Научная статья на тему 'Логическая и лингвистическая сущность категории модальности'

Логическая и лингвистическая сущность категории модальности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3183
396
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ МОДАЛЬНОСТЬ / ЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ МОДАЛЬНОСТИ / МОДАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ / LANGUAGE MODALITY / LOGICAL MODALITY CATEGORY / MODAL MEANINGS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Алсынбаева Р. Г.

В статье говорится о семантической категории модальности, которая выражает отношение говорящего к содержанию его высказывания, целевую установку речи, соотнесенность высказывания с действительностью. Эта проблема имеет существенное значение не только для лингвистики, но и для логики, так как категория модальности принадлежит к той области языковых явлений, где их связь с логическим строем мышления оказывается наиболее непосредственной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGICAL AND LINGUISTIC ESSENSE OF MODALITY

The article is devoted to one of the most important issues of modern linguistic theory as to the category of modality. The article deals with the semantic category of modality that expresses the speaker’s attitude to the content of his utterance, the purpose of the speech and correlation with reality. This issue is topical not only for linguistics but for logics as well, as this category belongs to the field of linguistic phenomena, where logical thinking is directly connected with the category of modality. The author analyzes different approaches to defining modalities existing in linguistics and logics, singles out and describes the types of modal meanings.

Текст научной работы на тему «Логическая и лингвистическая сущность категории модальности»

УДК 81’37

ЛОГИЧЕСКАЯ И ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИИ МОДАЛЬНОСТИ

© Р. Г. Алсынбаева

Нефтекамский филиал Башкирского государственного университета Россия, Республика Башкортостан, 452681 г. Нефтекамск, ул. Трактовая, 1.

Тел./факс: + 7 (34783) 235 80.

E-mail: [email protected]

В статье говорится о семантической категории модальности, которая выражает отношение говорящего к содержанию его высказывания, целевую установку речи, соотнесенность высказывания с действительностью. Эта проблема имеет существенное значение не только для лингвистики, но и для логики, так как категория модальности принадлежит к той области языковых явлений, где их связь с логическим строем мышления оказывается наиболее непосредственной.

Ключевые слова: языковая модальность, логическая категория модальности, модальное значение.

Модальность представляет собой один из феноменов, которые наряду с бесспорностью своего существования в языке постоянно ускользают от более или менее четкого определения. Само понятие модальности охватывает широкий ареал явлений, служащих объектом изучения не только в различных отраслях лингвистики, но и в других науках, в первую очередь, философии и логике.

Языковая модальность есть отражение и выражение отношений языкового мира, это комплексная категория, включающая некую совокупность содержательных значений, выражаемых элементами разных языковых уровней, которые имеют синтаксические функции как элементы структуры предложения, но не сводятся к ним. «Конституенты функционально-семантической подсистемы модальности, - отмечает Е. И. Беляева, - образуют систему языковых вариантов, “языковой репертуар” категории, из которого говорящий черпает формы выражения модальных отношений в процессе общения» [1, с. 3].

В «Лингвистическом энциклопедическом словаре» модальность квалифицируется как «функционально-семантическая категория, выражающая разные виды отношения высказывания к действительности, а также разные виды субъективной квалификации сообщаемого» [2, с. 320].

Понятие модальности и сам термин «модальность» находят различную трактовку в учении о языке. Ассоциируясь с логической категорией модальности, эта языковая категория трактуется некоторыми учеными как сугубо логическая категория. Грамматическая категория модальности, конечно, тесно связана с соответствующей категорией логики. В основе деления логических суждений по модальности, т.е. по характеру отношения между признаками и предметами, лежит принцип реальности и нереальности связей между его двумя компонентами. Суждение, как известно, есть «утверждение или отрицание чего-либо» [3, с. 6]. При помощи суждения «...посредством утверждения или отрицания для человеческого ума раскрывается наличие

или отсутствие того или иного признака или признаков у предмета, явления» [4, с. 16]. Отражая связи и отношение предметов и явления реального, объективного мира, суждение как форма мышления способно фиксировать в себе определенные оттенки связей между предметом и признаком. «Давая в суждении ту или иную характеристику предмета, мы либо просто констатируем факт принадлежности (непринадлежности) указанного в предикате признака предмету, либо же уясняем также и то, является ли указанный признак таким, который относится к предмету суждения как нечто или возможное или необходимое. В соответствии с этим суждения по характеру отношения между предметом и признаком предмета делятся на суждения:

1) действительности, 2) возможности, 3) необходимости» [3, с. 96].

