Научная статья на тему 'Логика построения медиаобразовательных занятий, базирующихся на основных видах анализа'

Логика построения медиаобразовательных занятий, базирующихся на основных видах анализа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
136
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / АНАЛИЗ / МЕДИАТЕКСТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мурюкина Е. В.

В монографии А.В.Федорова «Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза» [Федоров, 2007], автор выявил и обосновал 14 основных видов анализа медиатекстов. В нашей статье мы пытаемся продолжить исследование А.В.Федорова в практическом аспекте применения анализа медиатекстов (в соответствии с разработанными видами) на занятиях со студентами педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Логика построения медиаобразовательных занятий, базирующихся на основных видах анализа»

Практика медиаобразования

Логика построения медиаобразовательных занятий, базирующихся на основных видах анализа *

Е.В.Мурюкина кандидат педагогических наук

* данная статья написана при поддержке Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008) Министерства образования и науки Российской Федерации. Проект РНП.21.3.491 - «Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование» (гос. регистр. номер 03.13.30)». Научный руководитель проекта - доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров.

В монографии А.В.Федорова «Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза» [Федоров, 2007], автор выявил и обосновал 14 основных видов анализа медиатекстов. В нашей статье мы пытаемся продолжить исследование А.В.Федорова в практическом аспекте применения анализа медиатекстов (в соответствии с разработанными видами) на занятиях со студентами педагогического вуза.

По нашему мнению, данные виды анализа медиатекстов можно (в соответствии с уровнем сложности), объединить в четыре группы (таблица 1)

Таблица 1. Основные группы анализа медиатекстов

Группы Виды анализа Характеристика вида анализ медиатекста

1 Структурный Анализ систем, отношений, форм

анализ медиакультуры, структуры

печатных медиатекстов медиатекстов

Сюжетный анализ Анализ сюжетов, фабул медиатекстов

печатных медиатекстов

Анализ медийных Выявление и анализ стереотипного

стереотипов в печатных изображения людей, идей, событий,

медиатекстах сюжетов, тем и пр. в медиатекстах

2 Анализ культурной Выявление и мифологизации в

мифологии в печатных фабулах, темах, типах персонажей и

медиатекстах т.д. медиатекстов

Анализ персонажей в Анализ характеров, мотивов поведения,

печатных медиатекстах идейных ориентаций, поступков/действий персонажей медиатекстов

Автобиографический Сопоставление своего жизненного

анализ печатных опыта с жизненным опытом

медиатекстов персонажей медиатекстов

Этический анализ Выявление и анализ этической

печатных медиатекстов составляющей изображения людей, идей, событий и пр. в медиатекстах

3 Иконографический Ассоциативный анализ изображения в

анализ печатных медиатексте, связанный с

медиатекстов семиотическим анализом

Семиотический анализ Анализ языка знаков и символов в

печатных медиатекстов медиатекстах; тесно связанный с иконографическим анализом

Идентификационный Распознание/идентификация скрытых

анализ печатных сообщений в медиатекстах, так как

медиатекстов медийные агентства часто предлагают упрощенные решения сложных проблем

Культивационный Анализ содержания медиатекстов в

анализ печатных опорой на исследование

медиатекстов социокультурного контекста и исследований масс-медиа

4 Идеологический и Анализ идеологических, философских

философский анализ аспектов медийной сферы

печатных медиатекстов

Эстетический анализ Анализ художественной концепции

печатных медиатекстов произведений медиакультуры разных видов и жанров

Герменевтический Исследование процесса интерпретации

анализ печатных медиатекста, культурных,

медиатекстов исторических факторов, влияющих на точку зрения агентства/автора медиатекста и на точку зрения аудитории

Мы исходим из положения о том, что текст, в том числе и медиатекст, есть носитель диалога. Он заложен в нем изначально и все содержание текста -это диалогическая встреча двух субъектов, погруженных в бесконечный культурный контекст, требующий особого метода - понимания. Это может приобретать следующие формы: 1) «восприятие текста; 2) узнавание и понимание значения в данном языке; 3) узнавание и понимание в контексте данной культуры; 4) активное диалогическое понимание» [Библер, 1991, с.76-78].

Исследуемые положения в соответствии с логикой можно выстроить в определенной последовательности, по которой первая форма понимания -более простая, подразумевающая определенную фрагментарность восприятия медиатекста. В тоже время формы понимания могут эволюционировать, в том числе до высшей ступени, которую В.С.Библер обозначил как «активное диалогическое понимание».

Полагаем, что предложенное нами «разделение» видов анализа в соответствии с разработками А.В.Федорова [Федоров, 2007] целесообразно и с точки зрения диалогической концепции культуры. Анализ структур, систем, форм, структуры медиатекстов (структурный), сюжетов и фабул (сюжетный), стереотипного изображения людей, идей, событий, сюжетов (медийные стереотипы) основан, преимущественно, на большом эмпирическом опыте аудитории (в том числе и несовершеннолетней). Необходимо отметить, что ученики и студенты воспринимают медиатексты, определяют их жанровую, видовую принадлежность, могут пересказать фабулу произведения. Виды анализа, относящиеся к первой группе, наиболее часто встречаются в повседневной жизни, что, в частности, описано А.В.Федоровым в журнале «Перемена» [Федоров, 2007, с.15-21].

Итак, первая группа видов анализа печатных медиатекстов тождественна первой фазе понимания. Важно, что эта фаза понимания основана на восприятии медиатекста, то есть на первый план выходят чувства и эмоции, которые вызывает у аудитории медийное произведение. Вот почему наряду с анализом медийных стереотипов, использование структурного, сюжетного видов анализа студентами и учащимися целесообразно в начале медиаобразовательного курса.

