Научная статья на тему 'Логика в философском учении Б. Н. Чичерина'

Логика в философском учении Б. Н. Чичерина Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
241
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИКА / ЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД / ВПЕЧАТЛЕНИЕ / ВОСПОМИНАНИЕ / СУБЪЕКТ / ОБЪЕКТ / ПОНЯТИЕ / СУЖДЕНИЕ / УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ / LOGIC / A LOGIC METHOD / IMPRESSION / MEMOIRS / THE SUBJECT / OBJECT / CONCEPT / JUDGEMENT / CONCLUSION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Миронов Евгений Владимирович

В статье излагается сущность логического учения Б.Н. Чичерина, которое является ключевым для понимания всей его философской и социально-политической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Logics in the philosophic doctrine of B.N. Tchitcherin

In article the essence of the logic doctrine of B.N. Tchitcherin which is key for understanding of all its philosophical and sociopolitical system is stated.

Текст научной работы на тему «Логика в философском учении Б. Н. Чичерина»

ББК Ю52

ЛОГИКА В ФИЛОСОФСКОМ УЧЕНИИ Б.Н. ЧИЧЕРИНА

Е.В. Миронов

LOGICS IN THE PHILOSOPHIC DOCTRINE OF B.N. TCHITCHERIN

E.V. Mironov

В статье излагается сущность логического учения Б.Н. Чичерина, которое является ключевым для понимания всей его философской и социально-политической системы.

Ключевые термины: логика, логический метод, впечатление, воспоминание, субъект, объект, понятие, суждение, умозаключение.

In article the essence of the logic doctrine of B.N. Tchitcherin which is key for understanding of all its philosophical and sociopolitical system is stated.

Keywords: logic, a logic method, impression, memoirs, the subject, object, concept,

judgement, conclusion.

Логика в философии Бориса Николаевича Чичерина занимает особое положение. Она своего рода пропедевтическая дисциплина ко всему комплексу наук. Для Чичерина вообще характерно стремление структурировать материал подобно Аристотелю. Последовательное изложение мысли рассматривается Чичериным как важный элемент философствования. Последовательное изложение материала есть залог конечной ясности предлагаемой на обсуждение идеи и одновременно залог научного подхода.

Методологический научный метод в исследовании призван Чичериным очистить философию от туманных напластований мистицизма и другого, на его взгляд, ненаучного мировоззрения. В своей работе «Основание Логики и Метафизики» Чичерин приводит цитату Вундта: «Ассоциация представлений, не руководимых никаким разумным началом, в том виде, в каком она является, к примеру, у эмпириков, лучше всего наблюдать в бреду сумасшедшего» '. Там же он продолжает: «без логического закона мы не можем сделать и шага» 2. Между Чичериным и Аристотелем в этом вопросе только одно отличие — Чичерин признает за логикой самостоятельное значение, называя последнюю «научной дисциплиной»3.

Логика характеризуется ученым как наука о мышлении. Кроме того, для Чичерина логика носит дуалистичный характер. С одной стороны, она есть часть Психологии: это — опытная, положительная логика, соответствующая материальной причине, материи; с другой стороны, она — «абсолютно самостоятельная дисциплина, имеющая статус отвлеченной и, как следствие, тождественна формальной причине бытия, следуя терминологии Аристотеля то есть, присуща абсолютному разуму» 4. Разделяя понятие логики, Чичерин делает одну существенную оговорку: «Логика есть наука о мышлении, но не наука в познании исти-

ны» 5. Другими словами, Логика — методология, дающая прочим научным дисциплинам критерий истины и держащая их на почве реализма. Чичерин возвращается в данной трактовке к понятию Аристотеля. Понимая важность поставленной задачи, Чичерин с присущей ему методичностью и скрупулезностью начинает строить логическую схему, призванную в дальнейшем играть роль знаменателя всех наук и придать философии статус подлинно научной дисциплины.

Как отвлеченное понятие, логика содержит в себе четыре базовых элемента:

1. Учение о формах мышления, которое исследует именно формы последнего, а не предметы мысли.

2. Учение о способностях человеческого разума, рассматривающее разум как деятельную силу.

