Научная статья на тему 'Логический инкрементализм как метод управления современными организациями'

Логический инкрементализм как метод управления современными организациями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
961
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ / РАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ИНКРЕМЕНТАЛИЗМ / ЛОГИЧЕСКИЙ ИНКРЕМЕНТАЛИЗМ / СОЧЕТАНИЕ МЕТОДОВ МЕНЕДЖМЕНТА / УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ МЕНЕДЖМЕНТА / ENVIRONMENTAL UNCERTAINTY / RATIONAL APPROACH / INCREMENTALISM / LOGICAL INCREMENTALISM / A COMBINATION OF MANAGEMENT METHODS OR THEIR APPLICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горбунова А.Ю.

Количество изменений, происходящих во внутренней и внешней среде организаций, увеличивается с каждым годом. И предвидеть их становится все труднее. Поэтому умение осуществлять деятельность в условиях неопределенности жизненно важно для современный организаций. В современном менеджменте господствует классический рациональный подход, связанный с моделированием, прогнозированием будущей ситуации, составлением планов, их корректировкой с учетом появления непредвиденных обстоятельств, реализацией этих планов. Но рациональный подход все чаще становится неприменим на практике: все хуже внешняя среда поддается прогнозированию. В этих условиях менеджерам приходится прибегать, зачастую неосознанно, на уровне интуиции, к методу инкрементализма и его разновидности логическому инкрементализму. Использование этого метода предусматривает определенную реструктуризацию предприятия. Оно должно иметь производственные, ресурсные «буферы», гибкую систему управления. Именно инкрементализм, несмотря на всю неоднозначность этого подхода и сложность его применения, позволяет управлять организациями в условиях неопределенности. Мы считаем, что научное применение метода логического инкрементализма, его правильное сочетание с рациональным подходом позволят современным организациям достигать своих целей в условиях нестабильной и малопредсказуемой внешней среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Logical incrementalism as a method of modern organizations’ management

A number of changes which occur in internal and external environment of modern organizations are growing year by year. However it is coming more difficult to predict them. That is why an ability to carry out activity in the conditions of uncertainty is important for modern organizations. In the modern management the classical rational approach dominates, it is connected with modeling, forecasting of future situations, drawing of plans, their correction taking into account appearance of unpredicted circumstances and realization of these pans. But in reality the rational approach is becoming useless: external environment is unpredictable. In these conditions managers have to use a method of incrementalism and its kind logical incrementalism. An application of this method foresees an exact reorganization of enterprise. It must have manufacturing, resource “buffers” and flexible system of management. Exactly incrementalism, despite its diversification and hardness to use, allows managing organizations in conditions of uncertainty. The author believes that scientific application of logical incrementalism method, its right combination with rational approach will allow modern organization to reach goals in conditions of instable and unpredictable external environment.

Текст научной работы на тему «Логический инкрементализм как метод управления современными организациями»

А.Ю. Горбунова, канд. экон. наук, доцент, кафедра антикризисного управления, оценки бизнеса и инноваций, Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Россия, Gorbunova-Alla@mail.ru

ЛОГИЧЕСКИЙ ИНКРЕМЕНТАЛИЗМ КАК МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Количество изменений, происходящих во внутренней и внешней среде организаций, увеличивается с каждым годом. И предвидеть их становится все труднее. Поэтому умение осуществлять деятельность в условиях неопределенности жизненно важно для современных организаций. В современном менеджменте господствует классический рациональный подход, связанный с моделированием, прогнозированием будущей ситуации, составлением планов, их корректировкой с учетом появления непредвиденных обстоятельств, реализацией этих планов. Но рациональный подход все чаще становится неприменим на практике: все хуже внешняя среда поддается прогнозированию. В этих условиях менеджерам приходится прибегать, зачастую неосознанно, на уровне интуиции, к методу инкремента-лизма и его разновидности - логическому инкрементализму. Использование этого метода предусматривает определенную реструктуризацию предприятия. Оно должно иметь производственные, ресурсные «буферы», гибкую систему управления. Именно инкремен-тализм, несмотря на всю неоднозначность этого подхода и сложность его применения, позволяет управлять организациями в условиях неопределенности. Мы считаем, что научное применение метода логического инкрементализма, его правильное сочетание с рациональным подходом позволят современным организациям достигать своих целей в условиях нестабильной и малопредсказуемой внешней среды.