Предложение, которое является языковой формой выражения суждения, естественно отражает в себе специфику связей и отношений членов суждения, и отражение это находит свое выражение в языковой категории модальности. Однако модальность в языке многими своими особенностями отличается от модальности в логике. Если модальность в логике определяется характером отношения между признаком и предметом, то в языке модальность выступает как оценка соотнесенности всего высказывания с реальной действительностью с точки зрения говорящего лица.

«Конечно, модальность высказывания в языке в какой-то степени связана с характером логической модальности, т.е. характером отношений между предметом и признаком суждения, однако в языке эти отношения не находят своего адекватного отражения уже хотя бы потому, что понятие признака в логике намного шире понятия признака в грамматике. Сам характер модальности в логике же всегда соответствует характеру аналогичной модальности в языке» [5, с. 31]. Как известно, модальность является необходимым признаком любого предложения в языке. «Каждое предложение включает в себя, как существенный конструктив-

ный признак, модальное значение, т.е. содержит указание на отношение к действительности» [6, с. 41]. Поскольку модальность является признаком любого высказывания в языке, т.е. поскольку она характеризует любое предложение, независимо от его функциональной целенаправленности, постольку задачи и функции языковой модальности намного шире задач таковых в области логики, где по модальному признаку дифференцируются различные суждения, находящие свое выражение лишь в повествовательных предложениях.

Таким образом, модальность в логике и языковая модальность, будучи очень тесно связаны генетически, тем не менее, резко отличаются друг от друга, как по своему общему, так и по своим отдельным значениям. Язык, призванный выполнять в обществе чисто коммуникативные функции и служить таким образом орудием общения человека, уже по одному этому должен выражать намного более широкий объем модальных значений, включающих в себя порой даже различные эмоционально-экспрессивные и другие оттенки высказывания. И сообразно своим функциям язык создает на базе своих лексико-грамматических закономерностей дополнительные категории, призванные выражать те значения и семантические нюансы высказывания, от которых логика отвлекается, которые логика на сегодняшний день не учитывает и не фиксирует в форме своих логических категорий.

Выражая модальные значения, генетически связанные с категориями логической модальности, язык не только привносит дополнительные оттенки и нюансы в языковые выразители этих категорий, но, расширяя границы модальных знаний, создает новые формы, выражающие различные виды модальности, не зафиксированные в логике. «Если логика удовлетворяется тремя видами модальности (возможность, действительность, необходимость), то лингвистика обязана выделить на основании изучения семантики языковых форм отграниченные внутри себя различные степени этих категорий, правильно распределив их в пределах общих категорий» [7, с. 97].

Благодаря чрезвычайно широкому диапазону этой категории, модальность понимается и определяется учеными самым различным образом. В отечественном языкознании концепция модальности как важная семантическая категория, раскрывающая отношение содержания предложения (высказывания) к действительности, была впервые сформулирована и изложена применительно к современному русскому языку академиком В. В. Виноградовым. Им же была суммарно очерчена их функциональная иерархия [6, с. 38-87]. В зарубежном языкознании начальный этап в изучении данной категории связан с именем французского лингвиста Ш. Балли, сделавшего принципиально важное замечание о том, что «нельзя придавать значение предложения высказыванию, если в нем не об-

наружено хоть какое-либо выражение модальности» [8, с. 44]. Именно Ш. Балли принадлежит выделение в смысловой структуре предложения дик-тума (объективной семантической константы), ставшего в дальнейшем основным для различения двух типов модальности - объективной и субъективной.

Бесспорная значимость роли категории модальности в формировании высказывания послужила толчком для ее активного изучения в последующие годы, как в отечественной, так и в зарубежной лингвистике, а сложность и многоаспект-ность ее содержательной природы способствовала появлению самых различных точек зрения относительно семантического объема данной категории. Все многообразие данных точек зрения можно свести к двум, различающимся по степени широты подхода в трактовке модальности.

Согласно первому, узкому подходу, языковая модальность понимается как прямая аналогия модальности суждения; будучи семантической категорией, она «реализуется во всем составе предложения и не накладывает каких-либо особых признаков на структуру предложения». Данная точка зрения не имеет широкого распространения, ибо она сводит языковую модальность к логической модальности суждения, ограничивая ее выделяемыми в формальной логике значениями возможности, необходимости и действительности [7, с. 94-98].

Согласно второму, широкому подходу (идущему от Ш. Балли и В. Виноградова), в содержательный объем модальности включаются значения реальности/нереальности, утверждения/отрицания, достоверности, вероятности, необходимости, возможности, желательности, а также значения побуждения и волеизъявления [9, с. 25].

