Научная статья на тему 'Логика и философия языка: летние школы 2012 г'

Логика и философия языка: летние школы 2012 г Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
62
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Логика и философия языка: летние школы 2012 г»

ОГИКА И ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА: ЛЕТНИЕ ШКОЛЫ 2012 г.

Е.В. ВОСТРИКОВА, П.С. КУСЛИЙ

Формальный анализ естественного языка уже более века остается в центре внимания логиков, философов и лингвистов. В последние десятилетия исследованием естественного языка занимается целая междисциплинарная и международная индустрия, представленная сообществами философов и ученых разных специализаций. Для полноценного ознакомления со спецификой философских аспектов современных формальных исследований естественного языка уже не достаточно знать, что происходит исключительно в современной логике, или философии языка, или эпистемологии. В настоящем обзоре мы предлагаем описание трех наиболее заметных и философски релевантных летних школ, прошедших в Европе в 2012 г. и посвященных обучению студентов, аспирантов и молодых ученых современному междисциплинарному подходу к формальному изучению естественного языка: его синтаксису, семантике, прагматике и другим аспектам. Летние школы представляют собой уникальную возможность заполнить пробелы в своем образовании, ознакомиться с современным состоянием исследований в данной области, а также встретить ученых из лучших университетов Европы и США и обсудить с ними свою работу.

NYI - New York - Saint Petersburg Institute of Linguistics, Cognition and Culture (http://www.nyi.spb.ru/geninfo). C 9 по 27 июля ^ 2012 г. на базе филологического факультета СПбГУ проходила 10-я И ежегодная летняя школа, организованная Нью-Иоркско-Петербург-ским институтом лингвистических, когнитивных и культурологиче-

<9

скнх исследований. Институт является некоммерческим образовательным проектом, совместно реализуемым и возглавляемым с 2003 г. двумя лингвистами из США и России: проф. Дж.Ф. Бейлином (John

Frederick Bailyn - Государственный университет штата Нью-Йорк в Стоуни Брук) и проф. A.A. Масленниковой (СПбГУ).

В NYI (официальная аббревиатура Института) преподают такие именитые философы и лингвисты-теоретики, как Дж. Фодор (Jerry Fodor, Rutgers), Б. Парти (Barbara Partee, UMass/РГГУ), Д. Песетски (David Pesetsky, MIT), H. Ричардс (Norvin Richards, MIT), M. Полин-ски (Maria Polinsky, Harvard), Э. Уильямс (Edwin Williams, Princeton), П. Леви (Pavle Levi, Stanford), Ф. Шленкер (Philippe Schlenker, Institut Jean Nicod, New York University).

Преподаваемые курсы представляют широкий спектр дисциплин от теоретической лингвистики и когнитивной науки до культурологии и литературоведения. Именно поэтому Институт условно разделен на два сектора: когнитивный и культурологический и студенты могут посещать курсы в одном из этих блоков или составить себе индивидуальное расписание, сочетая курсы из обоих блоков. В итоге, согласно правилам Института, каждый студент прослушивает четыре курса. В когнитивном блоке читаются курсы по семантике и прагматике, синтаксису и фонологии, когнитивной науке и психолингвистике. Культурологический блок в свою очередь состоит из курсов по литературе, критической и сравнительной культурологии, гендерным исследованиям, теории кино.

Будучи международным и междисциплинарным проектом, институт принимает молодых специалистов, от студентов до действующих исследователей, из России и СНГ, а также стран Европы и Америки. Подавляющим большинством участников здесь не представлена ни одна страна, даже Россия.

Институт является особенным по своему замыслу предприятием еще и потому, что представляет собой редкое сочетание вводных курсов для начинающих, с одной стороны, и научных семинаров для специалистов - с другой. Если говорить, например, о когнитивно-лингвистическом блоке Института, то в его пропедевтических курсах можно получить базовые знания в области современного синтаксиса, семантики и прагматики и одновременно поприсутствовать на продвинутых семинарах по этим же дисциплинам, где представлено настоящее научное исследование в действии. Неудивительно, что эти научные семинары часто посещают и сами преподаватели Института, желающие посмотреть, как их коллеги разрабатывают и обсуждают те или иные проблемы. Разумеется, ни один студент Института чисто физически не способен посещать все курсы, которые здесь предлагаются. Однако каждый при этом имеет возможность послушать любого из преподава- ^ телей. Этому способствуют открытые лекции, которые даются практи- И чески каждым из них в формате, доступном широкому кругу слушателей: лекции читаются в свободное от основных занятий время.