Ключевые слова: неопределенность внешней среды, рациональный подход, инкремента-лизм, логический инкрементализм, сочетание методов менеджмента, условия применения методов менеджмента.

Большинство специалистов в области менеджмента признают тот факт, что современные организации вынуждены работать в условиях высокодинамичных непредсказуемых изменений внешней среды. По отношению к ее динамике все чаще применяются такие термины, как «неожиданность», «неопределенность», «непредсказуемость», «хаотичность». Нелегко предвидеть и изменения, происходящие внутри компании, так как организация является сложной, открытой, самообучающейся системой, развитие которой далеко не всегда подчиняется управленческим воздействиям.

Многие отечественные и зарубежные ученые ищут новые методы, концепции, теории управления, которые позволили бы современным организациям быть гибкими, адаптивными, а в конечном итоге - прибыльными, работая в условиях неопределенности. К ним относятся такие гуру менеджмента, как П. Друкер, М. Портер, А. Т. Зуб, М.В. Локтионов, О.С. Виханский, А.И. Наумов, которые изучают, в частности, возможности применения в менеджменте инкрементализма наряду с рациональным подходом1.

Целью представленного исследования является изучение возможности использо-

вания метода логического инкрементализма при управлении организацией, работающей в условиях неопределенности.

Логический инкрементализм, инкре-ментализм (частный ин- -крементализм). Основателем метода логического инкрементализма является Дж. Куинн. В 1980 году вышла его книга «Стратегия перемен: логический инкрементализм»2, которая _

послужила началом для целого ряда исследований, образовавших новое направление в менеджменте. В свою очередь, появлению логического инкремен-тализма предшествовал инкрементализм, или, по терминологии Г. Минцберга, «частный инкрементализм»3. Его родоначальником является профессор политологии Йель-ского университета Ч. Линдблом, который в 1960-х годах сформулировал методологические принципы этой концепции4. И хотя Ч. Линдблом в своих работах рассматривает преимущественно проблемы, стоящие перед административными, политическими системами, его идеи, развитые и дополненные,

Нелегко предвидеть и изменения, происходящие внутри компании,

так как организация является сложной, открытой, самообучающейся системой, развитие которой далеко не всегда подчиняется управленческим воздействиям.

оказались применимы и по отношению к организациям.

Метод инкрементализма описывается как «серийный», «коррективный» и «фрагментарный» процесс, когда решения принимаются в виде «заметок на полях» и скорее для разрешения проблем, чем для использования возможностей; при всем том конечным целям и взаимосвязям между отдельными решениями уделяется чрезвычайно мало внимания5. Этот метод имеет существенные недостатки, отмеченные нами в статье «Применение инкрементализма в менеджменте как ответ на усиливающуюся неопределенность внешней и внутренней среды организа-ции»6. Но несмотря на это, он все шире начинает применяться на практике. Это объясняется тем, что современным управленцам очень часто приходится принимать решения в условиях неопределенности, когда невозможно поставить четкие цели и разработать стабильные планы по их достижению. На фоне неработающего рационально-

го подхода ярко проявляются преимущества инкрементализма7:

— подход применим в условиях неопределенности, так как предполагает устранение только очевидных недостатков с помощью небольших изменений;

— метод исключает большие риски. Планируются только небольшие и кратковременные изменения, и если они неверны, то решения корректируются;

— частые и мелкие изменения можно применять при проведении радикальных изменений;

— инициирование изменений может начаться в любой подсистеме организации, на любом ее уровне. Необязательно ждать импульса «сверху», что делает организацию более адаптивной.

Основным недостатком инкремента-лизма является отсутствие четкого направления развития организации. Этот недостаток устраняет логический инкрементализм. Согласно ему, управление организацией осуществляется путем малых, но не независимых приращений. Менеджеры должны обеспечивать движение организации в нужном направлении и согласовывать действия ее подсистем.

Но выбор цели и воздействие на систему не могут быть такими жесткими, как при рациональном подходе, так как организация находится в условиях неопределенности.

