Научная статья на тему 'Логическое мышление как ключевой психический процесс'

Логическое мышление как ключевой психический процесс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
965
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫШЛЕНИЕ / ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ / МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / THINKING / MENTAL PROCESSES / MENTAL OPERATIONS / MENTAL TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лящук Юлия Олеговна, Исаев Артём Геннадьевич

Данная статья посвящена вопросам роли логического мышления в развитии личности. Предметы и явления реального мира имеют такие свойства и отношения, познание которых осуществляется благодаря ключевым психическим процессам, таким как ощущение и восприятие. А также такими свойствами и отношениями, которые можно постичь лишь косвенно и благодаря обобщению, т.е. через мышление. Возможности глубокого и широкого познания мира способствует человеческому мышлению. Не требует доказательств того, что апельсин круглый, так как мы это видим благодаря анализатору. А вот радиус и окружность мы увидеть, услышать, почувствовать не можем, только можем вычислить. Такого рода понятие является опосредованным. Чувственной базой мышления являются ощущения, восприятие и представление. Посредством органов чувств в наш мозг поступает та или иная информация. Содержимое информации обрабатывается мозгом. Другой более усложнённой (логической) формой обработки информации будет являться деятельность мышления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGICAL THINKING AS A KEY PSYCHIC PROCESS

This article is devoted to the role of logical thinking in personality development. Objects and phenomena of the real world have such properties and relationships, the knowledge of which is realized through key mental processes, such as sensation and perception. As well as such properties and relationships that can only be comprehended indirectly and through generalization, i.e. through thinking. The possibilities of deep and wide knowledge of the world contribute to human thinking. It does not require evidence that the orange is round, as we see it thanks to the analyzer. But the radius and circumference we see, hear, feel we can’t, we can only calculate. This kind of concept is indirect. The sensory basis of thinking is sensation, perception and representation. Through the senses, this or that information enters our brain. The content of the information is processed by the brain. Another more complicated (logical) form of information processing will be the activity of thinking

Текст научной работы на тему «Логическое мышление как ключевой психический процесс»

УДК 159.9.07

ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК КЛЮЧЕВОЙ ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС Лящук Юлия Олеговна, доцент (e-mail: ularzn@mail.ru) Исаев Артём Геннадьевич, преподаватель СПО (e-mail: temka.isaev@mail.ru) Московский университет им. С.Ю. Витте, г.Рязань, Россия

Данная статья посвящена вопросам роли логического мышления в развитии личности. Предметы и явления реального мира имеют такие свойства и отношения, познание которых осуществляется благодаря ключевым психическим процессам, таким как ощущение и восприятие. А также такими свойствами и отношениями, которые можно постичь лишь косвенно и благодаря обобщению, т.е. через мышление. Возможности глубокого и широкого познания мира способствует человеческому мышлению. Не требует доказательств того, что апельсин - круглый, так как мы это видим благодаря анализатору. А вот радиус и окружность мы увидеть, услышать, почувствовать - не можем, только можем вычислить. Такого рода понятие является опосредованным. Чувственной базой мышления являются ощущения, восприятие и представление. Посредством органов чувств в наш мозг поступает та или иная информация. Содержимое информации обрабатывается мозгом. Другой более усложнённой (логической) формой обработки информации будет являться деятельность мышления

Ключевые слова: мышление, психические процессы, мыслительные операции, мыслительные задачи.

В психолого-педагогической литературе можно встретить различные определения понятия «мышления». Рассматривая понятие «мышление», следует выделить несколько точек зрения [2].

Мышление - это психический процесс, отражающий общую объективную действительность и составляющий высшую стадию людского познания [3].

Мышление является особым психическим процессом, оно несет в себе ряд непростых характеристик и признаков, таких как отражение действительности и опосредованное познание объективной реальности [6].

Еще одной важной отличительной особенностью мышления является то, что всегда осуществляется взаимосвязь мышления и решение какой-либо задачи, которая возникла в процессе познания или в практической деятельности [1].

Начало мышления осуществляется с поставленного вопроса, ответ на который и будет целью мышления. Что бы найти этот ответ, необходимо задействовать мыслительные операции. Таким образом, можно сделать

вывод, что мышление - это обобщенное отраженное и опосредованное познание действительности [4].

Если мы обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова, в таком случае мы узнаем, что мышление - это «способность человека рассуждать, представляющая собою процедуру отражения беспристрастной реальности в представлениях, предложениях, понятиях» [5].

Исходя из данного определения, можно сказать, что человек недостаточно бы имел представление об окружающем его мире, если бы его познание определялось лишь показаниями его анализаторов.