Отдельным подтверждением того, что Институт, несмотря на свою теплую атмосферу, представляет собой серьезный образова-

тельный проект, является то обстоятельство, что дипломы об успешном окончании здесь могут быть выданы далеко не всем участникам. Иными словами, простое попадание на эту летнюю школу еще не гарантирует получения сертификата об ее окончании. Здесь по-американски строго следят за тем, чтобы все студенты были в равных условиях при получении знаний и аттестатов.

В 2012 г. читавшиеся здесь и наиболее интересные с философской точки зрения курсы были посвящены синтаксису, семантике и синтактико-семантическому интерфейсу.

С. Иатриду. «Как строится теория?» (S. Iatridou. Seminar in Syntax/Semantics: How a Theory is Constructed?). Курс был посвящен историко-проблемному исследованию развития генеративной синтаксической теории начиная с работы Н. Хомского «Управление и связывание» до наиболее современных версий минимализма и релевантных проблем в современных исследованиях морфосинтаксиса.

Р. Бхатт. «Синтаксическая теория: введение» (R. Bhatt. Syntactic Theory: An Advanced Introduction). Курс был посвящен введению в современную синтаксическую теорию и опирался на учебник Э. Карни, один из наиболее известных по данной дисциплине. Курс ориентирован на широкую аудиторию, а не на исключительно лингвистов. Его автор отвечал на вопросы самого широкого характера, которые задавали философы, психологи, социологи и др.

Т. Бевер. «Языковые универсалии» (T. Bever. Language Universals) - курс истории и современного состояния психологических и лингвистических подходов к изучению языка. Рассмотрению подверглись, в частности, бихевиористские, когнитивистские, эволюционные подходы, каждый из которых представлял те или иные свойственные естественному языку универсальные характеристики.

Р. Панчева. «Семантика и синтаксис компаративов» (R. Pancheva. The Syntax and Semantics of Comparatives). В отличие от других курсов mNYI 2012 данный курс не представлял собой общего введения в некоторую предметную область. В его рамках углубленно рассматривалось современное состояние исследований по одной конкретной проблеме из области кванторов степеней: семантика и синтаксис таких конструкций, как «выше», «более высокий». Курс предполагал предварительное знакомство с формальным аппаратом современной семантики и синтаксиса и создавал достаточный задел для того, чтобы студенты могли исследовать данную проблематику (и проблематику кванторов степеней в целом) в будущем самостоятельно.

в ESSLLI - European Summer School in Logic, Language and

Information (http://www.esslli2012.pl). С 5 по 17 августа 2012 г. на территории университета г. Ополе (Польша) в 24-й раз проходила ^ч ежегодная Европейская летняя школа по логике, языку и информации. ESSLLI - одно из самых масштабных междисциплинарных евро-

пейских образовательных мероприятий в области философии, логики, лингвистики, математики и информатики. В нем регулярно принимает участие множество студентов, аспирантов и молодых ученых со всего мира.

В рамках школы читаются самые разные курсы по перечисленным выше дисциплинам как известными, так и молодыми специалистами. Две недели, в течение которых проходит школа, разделены на две части, по одной неделе каждая - именно столько длится один курс. Полуторачасовые лекции по каждому курсу проходят один раз в день, пять дней в неделю. В день можно прослушать 4 лекции. Таким образом, один участник может за две недели пройти 8 разных курсов. Такой плотный график, разумеется, позволяет студенту, посещающему все занятия, в полной мере овладеть материалом, обсуждающимся в каждом курсе. Однако задача данной летней школы в этом и не заключается: здесь не задают домашнего задания и не ставят оценки. ESSLLI представляет собой скорее большой фестиваль науки, где каждый участник может не только познакомиться с новыми для себя темами, послушать интересных преподавателей и обрести серьезный задел для дальнейшей работы, но и просто пообщаться с коллегами, завязать новые контакты, выступить со своим собственным докладом и, наконец, просто приятно и содержательно провести время.

Общее число читавшихся курсов в рамках ESSLLI-2012 переваливает за 50, и желающие получить более подробную информацию об этом мероприятии, по-видимому, должны самостоятельно обращаться к материалам, выложенным в сети Интернет. Однако среди наиболее релевантных для проблематики философии языка лекционных курсов и семинаров в этом коротком обзоре хотелось бы отметить следующие.