Предлагаемый логическим инкремен-тализмом алгоритм управления является весьма примерным, при этом менеджер может переходить от этапа к этапу не последовательно, могут быть возвраты к более ранним стадиям. Все зависит от тех изменений, которые непредсказуемо происходят как во внешней среде, так и в самой организации. Алгоритм применения логического инкрементализма хорошо раскрыт в работе А.Т. Зуба, М.В. Локтионова «Стратегический менеджмент. Системный подход»8. В менеджменте логический инкрементализм должен дополнять рациональный подход: как только неопределен-

ность снимается, появляется возможность постановки четких целей, а не примерных целевых направлений, менеджеры могут с успехом применять рациональный подход.

В рамках реализации практических положений заявленной в названии статьи темы автор провел следующее исследование. В качестве объекта изучения было выбрано предприятие ООО «Ренессанс Косметик», расположенное в г. Барнауле Алтайского края, являющееся одним из крупнейших за Уралом производителем косметики, бытовой химии, автомобильного клининга. Выпускает более 500 наименований продукции. На предприятии 220 работающих9. Управление предприятием основывалось, в основном, на рациональном подходе с использованием метода экстраполяции. То есть достижения, полученные в предыдущем периоде, проецировались на будущее, при этом управленцы старались предвидеть грядущие изменения во внешней, внутренней среде и учитывать их в своих планах. При этом, безусловно, не все прогнозы сбывались, и предприятие постоянно пересматривало свои планы, неосознанно используя метод инкрементализ-ма. Но рациональный подход в управлении доминировал. Такой менеджмент позволял предприятию занимать определенную нишу на рынке и постепенно развиваться.

Но в 2014-2015 годах непредвиденные перемены, произошедшие на внутреннем и мировом рынках, оказались весьма существенными. От намеченных планов пришлось отказаться вовсе, а не дорабатывать их, как в предыдущих периодах. Возросшая неопределенность внешней среды сделала более актуальным применение инкрементализ-ма, чем рационального подхода.

Предприятие совершенно неожиданно для себя столкнулось со следующими проблемами:

— резкий рост себестоимость продукции по причине значительного удорожания импортных ингредиентов;

— снижение платежеспособности покупателей;

Предлагаемый логическим инкре-ментализмом алгоритм управления является весьма примерным, при этом менеджер может переходить от этапа к этапу не последовательно, могут быть возвраты к более ранним стадиям.

— значительное удорожание банковских иметь определенные возможности, касаю-

кредитов, что сделало получение заемных щиеся ресурсов, логистики, уровня иннова-

средств экономически невыгодным. ционности, степени гибкости организации,

Планы, разработанные на основе раци- ее культуры. ООО «Ренессанс Косметик»

онального подхода с помощью метода экстраполяции, оказались нежизнеспособными. Менеджменту организации пришлось прибегнуть к методу логического ин-крементализма: решать возникшие проблемы с помощью небольших приращений, методом проб и ошибок, сокращая риски проведения операций в нестабильной, непредсказуемой среде. При этом выбранное целевое направление было связано с сохранением объема продаж. При детализации данного целевого направления было принято решение, во-первых, о выводе продукции на новые территориальные рынки (отечественные и зарубежные), во-вторых, о привлечении новых сегментов покупателей на уже освоенных территориях.

В рамках расширения отечественного территориального рынка ООО «Ренессанс Косметик» в 2014 году начинает пробные продажи продукции в Крыму, расширяя их в 2015 году. Предприятие также работает над увеличением экспорта товаров. Прилагаются значительные усилия для продвижения продукции на рынки Казахстана, Узбекистана, Монголии, Киргизии, Китая, Белоруссии.

С целью привлечения новых сегментов покупателей предприятие расширяет ассортимент, выводит на рынок новые линейки товаров под соответствующими торговыми марками, адаптирует качество продукции и цены на нее к требованиям разных слоев населения. Эти процессы описаны нами в статье «Развитие промышленного предприятия в условиях антироссийских санкций»10.

Для использования метода логического инкрементализма недостаточно одного желания управленцев, предприятие должно

Возросшая неопределенность внешней среды сделала более актуальным применение инкре-ментализма, чем рационального подхода.

Для использования метода логического инкрементализма недостаточно одного желания управленцев, предприятие должно иметь определенные возможности, касающиеся ресурсов, логистики, уровня инновационности, степени гибкости организации, ее культуры.