Подобная широта в подходе к пониманию семантического объема модальности закономерно приводит исследователей к попыткам ограничить или упорядочить комплекс значений, входящей в ее состав, установить структурно-функциональную иерархию отдельных семантических пластов модальности в содержательной структуре предложения. Значительный шаг на этом пути сделала Г. А. Золотова, которая, опираясь на концепцию модальности, предложенную В. В. Виноградовым, выделяет три аспекта модальных отношений: 1) отношение содержания высказывания к действительно -сти в плане его реальности/ирреальности с точки зрения говорящего - объективная модальность; 2) отношение говорящего к содержанию высказывания плане его достоверности/недостоверности -субъективная модальность; 3) отношение между субъектом действия (носителем признака) и действием (предикативным признаком) - по терминологии автора, внутрисинтаксическая модальность. При этом первый план модальности Г. А. Золотова считает обязательным, конструктивным признаком

предложения, определяющим его модальную характеристику, а значения данного модального плана рассматривает в качестве инвариантных [10, с. 140-157].

Указанная классификация (в некоторых случаях с небольшими коррективами в наименованиях отдельных модальных аспектов) получила поддержку и развитие у многих исследователей.

Как уже отмечалось, большое внимание на развитие теории модальности оказало исследование академика В. В. Виноградова, который рассматривал модальность как семантическую категорию широкого объема. Он включил в нее 5 значений, а именно: 1) значения, относящиеся к целевой установке говорящего (или к коммуникативной функции высказывания); 2) оценка говорящим содержания пропорции с точки зрения реальности/нереальности (гипотетичность, потенциальность и т.д.); 3) оценка говорящим пропозиционного действия с точки зрения его возможности, необходимости, желательности для субъекта пропозиции; 4) значения утверждения/отрицания; 5) оценочные значения двух типов: а) оценка говорящим события, названного в качестве возможного, необходимого или желательного; б) оценка говорящим степени его уверенности в достоверности сообщаемого. Существует еще одно значение модальности, а именно эмоциональное или качественная оценка говорящим [6, с. 66].

Отечественные лингвисты Н. Д. Арутюнова, О. И. Москальская, В. Г. Гак, Ю. С. Блок также определяют модальность как отношение говорящего к действительности, выделяя при этом эмоционально-экспрессивный план.

При изучении модальности Н. Арутюнова, например, большое значение придает семантическому подходу. В центре ее исследования находятся глаголы с их значениями, которые она делит на три группы, обозначающие: 1) статическую ситуацию:

2) процесс; 3) события [11, с. 9].

В работах О. И. Москальской при изучении модальности учитывается контекстное окружение и речевая ситуация, то есть моменты собственно текстовые [12, с. 117].

Рассматривая модальность как языковую и логическую категории, как «отношение говорящего к действительности», В. Г. Гак указывает на различие этих категорий. Так, в логической модальности находят отражение необходимые, действительные или возможные связи, существующие между предметами и явлениями реальной действительности и не зависящие от оценки говорящего субъекта. Языковая же модальность получает адекватное определение только в том случае, если учитывается соотнесенность данной категории с говорящим субъектом [13, с. 127-132].

Ю. С. Степанов связывает категорию модальности с говорящим субъектом, определяя модальность с позиции семиологической грамматики как

«представления действительности с точки зрения субъекта речи - “я” говорящего» [14, с. 241].

Определяя модальность как «семантику отношения денотатов к действительности, М. Я. Блох указывает, что модальность может «выявляться как в области грамматико-строевых элементов языка, так и в области его лексико-номинативных элементов». Он связывает модальность с проявлениями различных эмоций чувств и оценок [15, с. 98].

Для Т. П. Ломтева модальность предложения является категорией грамматической, и средствами ее выражения служат различные модели построения предложений, а не различия в формах глагольных окончаний. Он различает два типа модальности, в зависимости от наличия или отсутствия отношения говорящего к истинности или ложности высказывания. Это модальность полной или ослабленной уверенности и модальность нейтральности. Средством выражения модальности полной или ослабленной уверенности являются модели предложения, содержащие вводные слова и выражения: Он, кажется, много читает. Модальность нейтральности характеризуется отсутствием в моделях предложений модальных слов и выражений: Он много читает [16, с. 118].

Приведенные и подобные попытки конкретизировать и иерархически упорядочить комплекс модальных значений предложения в известной степени способствуют уточнению семантической природы модальности, но вместе с тем отсутствуют не вполне решенным ряд относящихся к ней важных вопросов. Так, прослеживается стремление проводить анализ языковой категории модальности в непосредственной связи с логической модальностью и той формой мышления, которой она свойственна, т.е. суждением. Однако вопрос о характере взаимоотношений языковой модальности и модальности суждения является дискуссионным. Некоторыми учеными, например, данные модальности отождествляются. В частности, Г. В. Колшан-ский ограничивает модальность значениями возможности, необходимости, действительности, выделяемыми в формальной логике [7, с. 34-45]. Этому подходу противостоит точка зрения В. З. Панфилова, содержащая более широкое понимание характера связи языковой и логической модальностей. Он выделяет применительно к языку в качестве бесспорно модальных два типа значений: объективную (онтологическую) и субъективную (пер-суазивную) модальности [17, с. 39].