3. Учение о законах мысли, где Чичерин делает оговорку, что очень часто третий элемент смешивают с учением о формах и излагают вместе с теорией силлогизмов. Однако, по Чичерину, это — неверно и является, по сути, путаницей понятий, ведущей к недоразумению.

4. И, наконец, учение о методах исследования, представляющее результат всего исследования 6.

Каждая из приведенных степеней логики обосновывается предыдущей ей ступенью. Здесь у Чичерина прослеживается ссылка на аристотелевскую концепцию иерархической лестницы природы, в которой каждая высшая ступень имеет ценностное превосходство над предшествующей. В этом Аристотель видел эстетическую мотивировку «совершенства круговых движений светил сферического космоса». Делением логики на четыре базовых элемента Чичерин задает определенный логический алгоритм понятийного аппарата, который он использует для выведения своих философских определений. Данный принцип есть ключ ко всем работам ученого, который всегда последовательно придер-

живался подобной структуризации для избежания путаницы.

Формы мышления.

Рассуждая о формах мышления, Чичерин разбивает их на три основные группы:

1. Впечатления.

2. Представления.

3. Понятия.

Каждая из приведенных Чичериным групп имеет внутреннюю структуру. Например, впечатления философ рассматривает с трех точек зрения, а именно:

A) Внешние впечатления.

B) Внутреннее впечатление.

C) Самопознание7.

«Внешние впечатления суть взаимодействие разума с внешним миром, что доказывается и чувством» 8.

Согласно Чичерину, человек обладает четырьмя чувствами, а не пятью. «Осязание и вкус суть одно и то же»9. «Посредством ощущения человеку дается качественное бытие — сила, объем и продолжительность» ,0. Все это пассивная сторона человеческого индивидуума.

Активная сторона человеческой природы — внимание. Чичерин дает определение: «Сосредоточенность мысли на отдельных частях предмета с исключением остальных его частей» п. «Природа внимания, — развивает свою мысль Чичерин, — есть разум, а его элементы суть напряженность, объем и содержание, а также процесс перехода от одного объема к другому» п.

Взаимодействие разума с явлениями внутреннего мира есть впечатление внутреннее. Здесь концепция Чичерина, как обычно, принимает четырехчастную схему изложения.

«Внутреннее чувство возбуждается всегда под воздействием внешнего объекта, который вызывает действие, повергающее субъект в какое-нибудь состояние, таким образом, в результате отношения одного с другим возникает возбуждение, которое требует удовлетворения, иными словами, их целевого взаимодействия» 13. Объект может быть действительным, и он может быть представляемым неким фантазмом.

Соединение объекта действительного с объектом представляемым рождает удовольствие, разделение же — страдание. Подобный подход верен, по Чичерину, только если речь идет об удовольствии. Если же данную схему привести в рамки «ненависти», то все отношения поменяют свой знак на противоположный, то есть соединение будет страданием, а разделение породит удовольствие. «Как бы там ни было, но из чувства неудовлетворения проистекает стремление его к удовлетворению» и. В этом, по Чичерину, и заключается побуждение субъекта к воздействию и переход к воле.

Воля есть воздействие субъекта на внешний объект, на мир или собственные представления.

Воля — это деятельная сила, и, как последняя, она существует в возможности; одновременно она — действие силы, а это уже акт. Переход от потенциальности к действительности она осуществляет двояким способом:

1. Бессознательно, непосредственно, что есть рефлекс, инстинкт.

2. И посредством сознания, что являет сознательный акт субъекта 15.

Наиболее сильное свое выражение воля находит в самопознании, определяемое Чичериным как «положение тождества сознающего субъекта и сознаваемого объекта: Я есть Я» 16. В подобном ракурсе субъект предстает в качестве субъекта сознающего и одновременно в качестве субъекта сознаваемого.