во многом эти возможности имеет. Необходимые гибкость и адаптивность производства определяются наличием на предприятии полного производственного цикла; импортным высокопроизводительным оборудованием, позволяющим выпускать высококачественную продукцию широкого ассортимента; высококачественным сырьем, основу которого составляют экологически чистые и уникальные травы Алтая; имеющимися резервными мощностями. К концу 2015 года на предприятии была расширена и модернизирована логистическая подсистема, что позволило ускорить транспортировку, погрузку, разгрузку продукции, увеличить скорость и полноту обслуживания заказов, добиться 100% соблюдения договорных обязательств по поставке товара покупателям. Достаточный уровень инновацион-ности предприятию обеспечивает наличие высокотехнологичной научно-исследовательской лаборатории, позволяющей тестировать, улучшать имеющиеся рецептуры продукции. ООО «Ренессанс Косметик» обладает более чем тысячью сертифицированных рецептур, снабженных нормативно-технической документацией11.

Менеджеры ООО «Ренессанс Косметик» в условиях возросшей неопределенности внешней среды были вынуждены перейти от рационального подхода к методу логического инкрементализма при управлении предприятием. Использование метода проб и ошибок, небольших инкрементов позволило снизить риски проведения операций, выбрать правильные действия, адаптировать предприятие к возникшим переме-

нам, добиться сохранения объемов продаж на уровне 2013 года, выжить в непредсказуемо меняющейся среде.

Таким образом, цель исследования достигнута: доказана возможность использования метода логического инкрементализма в управлении организацией, работающей в условиях неопределенности.

Следовательно, при управлении современными предприятиями целесообразно использовать наряду с рациональным подходом метод логического инкрементализма, позволяющий организации найти правильные решения, работая в непредсказуемо меняющихся условиях, -'jjjj

Литература

1. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Вильямс, 2004. 272 с.; Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / пер. с англ. И. Минервина. М.: Альпина Паблишер, 2011. 454 с.; Зуб А.Т., Локтионов М.В. Стратегический менеджмент. Системный подход. М.: Генезис, 2011. 848 с.; Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: век XXI: сборник статей. М.: Инфра-М: Магистр, 2016. 352 с.

2. Quinn J. Strateegies for change: logical incremen-talism. Homewood, IL: Irwin, 1980.

3. Минцберг Г., Альстранд Б., Лампель Ж. Стратегическое сафари. Экскурсия по дебрям страте-

гического менеджмента. М.: Альпина Паблишер, 2012. 368 с.

4. Lindblom Ch. E. The science of muddling through // Public administration review. 1959. Vol. 19. № 2. Р. 79-88.

5. Минцберг Г., Альстранд Б., Лампель Ж. Стратегическое сафари. Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента. М.: Альпина Паблишер, 2012. 368 с.

6. Горбунова А.Ю. Применение инкрементализма в менеджменте как ответ на усиливающуюся неопределенность внешней и внутренней среды организации // Известия Алтайского государственного университета. 2006. № 2. С. 24-30.

7. Там же.

8. Зуб А.Т., Локтионов М.В. Стратегический менеджмент. Системный подход. М.: Генезис, 2011. 848 с.

9. Официальный сайт ООО «Ренессанс Косметика» [Электронный ресурс]. URL: http://ren-cosm. ru (дата обращения: 20.03.2016).

10. Горбунова А.Ю., Соколова К. С. Развитие промышленного предприятия в условиях антироссийских санкций [Электронный ресурс] // Novalnfo. Ru. 2016. № 40. URL: http://novainfo.ru/archive/40/ razvitie-v-usloviyakh-antirossiyskikh-sanktsiy (дата обращения: 20.03.2016).

11. Официальный сайт ООО «Ренессанс Косметика» [Электронный ресурс]. URL: http://ren-cosm. ru (дата обращения: 20.03.2016).