Возможности глубокого и широкого познания мира способствует человеческому мышлению. Не требует доказательств того, что апельсин -круглый, так как мы это видим благодаря анализатору. А вот радиус и окружность мы увидеть, услышать, почувствовать - не можем, только можем вычислить. Такого рода понятие является опосредованным [8].

Чувственной базой мышления являются ощущения, восприятие и представление. Посредством органов чувств в наш мозг поступает та или иная информация. Содержимое информации обрабатывается мозгом. Другой более усложнённой (логической) формой обработки информации будет являться деятельность мышления [7].

Для решения мыслительных вопросов человек думает, ищет, подводит итоги и делает выводы. С помощью этих данных сущность вещей и явлений, раскрывает законы и причинно-следственные взаимосвязи, после чего, на этой основе преобразует мир [9].

В работах А.Н. Леонтьева мышление предстает основным способом как решение задач, вопросов, проблем, которые всегда предстают перед людьми. Решение задач всегда должно дать человеку новые знания. При поиске решения той или иной задачи периодически бывает крайне сложно, поэтому мыслительная работа, как правило - деятельность интенсивная, требующая внимательного интереса, упорства.

Е.И. Рогов под мышлением понимает процедуру познавательной работы человека, характеризующийся общим и опосредованным отражением реальности [10].

Исходя от ощущений и восприятий, мышление, выходя за границы эмоционального данного, расширяет границы нашего познания в силу собственного нрава, позволяющего опосредственно (умозаключением) обнаружить то, что напрямую (восприятием) не дано.

А. В. Петровский устанавливает мышление как общественно определенный, целостно связанный с речью психический процесс поиска и открытия чего-то нового, до сих неизведанного, процесс опосредствованного и единого отражения действительности в ходе ее рассмотрения и синтеза. Мышление появляется при помощи практической работы из эмоционального постижения и далеко выходит за его границы [10].

С. Л. Рубинштейн позиционирует мышление как общее и опосредованное изучение объективной действительности.

В Российской педагогической энциклопедии под мышлением подразумевается «процесс познавательной активности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях».

В ходе мышления при связи внешних и внутренних раздражителей мозга у человека начинают функционировать временные нервные связи, которые являются физиологическими «шестерёнками» хода мышления. Любое мышление человека совершается в обобщениях, идя от частного к общему и от общего к частному, отмечает Л.М. Веккер [8].

Мышление человека способно находить не только случайные, но и существенные, важно необходимые связи, основанные реальных зависимостях, отделив их от каких-либо совпадений.

Более подробно мышление как процедура выступает при решении человеком какой-либо задачи. Этот путь решения можно распределить на 4 этапа:

- первый этап - возникший вопрос, затруднение, противоречие или проблема;

- второй этап - гипотеза, предложение или проект решения поставленной задачи;

-третий этап - применение решения;

- четвертый этап - проверка решения на практике и последующая его оценка.

Успех решения задачи зависит от того, как правильно осуществляются мыслительные операции, как используются формы и виды мышления.

К видам мышления относятся:

-наглядно-действенное;

-наглядно-образное;

-абстрактно-логическое.

Наглядно-образным мышлением предполагается такого рода тип мыслительного хода, который исполняется напрямую при восприятии окружающей действительности и без этого реализоваться никак не способен.

Наглядно-действенное же мышление, также является видом мышления. Только суть его уже, не много иная, она заключается в практически- преобразовательной деятельности, осуществление которой осуществляется уже с реальными предметами.

Абстрактно-логическое мышление совершается на базе абстрактных определений, которые фигурально не представляются.

Практическое мышление происходит на основе суждений и решений, основанных в постановлении фактических вопросов.

Теоретическое мышление - образуется на основе абстрактных рассуждений и заключений.

Индивид, при решении поставленной задачи использует логические рассуждения, подобным способом он задействует логическое мышление.

Предметы и явления реального мира имеют такие свойства и отношения, познание которых осуществляется благодаря ключевым психическим процессам, таким как ощущение и восприятие. А также такими свойствами и отношениями, которые можно постичь лишь косвенно и благодаря обобщению, т.е. через мышление. Таким образом, из проведённого анализа можно сделать вывод, что логическое мышление является одним из ключевых психических процессов.

Список литературы

1. Кострова Ю.Б. Проблемы информатизации общего образования в Рязанской области // Материалы международной научно-практической конференции «Информатизация населения и устранение цифрового неравенства как фактор социально-экономического развития региона». - Рязань: РИЭ НОУ ВПО СПбУУиЭ, 2015. С. 182186.