Образ объекта, независимый от впечатления, есть представление, — так Чичерин переходит к разбору следующей из форм мышления. Представление состоит из двух форм: субъективной и объективной. Субъективная форма есть воспоминание, то есть сохранение и воспроизведение полученного впечатления. Согласно Чичерину, данная форма пассивна, ибо заключается в простом усвоении. Тем не менее, объективный аспект представления по своей природе активен. Чичерин называет эту форму «творчеством»17. Разложение полученных элементов на составные части и элементы, последующее составление новых форм и создание новых образов и есть, по Чичерину, творчество. К тому же, именно в создании новых форм Чичерин усматривает объективную природу.

Все же, по мнению Чичерина, в представлении мышление не доходит до полного отвлечения. Представление занимает середину между впечатлением и понятием. Другими словами, «представление есть чувственный образ, который, будучи менее конкретным, чем реальное впечатление, является однако более конкретным, чем чистое понятие»18.

Служа руководящими началами в сочетании представлений, отношения сами не представимы. Мы представляем совместимые предметы или признаки, но саму совместимость, отдельно от предметов или признаков, мы представить не можем; это не есть образ, хотя мы можем выразить его словом. То же относится к последовательности, сходству и зависимости»19. Отсюда Чичерин делает вывод: чтобы получить сами определения в отвлечении, надо от представлений перейти к понятиям.

«Понятие есть собственно логическое определение, которым множество представлений сводится к единству» 20. Один и тот же предмет может быть объектом представления или понятия, смотря по тому, мыслится ли он отвлеченно или конкретно. Представление только воспроизведение впечатления. Понятие—логическая связка. В ней существует два противоположных элемента: содержание, полученное из представлений, логическое начало или форма, объединяющая содержание.

Речь идет о понятиях конкретных и чисто логических, из коих первые — логически объединенное содержание представлений, вторые — способы действия разума. Конкретное понятие — понятие в телесном смысле этого слова. «Сочетание постоянных признаков предмета в едином логическом определении» 21. В конкретном понятии присутствуют два элемента, противоположные друг другу, а именно: содержание представлений, объемлющее вещь как сущность, то есть вне пространственных определений, вещество как субстанция; их признаки, как причинно следственная связь отношения вещей; а также логическое объединение представлений, определяющих объем, устанавливающих пределы понятия.

«Два элемента конкретного понятия находятся в постоянном взаимодействии, в результате чего могут быть либо сливаться в определения, либо относиться друг к другу как разные в связи понятия»22.

Определения ограничены известным объемом, или, наоборот, некий объем отличается от других содержанием. Из этого Чичерин выводит четыре основных действия понятий.

1. Положение.

2. Отрицание.

3. Определение.

4. Отношение.

«Он их называет логическими категориями качества или бытия»23.

«Приложение этих категорий к конкретному понятию дает различные элементы определения»24. «Положительный элемент выражается понятием сущность. Эти постоянно принадлежащие сущности — положительны, поэтому они носят название существенных»25.

На основании всех этих категорий субъект классифицирует понятия, приводит их в научную систему. «В соответствии с существенными или второстепенными признаками система классификации может быть фактической (рациональной) или искусственной, которая имеет в виду удобство обзора»26. Классификация понятий — важный момент в логике Чичерина, так как она имеет отношение к познанию человеком мира. «Дело в том, что в классификации представляет собой поле чистой и свободной деятельности человеческого разума. Любая естественная, рациональная классификация может сделаться искусственной, когда фактический материал насильственно подводится под отвлеченную логическую схему, к нему не прилагающуюся» 27. Согласно Чичерину, последним часто грешат метафизические построения, что и привело философию к тому плачевному состоянию, которое, по мнению ученого, господствует в современной ему действительности. Лекарством от этого зла служит не отрицание метафизики как науки, а исправление логической схемы. «Классификация есть не фактическое исследование, а логическое построение, в котором допустимы разные точки зрения» 28. Для достижения удовлетворительного резуль-

тата требуются:

1. Возможно полное и всестороннее изучение фактического материала.

2. Правильное логическое построение.

3. Главное — нахождение посредствующих звеньев, связывающих логическое понятие с фактическим материалом 29.