LOGICAL INCREMENTALISM AS A METHOD OF MODERN ORGANIZATIONS' MANAGEMENT

A.Y. Gorbunova, Candidate of Economics, Docent, The department of anti-crisis management, business assessment and innovations,

Altai State University, Barnaul, Russia, Gorbunova-Alla@mail.ru

A number of changes which occur in internal and external environment of modern organizations are growing year by year. However it is coming more difficult to predict them. That is why an ability to carry out activity in the conditions of uncertainty is important for modern organizations. In the modern management the classical rational approach dominates, it is connected with modeling, forecasting of future situations, drawing of plans, their correction taking into account appearance of unpredicted circumstances and realization of these pans. But in reality the rational approach is becoming useless: external environment is unpredictable. In these conditions managers have to use a method of incrementalism and its kind - logical incrementalism. An application of this method foresees an exact reorganization of enterprise. It must have manufacturing, resource "buffers" and flexible system of management. Exactly incrementalism, despite its diversification and hardness to use, allows managing organizations in conditions of uncertainty. The author believes that scientific application of logical incrementalism method, its right combination with rational approach will allow modern organization to reach goals in conditions of instable and unpredictable external environment.

Key words: environmental uncertainty, a rational approach, incrementalism, logical incrementalism, a combination of management methods or their application.

References

1. Drucker P. F. Zadachi menedzhmenta v XXI veke [Management challenges for the twenty-first century]. Moscow, Vil'iams Publ., 2004. 272 p.; Porter M. Konkurentnaia strategiia: Metodika analiza otraslei i konkurentov [Competitive strategy: Methods analyzing industries and competitors]. Moscow, Al'pina Pablisher Publ., 2011. 454 p.; Zub A.T., Lok-tionov M.V. Strategicheskii menedzhment. Sistem-nyi podkhod [Strategic management. A systematic approach]. Moscow, Genezis Publ., 2011. 848 p.; Vikhanskii O.S., Naumov A.I. Menedzhment: vek XXI: sbornik statei [Management: XXI century: collection of articles]. Moscow, Infra-M: Magistr Publ., 2016. 352 p.

2. Quinn J. Strateegies for change: logical incrementalism. Homewood, IL: Irwin, 1980.

3. Mintsberg G., Al'strand B., Lampel' Zh. Stra-tegicheskoe safari. Ekskursiia po debriam strate-gicheskogo menedzhmenta [Strategic Safari. Tour the wilds of strategic management]. Moscow, Al'pina Pablisher Publ., 2012. 368 p.

4. Lindblom Ch. E. The science of muddling through. Public administration review, 1959, vol. 19, no. 2, pp. 79-88.

5. Mintsberg G., Al'strand B., Lampel' Zh. Strategicheskoe safari. Ekskursiia po debriam strategicheskogo menedzhmenta [Strategic Safari. Tour the wilds of strategic management]. Moscow, Al'pina Pablisher Publ., 2012. 368 p.

6. Gorbunova A.Iu. Primenenie inkrementalizma v menedzhmente kak otvet na usilivaiushchuiusia neopredelennost' vneshnei i vnutrennei sredy organizatsii [The use of incrementalism in the

management as a response to the heightened uncertainty external and internal environment of the organization]. Izvestiia Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta - News of Altai state University, 2006, no. 2, pp. 24-30.

7. Gorbunova A.Iu. Primenenie inkrementalizma v menedzhmente kak otvet na usilivaiushchuiusia neopredelennost' vneshnei i vnutrennei sredy organizatsii [The use of incrementalism in the management as a response to the heightened uncertainty external and internal environment of the organization]. Izvestiia Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta - News of Altai state University, 2006, no. 2, pp. 24-30.

8. Zub A.T., Loktionov M.V. Strategicheskii menedzhment. Sistemnyi podkhod [Strategic management. A systematic approach]. Moscow, Genezis Publ., 2011. 848 p.

9. Ofitsial'nyi sait OOO «Renessans Kosmetik» [Official website of LLC "Renaissance Cosmetics"]. Available at: http://ren-cosm.ru (accessed 20.03.2016).

10. Gorbunova A.Iu., Sokolova K.S. Razvitie pro-myshlennogo predpriiatiia v usloviiakh antiros-siiskikh sanktsii [The development of industrial enterprise in the conditions of anti-Russian sanctions]. NovaInfo.Ru, 2016, no. 40. Available at: http://novainfo.ru/archive/40/razvitie-v-usloviyakh-antirossiyskikh-sanktsiy (accessed 20.03.2016).

11. Ofitsial'nyi sait OOO «Renessans Kosmetik» [Official website of LLC "Renaissance Cosmetics"]. Available at: http://ren-cosm.ru (accessed 20.03.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.