Э. Майер. «Семантика сообщений о верованиях» (E. Maier. The Semantics of Attitude Reports). Курс был посвящен проблемам современного философского и лингвистического анализа классической философско-языковой проблемы семантики контекстов пропозициональных установок. Помимо общего фундаментального обзора ключевых концепций таких философов, как Г. Фреге, Б. Рассел, У. Куайн, Д. Льюис, Д. Каплан, Дж. Перри, в содержание курса входило рассмотрение вклада, который в анализ данной проблематики был сделан такими логиками и лингвистами, как Ж. Фодор, X. Камп, И. Хайм, Ф. Шленкер, и др. В частности, большое внимание было уделено анализу наиболее сложных проблем, связанных с этими контекстами, посредством аппарата динамической семантики X. Камп, И. Хайм, ^ Э. Майера и др. И

Р. Мускенс. «Логика для лингвистов и философов» (R. Muskens. Logic for Linguists and Philosophers). Данный во многом вводный курс, читавшийся одним из наиболее известных мировых специалистов по философской лингвистике, обращал на себя внимание тем, что в нем

было показано, как знакомство с проблемами, общими для логики, философии и лингвистики, может быть полезно для специалистов по каждой из этих дисциплин в решении тех «внутренних», не междисциплинарных проблем, с которыми они могут столкнуться.

К. Пиньон. «Читая Монтегю» (С. Piñón. Reading Montague). Данный курс выделялся на фоне остальных потому, что не был обзорным или общеознакомительным, а, наоборот, предполагал тщательное и дотошное прочтение одной (наиболее сложной и при этом наиболее влиятельной) статьи Р. Монтегю - «Proper Treatment of Quantification in Ordinary English». Такая подробная и сфокусированная работа, проводимая в рамках курса одного из ведущих специалистов по дисциплине (а не аспирантом в рамках стандартного семинара), по признанию многих, дала им возможность изучить важный классический текст с тщательностью, которой они вряд ли достигли бы самостоятельно.

С. Флорио и О. Линнебо. «Множественное число в семантике и философской логике» (S. Florio and O. Linnebo «Plurals in Semantics and Philosophical Logic»). Данный курс был посвящен введению в проблематику, которая долгое время обделялась вниманием в фило-софско-языковых исследованиях. Бум в исследовании произошел лишь в последние десятилетия. Авторы курса, предложив общий взгляд на семантику именных групп во множественном числе на материалах работ Б. Рассела и У. Куайна, посвятили основную его часть обсуждению современных проблем и парадоксов, связанных со считающимся стандартным мереологическим подходом Дж. Линка, и предлагаемых современных философских альтернатив семантике Линка.

Ф. Мольтман. «Тропы, события и состояния в семантике естественного языка» (F. Moltmann. Tropes, Events, and States in the Semantics of Natural Language). Курс также был посвящен не самой магистральной для философии языка и поэтому интересной теме - семантике тропов. Тропы, т.е. выражения типа «краснота этого свитера», известны еще со времен Аристотеля. Обычно они противопоставляются универсалиям, которые могут быть присущи множествам предметов, тогда как тропы присущи только одному. Экспликация значения выражений, обозначающих тропы, как пыталась показать автор курса, требует применения самого сложного и самого современного аппарата формальной семантики.

Хотелось бы упомянуть курсы «First-Order Logic with Imperfect ^ Information» (A. Mann, G. Sandu); «Linguistic Applications of Mereology» П (L. Champollion); «Models of Computation» (R. Lubarsky) и открытую лекцию проф. Йохана фон Бентама «Вычисление как действие», вызвавшую, пожалуй, интерес наиболее широкой публики. ^ч В 2013 г. ESSLLI должна пройти с 5 по 16 августа в Дюссель-

дорфе.

Летняя школа по когнитивной науке и семантике -International Summer School in Cognitive Sciences and Semantics ISSCSS (http://www.lu.lv/isscss/) проходила в четвертый раз на базе Латвийского университета. Организатором школы выступает центр когнитивных исследований и семантики Латвийского университета. Каждый год в мероприятии принимают участие профессора европейского или американского университета. Данная школа имеет более выраженную философскую ориентацию, чем NYI и ESSLLI. Она организована как один курс, в рамках которого проводится 16 лекций приглашенных преподавателей на заданную тему. Обычно преподаватели представляют результаты своих собственных исследований. Школа завершается воркшопом и серией мини-симпозиумов, в рамках которых каждый участник может представить собственные исследования по данной теме. Участники школы отбираются на конкурсной основе (требуется представить свою статью по данной или смежной проблематике).