Будучи совершенно не мистиком, в своем учении Чичерин главенствующую роль отдает методологии. Метод, по Чичерину, есть связующее звено между миром материи и миром абсолютного разума. «Конечно, разум есть закон всякого бытия, это — доминанта», — пишет Чичерин. Однако он является в двух противоположных формах: в области сознания как общее понятие, то есть как единый закон, в области бессознательного, читай материи, как необходимое отношение частных сил, находящихся в постоянном взаимодействии. Закономерные связи материального мира не мистифицируются в качестве проявления абсолютного разума и, в конечном счете бога, как это, по мнению Чичерина, представляется некоторыми философами, а полагаются разумом как сознательно, так и бессознательно. Только при такой постановке вопроса и выходит на первый план третий пункт методологии Чичерина — нахождение посредствующих звеньев, связывающих логические понятия с фактом.

Чичерин продолжает:«Есть отношение объема одного понятия к содержанию другого через посредство третьего, в котором они совпадают или не совпадают. Эта связь служит основанием умозаключения» 30. Цитата Чичерина как будто бы взята у протестантских теологов и философов второй половины восемнадцатого века. Совпадение или несовпадение может быть целым или частным. «Всецелое совпадение, не оставляя ничего вне данного отношения, дает связь положительной необходимости, и наоборот, всецелое исключение дает связь необходимости отрицательной. Частное совпадение дает связь действительности, а частное исключение оставляет поле для неопределенной возможности» 31. Таким образом, из связи отношений Чичерин выводит так называемые категории модальности:

1. Возможность.

2. Необходимость.

3. Действительность.

«Модальными категориями определяется как логическая связь понятий, так и реальная связь подчиненных им представлений и впечатлений, так как эта связь служит руководящим началом всякого логического действия, состоящего в сложении и разложении, то их можно назвать категориями действия: модальность есть качество действия»32. «Все эти отношения, связываясь между собой, обуславливают друг друга и становятся основанием новых связей. Таким образом, связь понятий превращается в цепь понятий. Вместо продолжения в бесконечность цепь

может обращаться назад, так что конец совпадает с началом, а посредством этого происходит круговорот» 33.

Установив, таким образом, что категории модальности связывают все другие виды категорий в цельную и единую систему понятий, где началом и концом является непосредственное их сочетание, которое он называет суждением, а самый процесс разложения и сложения цепью умозаключений, Чичерин переходит к подробному анализу самих этих понятий.

Выведение понятий суждения и умозаключения послужило для Чичерина исходной точкой развития знаковой концепции логики, ее семантики. Суждение есть непосредственное сочетание понятий. Оно выражается словами, которые суть знаки понятий. Поэтому о вещи можно судить не иначе, как подводя впечатления под понятия, выражаемые словами, то есть знаками.

Так как суждение есть непосредственная связь, то последнее может быть и не выражено, хотя всегда подразумевается. Исходя из того, что понятия у Чичерина тождественны знакам, в элементах последних опять прослеживается прагматический подход. Основатель прагматизма Чарльз Сандерс Пирс показал триадичную природу знака: знак есть А, обозначающий В для С. Чичерин практически повторяет эту трактовку. Содержание суждения выражается сказуемым, оно дается содержанием понятия, которое указывает на вещи, субстанции, признаки, отношения. И сообразуясь с тремя формами отношений: принадлежности, последовательности (заключающей в себе причинность и целесообразность) и взаимности, суждения разделяются на категорические, гипотетические и разделительные.

Само сочетание подлежащего со сказуемым дается связкой, которая в самой общей форме выражается существительным глаголом, означающим бытие»34. Глагольная связка может быть положительной или отрицательной, но так как к ним приложимы категории взаимодействия и отношения, из них выводятся новые формы суждения: определительные и относительные. Определительные суждения Чичерин обозначает названием бесконечного, у подлежащего, в данном случае, отрицательный признак, хотя сама связка положительная, получается положение отрицания. «Это и есть непосредственное сочетание обоих»35. «Так, например, — пишет Борис Николаевич Чичерин, — суждение «человек не есть справедлив» имеет иное значение, нежели «человек есть несправедлив». Первое означает только отсутствие качества, второе — присутствие качества отрицательного. Первое отрицает в нем действие, удовлетворяющее справедливости, второе — приписывает ему действие, нарушающее справедливость». «Отсюда ясно, — продолжает Чичерин, — что новейшие логики напрасно отвергают бесконечное суждение» 36.