Рис. 1. Первая группа анализа медиатекстов (исходя из первой фазы понимания по В.С.Библеру)

Выявление мифологический корней фабул, тем, типов персонажей (анализ культурной мифологии), анализ характеров, мотивов поведения, идейных ориентаций, поступков/действий персонажей медиатекстов (анализ персонажей), сопоставление своего жизненного опыта с жизненным опытом

персонажей медиатекстов (автобиографический анализ), анализ этических и моральных принципов, которые формируют масс медиа, приобщая аудиторию к определенной модели поведения (этический анализ), логично объединить во вторую группу. При такого рода анализе медийных произведений студенты и учащиеся исходят из особенностей мифологии того или иного народа; определяют типологию, характеризуют поступки мотивацию действий персонажей, но уже не только со своей точки зрения, но и в контексте определенных культурных традиций. То есть эта группа позволяет через анализ поведения, поступков персонажа обобщить жизненный опыт студента, ученика, адаптировать его к особенностям культуры (семьи, города, региона и т.д.). Обращение к мифологическим, культурным корням позволяет студенту или ученику занять более «отстраненную» позицию, зависимую уже не только от личностного восприятия информацию.

Вторая группа анализа имеет сходства со второй фазой понимания (В.С.Библер), которая характеризуется узнаванием и пониманием значения в данном языке. То есть при анализе медиатекста с позиций «второй группы» студент или учащийся, давая оценку медиатексту (в мифологическом контексте), персонажу медиатекста, обобщает свой и собственный опыт, идентифицируя себя, свои ценности, принципы в культурном микропространстве.

Таким образом, по нашему мнению, вторая группа анализа медиатекстов тождественна второй фазе понимания при реализации медиаобразовательных занятий, что предусматривает использование данных видов анализа после успешного освоения аудиторией видов анализа первой группы.

Рис.2. Вторая группа анализа медиатекстов (исходя из второй фазы понимания по В.С.Библеру)

Ассоциативный анализ изображения в медиатексте (иконографический анализ), анализ языка знаков и символов в медиатекстах (семиотический анализ), распознание/идентификация скрытых сообщений в медиатекстах (идентификационный анализ), анализ содержания медиатекстов с опорой на исследование социокультурного контекста и масс-медиа (культивационный анализ), мы предлагаем объединить в третью группу. Отличительным признаком данной группы является «переход» от анализа отдельных персонажей, поступков и т.д. к более целостному анализу медиатекста: этому способствуют ассоциативный и семиотический виды анализа; определение места, значимости, принадлежности медиатекста в социокультурном медийном пространстве происходит в ходе культивационного анализа.

Анализ медиатекстов, объединенных в третьей группе, позволяет студенту/ученику при работе с медиатекстом учитывать свой собственный жизненный опыт. Но итоговая оценка персонажа, его роли в медиапроизведении, роли медиатекста в социокультурном пространстве дается через призму убеждений и устоев, моральных, нравственных принципов, ценностей, которые действуют в данном обществе.

Третья группа видов анализа подразумевает все более объективно «окрашенные» аналитические данные, получаемые в ходе изучения информации, заключенной в печатных медиатекстах (идентификационный, культивационный виды анализа). Безусловно, что семиотический и иконографический виды анализа также требуют применения определенных, специфических знаний, но они в большей степени могут нести субъективную оценку, так как ассоциативный ряд, определение значений знаков и символов во многом зависит от личности студента или ученика.

По характеристикам третья группа анализа медиатекстов сравнима с третьей формой понимания (В.С.Библер) - узнавание и понимание в контексте данной культуры. Данные виды анализа предполагают узнавание медиатекста, а также его понимание, идентификацию в контексте культурного пространства, к которому принадлежит студент/ученик. Заданные рамки несколько снижают возможности самого понимания, но выводят его обладателя на межличностный диалог в культурном пространстве. Рис. 3 представляет как виды анализа третьей группы соотносятся с третьей фазой понимания по В.С.Библеру.

Рис. 3. Третья группа анализа медиатекстов (исходя из третьей фазы понимания по В.С.Библеру)

Анализ идеологических, философских аспектов медийной сферы (идеологический и философский анализ), анализ художественной концепции произведений медиакультуры разных видов и жанров (эстетический анализ), исследование процесса интерпретации медиатекста, культурных, исторических факторов, влияющих на точку зрения агентства/автора медиатекста, на точку зрения аудитории (герменевтический анализ), по нашему мнению, целесообразно объединить в четвертую группу и использовать данные виды анализа уже с более подготовленными (освоившими три предыдущие виды анализа) студентами и учениками. При анализе медийного произведения дается его общая оценка, обобщаются ранее полученные данные (в том числе с привлечением информации, полученной в ходе выполнения других видов анализа). Это помогает сформировать

более целостную, многогранную и объективную позицию студента/ученика в отношении рассматриваемого медийного произведения.

Виды анализа, которые мы расположили в четвертой группе, созвучны с четвертой фазой понимания, разработанной В.С.Библером, а именно - активное диалогическое понимание. Диалогичность трактуется нами в том числе и через разумное соединение субъективной и объективной информации, фактов, оценок и т.д.

Рис. 4. Четвертая группа анализа медиатекстов (исходя из четвертой формы понимания по В.С.Библеру).

Мы рекомендуем начинать медиаобразовательные занятия с аудиторией, используя виды анализа, расположенные в первой группе, постепенно усложняя уровень анализа печатных медиатекстов. Таким образом, использование всех видов анализа в соответствии с распределением на основные группы позволяет достигнуть итоговой цели, которая заключается в развитии критического, самостоятельного мышления аудитории по отношению к медиа и медиатекстам.

Примечания

Библер В.С. Мышление как творчество (введение в логику мысленного диалога). М.: Политиздат, 1975. 399 с.

Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.