В рамках школы у каждого студента есть свой научный руководитель, который регулярно обсуждает со студентом его текущую работу. В конце школы студенты-магистранты и аспиранты имеют возможность сдать письменную работу и получить отзыв и оценку преподавателя.

В 2012 г. школа проходила с 8 по 18 июля в Пумпури (Юрмала), на побережье Балтийского моря. В качестве приглашенных организаторов выступили Эрнест Лепор (Ernest Lepore), Ратгерский университет, США, и Дэн Спербер (Dan Sperber), Центральный Европейский университет, Будапешт (Венгрия), и Национальный центр научных исследований, Париж (Франция). Заявленной темой была «Теории коммуникации». Для обсуждения были сформулированы следующие вопросы: какое лингвистическое знание и какие способы интерпретации необходимы для объяснения коммуникации? Предлагает ли теория релевантности достаточное объяснение? Может ли прагматический подход пролить свет на эволюцию коммуникации?

Курс предполагал краткое введение в формальные подходы к дискурсивной семантике (время и временная анафора, интонация и структура информации, речевые акты и риторические отношения), однако в основном он был сосредоточен на оценке границ возможностей применения формальных методов в исследовании дискурса - рассматривались сложные для формальных подходов примеры и случаи, такие, как метафора, юмор, ирония и поэзия. ^

В рамках лекций Э. Лепора и Мэттью Стоуна (Matthew Stone), И Ратгерский университет, рассматривались импликатуры и лингвистические правила. Авторы подвергли критике грайсианский подход к анализу импликатур, согласно которому участник коммуникации считывает импликатуры, опираясь на общие принципы

рациональности и кооперации. Они отстаивали тезис о том, что в большинстве случаев слушатель понимает, что имеет в виду говорящий, благодаря конвенции, связанной с некоторым конкретным выражением.

Дьердре Уилсон (Deirdre Wilson), Университетский колледж Лондона (Великобритания) и Дэн Спербер создали введение в знаменитую теорию релевантности, авторами которой они являются. Согласно этой концепции, значение предложения (его логическая форма) является фрагментарным и неполным. Прежде чем слушающий сможет считывать импликатуры, ему нужно заполнить пробелы в значении предложения. Разное заполнение в сочетании с разными контекстуальными допущениями будет давать разные импли-катуры. Цель слушающего состоит в том, чтобы найти наилучшую комбинацию эксплицитного содержания, контекста и импликатур. Для этого слушатель постепенно пересматривает возможные значения индексных выражений, импликатур, контекстуальных допущений до тех пор, пока не найдет достаточно релевантную интерпретацию в целом. Слушатель должен выбрать наименее затратный с точки зрения усилий способ понимания контекстуальных допущений говорящего.

Питер Лудлау (Peter Ludlow), Северо-Восточный университет, США, отстаивал свою новую концепцию динамического лексикона. Он подверг критике традиционную для теоретико-модельной семантики картину, согласно которой значение слова является данным и неизменным. Он анализирует несколько примеров, когда значения слов претерпевают изменения со временем («планета», «личность»). Он полагает, что значение каждого слова является неопределенным; даже в рамках одного диалога одно и то же слово может использоваться в разных значениях. Лудлау предлагает сформулировать некоторые принципы, которые ограничивают возможные изменения значения слова в рамках одного диалога. Эти ограничительные принципы объясняют возможность рациональной коммуникации и логических выводов.

Элизабет Камп (Elisabeth Camp), Университет Пенсильвании, США, представляла свои исследования по метафоре и вымыслу и возможностям стандартной пропозициональной модели объяснять эти случаи.

В 2011 г. приглашенным организатором школы был Бенж Хелли (Benj Hellie), Университет Торонто, Канада, а ее темой - «Дэвид ^ Льюис о языке и сознании».

И В 2013 г. Пятая международная летняя школа по когнитивной

науке и семантике пройдет 19-29 июля. Приглашенным организатором будет Барри Смит (Barry Smith), Институт философии, Лондон, темой - актуальная современная философии языка «Перцепция». Для обсуждения предлагаются следующие вопросы: как разные модаль-

ности восприятия (зрение, слух, обоняние, осязание) соотносятся друг с другом? Существует ли опыт, в котором разные модальности могут пересекаться или влиять друг на друга? Каково отношение между иллюзиями восприятия, галлюцинациями, восприятием и синестезией? Существует ли единство перцепций или первичными являются отдельные модальности? Можем ли мы воспринимать время или пространство?

Е 5

<9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.