Продолжая свои размышления о формах суждения и переходя к относительному типу последних, он пишет: «Относительным суждением можно назвать суждение, означающее переход от положения к отрицанию и обратно. Таковы, например, суждения: «небо темнеет», или «я перестаю интересоваться этим делом». В первом примере небо не положительно светло, не отрицательно темно, а находится в состоянии переходном от света и мрака. Во втором примере человек не может сказать, что он положительно интересуется делом, но не может также сказать, что он отрицательно вовсе не интересуется: человек находится в состоянии, которое в математике обозначается понятием приближения к нулю. «Очевидно, мы имеем здесь своеобразную форму суждения, стоящую посредине между положением и отрицанием, а потому требующую своего места в классификации» 37.

Отношение объема к суждению в том виде, в каком оно предстает в изложенной теории понятий, прилагается и к суждению. Суть в том, что «суждение состоит в подчинении подлежащего сказуемому» 38. Объем сказуемого шире, ибо признак прилагается не только к данному подлежащему, но и ко многим другим. Однако по содержанию подлежащее шире сказуемого: кроме означенного признака, в нем есть и много-много других, в этом отношении сказуемое заключается в подлежащем. Именно таковы, по Чичерину, отношения общего понятия к частному. Подлежащее в суждении играет роль частного, сказуемое — роль общего начала39. Может иметь место совпадение всецелое либо частное. Само сочетание предстает положительным или отрицательным, а отсюда четыре формы суждения, обозначаемые в логике буквами а, е, ¡, о, которые связаны с понятиями модальностей:

1. Возможность — проблематические суждения.

2. Действительность — ассерторические или утвердительные суждения.

3. Необходимость — аподиктические или доказательные суждения, которые со своей стороны разделяются на положительные и отрицательные 40.

Формы суждения находят свое выражение в прибавляемых к глагольной связке модальных слов: может, должно, необходимо и так далее. Но так как суждение есть некая родственная связь понятий, то основание суждения остается в нем невыраженным. Поэтому модальность получает в нем недостаточное развитие. Истинное значение оно приобретает в умозаключении.

На основании связи понятий, обуславливаемой увязкой категорий, делается логический вывод — умозаключение. Последнее вытекает из конкретных понятий, категорий, суждений, а также их сочетаний. Умозаключение из категорий есть способ действия разума в познании вещей.

На основании модальности из категорий возможностей Чичерин дедуцирует следующие правила.

1. Действительность, будучи частным совпадением, и есть частное приложение общего начала, а потому заключает в себе необходимость в частной форме. Вместе с тем действительность исключает невозможность, а поэтому, наоборот, заключает в себе возможность.

2. Положительная необходимость, как общий закон, не заключает еще в себе действительности, ибо для перехода в действительность необходимо, чтобы к общему закону присоединилось частное определение; но она также заключает в себе возможность.

3. Отрицательная необходимость исключает из себя как возможность, так и действительность.

4. Возможность не заключает в себе ни необходимости, ни действительности, а потому из одной возможности никакого вывода сделать нельзя41.

На отношениях модальности основаны выводы, которые вытекают из превращения одной формы суждения в другую, а именно:

1. Из категорического суждения А есть Б выводится гипотетическое: если есть А, то есть и Б.

2. Из разделительного А есть Б или В выводится гипотетическое: если А есть Б, то оно не есть В.

В обоих случаях, на основании общей необходимости, с положением действительности одного полагается или отрицается действительность другого, что принимает вид: Тезис — Антитезис42.

На основании положения множества понятий и связи между ними Чичерин рассматривает первую возможную связь понятий именно как связь двух посредством третьего. Здесь он вслед за Аристотелем вступает в область силлогистики. В своей сути цепь понятий в логике Чичерина приобретает вид цепи силлогизмов. В них Чичерин видит два способа работы мысли:

1. От основания к следствию (просиллогизм или прогрессивный силлогизм).

2. От следствия к причине или основанию (эписиллогизм или регрессивный силлогизм)43.

