10, с. 10].

Темпоральность-это категория, соотнесенная, с одной стороны, с объективным (реальным) временем, с другой стороны, с отражением временных характеристик и отношений действительности в сознании людей. Необходимо подчеркнуть, что эта категория не существует вне языковых средств ее выражения [11, с. 249-250]. Следовательно, темпо-ральность (языковое время) -это своеобразная двуплановая объективно-субъективная категория, которую можно представить как особую форму познания мира, сочетающую в себе свойства реального и субъективного времени.

Совокупность языковых средств, объединенных на основе общего семантического признака,

изучается в рамках теории функциональносемантической грамматики. Грамматическая категория времени глагола образует центр (грамматическое ядро) функционально-семантической категории темпоральности. А. В. Бондарко определяет понятие темпоральности следующим образом: «Рассматриваемая семантическая категория отражает языковую интерпретацию восприятия человеком времени обозначаемых ситуаций по отношению к моменту речи говорящего или иной исходной точке отсчета» [12, с. 473].

Е. В. Терехова отмечает: «Модель темпораль-ности можно представить как спроецированную на языковую плоскость спираль, охватывающую все уровни языка» [13, с. 7]. Другими словами, время входит в содержательную сторону языка, присутствуя на всех уровнях языкового пространства. Вместе с тем, темпоральность - это базирующееся на категории времени функционально-семантическое поле, охватывающее грамматические (морфологические и синтаксические), лексические, а также комбинированные (лексико-синтаксические) средства языка, используемые для выражения данной категории в языке.

Неодинаковое количество временных форм в различных языках объясняется тем, что семантика этих форм неоднородна в том смысле, что формы одного языка выражают только временное значение (настоящее, будущее или прошедшее), т.е. отношение между временными отрезками; в некоторых языках на временные значения могут накладываться модальные признаки, а также темпоральные значения форм могут быть осложнены таксисными значения (значения предшествования, одновременности и следования). «Разное количество временных форм в разных языках и различные комбинации семантических признаков в плане содержания каждой из форм и образуют идиоэтническую специфику категории времени в разных языках» [14, с. 161].

Таким образом, категория времени является объектом систематического изучения целого ряда наук и находит свое отражение в различных концепциях, сформулированных специалистами раз-

ных научных направлений. Исходя из философской интерпретации времени, различают время онтологическое как форму отражения объективно существующего бытия и время субъективное (перцептуальное), выраженное в культуре, языке, обществе и индивидуальном человеческом сознании. Наряду с философами и естествоиспытателями, большой интерес к исследованию проблемы времени возник в последнее время и среди лингвистов. Под лингвистическим аспектом категории времени понимается отображение в языке реального физического времени с помощью различных языковых средств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мостепаненко А. М. Проблема универсальности основных свойств пространства и времени. Л.: Наука, 1969. 232 с.

2. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. 447 с.

3. Потаенко Н. А. Время в языке (опыт комплексного описания). // Логический анализ языка. Язык и время. М.: Издательство «Индрик», 1997. C. 113-121.

4. Der Brockhaus multimedial 2006 premium. Mannheim: Bib-liographisches Institut & F.A. Brockhaus AG, 2006. URL: http://www.brockhaus-multimedial.de

5. Wittgenstein L. Tractatus logico-philisophicus. Tagebucher 1914- 1916. Philisophische Untersuchungen, Werkausgabe Band 1. Baden-Baden: Suhrkamp, 2001. 621 S.

6. Dux G. Die Zeit in der Geschichte. Ihre Entwicklungslogik vom Mythos zur Weltzeit. Baden-Baden, Suhrkamp, 1999. 483 S.

7. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 4. М.: Большая российская энциклопедия, 2001. 255 с.

8. Мещанинов И. И. Члены предложения и части речи. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1945. 288 с.

9. Веденькова М. С. Временная дифференциация и временная детерминированность глагольного действия // Глагол в германских и романских языках. Днепропетровск: 1982. С. 46-57.

10. Петрянина О. В. Локативность как периферийное средство выражения. Самара: Изд-во СамГПУ, 2007. 26 с.

11. Насырова Э. А. Функционально-семантическое поле фу-туральности в современном немецком языке // Актуальные проблемы современной лингвистики глазами молодых ученых. Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. С. 249-254.

12. Бондарко А. В. Теория значения в системе функциональной грамматики: На материале русского языка. М.: Языки славянской культуры, 2002. 736 с.

13. Терехова Е. В. Лексические средства выражения темпоральных понятий в немецком языке. М., 2000. 209 с.

14. Мурясов Р. З. Типология глагола в разноструктурных языках. Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. 328 с.

Поступила в редакцию 14.10.2011 г. После доработки -13.12.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.