2. Кострова Ю.Б., Шибаршина О.Ю. Корпоративная социальная ответственность: учебное пособие. - Курск: ФГБОУ ВО ЮЗГУ, 2018. - 142 с.

3. Кострова Ю.Б., Шибаршина О.Ю. Формирование толерантной общественной среды через социальную интеграцию // Материалы Международной научно-практической конференции «Религия и общество: проблемы взаимодействия». - Казань: ООО «Бук», 2017. С. 21-23.

4. Лящук, Ю.О. Информационное пространство как фактор повышения качества жизни / Ю.О. Лящук // Материалы международной конференции «Информатизация населения, как фактор повышения качества жизни». - Рязань: Рязанский институт экономики СПбУУиЭ, 2013. - С. 157-161.

5. Лящук, Ю.О., Исаев, А.Г. Особенности организации работы с информационными потоками при проведении исследований методом опроса в социальных сетях / Ю.О. Лящук, А.Г. Исаев // Сборник статей ХУШ Международной научно-практической конференции «Социально-экономическое развитие России: проблемы, тенденции, перспективы» (25 июня 2019 года). - Издательство: Финансовый университет при Правительстве РФ, Курский филиал (Курск), 2019. - С. 160-162.

6. Туарменский В.В., Шибаршина О.Ю. Формирование личности Петра I // Донецкие чтения 2018: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: материалы III Международной научной конференции. Под общей редакцией С. В. Беспаловой. - 2018. - С. 156-158

7. Шибаршина О.Ю. Социальный институт высшего профессионального образования и его значение в процессе социализации личности // Актуальные проблемы среднего и высшего профессионального образования Сборник научных трудов. - 2016. - С. 160-164.

8. Кострова Ю.Б., Шибаршина О.Ю. Проблемы подготовки кадров для местного самоуправления // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2018. № 4 (20). С. 122-128.

9. Фомина Н.А., Мартынюк Е.Е. Ценностные ориентации в культуре современного общества // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Политология и социология. 2015. - № 2. - С. 96-98.

10. Фомина Н.А. Особенности свойств темперамента у девиантных подростков с различными типами личностной уверенности / Ленюшкин Н.Э., Фомина Н.А. // Материалы Международной научной конференции молодых ученых, студентов и аспирантов «Актуальные проблемы этнической, социальной и дифференциальной психологии». - 2012. С. 276-281.

Y.O. Lyashchuk, Associate Professor (e-mail: ularzn@mail.ru)

A.G. Isaev, teacher of the faculty of secondary vocational education (e-mail: temka.isaev@mail.ru)

Ryazan branch of the «Moscow University the name of S.Y. Witte» LOGICAL THINKING AS A KEY PSYCHIC PROCESS

Abstract. This article is devoted to the role of logical thinking in personality development. Objects and phenomena of the real world have such properties and relationships, the knowledge of which is realized through key mental processes, such as sensation and perception. As well as such properties and relationships that can only be comprehended indirectly and through generalization, i.e. through thinking. The possibilities of deep and wide knowledge of the world contribute to human thinking. It does not require evidence that the orange is round, as we see it thanks to the analyzer. But the radius and circumference we see, hear, feel - we can't, we can only calculate. This kind of concept is indirect. The sensory basis of thinking is sensation, perception and representation. Through the senses, this or that information enters our brain. The content of the information is processed by the brain. Another more complicated (logical) form of information processing will be the activity of thinking Key words: thinking, mental processes, mental operations, mental tasks.

УДК 504.03

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МНЕНИЯ ГРАЖДАН ОТНОСИТЕЛЬНО КАЧЕСТВА СРЕДЫ ОБИТАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ

ГОРОДА ЛЬГОВ) Некрасов Дмитрий Владимирович, студент, (e-mail: vip.fabba@mail.ru) Преликова Елена Анатольевна, к. соц. н., доцент (e-mail: elena_prelikova@bk.ru) Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия

В статье представлен анализ результатов авторского социологического исследования, проведённого среди граждан города Льгов, относительно качества среды их проживания.

Ключевые слова: социологический анализ, среда обитания, население, качество жизни, город.

Развитие современного общества неразрывно связано с необходимостью удовлетворения человечеством своих потребностей. Причём, согласно пирамиде А. Маслоу, происходит удовлетворение не только базовых, физиологических потребностей, находящихся у основания пирамиды, но и потребностей высшего уровня (верхушки пирамиды), заключающихся в самореализации и активном времяпрепровождении.

Стоит отметить, что высокие темпы урбанизации и развитие промышленной сферы влекут за собой экологические риски, которые способны отразиться на качестве жизни людей [1]. В российском законодательстве за-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.