Все понятия как суждения, так и заключения связываются в выводы при помощи категорий. Категории суть логические определения. Чичерин рассматривает их в качестве извлечения из исследованных форм.

В изложении логики Чичерин последовательно придерживается четырехчастного деления материала, а именно: категории качества или бытия, категории количества или объема, категории отношений или содержания, категории модальности или действия. «Логическое отношение четырех указанных групп дается самим процессом образования и соединения понятий. Получаемое из представлений содержание понятий подводится под логические категории отношений, высшая из которых есть категория взаимодействия.

Категориями отношений бытия определяются в основном конкретные понятия, категориями самого бытия — суждения, категориями действия — умозаключения чистой формы или чистой деятельности разума»44. Из категорий количества: все дает бесконечность, ничего — отрицание всякого бытия; единое дает единицу, многое рождает ряд величин от бесконечности до ноля, который есть приближенное к бесконечному. Величины могут соединяться и разделяться, отсюда проистекает бесконечный ряд сочетаний и отношений. Развитие категорий в систему определений порождает чистую математику, которая есть, по этой причине, наука чисто умозрительная. Приложение определений к логической схеме пространства и времени дает математику конкретную. Категории количества связаны с остальными, поэтому от категорий количества разум в силу логической необходимости переходит к другим.

В этом пункте логика Чичерина переходит в диалектику, которая согласно ему есть расширение логики. Логическое развитие всего цикла категорий, как умозрительных определений, математически и диалектически связывает всякое содержание и познает связь всего бытия впоследствии. Все это является содержанием метафизики, которая есть, таким образом, приложение чистой логики к познанию вещей. Другими словами, с развитием категорий через математику и диалектику логика переходит в метафизику в строгом смысле этого слова.

Литература

1. Чичерин, Б.Н. Основание Логики и Метафизики. — СПб.: Типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К0, 1894. — С. 4.

2. Там же.

3. Там же.

4. Там же. — С. 13.

5. Там же.

6. Там же.

7. Там же. — С. 14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Там же.

9. Там же. — С. 18.

10. Там же.

11. Там же. — С. 23.

12. Там же.

13. Там же. — С. 30.

14. Там же. — С. 34.

15. Там же. — С. 35.

16. Там же.

17. Там же. — С. 42.

18. Там же. — С. 58.

19. Там же. — С. 63.

20. Там же. — С. 64.

21. Там же. — С. 67.

22. Там же.

23. Там же. — С. 73.

24. Там же. — С. 74.

25. Там же. — С. 93—94.

26. Там же. — С. 78.

27. Там же. — С. 79.

28. Там же. — С. 78.

36. Там же.

37. Там же.

38. Там же. —• С. 89.

39. Там же.

40. Там же.

41. Там же. — С. 93—94.

42. Там же. — С. 94.

43. Там же. — С. 102.

44. Там же. — С. 104.

Поступила в редакцию 22 января 2009 г.

Миронов Евгений Владимирович, родился в 1944 году. В 1972 году окончил философский факультет Уральского государственного университета в Екатеринбурге по специальности «Философия», обучался в философской аспирантуре МГУ В 1984 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Гносеологические и социальные функции научной теории». С 1991 года работает на кафедре социологии Южно-Уральского государственного университета. Заведующий кафедрой. Научные интересы: философская, социальная и политическая концепции Б.Н. Чичерина.

Mironov Eugeny Vladimirovich was born in 1944. In 1972 graduated from the Philosophical Faculty of Ural State University in the city of Ekaterinburg, major of Philosophy, took the post-graduate course at the Moscow State University. In 1984 he presented the thesis on the topic “Epistemological and Social Functions of the Scientific Theory”, major of Philosophy. He has been working at the Sociology Department of South Ural State University since 1991. He is Head of the Department. Professional interests: philosophical aspect of geopolitical problems research of regions formation, theories of conflicts in the world politics.

28. Там же. — С. 78.

29. Там же.

30. Там же. — С. 80.

31. Там же. — С. 81.

32. Там же.

33. Там же.

34. Там же. — С. 87.

35. Там же. — С. 88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.