Итак, рассмотрев различные точки зрения на модальность логиков и лингвистов, можно констатировать, что и те и другие выделяли одни и те же категории модальности, а именно: объективную и субъективную, но по-разному их толковали. Логики расценивали модальность как «истину» и «ложь», то есть то, что реально и ирреально. А лингвисты рассматривали модальность как отношение говорящего к действительности. При этом разные

авторы, каждый по-своему, определяли понятие модальности. В целом, точки зрения исследователей совпадают в том, что модальность «принадлежит к числу основных категорий языка, то есть является языковой универсалией, и выражает различные виды отношений высказывания к действительности» [2, с. 303].

Модальность, таким образом, определяется как «языковая категория, выражающая оценки говорящим способа существования связи между объектом действительности и его признаком (объективная модальность), а также степени познанности этой связи говорящим (субъективная модальность)» [1, с. 3]. При этом в пределах объективной модальности принято выделять собственно алети-ческую модальность, выражающую признак, принадлежащие предметам и явлениям действительности и отраженные в сознании человека и деонтическую модальность, имеющую характер предписания со стороны соответствия каким-либо нормам [17, с. 37-48].

Категории модальности присуще постоянное совершенствование и пополнение все возрастающим числом единиц, выражающих отношение носителя языка, отправителя речи к форме и содержанию реализации знаками языка своей или трансформируемой мысли в процессе общения. В сферу модальности включаются слова-глаголы, краткие прилагательные и предикативы - своими лексическими значениями, выражающие возможность, желание, долженствование, необходимость или вынужденность и т.д.; это такие слова, как можно, нельзя, надо, нужно, необходимо, может, желает, надлежит. Предложения, содержащие такие модально значимые слова, находятся в системных, формальных и семантических соотношениях с теми формами предложений, которые синтаксически выражают объективно-модальные значения, близкие к лексической семантике перечисленных слов.

Таким образом, модальность - это соотнесенность содержания высказывания с объективной действительностью не в плане определения характера человеческих эмоций, а отношение содержания предложения к действительности в плане его реальности и нереальности, возможности и необходимости, а также побудительности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляева Е. И. Функционально-семантическое поле модальности в английском и русском языках. Воронеж: Изд-во Воро-нежск. ун-та, 1985. 180 с.

2. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 709 с.

3. Таванец П. В. Вопросы теории суждения. М.: Изд-во АН СССР, 1955. 194 с.

4. Попов П. С. Предложение и суждение // Вопросы синтаксиса современного русского языка. М.: Учпедгиз, 1950. С. 5-35.

5. Агазаде Н. К. К вопросу о категории наклонения и модальности в современном азербайджанском языке. Баку: Изд-во Акад. наук АзССР, 1965. 183 с.

6. Виноградов В. В. О категории модальности и модальных словах в русском языке // В. В. Виноградов. Избранные труды. Исследование по русской грамматике. М.: Наука, 1975. С. 53-87.

7. Колшанский К. В. К вопросу о содержании языковой категории модальности // Вопросы языкознания. 1961. №»1. С. 94-98.

8. Балли Ш. Общая лингвистка и вопросы французского языка. М.: Издательство иностранной литературы, 2001. 416 с.

9. Адамец П. Образование предложений из пропозиций в современном русском языке. Рюпа, 1978. 160 с.

10. Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М.: КомКнига, 2005. 350 с.

11. Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл. Логикосемантические проблемы. М.: Наука, 2003. 384 с.

12. Москальская О. И. Грамматика теста. М.: Высшая школа, 1981. 183 с.

13. Гак В. Г. Пространство вне пространства // Логический анализ языка. Языки пространств. М.: Наука, 2000. С. 127-134.

14. Степанов Ю. С. Имена, предикаты, предложения. Семиоло-гическая грамматика. М.: Наука, 1981. 361 с.

15. Блох М. Я. Вопросы изучения грамматического строя языка. М.: МГПИ, 1976. 108 с.

16. Ломтев Т. П. Структура предложения в современном русском языке. М.: МГУ, 1979. 198 с.

17. Панфилов В. З. Категория модальности и ее роль в консти-туировании структуры предложения и суждения // Вопросы языкознания. 1977. №»4. С. 37-48.

Поступила в редакцию 22.01.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.